Это уже история. Взгляд со стороны...
Режиссёр Григорий Артамонов
Родился в 1996 году в Москве. В 2019 году окончил актёрский факультет ВГИКа, мастерская В.П. Фокина. С 2020 года - студент режиссёрского факультета Театрального института им. Бориса Щукина, мастерская Ю.Н. Погребничко. Еще учась во ВГИКе, в 2018 году поставил спектакль «Владимир III степени» по Н.В. Гоголю, который стал одной из дипломных работ курса. В 2019 году спектакль перенесён в репертуар Дома Актёра. В том же году начал сотрудничать с писателем Александром Цыпкиным, и уже в 2020-м состоялась премьера спектакля «Burnt in the USSR» по пьесе Цыпкина. Спектакль идёт в Театральном центре «На Страстном». В 2021 году стал одним из режиссёров продюсерского центра «БеспринЦыпные». В соавторстве с режиссёром Семёном Барковым в 2021 году выпустил спектакль «Непрочитанное», а в 2022 - «Не скажу» по пьесе А. Цыпкина, - обе премьеры состоялись в рамках проекта «БеспринЦыпные». В 2022 году поставил спектакль «Попрыгунья» по рассказу Антона Чехова в «Театре на крыше» в Красноярске.
В 2023 году. В Центре театра и кино п/р Никиты Михалкова – автор инсценировки и режиссёр спектакля «Это всё моё!» по рассказам Юрия Казакова.
Анонс спектакля
Лирические новеллы Казакова отличаются тонким пониманием природы простого человека, уважением к его личности, человеческому достоинству. Герои его рассказов – обыкновенные люди, а не исключительные или героические персонажи. Они просто живут, любят, сочувствуют, страдают... Их истории – иногда грустные, иногда весёлые, но всегда трогательные и пронзительные – о доброте, любви, преданности и счастье. В спектакле «Это всё моё!» эти истории предстают как калейдоскоп из разноцветных эпизодов жизни. Спектакль рассказывает о простых и будничных вещах, наполняя их поэтическим лиризмом, теплотой образов, счастьем живой радости. Наверняка, зрители узнают в ком-либо из героев себя, и именно поэтому они будут близки и понятны каждому.
Григорий Артамонов, режиссёр: «Русскому человеку свойственна редкая дуальность мировосприятия: от едкого восторга, до той самой русской тоски и одиночества. А русскому гению Казакову, эта дуальность была присуща в высшей степени. Для меня важно было постараться охватить путь Казакова в его объёме, поэтому в основу спектакля легли произведения из разных периодов, вплоть до последнего рассказа «Во сне ты горько плакал», в котором так пронзительна тема отцовской любви».
Дмитрий Крикунов / Отзыв о спектакле «Это всё моё!» (Режиссёр Григорий Артамонов)
Уже прошло два дня после премьеры спектакля. Конечно, нужно рассказать об этом своим читателям и подписчикам.
Юрий Павлович Казаков (1927-1982) – писатель «дымчато-нежных рассказов», человек сокровенных мыслей, понимающий и страдающий. Писатель-шестидесятник, ушедший тихо, как и жил: одиноко, невысказанно. Современники называли его «взрослым ребёнком», «мужчиной с женским сердцем».
В основу спектакля легли пять новелл писателя Юрия Павловича Казакова (1927-1982). От самых ранних до самых поздних: «Голубое и зеленое» (1956), «Трали-вали» (1959), «Осень в дубовых лесах» (1961), «Свечечка» (1973), «Во сне ты горько плакал» (1977)
Премьеру спектакля ждали все с большим нетерпением. Мы (будущие зрители, простые читатели, литераторы) смотрели все анонсы и рекламный ролик. Интерес к спектаклю, как к творчеству самого писателя не утихал до этой премьеры. Освещался в социальной сети ВКонтакте. Многие хотели увидеть премьеру этого спектакля только 27 октября 2023 года. Ведь творчество писателя и сама его жизнь охватывает много уголков нашей Родины.
Перед премьерой мне удалось лично пообщаться с дочерью поэтессы Тамары Жирмунской (Сандрой Мясниковой), которая знала лично семью Юрия Павловича Казакова. Познакомиться с личным архивом семьи Тамары Жирмунской. Окунуться в атмосферу любви и благодати. Такие встречи и беседы – незабываемые и искренние, светлые и тёплые, потому что живут в мгновениях памяти о прекрасных людях.
