Как Рим руками поляков пытался установить на Руси

У князя Владимира был сын или племянник - Святополк. При жизни Крестителя он был посажен им на стол в городе Турове. В промежутке между 1005 - 1013 годах Русь помирилась с Польшей, связав своих детей узами брака. Святополк был женат на дочери Болеслава Храброго. Польская княжна не могла прибыть на Русь одна одинешенька, поэтому она приехала не только со своими панночками, но и в сопровождении епископа Рейнберна.

Рейнберн официально был взят с собой дочерью Болеслава как "духовник", но его миссия заключалась в другом.

До приезда на Русь он умудрялся крестить не только людей, но и моря (про одно уж точно известно). Вместе с крестоносцами он крестил поморян-русов, а заодно и Балтийское (Вендское) море, в которое плеснул святую воду. Недолго думая, поморяне (1007 год) подняли восстание. Вот что о нем говорит Титмар Мерзебургский:

"...Святилища идолов он, разрушив, сжёг; море, обжитое демонами, он, бросив туда 4 помазанных святым елеем камня и освятив водой, очистил; взрастил для всемогущего Господа новую ветвь на бесплодном древе, то есть привил чрезвычайно бестолковому народу слово святой проповеди. Утомляя своё тело постоянными бдениями, постом и молчанием, он готовил своё сердце к созерцанию образа Божия..."
"Смельчак" сбежал в Краков ко двору Болеслава. Видимо он обладал нешуточным талантом навешивания лапши на уши, что находился в свите королевской дочери, как в период ее девичества, так и в период замужества. Влияние на дочь Христову он сохранял до последнего. Но не духовное развитие жены Святополка было для него целью и задачей, а несколько иное.

История его деятельности на Руси была не просто историей духовника княгини Туровской. В то время еще не было жесткого антагонистического разделения христианской церкви на две ветви: восточную и западную, но разница между ними прослеживалась (Православные Литургии и Римская месса).

Если кто-то наивно полагает, что Болеслав заключив мир с Русью, испытывал только дружеские отношения к Владимиру, то это явное заблуждение. Поэтому фактически епископ Рейнберн был папским агентом польского князя. Принцип "разделяй и властвуй" актуален во все времена - видимо так подумал епископ, решив настроить Святополка против Владимира. Противоречия между отцом и сыном были, и еще какие. Ведь не зря его называли сыном двух отцов. Если считать, что мать Святополка была беременна на момент убийства ее мужа Ярополка - брата Владимира, то Святополк приходился племянником князю всея Руси, а не сыном.

Почва была благодатная для того чтобы Святополк по сути стал предателем и польским агентом. Туровское княжество располагалось на западе страны и граничило с Лядской землей, поэтому вести переписку с польским двором можно было постоянно, да еще под прикрытием родственных отношений.

Суть агентурной деятельности Рейнберна, как епископа заключалась в том, чтобы на Руси была установлена власть Римского Папы.

Однако, римский заговор на Руси был раскрыт Анастасом Корсунянином. Этот священник в свое время помог Владимиру Святому овладеть Корсунем. Не надо думать, что Корсунянин руководствовался интересами Руси. Важным для него было то, чтобы страна не изменила религиозный курс с греческого на римский. Возможная потеря электората греческого исповедания - вот истинная причина его бурной деятельности по раскрытию католического заговора.

Агент Рейнберн был арестован и посажен в тюрьму. Как соучастники намеченного переворота были схвачены и Святополк с женой. Титмар Мерзебургский возвеличивая католического агента и еще по совместительству своего земляка, пишет о нем следующее:

"...Пребывая в небесном покое, этот епископ смеётся над угрозами неправедного мужа и, обретя двойную чистоту, созерцает пламя, должное покарать того развратника. Ибо, согласно свидетельству нашего учителя Павла, Бог осудит прелюбодеев..."
Автор Хроники видимо намекает на ту жизнь которую вел Владимир Святой до принятия христианства.

Тесть Святополка - Болеслав срочно помирился с Германской империей. В его планы по смене власти на Руси не входил такой сценарий событий. Польскому князю срочно нужно было отчитаться перед германцами, и он вместе с союзными печенегами напал на Волынь, где опустошил и разграбил часть русских земель. Из-за конфликта между печенегами и поляками поход Болеслава прекратился. Возможно дележ добычи между союзниками был не справедлив, что и привело к конфликту. Новая война с Германией отвлекла польского князя от дел на Руси.

Впрочем вот, что по этому поводу указывает Титмар Мерзебургский:

«Цезарь благодаря усердному вмешательству его князей дал своё согласие на все эти предложения (посла Болеслава I Великого. ) и тогда только узнал, что Болеслав, как и обещал ему через своего посла, напал на русского короля, но, осаждая (его) город, не добился успеха. Позже названный князь, вступив с войском в его королевство, посадил на трон своего зятя и брата того короля, долгое время находившегося в изгнании».
Еще при жизни Владимира печенеги напали на южные рубежи Руси, но не сумели их прорвать. Тот город, который указывается Титмаром предположительно мог быть Переяславом Русским (Южным). Если принять эту версию, то тогда частично стыкуется и запись хрониста и то, что поляки именно в союзе с печенегами осуществили нападение. Тем самым разорив окрестности, но не захватив город они одновременно и отчитались перед своими хозяевами - немцами и вроде как отомстили за посаженного в темницу епископа. Но тут снова возникает нестыковка, Волынь и Переяславщина находятся в совершенно разных местах, даже не смежных. Печенегам было сподручней атаковать Волынь с юга, а полякам с запада, нежели полякам продвигаться с боями через всю западную и центральную Украину. Какой город поляки осаждали теперь доподлинной установить нельзя, но то, что осада была безуспешной - это точно. Нестыковок по поводу мщения Болеславом за епископа множество. Было ли оно вообще, вот в чем вопрос?

Смерть Владимира привела в действие приостановленный на время польский заговор.

Кстати, почему Болеслав взял в качестве союзников именно печенегов? А все потому, что еще в 1008 году Владимир сам разрешил попробовать католическому проповеднику Бонифацию Кверфуртскому попытаться окрестить степняков. Тот на свой страх и риск часть из них окрестил по католическому обряду и оставил там даже одного из них в качестве священника. Поэтому союз поляков и печенегов был вполне логичен: по сути это был союз братьев по вере против русских "схизматиков".

А между тем, Епископ Рейнберн живым из тюрьмы уже не вышел. После смерти Владимира Святого, Святополк захватил власть в Киеве. Ярослав Владимирович не мог стерпеть Святополка на киевском столе и в битве под Любичем разгромил его войска. После этого Святополку ничего не оставалось, как рассчитывать на помощь своего тестя. Ему не удалось забрать с собой жену, она так и осталась в плену у Ярослава. Не знаю как на это отреагировал Болеслав. Скорее всего, дочь его интересовала в последнюю очередь.

Так был раскрыт и ликвидирован католический заговор на Руси 11-го века.


Рецензии