Неискоренимость взяточничества. Размышления Гоголя

русского человека
в романах Мертвые души. Том 1; Т.2. (1842)
М. Шульгин, 2023 – 8 с.

Н.В. Гоголь в первом томе «Мертвые души» показал величие и бедность Руси, карикатурный характер поведения представителей высшего общества в условиях введения западных правил. В характере простого народа, вскрыл такие черты, как прозорливость и инертность в принятии нововведений. Отметил как неблаговидные особенности характера (взяточничество, леность, угодничество) так и отражающие его устойчивые скрепы (твердость духа, неприхотливость, крутость).
       В сухом остатке после усвоения первого тома остается больше негатива, иронии при почти полном отсутствие положительного примера его героев. Разве что Чичиков наделен положительными чертами (опрятность, выдержанность, рачительность), которые перекрываются «безумной затеей» скупки мертвых душ.

       Второй том Мертвые души напротив выступает как пособие для решения социальных проблем и важнейшую из них проблему развития в обществе -проблему гражданственности. По его мнению, препятствиями к этому служит то, что приоритетным в экономическом поведении людей является решение их личных проблем, а феномены распространения неутомимой жажды чиновников к обогащению и взяточничеству - неискоренимы. К тому же ширятся разные формы мошенничества, при которых гражданственность и патриотизм используются как прикрытие.

1. Прозорливость народа

«Выражается сильно русский народ, и если наградит кого словцом (даст прозвище), то войдет оно ему в его род и потомство на века утащит его с собой… И никак уже потом не избавиться от этого меткого прозвища, которое не вырубить топором. И так все бывает метко, что вышло из глубины Руси, где есть живой и бойкий русский ум… Люди простые за словом не лезут в карман, а вылепливают сразу как паспорт на века, характеризуя человека одной самой яркой его чертой».
         «Всякий сильный народ отличается своим словом, отображающим описываемый предмет, внося в него частичку своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзываются слово британца, щеголем блестят недолговечные слова француза, умной худощавостью слово немца, но нет более меткого, чем русское слово».

2. Неблаговидные черты (хвастовство, угодничество, леность)

«Русcкий человек имеет страсть хвастать знакомством с кем-нибудь из знаменитостей» или кем-либо повыше себя рангом.
Почти каждый из служащих способен мгновенно преобразиться перед начальником, «становясь как бы ниже и тоньше. Голоском заискивает и движениями раболепствует».
«Русский человек не любит сознаваться перед другими, что он виноват, но чаще всего не может без понукателя: так и задремлет, так и закиснет».
         Характерны также взяточничество, слухи и сплетни. «Сплетни в обществе переносяться от одного к другому со словами: Какая же это пошлая ложь».

3. Твердость характера (неустрашимость, расторопность, резкость)

«Ах, русский народец не любит умирать своей смертью».
«Русский человек хорош и расторопен и не лентяй, пока ходит в рубашке и зипуне, а не в немецком сюртуке».
«Русский человек уж любит прямое слово, оно ему нужно как рюмка водки для сварения в желудке. Такая натура – ничего пресного не любит».

4.  Необъятные просторы Руси. Неудержимый бег

«Вижу тебя Русь из моего прекрасного далека: бедно, разбросано и неприютно в тебе; не вселяет в тебе дива природы и искусства, не поражают взгляд виноградники и розы. Открыто пустынно и ровно все в тебе. Как точки торчат среди равнин невысокие города. Но какая же тайная сила влечет к тебе. В ушах слышится тоскливая песня от моря до моря и берет за душу. Что пророчат твои необычные просторы».
«Русь, куда же несешься ты? – Дай ответ. – Не дает ответа. Летит мимо все и косясь постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

5. Карикатурный характер поведения в высшем обществе

«Хорошее воспитание виделось в трех вещах: в французском языке, фортепьяно и хобби», например. в вязании кошельков.
        В голове после разговора со светским человеком пусто. Все что он вам наговорит, все чего коснется, того, что из книжек понадергал, не к чему не применить».
        «В высшем обществе не услышишь ни одного порядочного русского слова, зато изобилуют на разный вкус иностранные слова». Но как замечет Гоголь, люди степенные при должностях как-то тяжеловаты в разговорах с дамами. Их речи «пахнут книгой» и они больше сами смеется над своими шутками и пересказами однотипных историй (как, например, Чичиков в роли миллионщика на балу).

