Цифровой воздух акционерного капитала

Публикую повторно.

Современные корпорации, акции которых котируются на биржах, содержат главный признак всех финансовых пирамид - финансовую необеспеченность уровня их капитализации уровнем прибыльности. Бывает так, что размер прибыли компании под условным тикером МММ ("Мы Можем Многое") составляет всего 150 миллионов долларов, а её капитализация равна 300 миллиардам.

Бывают случаи, когда доходов вовсе нет, либо даже они отрицательные (фирма в убытке), а капитализация при этом высокая (ярким примером такой фирмы служит компания Тесла). Совершенно ясно, что значительная часть капитализации такой компании это в чистом виде "цифровой воздух".

Источниками корпоративных пузырей, дутой "рыночной" капитализации являются две группы факторов - объективные и субъективные. Первый субъективный фактор работает с момента IPO (Initial Public Offering), с первичного размещения акций компании на фондовом рынке. Акции компании, которая только что вышла на рынок, как правило, являются недооцененными, то есть, их цена на момент размещения отражает только уровень претензий их топ-менеджмента на привлечение финансовых ресурсов в текущей рыночной ситуации.

В итоге сразу после размещения акции начинают расти в цене по мере того, как корпорация публикует отчётность. Новички фондового рынка быстро растут по той причине, что производственная отдача от привлечённого капитала почти всегда на начальном этапе торговли акциями является высокой, что и отражается в динамике показателей. При этом менеджмент может легко манипулировать отчётностью, к примеру, простейшим образом - искусственно занижая плановые показатели прибыли (формируя умеренные ожидания) и добиваясь их фактического перевыполнения.

Если компания торгуется на рынке несколько лет, а её показатели хронически позитивны, у участников рынка формируется представление о ней как о "надёжной". График непрерывного многолетнего роста стоимости акций, устойчивый тренд формирует у участников рынка (особенно непрофессиональных) ложные ожидания бесконечного продолжения роста. И акции "надёжных" компаний охотно покупаются по любой цене несмотря на подчас невысокую эффективность производства и скромную капиталоотдачу, то есть - просто по привычке.

Менеджмент компании мотивирован увеличивать её капитализацию во что бы то ни было, поскольку в результате роста капитализации по итогам финансового года получает премиальные. В этом состоит следующий субъективный фактор: весь возможный негатив о состоянии дел в нашей фирме МММ скрывается, а позитив выносится на первые полосы СМИ, то есть, по сути, рекламируется, повышая спрос со стороны покупателей на её акции.

Ещё одним субъективным фактором, который манипулирует стоимостью акций, является инсайдерская информация, то есть, реклама либо антиреклама тех или иных событий, происходящих внутри фирмы (либо только планируемых), в среде профессиональных участников фондового рынка - брокеров. Инсайд используется его источниками с целью заработка на разнице курсов акций до инсайда и после него.

Субъективным фактором роста капитализации является также разрыв ожиданий у участников рынка с различной квалификацией или степенью информирования. Профессиональные участники рынка, брокеры, манипулируют его поведением в свою пользу, распоряжаясь средствами непрофессиональных участников "в тёмную".

Непрофессионалы мечтают вложить свои свободные деньги в наиболее выгодные акции, и брокеры убеждают их вкладывать в те акции, которые подвержены наибольшему росту в краткосрочном периоде, поскольку убедить покупателей сделать выбор в пользу таких акций гораздо легче, хотя сами брокеры могут знать наверняка о том, что в перспективе капитализация компании-эмитента существенно снизится.

Мощным объективным фактором, который влияет на капитализацию компании, является объём свободных денег у участников рынка, то есть, он зависит от объёмов денежной эмиссии Центрального Банка. Если банк проводит мягкую монетарную политику, то за счёт избыточного предложения денег возросшая денежная масса оказывает повышательное давление на весь фондовый рынок, который абсорбирует (лат. absorptio от absorbere — поглощать) избыточную массу денег, играя роль буфера и сдерживая инфляцию, не выпуская денежную массу на товарно-сырьевой рынок.

Другим объективным фактором изменения капитализации компании является изменение стоимости её базовых издержек. Мировые цены на энергоносители, стоимость сырья, уровень безработицы, ставка ЦБ, уровень инфляции, размер корпоративного долга, количество персонала и множество других объективных переменных факторов определяют динамику акций. Менеджмент стремится понизить издержки, к примеру, снижая арендную плату путём переезда офиса из центрального района мегаполиса на его периферию, переводя производства в страны с меньшей стоимостью рабочей силы, отказываясь от дорогостоящих займов, либо сокращая штат.

Под совокупным действием всех этих факторов капитализация нашей компании МММ на длительном промежутке времени растёт со скоростью, кратно превышающей страновой экономический рост в показателях ВВП. Наступает момент отрыва стоимости акций от всякого здравого смысла. Поэтому в момент наступления глубокой рецессии или кризиса цена дутых акций резко снижается на 10, 25, 40, 70, 85, 100%, что зависит как от глубины рецессии, так и от доли цифрового воздуха в составе их цены, а также от стадных инстинктов и нервозности держателей акций. Роботизированные торговые системы очень быстро обнуляют акционерную стоимость, лихорадочно сбрасывая бумаги в автоматическом режиме.

В итоге вся (либо почти вся) фиктивная стоимость, образованная цифровым воздухом в благополучные годы, просто сжигается (зачастую сжигая и часть реальной стоимости акций, формируя перепроданный рынок), и конечные владельцы бумаг, не успевшие их распродать (как правило, это непрофессиональные инвесторы-физлица), теряют огромные совокупные состояния. Таким весьма нехитрым способом капиталистическая экономика расчищает плацдарм для своего последующего роста. Богатейшие и информированные всегда богатеют, а беднейшие и невежественные беднеют, и глобальное богатство концентрируется в руках уменьшающейся в процентном отношении группы собственников. Так устроен капитализм, и в этом его порок.


Рецензии