С таким удивительным, тёплым настроением встречал меня и моих знакомых спектакль в ГИТИСе, встречала златоглавая столица Москва, та прекрасная, ушедшая эпоха шестидесятников. Мир общества и театра был в ожидании чуда. Даже места в зрительном зале были забронированы для меня и таинственно подписаны «Казаков», куда меня не хотел пропускать администратор на спектакль. Просто смешной момент этого замечательного дня.
Сразу же почувствовалась домашняя обстановка в зале ГИТИСа, уже влетая в него после третьего звонка на спектакль, который был полностью заполнен. Я думал, лишь бы только успеть на начало, хотя за окном в свои права входила снежная и морозная зима («снежная королева со своими вьюгами и метелями»). Сцена была в ожидания действия.
Для какого возраста зрителя рассчитан этот спектакль «Это всё моё!»? Наверно, от маленького до большого зрителя.
Разговор поколений страны после страшной войны – поклон прекрасной эпохе «оттепели», чтобы мы не забывали прекрасное время наших родителей, бабушек и дедушек. Умели ценить уют семейного очага и родительскую ласку.
На этапе проекта не ставилась напрямую задача сыграть спектакль по его новеллам, а наоборот дать им другое звучание и эмоциональную окраску. Всегда ценна режиссёрская смелость с помощью простых средств, создать шедевр театрального искусства.
Окунаемся полностью в мир сценического искусства. Всем играющим удалось создать настроение, подарить счастливые эмоции. Первые декорации спектакля напомнили нам образ дома писателя Юрия Казакова в подмосковном Абрамцево (в поселке Академиков), прекрасную природу радонежской земли. И меняясь декорации, рассказывали нам историю простых людей в своих чаяниях и надеждах, которым хотелось просто жить, любить. От Арбата, от столичных улиц и зданий до самых дальних уголков средней полосы России. Сам писатель Юрий Павлович Казаков (главная роль, актёр Владимир Кочетков) с сыном Алёшей (главная роль, актёр Сергей Атрощенко) присутствовали в этих историях. Становились невольными свидетелями драм и мелодрам от рассказа к рассказу, от начала к самому финалу, раскрываясь в своём диалоге, порой даже в молчании. Видеоинсталяции отлично дополняли реплики героев. Особенно трогают вставки в полотно спектакля: советский художественный фильм той эпохи «Я шагаю по Москве», снятого на киностудии «Мосфильм» режиссёром Георгием Данелией по сценарию Геннадия Шпаликова (в 1963-1964 годах) с почтенным актёром и режиссером Никитой Михалковым, картина Валентина Серова «Девочка с персиками» в Третьяковской галерее.
Радует то, что не забыли про живое чтение прозы Юрия Казакова из его знаменитой книги «Во сне ты горько плакал», которая усиливала воздействие писателя на зрителя. Прозу читал по ходу спектакля актёр Сергей Атрощенко (сын писателя Юрия Казакова). Ведь писатель Юрий Казаков – прежде всего прекрасный рассказчик, душа кампании.
Отличная работа профессионалов всей команды, которые отвечали за звук, свет, костюмы и реквизиты, сцену. Звук и свет были на высоте, создавая музыку спектакля. Отсюда получились камерные мизансцены в диалогах героев. Правда, немного затянутые. Это оправдано в сценах. Реплики актёров и актрис доставляли нам радость: слушать речи их героев, переживать за них, за их чувства и эмоции. В них есть всё: смех и грусть, где читается между строк сам гениальный писатель. Хотя сам помнишь фабулу этих рассказов, знаешь известные цитаты из них, историю их создания.
Апофеоз первой части спектакля. Песня Егора (исполнял её актёр Игорь Сергеев) в кантиленном звучании хора, где сразу захотелось видеть пейзажи нашей огромной Родины с её морями, реками и лесами, деревнями, церквушками, где раскрыта глубина русского характера и духа. Ради этого апофеоза можно снова и снова приходить на спектакль. Трогательное и щемящее звучание (пение) трогало душу до слёз, которое уходило в небытие. Не зря этот рассказ Казакова «Трали-вали» выделяют многие литераторы за его актуальность. Его отметили зрители и выразили свои живые эмоции. Стопроцентное попадание в замысел писателя, знаковая визитка спектакля. Как использование живых инструментов в дальнейшем сюжете спектакля.
