Гордость на примере романа Властелин колец

            Гордость на примере романа «Властелин колец» (1954—1955)
 
                (кратко)


                Эпиграф:

               "Где случилось падение - там предварила гордость" (прп. Иоанн Лествичник).


Гордость подобна волшебному кольцу Саурона. Она была изобретена дьяволом и тайно владычествует над другими страстями как это кольцо в романе правит над всеми остальными кольцами, переданными людям (9), гномам (7) и эльфам (3). 

Гордость принадлежит исключительно дьяволу. Он делится ею только на время, чтобы погубить ненавистных ему людей. Так и в романе кольцо принадлежит исключительно Саурону. Попадая в руки людей, оно порабощает и губит их, чтобы вернуться к своему хозяину.

На примере Бильбо Бэггинса показано как гордость (в романе кольцо) даёт её носителю обманчивое чувство своего превосходства над другими.

На примере Голлума и назгулов, девяти владык из «расы людей», ставших рабами  кольца и его хозяина, показано, как гордость, порабощая человека, приводит его к полной деградации.

На примере Фродо видно насколько трудно победить в себе эту дьявольскую страсть. В одиночку это осуществить невозможно. Поэтому Фродо помогают его соратники. Это путь на котором маленького героя ожидают преследования, опасности и борьба, со смертельными ранениями и ядовитыми укусами. Это настоящий подвиг. Фродо, воплощающий в себе самоотверженное смирение, должен уничтожить это кольцо, бросив его в жерло Огненной Горы судеб Ородруин. Ему это в конце концов удаётся, но  с огромным трудом.

Так и человек, решивший бороться с гордостью, не может победить эту страсть без помощи Божией, без подвига и без участия  других людей.

Мне возразят, что это кольцо власти. Я и не спорю, гордость влавствует над другими страстями и людьми. А другие кольца только дают иллюзию власти, владения наслаждениями, славой, тайными знаниями и т.д., а на самом деле подчиняют людей дьяволу.

Цель этого кольца, написана на нём самом:

           «Чтобы всех отыскать, воедино созвать
            И единою чёрною волей сковать
            В Мордоре, где вековечная тьма»

   (Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец»,  1954—1955 в переводе Н. и В. Грушецких)

Однако обнаруживается эта надпись только в огне. И в жизни только духовный огонь помогает обнаружить в себе гордость и увидеть её цель. Так что люди часто даже не подозревают, что носят в себе это кольцо, или даже гордятся тем, что имеют его.

Эпопея показывает, что во всемирной битве добра и зла индивидуальный подвиг маленького человека в его борьбе с гордостью  может сыграть решающую роль.

В этом смысле эта эпопея является кульминацией всех произведений о маленьком человеке, эпическим гимном ему.

Всякое политизирование  этого произведения, представление какой-либо страны в виде Мордора, а её народа в виде орков выдаёт в человеке раба гордости.   

-------------
* Подробно о гордости рассказано в статье "О гордости",  расположенной в разделе "Азы", а о борьбе с ней в статьях "О трёх видах смирения" "Что мешает нам смириться?" размещённых в разделе под названием "Бог".


Рецензии