Пушкин Демонион и аполлонические Дельфийские мисте
Мы все еще не оставили, фра, попытки определить того, кто околдовал Нашего Всего – А.С. Пушкина – по его Апокалипсису (Откровению) в двух посылках:
(а) - в Безверии:
Ум ищет божества
А сердце не находит
(б) – в Демоне:
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Датируется 1—8 декабря 1823 г., по другим данным написано в октябре — 10 ноября 1823 г. Опубл. впервые — в альманахе «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе». Часть III, М., 1824, с. 11—12 под заглавием «Мой демон». Ввиду неисправности текста «Мнемозины» напечатано вторично в альманахе «Северные цветы на 1825 год», СПб., 1824, с. 275—276
Я думаю этим «МОИМ» демоном или мировым духом был у Пушкина, если и не сам Аполлон Зевсович, то его агент
И дело тут не в том, что Аполлон был богом цеховым, т.е. не в привычке или традиции. Дело в посвящении тайнам = в посвященности великих избранников по Э. Шюре или М. Элиаде..
Где его можно найти?
У тех, кто родил мысль о Сущем, Боге и Смерти – у греческих философов (понимая, что сами они питались идеями более древних цивилизаций и их посвященных – рамаянцев, месопатамцев и египтян)
Сократ настаивал, что его даймонион разговаривал с ним с детства.
Из статьи онлайн-этимологического словаря: demon - от латинского daemon "дух", от греческого daimon "божество, божественная сила; меньший бог; руководящий дух, божество-покровитель". В первоначальном мифологическом значении иногда пишется "демон" в целях разграничения. Демон Сократа был даймонионом, "божественным принципом или внутренним оракулом".
Сократ верил, что его внутренний демонион был его и всех нас средством общения с этим божеством. При этом он конкретно ссылается на Аполлона (Аполлон - это конкретный Бог, с которым общался Дельфийский оракул) во многих случаях, в частности в Euthyphro, Republic book II, Phaedrus и, конечно же, в Apologia:
Ибо слово, которое я произнесу, не мое. Я направлю вас к свидетелю, который заслуживает доверия, и расскажу вам о моей мудрости - есть ли у меня таковая и какого рода - и этим свидетелем будет дельфийский бог.
В "Апологии" Сократ рассказывает суду, что Дельфийский оракул сказал ему через друга, что Сократу суждено стать великим философом. Утверждается, что когда Сократ ссылается на единственного Бога, он имеет в виду Аполлона, поскольку Аполлон был конкретным Богом, который привел его к мудрости. Общий ответ на это ученых, которые считают, что Сократ был монотеистом, заключается в том, что это явно отличается, когда Сократ ссылается на одного конкретного Бога, которым является Аполлон, и на одного конкретного Бога, который является единственным существующим божеством. Сократ высказывает мнение в книге X "Республики", что, значит, бог был человеком с хорошими идеями
(ж. philosophy. Кто такой Бог Платона и Сократа)
Выпишем лишь некоторые эпитеты этого божества из нашей коллекции текстов «Дельфийские мистерии»:
Источник №1:
Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий
Книга Шестая. ПИФАГОР (Дельфийские Мистерии):
Святилище с 2000-летней(!) историей: город Дельфы, обе вершины Парнаса, сверкающие бронзовые статуи Победы, священная дорога со статуями героев к дорическому храму Феба-Аполлона, казненный Пифон и пророчица Пифия или Феоклея … тут под идеей Аполлона находим солнечный Глагол, творческое Слово, великого Посредника, Вишну Индусов, Митру Персов, Гора Египтян … Это — таинственная страна светлых и прозрачных душ, которые живут в вечном сиянии совершенного блаженства - здесь все трепещет от святости: Аполлон считается представителем искупления и очищения души и тела. Это — эпифания божественного Света, создающего порядок, сияние и гармонию, чудным отзвуком которых служит поэзия. Древние идеи космогенгеза и эзотеризма (Мифраса, Озириса, Гермеса, Изиды и Кибелы ) облеклись в легенде Аполлона пластической красотой и проникающим светом. Гиперборейский Аполлон есть сошествие неба на землю, внедрение духовной красоты в тело и кровь, излияние непреходящей истины чрез вдохновение и пророчества. Здесь допущенные к ритуалу (за мзду…) созерцали эфир Ньютона = sensorium Dei, или мозгом Бога, астральное Рейхенбаха, плоды ритуалов ясновидения, созерцания прошедшего и прорицания будущего в запредельном
Источннк №2
Орден Розенкрейцеров
Путешествие к истокам традиции. Дельфийские мистерии (1700 г. до н.э. - 391 г. н.э.)
Над порталом храма Аполлона в Дельфах была выгравирована заповедь: «Познай себя».
