Потанька. Легенда. Реконстр

---
     Много всего рассказывают про домовых, про леших всяких, да мало про Потаньку. А то дух баньки, чертёнок такой. Он сам-то невидим остаётся. Если не перекрестясь влезет кто в баньку, от он и давай шкурничать. То кипяток выплеснет, то мыло под пятку скинет, то крипиву в веник подсунет.
     Живёт Потанька в озере или в пруду, недалеко. Там у него своя братва, все так и зовуца Потаньками. 
     А чтобы не шкодил это чертёнок Потанька, нужно с ним поладить, дать ему мыльца немного, веточку с веника. Крестить только не надо, а то рассердица.
     Да бывает, что по хозяйству где поможет, только у них всё навыворот происходит, кто не знает, как ладить с Потанькой. Вот к примеру, Потанька может высидеть опару для блинов или пирогов хозяюшке. Только крестить её не надо, он прибегёт, сядет, опара враз подымется, он своё снимет и убегить. Потом уж и нужно оставшуюся опару крестить и цедить.
     А был случай, тут рассказывали, как одна баба, не благословесь, замешала опару. Прибежал бес Потанька да и сял на её, сял и сидит на ей.
     А баба и вспомнила, што, не благословесь замешала опару, пришла, да и перекрестила: Потаньке выскочить-то и нельзя.
     Баба процедила опару и вывалила опаринку на улицу, что осталось от опары-от, а Потанька всё тут был, в этой самой опаринке.
     Набежали тут свиньи и давай кактать да перепехивать, опраинку с Потанькой-то с места на место, а он вырватца никак не можот, потому, как опаринка ево держит, да ещё и крещена. Да тольки чрез трои судки кое-как Потаника выбился и без оглядки убежал.
     Прибежал к товарищам, кои на опру бегают, те и спрашивают:
--- «Где был, Потанька, много ли опары набежало?»
     А он говорит, чуть не плачет:
--- «Да будь она проклятая баба! Опару замесила, завела. Пришёл я, да и сел, чтобы опара-то шибчее поднялася, да нам досталося. Так она тут опомнилася, взяла да меня и перекрестила на опаре-от. Дак я насилу вырвался. Чрез трои судки. А то меня свиньи катали да перепехивали с той крещеной опаринкой, а я всё выбитца с под них никак не могу. Ну её эту бабу, теперь в жизь мою никогда не сяду к ей в опару! Не правильно она крестица».
================
     Записана в Пермской губернии Шадринского округа в заштатном городе Долматове.


Рецензии