Андрей Яковлевич Гордягин штрихи к портрету

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ ГОРДЯГИН: ШТРИХИ К СЛОВЕСНОМУ ПОРТРЕТУ

К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА АНДРЕЯ ЯКОВЛЕВИЧА ГОРДЯГИНА

ИСТОЧНИКИ. Баранов В. И. О жизни А. Я. Гордягина // Ученые записки Казанского университета. Ботаник. Вып. 1. С.1–37. Отдельный оттиск, Казань,1933.
Келлер Б. А.  Памяти Андрея Яковлевича Гордягина // Ученые записки Казанского университета, 1933. Т. 93, книга 6. Ботаника, Вып. 1. С.38–42. Отдельный оттиск, Казань, 1933.

"...Вот передо мной лежит книга труд Андрея Яковлевича "Материалы для познания почв и растительности западной Сибири", опубликованный в 1900 г... Сейчас у нас подобная ценнейшая работа была бы сама оплодотворена и быстро освоена нашими крупным социалистическим сельским и лесным хозяйством. В то время это был большой научный труд, который не мог быть по достоинству оценён и использован. То был ещё своеобразный период крупных учёных-одиночек, которые мало были связаны общим течением... Он не любил давать готовых тем своим ученикам, не тянул их за шиворот по научной дороге. Его система была совсем другая. Александр Яковлевич Гордягин добивался того, чтобы ученик сам нашёл себя, выявил ярче свою волю и интересы, и этому всегда помогал и опять своим особенным путём. Подойдёт, спросит: "А что Вы собственно видите, или на что это Вам нужно?" Начнётся разговор, несколько критических замечаний, добродушная шутка. И остаёшься в раздумье, часто с невольной досадой, как же это не доглядел или не осмыслил. А такое недовольство - верный фактор движения вперёд... Мой милый учитель, только я один могу сказать, сколько твоих мыслей, то в форме добродушной насмешки, отдельного крылатого слова, то в виде серьёзной критики или проектов на будущее вобрались и переработались во мне. Ты был тем светлым и чистым алмазом, который гранил и отделывал мою мысль" – ученик А. Я. Гордягина по Казанской геоботанической школе академик РАН СССР Борис Александрович Келлер.

Совет А. Я. Гордягина по поводу желания Б. А. Келлера вступить в партию ВКПБ: "Это единственно правильный путь, вместо того, чтобы болтаться ни в тех ни в сех, как обыкновенные интеллигенты".

"Профессор не должен быть граммофоном. Всегда до самого последнего времени я разговаривал со своими слушателями и учениками не в пределах учебников, а и о том, как мне самому – часто вздорно – представляется тот или иной вопрос. Это обыкновенно оказывает влияние на слушателей" – Андрей Яковлевич Гордягин.

"...Всё некогда и некогда: кое-как укладываешься в постель в 5, а иногда и позднее, чтобы в 9 быть разбуженным, если не проснёшься сам; и ладно, если после обеда сможешь ухватить час; редко-редко около двух, чтобы ещё поспать. Ничего не поделаешь; при моём теперешнем состоянии нелегко читать и двухчасовые лекции, тем более, что до сих пор так и не освободился от идиотской привычки сообщать в каждой что-нибудь лишнее против обычных книжек.." – Андрей Яковлевич Гордягин, 1930 г. Одна нога ампутирована до колена из-за гангрены.

"В истории русской ботанической науки с именем Андрея Яковлевича Гордягина связано развитие совершенно особого геоботанического направления, плодотворность основных идей которого особенно остро чувствуется в настоящий момент развёрнутого социалистического строительства и реорганизации сельского хозяйства, требующих для их реализации надлежащим образом поставленных территориальных исследований, в частности почвенно-ботанических. Последние в их исходной стадии с наибольшей полнотой и эффективностью, вне всяких сомнений, были обоснованы и развиты трудами Гордягина и его школы, конечные разветвления которой упираются в многочисленные кадры работающих на необозримых полях СССР и её окраин геоботаников и почвоведов.

Творческая деятельность Гррдягина нашла своё выражение не только в осуществлённых им оригинальных исследованиях, но и его интеллектуальном воздействии, как глубоко мыслящего человека, простиравшемся на несколько поколений исследователей, которые являясь его учениками, продолжали углублять и развивать обоснованные им идеи…

Большая амплитуда научных интересов в связи с указанным воздействием на молодые поколения делает сферу его работы чрезвычайно широкой, и характеристика её вышла бы однобокой, если бы при оценке его исследовательской деятельности касаться только выполненных лично им работ. Обстоятельства жизни складывались так, что ему до самых последних минут приходилось как самому вести научно-исследовательскую работу, так и направлять работу других.

В его натуре мы видим наиболее удачное воплощение работника высшей школы, совмещавшего в себе задатки крупного оригинального исследователя с достоинствами неповторяемого, талантливого педагога, умевшего метким и чётким словом крепко, почти навсегда, закреплять в слушателях высказываемые им мысли" – ученик Б. А. Келлера по Казанской геоботанической школе профессор ботаники Казанского университета преемник А. Я. Гордягина -  Владимир Исаакович Баранов.
   
          Светлана Федорова, Казань, 31 октября 2023 г.


Рецензии