Некрополь
Прохожий, ты идёшь, но ляжешь, как и я!
Присядь и отдохни на камень у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе.
Я дома! Ты в гостях - подумай о себе.
Это обращение "оттуда" потрясло меня своей простой и теплой интонацией, с которой говорилось о неизбежности смерти. В свои восемнадцать лет я всерьёз задумалась о судьбе и мироздании, о философии жизни и смерти.
У многих бывает в разное время жизни момент, когда судьба подаёт знак "memento mori", для каждого свой. Для кого-то это остаётся всего лишь крылатой фразой. Для меня этим знаком стала эпитафия. Но это не отменяет главного. Стоит остановиться в постоянной суете, спешке и нехватке времени и подумать о том, о чем человеку меньше всего хотелось бы знать. Почувствовать конечность этого времени для нас.
Читая рассказ Достоевского "Бобок", в котором писатель фантазирует на тему посмертного существования, я представляла себе именно тот некрополь, как будто действие происходило там. Опустив главную мысль произведения, скажу лишь, что его персонажи переговаривались после смерти, узнавали друг друга. Потом от них остаётся бессмысленное бормотание: "Бобок". Что, если так? Тогда - страшно. Христианская религия обещает верующим спасение.
Поэтому полезно иногда человеку думать о категориях, не связанных с нашими повседневными заботами. "Memento mori"! Тогда в душе не будет страха смерти, а возникнет примирение и спокойное понимание, что все устроено мудро и правильно в этом мире.
Потом я узнала, что та надгробная надпись не была оригиналом, а повторялась на памятниках в разных городах. Во многих источниках её приписывали Сумарокову.
Через много лет, оказавшись вновь в некрополе Александро-Невской Лавры, я сразу нашла древнюю могилу со знакомой мне эпитафией и смотрела на нее, как на старого друга, давшего мне когда-то добрый совет:
-Сорви былиночку и вспомни о судьбе...
Свидетельство о публикации №223103000078