Источник №3
Дельфийский Оракул и книги их пророчеств | Сивилла
Покумекаем? В италийских Кумах …
Кумекая – одна из греческих сивилл (собственно сивиллами странствующих пророчиц начали называть, начиная с сивиллы Дельфики, или Дельфийской. Согласно преданию, под этим прозвищем скрывалась Артемия – дочь легендарного афинского героя Тесея). Предсказания сивиллы Кумской особенно интересны, поскольку они в большинстве своем носили глобальный характер. Она поведала о смене веков и «великом годе»; последний, как выяснилось, равен 440 годам. Именно за такой срок все планеты возвращаются к своему первоначальному положению. К
Источник №4
Чудеса и оракулы древности и средневековья», отв.ред.С.Архипова , Л.Селиванова, ин-т востоковедения РАН,2007г.
Священная церемония
Сведения об этом ритуале отрывочны и местами гипотетичны. И все же из разных источников складывается примерно такая картина.
«На рассвете пифия очищалась, омываясь в Кастальском ключе, окуривая себя лавровыми листьями, и осыпала себя ячменной мукой у священного очага. Паломник должен был заплатить за консультацию и совершить предварительное жертвоприношение. Затем жрецы приносили в жертву Аполлону козла. Если после окропления животного священной водой оно дрожало всем телом, то считалось, что жертва угодна богу, и он готов дать оракул(предсказание).В противном случае день считался неблагоприятным для гадания. Козла приносили в жертву на большом алтаре вне храма. Тем временем Пифия, надев роскошную златотканную одежду, распустив волосы, с ветвью лавра на голове шла в святилище,пила священную воду Кассотиды и жевала листья лавра. Наконец она садилась на треножник.
В Кастальском ручье очищались жрецы и другие служители. Положение служителей было неопределенно и могло меняться в разные периоды дельфийской истории. Ими являлись профеты и хосии, посвященные не только культу Аполлона, но и Диониса. Вопрошающие также должны были очиститься водами Касталии от всякой вины или проступка, согласно изречению пифийской жрицы:
С чистой душою предстань во храме светлого бога,
Члены свои оросив в девственно чистом ключе.
Путник! Помни, что добрым достаточно капли, но злому
Даже и весь океан с сердца не смоет вины.
После этого паломникам разрешалось занять место в очереди, порядок которой определялся частично жребием, частично правом вопрошать Оракул вне очереди. Такой привилегии, кроме дельфийцев, удостаивались города и люди за особые заслуги перед Дельфами, например, Крез и лидийцы. После внесения дополнительной платы паломник должен был совершить первое жертвоприношение на алтаре – в виде священной лепешки, стоившей довольно дорого. Кроме этого, он приносил в жертву барана или козла на внутреннем алтаре. Через весь ритуал человека проводили жрецы и проксены (гостеприимцы).
Наконец, вопрошающий допускался во внутреннее святилище…Центр занимало небольшое помещение со скамьями для вопрошающих, причем адитон с Пифией находился на более низком уровне, либо просто был отделен занавесом, так что ни вопрошающие, ни профеты не могли видеть Пифию. Вопрошающего предупреждали, что его мысли должны быть чисты, а слова иметь хорошее значение. После этого всех призывали к молчанию. Пифия, всходя на треножник, вдыхая пары, проникающие из расселины в скале, изрекала предсказания в стихотворной форме или в прозе, которые записывались профетами. Поскольку Пифия на время как бы заменялась богом, она пророчествовала от первого лица… главной задачей Пифии было получение соответствующей запросу информации из энерго-информационного поля Земли».
Примеры предсказаний - Книга Оракулов. Пророчества пифий и сивилл» изд. Эксмо 2002
Источник №5
Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий
§ 89. Аполлон: примирение противоречий
Аполлон Пифийский он занял положение бога панэллинской значимости
Апулунас натолийский , "бог врат»
Платон называет его "национальным экзегетом" (patrios exegetes; «Государство», IV, 427)
Аполлон стал богом защищающим от зла (apotropaios) и способным очищать (katharsios)
Прм. Дельфы были местонахождением оракула задолго до Аполлона. Какова бы ни была этимология Дельф, греки связывали их с delphys, "чрево". Таинственное отверстие было ртом, stomios, этим же словом называют и влагалище. Omphalos (пуп земли) в Дельфах также существовал еще в доэллинский период. Пуп был полон детородной символики, но прежде всего он был Центром Мира. Согласно легенде, два орла, посланные Зевсом с противоположных концов земли, встретились на омфале. Это старинное место прорицания, где с древнейших времен проявлялись сакральность и силы Матери Земли, под эгидой Аполлона получило новую религиозную ориентацию. Платон сравнил «бред» (maneisa) Пифии с поэтическим вдохновением, насылаемым Музами, и с любовным экстазом Афродиты
***
Слово Аполлон в сборнике Стихотворения Пушкина в одном томе (изд. Эксмо, 2002) я обнаружил в 31 стихе. А его римский аналог – Феб = аж в 45 ....
Свидетельство о публикации №223103000761