Как учиться, читая?..

     Те из сочинителей, кому не удалось закончить литературный институт, могут учиться, читая литературно-художественные произведения Мастеров.

      А чему именно можно научиться, читая произведения Мастеров? Выбору темы, героя-героини и персонажей вряд ли можно научиться, читая произведения несомненных Мастеров. Потому что думать о ком-то и о чём-то автора заставляют конкретные сложившиеся обстоятельства.

      А воспроизвести полностью, для того чтобы выбирать темы, героя, персонажей, как это делали Мастера, обстоятельства Мастеров невозможно.

     И если нельзя стопроцентно воспроизвести обстоятельства, в которых находились Мастера, когда создавали свои заинтересовавшие сочинителя произведения,  то уж найти в их произведениях предложения-строки-фразы, абзацы, страницы, которые очень нравятся, современный сочинитель вполне может.

      Понравившаяся современному сочинителю  строка создавалась Мастером, находившимся в определённом состоянии: или в задумчивой грусти, или в печали, или в радостном настроении, или в сильном творческом возбуждении. Или ещё в каком-то трудно запечатлеваемом состоянии.

      Но каждый современный сочинитель -  не литературовед. У него часто нет ни времени, ни сил, ни способностей, чтобы точно определить то внтутреннее состояние, в котором находился Мастер, когда создавал строку, абзац, страницу, понравившиеся сочинителю.

      Тот сочинитель, у которого есть мало-мальски развитая простая человеческая интуиция, может предположить-представить то внутреннее состояние, в котором находился Мастер, создавая полюбившиеся современному сочинителю строку-фразу, или абзац, или страницу, или главу.

     И, если интуиция сочинителя позволяет ему представлять себе состояния, в которых находился в творческом процессе конкретный Мастер, то учиться, читая,  сочинитель может так:

     Первое. Выбрать слова, из которых сочинителю хотелось бы составить или предложение-строку-фразу, или абзац, или страницу.

     Второе. Найти в произведении несомненного Мастера строку, абзац, страницу, которые впечатляют сочинителя. Если сам сочинитель не знает, как среди уже состоявшихся авторов выбирать именно несомненных Мастеров, можно узнать у литературоведов, кого те считают Мастерами несомненными.

     Третье. Предположить-представить себе то внутреннее состояние, в котором находился несомненный Мастер, когда создавал понравившиеся современному сочинителю или строку, или абзац, или страницу.

      Четвёртое. Достичь того предполагаемого  внутреннего состояния, в котором находился несомненный Мастер, когда создавал понравившиеся сочинителю или строку, или абзац, или страницу. Чтобы ввести себя в нужное внутреннее состояние, можно обратиться за советом к психологам. Те современные сочинители, которые считают психологию лженаукой, должны сами думать, как ввести себя в то внутреннее состояние, в котором предположительно находился Мастер, когда создавал полюбившиеся конкретному сочинителю или строку, или абзац, или главу.

     Пятое. Соединить, находясь в достигнутом внутреннем состоянии,  избранные слова или в предложение-строку-фразу, или в абзац, или в главу-страницу.

     Шестое. Постараться определить то, о чём именно получилась или строка, или абзац, или страница, в которую удалось, находясь в определённом внутреннем состоянии, соединить выбранные-избранные сочинителем слова.

      Седьмое. Представить себе героя или героиню того литературно-художественного произведения, частью которого может стать или строка-фраза, или абзац, или страница, которые получились у современного сочинителя, находившегося в определённом  внутреннем состоянии.

     Тому современному сочинителю, который не может воспроизвести семь здесь обозначенных действий, впадать в  отчаяние не надо, потому что он может стать сочинителем другим каким-то способом. И не обучаясь в литературном институте, и  не читая произведения так называемых несомненных Мастеров литературно-художественного труда...

   

      


Рецензии