Как хомячок на зимовку собирался

Молодой хомячок Хрустик бежал по краю кукурузного поля, прокладывая себе дорогу в густой траве. Он торопился навестить свою подружку, хомячка Бусинку, которая жила по соседству, в небольшом берёзовом лесочке.

День выдался тёплый и солнечный. В воздухе кружили комары и мошки. Пчёлы и дневные бабочки собирали нектар с цветущих растений. По земле по неотложным делам сновали жучки и муравьи.

Громко сопя и отдуваясь, Хрустик приблизился к норке подружки и с порога крикнул:
– Бусинка! Бусинка! Просыпайся, соня! Бежим играть на цветочную полянку!

Не получив ответа, он протопал сначала в спаленку, потом в кладовые комнатки и остановился в недоумении: в домике никого не было. Неожиданно прямо перед ним появилась хомячок Бусинка. Вернее, сначала Хрустик увидел её белые щёчки, которые стали невероятно большие.

– Бусинка, неужели у тебя заболели зубы!? – забеспокоился хомячок.

– Бу-бу-бу, – произнесла подружка и посмотрела на него тёмными блестящими глазками.
Затем она принялась доставать лапками из раздутых щёчек зёрна пшеницы и аккуратно складывать их кучкой в дальнем углу кладовой комнатки. Хрустик стоял в сторонке и с нетерпением наблюдал за происходящим.

Наконец Бусинка освободила свой рот, тщательно вычистила большое белое пятно вокруг носа, расчесала чёрную шёрстку на брюшке и поучительным тоном заговорила:

– Хрустик, тебе бы всё играть да веселиться! Разве ты не заметил, что лето закончилось – сентябрь на дворе. Первые перелётные птицы отправились в тёплые страны. Наши соседи-хомячки неустанно трудятся, к долгой зиме готовятся: в норках прибираются, в защёчных мешочках зёрна и овощи таскают в свои хранилища. Хватит лениться... Бежим на кукурузное поле!

Хомячок оказался совершенно не готов к такому повороту событий:
– Не-а, мне сегодня неохота. Да и рано пока суетиться: солнышко – тёплое, трава и листья на деревьях – зелёные, еды много. Успею запасы сделать – далеко ещё до зимы.

– Как знаешь, – усмехнулась подружка и поспешила за сладкими зёрнами кукурузы.

Хрустик приуныл: без симпатичной шустрой Бусинки играть было не интересно. Он постоял в нерешительности и не спеша отправился домой.

Заморосил мелкий дождичек. Жёлтый листок, подгоняемый лёгким ветерком, спланировал на рыжую спинку хомячка.
Хрустик отряхнулся, уселся на травку около небольшой берёзки и принялся мечтать вслух:
– Вот было бы здорово, если бы лето никогда не заканчивалось. Круглый год стояла бы тёплая погода, деревья и кустарники не сбрасывали бы листья, а в полях продолжали расти пшеница, горох, кукуруза. Тогда мне не пришлось бы заботиться о запасах на зиму, и я целыми днями играл бы с Бусинкой…

Хрустик вспомнил набитые зерном щёчки подружки, её укоризненный взгляд и загрустил.

А в это время на берёзе, под которой расположился хомячок, сидела ворона и думала: чем бы ей таким заняться от скуки? Услышала она слова хомячка, оживилась и решила подшутить над нерадивым зверьком.

Напустила на себя умный вид и прокаркала:
– Знаю, хомячок, как тебе помочь, – бери пример с перелётных птиц. Мои дальние родственники, грачи, каждый год отправляются в тёплые края и хлопот с заготовками на зиму не знают. Я и сама подумываю слетать с ними в Африку: косточки на солнышке погреть, местных насекомых и личинок на вкус попробовать, по реке Нил на крокодилах покататься.

Хрустик удивился такому предложению: «Полететь с грачами в жаркие страны? У меня даже крыльев нет! И что за зверь такой – крокодил, и зачем разъезжать на нём по реке со странным названием Нил?»

Однако готовиться к приходу зимы ему очень не хотелось.
«Всё же ворона – птица мудрая, много чего знает, плохого не посоветует», – рассудил он.

Рассказ вороны о жарком солнышке и обилии корма в заморской стране подтолкнул Хрустика к принятию решения.
– Уважаемая, вот бы и мне с грачами улететь на зиму в тёплые края. Поговори с родственниками, пусть возьмут меня с собой в Африку, – обратился он к «мудрой» птице.