6. Незрелая социальная позиция

6.1. Религиозность и расточительность

«Господи, какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием». Так, все многочисленные проекты помещика Хлобуева основывались на потребности достать где-то сто или двести тысяч...  От повешения его спасало религиозное настроение, которое странным образом совмещалось в нем с беспутною его жизнью» (как у Дмитрия в Братьях Карамазовых).
       «На Руси водятся такие мудрецы, жизнь которых есть необъяснимая загадка. Все, кажется, прожил, кругом в долгах, а задает званный обед… И этот обед как последний, а после него уж кажется точно в тюрьму. Но необъяснимым образом, как бы чудом, вымолят у Бога средства и так десять лет к ряду» (о помещике Хлобуеве, который продал 50 душ Чичикову, Т.2).

6.2. Неутолимая жажда приобретений

«Всему виной приобретения и мудр тот, кто не гнушается в отношениях никаким характером людей, но вперя в него испытующий взгляд изведывает его до первоначальных причин. Теперь у нас подлецов не бывает. Есть люди благонамеренные, а таких, которые выставили бы себя на всеобщий позор найдется два-три человека, да и те быстро заговорят потом о добродетели».

6.3. Псевдо гражданственность и лжепатриотизм

Немало состоятельных людей прикрываются гражданственностью. Примером может послужить разговор о покупке мертвых душ: «Не будет ли это дело (оформление купчей на продажу мертвых душ) несоответствующим гражданским постановлениям и дальнейшим видам политики?                - Напротив, казна получит выгоду от законной пошлины на эти души», ответил Манилову Чичиков, а помещик избавится от налога на эти души, числящиеся в ведомствах живыми.
          Н.В. Гоголь пишет, что: «На автора произведения может пасть обвинение так называемых патриотов. Которые сидят по углам и накапливают себе капитальцы, устраивают судьбу свою на счет других. И как только что-нибудь случиться, вскроется что-то оскорбительное для своего отечества, какая-нибудь правда, то они вылезут все как пауки и подымут крики». - Тогда летело отовсюду: «Да хорошо ли это выносить мусор из избы. Ведь это все наше. А что скажут иностранцы?».
          Автор выводит то, что: «Не патриотизм и не первое чувство есть причина обвинений». Здесь он отрывает психологический феномен: «Думать не о том, чтобы не делать дурного, а только о том, чтобы не говорили, что они делают дурное».

6.4. Скользящие по поверхности люди

Автор романа подмечает: «Люди боятся глубоко устремленного взора, страшатся смотреть в корень проблем и отношений, а любят скользнуть только по их поверхности, чтобы не заметить в себе какой-либо подлости и страсти».

Избегающие проблем

В поведении помещиков характерно избегать, не замечать реальные проблемы. Так, помещик отвечает своему управляющему: «Зачем ты мне говоришь, что дела идут скверно. Я брат знаю это и без тебя. Ты дай позабыть мне это и тогда я буду счастливый. -  И забывается, и готов уже на низость, от которой сам прежде ужаснулся бы».

6.5. Раздраженные обиженные люди

В данном романе Гоголь подметил, что огорченные люди, которые не могут переносить несправедливость - нередки.  Они: «Добры поначалу, но беспорядочные сами в своих действиях… требуют к себе снисхождения и в то же время исполненные нетерпимостью к другим… проникаются чувством благородного негодования против начальников» и устоев общества (т.2).