У писателя нет проходных рассказов, в каждом есть свой подтекст и смысл. Писатель ничего не выдумывал. Он брал всё из своей жизни, считая их своей автобиографией.
Каждый рассказ в спектакле строился по кольцевой композиции, переходя из одного в другое, дополняя и усиливая воздействие. В зале была тишина, потому что самоотдача всех была на высоком уровне. Хотя зрители понимали, что современные нотки немного портят канву действия спектакля.
Театр – всегда платформа творчества, инсценировки и создание искусства, прежде всего видение и поиск самого режиссёра. Ведь творчество – бесконечный процесс в поиске золотой середины правильного и неправильного, лживого и истинного во всех его компонентах. Судить его может только создатель-режиссёр, исходя из творческой концепции и опыта постановок.
Вторая часть логически дополняла первую часть. Получилась также запоминающаяся.
Новелла «Осень в дубовых лесах» стала камертоном чувств и переполняющих эмоций двух молодых людей. Юноша Юра (актер Данила Дзыгар) и девушка Марина (актриса Полина Шустарева) – на мой взгляд, самая красивая пара в спектакле. Сыграли они живо и с юмором. Жить ради таких моментов! Разве не прекрасно!
Про щемящий финал до боли в сердце, со слезами на глазах не оставили зрителей равнодушными. Монолог отца к сыну, ностальгия по отчему дому и семье.
«Во сне ты горько плакал», «Свечечка» – этим новеллам нет равных в литературе. Игра актеров (Владимира Кочеткова и Сергея Атрощенко) запоминающаяся, раскрывая лиризм в драме жизни самого писателя. Говоря о теме конфликта в спектакле и литературе, он был скрыт и показан другими средствами: поступками, интонацией самих героев и их чувствами.
Играет снова джаз на сцене. Словно Юрий Павлович играет нам в последний раз на бис, говоря нам.
– Я не прощаюсь, а прихожу снова в вашу жизнь: словами, запахами, звуками… Вспомнили меня, уже хорошо.
– Я просто рад.
– Независимо от жизненных обстоятельств, люди должны быть по-своему счастливы.
Осталась на сцене голубая машинка сына писателя – символ детства и спектакля. Словно говоря нам о самом главном. А ведь каждый из нас по-своему понимает счастье, просто быть.
Приглушен свет в зале. Стало темно как в зимний поздний вечер. Зал рукоплескал. Готовили цветы выступающим. Зрители кричали «Браво!». Я не кричал, а стоял, погруженным в себя, вспоминая свою летнею поездку в Абрамцево, аплодируя и обращаясь в мыслях к мастеру слова:
– Такая классика вечна! Как вечно то, что для нас оставил Юрий Павлович!
Нужно поздравить и поблагодарить всех участников, организаторов и зрителей с большим успехом спектакля, с премьерой. Прежде всего, художественного руководителя Никиту Михалкова. А также необходимо, чтобы этот спектакль увидели многие, чтобы он стал визитной карточкой труппы и не сходил со сцен театров наших городов.
Мы уходили с премьеры. Просто счастливые! Дарили друг другу улыбки и рукопожатия, беседуя о писателе Юрии Казакове. Ведь каждый из нас открыл своего писателя Юрия Казакова.
Послесловие…
Время уходит. А искусство остается вечным в наших сердцах.
Уже в подземке я открыл книгу Тамары Жирмунской «Нива жизни» (Воспоминания), чтобы перечитать мемуары о писателе Юрии Казакове, где было просто написано и лаконично поэтессой.
Мы – счастливые люди. Казакову Юрию Павловичу, писателю, на тот свет.
Из письма Юрия Казакова
«Как посмотришь, так мы с тобой счастливые люди!» А что? Нам выпал случай – может, один из тысяч – родиться. Мы жили. Думали. Любили. Страдали. Творили. Докапывались до истины… Неужто не счастливые?.. / Весна-осень 1992
Огромная благодарность всем тем, кто любит творчество писателя, кто помогает сохранить его наследие.
30.10.2023
Свидетельство о публикации №223103101850