Теперь пришёл черёд удивиться вороне. Ей и в голову не могло прийти, что хомячок последует неразумному совету. «Интересно посмотреть, что получится из этой затеи», – подумала она.

Плутовка спустилась на землю и заявила:
– Пожалуй, я смогу попросить грачей о таком одолжении. Однако хочу тебя предупредить: перелёт выдерживают только крепкие и сильные путешественники, которые хорошо питались летом и много тренировались перед дорогой.

Хрустик похлопал себя лапкой по объёмистому брюшку:
– Не волнуйся, с этим проблем не будет: за лето я знатно отъелся. Посмотри, сколько жирка накопил.

– Молодец, хомячок. Осталось совсем немного: сделать крылья и научиться управлять ими. После чего можешь смело лететь в тёплые края наравне с грачами, – стараясь не рассмеяться, промолвила ворона.

И Хрустик с воодушевлением взялся за изготовление крыльев. Набрал он целый ворох самых разных перьев, перевязал их длинными травинками, и получились у него два крылышка, похожие на птичьи.

А Бусинка наблюдает, чем занимается её дружок, и ворчит:
– Хрустик, не дело ты затеял. Уже сентябрь на исходе – корм к зиме запасать надо.
– Ничего ты не понимаешь! Я в Африку отправлюсь с грачами! Там весело, круглый год тепло и еды вдоволь! – отмахнулся хомячок от подружки.

Бусинка недовольно покачала головой и устремилась на картофельное поле.

Тем временем Хрустик забрался на небольшую горку, ухватил передними лапками разноцветные крылышки, замахал ими изо всех сил и помчался вниз. Добежал до середины пути, споткнулся о кочку и скатился кубарем прямо к берёзе, на которой сидела знакомая ворона и с улыбкой следила за ходом испытаний.

Лежит хомячок на травке, шишку на лбу потирает и спрашивает:
– Уважаемая, посоветуй, что мне делать? Изготовил я крылья, как ты велела, а взлететь не получается.

Птица покрутилась на ветке, показывая себя со всех сторон, и прокаркала:
– Оттого ты, хомячок, не смог от земли оторваться, что нет у тебя такого великолепного хвоста, как у меня.

«А ведь правду она говорит: без хвоста мне никак в воздух не подняться», – подумал Хрустик и побежал собирать ещё перья.

А ворона сидит на берёзе, посмеивается и ждёт: что дальше будет?

Набрал хомячок пёрышек, связал их длинной травинкой, и получился у него хвост, похожий на птичий.

Бусинка наблюдает за ним и ворчит:
– Хрустик, опомнись! Октябрь наступил, а в твоих хранилищах пусто. Чем зимой питаться будешь?
– Да что ты пристала ко мне?! Я зимой в Африке на солнышке буду греться и заморский корм есть! – разозлился хомячок.

Бусинка покачала головой и отправилась на поле за зёрнами гороха.

Снова взобрался Хрустик на ту же самую горку: снаряжение для полёта испытать. Привязал хвост из перьев к своему хвостику, передними лапками пёстрые крылышки ухватил и понёсся вниз изо всех сил.

Добежал до середины пути, споткнулся о кочку и скатился кубарем прямо к берёзе, на которой сидела довольная своей шуткой ворона.

Расстроился Хрустик, за нос ушибленный держится, спрашивает:
– Уважаемая, посоветуй, что мне делать? Изготовил я крылья и хвост, как у тебя, а всё равно не получается взлететь.

«Мудрая» птица спустилась с дерева, походила вокруг зверька и, пряча лукавую улыбку, заявила:
– Ты, хомячок, от земли оторваться не можешь, потому что бегаешь медленно. Тебе надо похудеть и хорошенько потренироваться.

Такого Хрустик никак не ожидал услышать. Худеть ему совершенно не хотелось – уж очень он любил сытно покушать. Но мечта о далёкой Африке не давала хомячку покоя ни днём, ни ночью.
Собрал Хрустик волю в кулак, перестал есть и начал бегать. Носится он по полю без отдыха на своих коротких лапках... Похудел, осунулся...

Бусинка смотрит на мучения друга и сокрушается:
– Что же ты делаешь, Хрустик?! Так весь жирок растеряешь! А ведь нам, хомячкам, он необходим в студёные зимние дни.
– Мне бы только до Африки долететь, а там я наемся вкусных плодов и снова потолстею! – пыхтит Хрустик.