           «Разбуженный раздражительностью сотрудник начинает больше замечать недостатки и придавать большое значение разным несущественным мелочам. Притворство, придирки или некомпетентность начальника начинают вызывать в нем нервическое раздражение и становятся поводом оставить карьеру (когда есть возможность и желание зарабатывать другим делом) вместо того, чтобы образумится, отринуть гордость и самолюбие».
           Избежать такой позиции, по мнению Гоголя, возможно так: «Следует не оскорбляться на несправедливость начальника, на грубость, надменность его, а уместно подавить в себе честолюбие. Надобно иметь трудолюбие и самоотверждение для продвижения по службе».  Подчиненному также «следует примеряться к нраву начальника, нежели наоборот. Он один, а нас много».

6.6.  Философствующее бездействие

Препятствием для развития гражданственности служит философствующее бездействие. Так, в одном городке жил философствующий Кифа Мокиевич. Его сын творил беспредел - ломал и крушил все к чему бы не прикасался. Люди, завидев его, сторонились или бежали прочь. На жалобу соседей Кифа Мокиевич отвечал: «Да шаловлив, шаловлив, -- да как с ним быть: драться с ним поздно; а человек он честолюбивый, укори его при другом, он уймется поди. Да ведь гласность-то – вот беда! Город узнает о том, назовет его собакой. Уж если он и останется собакой, так пусть же узнают об этом не от родного отца» (т.2).
- «Так отвечал на обвиненье человек, занимающийся какой-нибудь философией или приращениями на чужой счет сумм нежно любимого ими отечества, думающих не о том, чтобы не делали дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное»».  Гоголь выводит следующее: «Да, господа вы боитесь глубоко устремленного взора, и боитесь сами это делать, вы любите скользнуть по всему недумающими глазами».

6.7. Неискоренимость взяток

«Знаю, что никакими средствами, страхами и наказаниями нельзя искоренить неправды (взяток), она уж слишком глубоко в нас укоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и даже потребностью даже и для таких людей, которые и на рождены были бесчестными. Уже почти невозможно многим идти против всеобщего течения. И что за дело выяснять, кто тут более всего из нас тут виноват. Известно зачем берешь взятку и кривишь душой: для того, чтобы жене достать на шаль или на разные платья. И это из-за того, чтобы сказали, что на другой лучше» (речь генерал-губернатора, т.2)
       «Пришло время нам спасать землю от самих себя, от нас самих, а не врагов внешних. Уже помимо законного управления появилось ему в обход другое правление – скорейшее достижение любых целей в обход закона с помощью правила – цены взятки. Установлены негласные устои и правила и известны даже цены взяток» (там же).

7. Проблема развития предпринимательства

Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» затронул проблемы предпринимательства. Так, Чичиков думал и представлял себя действующим как Костанжогло (хорошо знающий порядки людей, успешный помещик): «расторопно, осмотрительно, ничего не заводя нового, не узнавши насквозь всего старого, все высмотревши своими глазами, всех мужиков узнавши, все излишества от себя оттолкнувши, отдавши себя только труды и хозяйству» (Чичиков, т.2).

а) Словами Костанжогло объясняет, как начать свое дело

В бизнесе «надо начинать с копейки, снизу, сначала. Кто родился с тысячами этого не постигнет. Потому как у него уже завелись прихоти. Только тогда узнаешь хорошо людей и быт, тогда как вытерпишь все на своей коже и пройдешь все мытарства, что позже не дашь промаху ни в каком предприятии».

б) Отмечает засилие в стране атрибутики западничества

Витала мысль, «что только одень мужиков в немецкие штаны, то наука возвысится, торговля вырастет и золотой век настанет в России» (т.2).

в) Поднимает вопрос, надобно ли экономить на слугах

«Подать что-нибудь может всякий и для этого не нужно заводить особенных людей. Русский человек хорош и расторопен и не лентяй, пока ходит в рубашке и зипуне, а не в немецком сюртуке» (там же, т.2).

г) Предостерегает от погони за красотой

«А вы охотник до видов? - Смотрите, погонитесь за ними, останетесь без хлеба и без видов. Природа любит терпение – это закон, данный самим Богом, ублажавшим терпеливых» (там же).

