Есть ли свобода выбора при бесконечной свободе

Статья с канала "Осколки Разума"

Полное название: "Есть ли свобода выбора при бесконечной свободе выбора?"

На известной видеоплатформе есть интересное видео с путешествием в Северную Корею. Среди прочих достопримечательностей, туристы попадают в библиотеку с настоящими (представляете?) книгами. С небольшим глумлением они показывают устаревшую (по нашим понятиям) книгу по устаревшей (по нашим понятиям) операционной системе и по основам Интернет.

Один из туристов (одновременно - ведущий канала) говорит, что сейчас все книги есть в айфоне. Вроде как из этой фразы следует вывод, что библиотеки не нужны. И есть что-то в этой фразе высокомерное и шовинистическое. Она и сама по себе не очень хорошо звучит. Но есть тут и еще кое-что, о чем следовало бы подумать.

Начнем мы с айфона.

Во-первых, скажем, что айфон - это лишь один из производителей смартфонов. Не стоит сужать весь спектр вариантов до одного только айфона. И в Интернет можно выходить не только с айфона. Это или ограниченность мышления, или подмена понятий. Во-вторых, не стоит наделять айфон каким-то сверхстатусом и делать его иконой. Не все поклоняются айфонам. Многие предпочитают производителей других фирм; многим, вообще, все равно, какой у них телефон. В-третьих, есть в этой айфономании и выпячивании айфона что-то, опять же, низменное. Говорящий это хочет показать, что он также приобщился к высшему обществу владельцев айфонов. И он - один из избранных. Все это полная чушь. Айфономания - лишь способ управления массами, создание культа, помогающего продавать и повелевать.

Люди, поклоняющиеся айфонам, считают, что они чем-то лучше жителей Северной Кореи, которые поклоняются идеям чучхе. Но суть в том, что и то, и другое представляют собой идеи, позволяющие контролировать массы. Вот только, если идея чучхе является идеальной идеей, айфономания в своей сути имеет природу поклонения вещам, культ золотого тельца. Что вам ближе - выбирайте сами.

И теперь, собственно, переходим к основной мысли.

Идея о широчайшем выборе информации в Интернет кажется очевидной (это про слова о том, что все книги есть в айфоне). И она настолько же очевидна и, казалось бы, проста и бесспорна, насколько и ложна.

Для того чтобы осуществлять выбор, необходимо иметь варианты выбора. Человек не может выбирать из абстрактной бесконечности. Выбор из бесконечности по сути свидетельствует об отсутствии выбора.

Грубо говоря, человек должен иметь какой-то список из какого-то количества пунктов. И он должен знать об этом списке. Но где человек получит информацию об этом условном списке? Тут мы приходим к осознанию того, что такой список может содержаться в Интернет на каких-то площадках и агрегаторах.

В данное время создана такая структура Интернета, при которой человека ведут по очень узким информационным горлышкам. Происходит, так называемое, туннелирование потока.

Туннелирование информации в Интернет осуществляется, прежде всего, через поисковые сервисы, которые теперь стали не в чистом виде поисковиками, а, в большей степени, регуляторами выдачи людям нужной информации.

Подробно про туннелирование мы рассказывали в статье и подкасте про фейки "Фейк или не фейк: как распознать фейки?" (ищите эти статьи самостоятельно через поиск). Схема "ведения" пользователей из подкаста приведена в качестве иллюстрации к данной статье.

Эта схема может быть использована нами и для целей данной статьи.

Для контроля над пользователями, в первую очередь, нужно создать мост между реальностью и Интернетом. И этот мост - Гугл. Если вы заметили, то даже слово "искать" в языке заменено словом "гуглить". Данная подмена сделана специально, чтобы у людей не возникало и мысли о том, что для поиска можно использовать, например, Рамблер.

Поисковая система - это двери в мир Интернет. И людям позволено заходить в Интернет только через конкретные двери, а не через какие-то другие. Дальше пользователи направляются, как правило, в Википедию: именно этот сайт выпадает первым в большинстве поисковых запросов в Гугл.

Википедия - это площадка, где, как раз, содержится "информация" для пользователей. Но только та информация, которая, по мнению лиц, контролирующих Гугл и Википедию, должна быть пользователям доступна. Ну и где же тогда свобода?

Кстати, не только вместо слова "искать" введено слово "гуглить". Людям внушили, что если в Википедии что-то написано, то это - безапелляционная истина.

- С чего ты это взял?

- В Википедии написано.

Для большинства людей этого аргумента достаточно. Они даже вопросы задавать не будут.

Также информация в Википедии используется в информационной войне и в пропагандистских целях.

Вы можете дополнительно по этому вопросу посмотреть подкаст "Выдача информации на Интернет-платформах" (подкаст и его текстовую версию вы можете найти через поиск самостоятельно).

Если вы ознакомились со всеми указанными нами материалами и прочитали ту часть статьи, которая выше, то уже начинаете понимать, что у пользователей почти нет возможности получить доступ к серым разделам на схеме (см.схему в иллюстрации к статье) - основные площадки просто не ведут туда. А Интернет - это паутина из ссылок, и если нет ссылки - нет и пути. Если человек не знает про какой-то сайт или не знает конкретного названия объекта, который ему нужен, то он его и не найдет. И какая же это тогда свобода?

Это один аспект, связанный со свободой и бесконечным выбором книг в Интернет, точнее, как выразился турист из видео, в айфоне.

А второй аспект следующий. Человек не может в Интернет найти то, чего он не знает. Если он решается выйти за рамки туннеля, который ему предлагается из Гугла-Википедии, то он сталкивается с полнейшим вакуумом информации. Где ему найти что-то, если он не знает, где и что ему искать?

И тут давайте попробуем это сравнить с реальной библиотекой, над которой туристы подшучивают и высокомерно говорят о превосходстве айфона.

В библиотеке вы идете за определенной книгой, а на полках вы видите другие книги. Что-то может привлечь ваше внимание. Вы возможно сразу заинтересуетесь или вернетесь к заинтересовавшей вас книге позднее. А еще в библиотеке есть другие люди и библиотекари, которые могут помочь советом, если вы поговорите с ними.

По дороге в библиотеку вы можете встретить кого-то, что-то увидеть и заинтересоваться.

В Интернет вам покажут только то, что нужно владельцам площадок. В цифровом мире говорить пользователю, что почитать, куда смотреть и что делать, будут только цифровые площадки.

Людям еще пока есть место, но их могут заменить боты. Уже сейчас широкое распространение получила информация о том, что в Интернет в комментариях и чатах стали активно использоваться боты. А это обесценивает абсолютно все (это слово нужно подчеркнуть) сообщения в сети, потому что человек уже не знает, с кем он имеет дело и сомневается уже во всех сообщениях.

Вернемся к бесконечному выбору книг в айфоне. Как человеку, например, найти книгу Меркулова "Горное море"? Вы о ней, скорее всего, ничего не слышали. А она есть. А не слышали, потому что никто о ней не говорит. В реальной библиотеке у вас есть шанс ее обнаружить. О ней может рассказать библиотекарь. Есть шанс услышать об этой книге от учителя по литературе. В Интернет такого шанса почти нет.

И где же тогда больше свободы, и где больше выбора?


P.S. Вот еще на тему свободы выбора в Интернет:

Подкаст 25 с канала "Осколки Разума" "Новый цифровой порядок".

Подкаст 20 с канала "Осколки Разума" "Диктатура Интернет-Гигантов".

Но Интернет не даст вам свободного доступа к такой информации. Ее необходимо искать самостоятельно.


Рецензии