Бусинка покачала головой и продолжила пополнять запасы корма.

Через неделю тренировок решил хомячок, что достиг хороших спортивных результатов.
Снова он пришёл к вороне:
– Уважаемая, и с этим заданием я справился, быстрее всех зверьков в округе научился бегать. Теперь я точно готов в тёплые края лететь!

Ворона посмотрела на измождённого хомячка, поёжилась от холодного ветра и прокаркала:
– Уже середина октября – вот-вот холода начнутся. Завтра, на рассвете, грачи в Африку отбывают. Можешь присоединиться к их стае.
А сама подумала: «Вот потеха-то будет!»

Перед полётом Хрустик не спал всю ночь. Он ворочался в своей норке на старой подстилке и вспоминал прошедшее лето, весёлые игры на цветочном поле, хорошенькую Бусинку с огромным букетом ромашек...

На следующее утро соседи-хомячки собрались около горки, чтобы проводить товарища в дальнюю дорогу.
И только заплаканная Бусинка, держа в лапках скромный цветок ромашки, стояла в стороне и не решалась подойти к другу.

Наступил торжественный момент. Хрустик взобрался на горку, привязал хвост из перьев, ухватил передними лапками разноцветные крылышки и замер в ожидании. В это время в воздухе раздалось громкое «Гра-гра-гра» – огромная стая чёрных птиц, покидая родные края, взяла курс к берегам далёкой Африки.

Хрустик встрепенулся и побежал вниз быстрее прежнего. На улетающих грачей смотрит, передними лапками с крыльями изо всех сил машет, хвостом пытается поток воздуха поймать. Подпрыгнул и... оторвался от земли.
Ахнули хомячки все разом: первый перелётный хомяк появился в их племени!

А Бусинка, затаив дыхание, по одному лепестку отрывает у ромашки и приговаривает:
– Полетит… не полетит… полетит…
Сорвала последний лепесток:
– Не полетит!

В этот момент сильный порыв ветра подхватил Хрустика, закружил, завертел в воздухе. Хвост у хомячка отвалился, крылышки из лапок выпали… Шлёпнулся Хрустик на землю, покатился с горки и докатился до берёзы, на которой сидела та самая «мудрая» птица и покатывалась со смеху.

Лежит хомячок на траве, за голову держится да ушибленный бочок потирает. Увидел ворону, и так ему стало горько и обидно, что начал он возмущаться:
– Как же это понимать, обманщица?! Я всё сделал, как ты велела. И крылья, и хвост у меня, как у птицы. Целую неделю не ел... Похудел.... Бегать быстро научился... А с грачами в тёплые края не смог улететь! Теперь соседи надо мной потешаться будут... А главное – Бусинку обидел!...

Разозлилась ворона, глаза выпучила, грудь выпятила:
– Это я-то обманщица?! Своей головой думать надо! Где это видано, чтобы хомяки, как птицы, летали?!
Взмахнула крыльями и с гордым видом поспешила в ближайший город на сытную зимовку.

Еле добрался несчастный хомячок домой, посмотрел по сторонам и заплакал: «Не успею я заполнить кладовые зерном... Не успею жирок нагулять к холодам... Ох, права была Бусинка: не своим делом я занялся!»

– Хрустик! – раздался звонкий голосок.
Зверёк поднял голову.
В норку, сопя и фыркая, вбежала счастливая Бусинка:
– Хрустик, как я рада, тебя видеть! Не отчаивайся, не брошу друга в беде. Поднимайся, будем порядок в твоей норке наводить. После на поле побежим. Там еще много зерна осталось – до холодов успеем кладовые заполнить.

Хрустик всхлипнул:
– А как же Африка? Нил? Крокодилы?

– Знаешь, Хрустик, я ведь тоже мечтаю о дальних странах, ярких впечатлениях, необыкновенных приключениях… – призналась Бусинка и, помолчав, предложила: – А давай следующим летом заберёмся в трюм корабля и поплывём в кругосветное путешествие. Так одна моя знакомая мышка делает.

Хрустик с благодарностью посмотрел на подружку, вытер лапкой слёзы и рассмеялся:
– Спасибо, Бусинка! Обязательно поплывём!
И, сверкнув глазками, добавил:
– А хороший урок преподала мне ворона! Впредь своей головой буду думать, а не глупые советы сомнительных друзей слушать!


Рецензии