д) Проблема приучения к порядку и труду

«Деревня на Руси представлялась каким-то правильным приютом, воспитательницей дум и помышлений, единственным поприщем полезной деятельности». Но она была в основном бедна и нуждалась в рачительности хозяйствования. - «Мужикам нужен пример, ну как можешь ты приучить их к порядку, когда сам беспорядочен. Оставшись на год без работы, мужик развратится навек: изменится, загуляет, сделается пьяницей, привыкнет к лохмотьям и бродяжничеству» (Костанжогло, т.2).

         «Надобно сделать прежде мужика хорошим хозяином, богатым, а там он и сам выучится. В земледельческом звании хлебопашца человек нравственнее, благороднее, выше. Оно и является основанием всего, а фабрики заведутся сами собой» (там же).

е) Расширение спектра потребностей

Сегодня в России анонсирована стратегия «Экономики предложения». Нам бы хотелось думать, что речь идет преимущественно о предложении отечественных товаров, а не о засилии предложения услуг, приводящих к нерациональному потреблению ресурсов. Эти мысли выпукло показаны в данном романе (т. 2).
         Н.В. Гоголь пишет: «Существует мнение, что «крестьяне ведут уж очень простую жизнь и им требуется внушить потребности свыше их состояния (сегодня это экономика предложений). Состоятельные знатные люди в погоне за роскошью и излишествами сами стали тряпками и болезней черт знает каких понабрались. Нам, прежде всего, нужно обеспечить основные жизненно необходимые потребности, а потом уже строить все эти фабрики, создающие всякие там потребности, расслабляющие теперешних людей» (Костанжогло).
          Автор романа замечает: «Начитавшись разных новых книг, вкушающих новые потребности человечеству, люди возымели жажду испытать новые удовольствия. Словами помещика Платонова говорит: «Вот я, порядку жизни не только не выучился в университете, а выучился искусству побольше тратить денег на всякие новые утонченности. Выучился только тратиться на всякий комфорт».
          Подмечает: «Появились рестораны с «дешевой» ценой и половину в кредит». - Этого было достаточно, для того чтобы не только столоначальники, но и канцелярские, развернулись в надежде на будущие взятки с просителей.
          Словами помещика Костанжогло говорит: «На Нижегородскую ярмарку наехали истребители русских кошельков: французы с помадами и француженки с шляпами, как египетская саранча, которая мало того, что все сожрет, да еще яйца после себя оставит, зарывши их в землю» (Костанжогло). - «Что же делать, если завелись так много всяких заманок на свете. И рестораны, и маскарады, и гулянья, и пляски с цыганами. Да и мода велит – изволь удержать себя».
            Автор удачно подводит к краху нерационального потребительства: «Дела скверно идут, я брат сам это знаю. Ты дай мне об этом позабыть, не знать этого и я тогда счастлив…». – «И вот те деньги, которые бы поправили сколько-нибудь дело, идут на разные средства для приведения себя в забвенье. И пошел помещик забываться по миру с душою, от крайности готовую на низости, которых бы сам ужаснулся прежде».

8. Пример воспитания гражданственности учителем

         Автор показал пример воспитания гражданина в училище.
Он «Учил терпению: не насмехаться самим и сильно не реагировать на насмешки от других. Спустить дураку, не раздражаться, не мстить и оставаться спокойным - стать гражданином страны» (т.2)….«Немногие выходили из этого курса, но зато это были обкуренные порохом люди. В службе они удерживались на самых шатких местах, тогда как и многие умнейшие из других, не выдержав из-за мелочных личных неприятностей бросали все, или осовев, обленясь, обезумев и опустившись, очутились в руках взяточников и плутов» и сами стали такими».

9.  Философские аспекты поведения

Ныне дивятся поступкам заблудших своих предков и самонадеянно и гордо начинают ряд новых заблуждений, над которыми так же посмеются потомки».
         «Все чаще человека характеризуют какой-то одной чертой и более относительно его нравственных качеств. Всяк хорош, пока не заглянешь в его душу и не шевельнется на дне ее то, что ускользает от других и сокровенных мыслей».


Рецензии