Шазилийа. Конспект

Конспективный текст.
Буду дополнять и редактировать, п мере сил. 


Это неожиданно, для меня, по крайней мере: такое властное, завоевательное гипнотическое воздействие  Африки - в российских пространствах, в Поволжье и на Кавказе,
Я имею в виду - исламские спиритуальные пространства.

В российском суфийском этосе последние два века безусловно преобладал суфийский тарикат Накшбандийа, который накатывал волнами в основном из Бухары и Самарканда ( где он и возник).
( == Впрочем, в Дагестан накшбандийская традиция просочилась непосредственно из Индии ===).
Но: с начала ХХ века Накшбандийа нераздельно сопровождает  исподволь   - вторая тассавуфская традиция, до сих пор исследованная мало, обрывисто: тарикат Шазилийа.
( === Как именно сплетаются двумя спиралями эти тарикаты - вопрос весьма сложный, и я его пока откладываю, тем паче, что сами дагестанские и татарские исламологи-мусульмане пишут об этом не слишком уверенно.
Я же пробую только выявить   географическую директиву, - стрелу, указующую в Африку. ===)

2.

Шазилийа -  тарикат, даже не арабо-магрибский, а - берберский, то есть глубинно-африканский.
( == ... будь я конспирологом, упомянул бы здесь гипотезы о том, что берберы пришли из затонувшей Атлантиды, это придало бы российскому суфизму особый примордиальный шарм ==). 

Прелюдия Шазилийя наметилась в Марокко, на севере, в горах Рифа,  ещё на исходе XII века.
Официальный основатель-эпоним тариката -  шейх Абу аль-Хасан Али аш-Шазили, саид из берберского клана Бани Йафрах, уроженец рибата Гамарат (север Марокко). 
( ===Абу ль-Хасан Али ибн Абдуллах ибн Абдул-Джаббар аль-Хасани ва'ль-Хусейни аш-Шазили аль-Магриби (ок. 1175\1196 - 1258) ===).
В молодости этот шейх много странствовал по всему Магрибу в поисках муршидов, подолгу учился в Фесе, в Александрии, в Каире, в Багдаде и в Мекке.
После долгих странствий он вернулся (благодаря очередному мистическому озарению) на родину, в Гамарат, и там его главным муршидом стал берберский дервиш Абдуссалам ибн Машиш, живший в пещере на вершине горы Алам.
Аш-Шазили писал в одном из посланий:
«Когда я шёл к нему, то по дороге искупался у родника, что у подножия этой горы, и потерял то, чего достиг в образовании и воспитании. И в это время он медленно спустился ко мне. На его голове был убор из пальмовых ветвей. Он сказал: «Добро пожаловать, Али сын Абдуллы, сына Абу аль-Джаббара...» и перечислил мою родословную до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Затем продолжил: «О Али, ты пришёл к нам нуждающимся в образовании и воспитании, и получишь у нас богатства здешней и будущей жизни».".

Во второй половине 1220х годов Абу альХасан Али обосновался близ города Тунис, в селении Шазили, и устроил себе жилище в пещере на горе Залалж.
Там, в 1227 - 1228 годах Али ашШазили основал свою первую завию, и начал обучать мюридов.
В 1244 году - уже располагая сотнями мюридов, -  перебрался в Александрию, в мамелюкский Египет. Оттуда тарикат стал расходиться п Африке.
Аш-Шазили скончался во время хаджа, по пути через пустыню, в селении Хумайтхара, на берегу Красного моря. 
Но основная опора Шазилийа так и осталась в Марокко: берберские племена Рифа и Среднего Атласа.

3.

    Мулай Мухаммад аль Араби адДаркауи, (1760 - 1823), XXXVIII шейх Шазилийа,
 --- Abou Abdallah Muhammad al 'Arabi ibn Muhammad ibn Hussain ibn Said ibn Ali Ad Darqawi, прозванный Moulay Larbi Derkaoui
шариф из берберского клана Бени Зерваль, с нагорий Рифа.
ОН происходил из элиты хасанийа: то есть, его предком был Аль-Хасан ибн Али аль-Курайши, Пятый Халиф, внук Пророка.
Этот шейх почти всю свою жизнь прожил в городе Фес, тогда - столице Марокко.
На протяжении нескольких столетий Фес был также столицей Шазилийа:   сильсиля ад Даркауи извещает, что семь его предшественников носили нисбу альФаси, то есть из  все они обитали в Фесе, в Марокко, вплоть до XVI  столетия.

По всему Магрибу  Моулай адДаркауи был признан как Кутб  (аль-кутб аль-васил),- суфий наивысшего посвящения, которого можно достичь в человеческом теле.
Уже в 1790х годах его братство (турук аль-фуру) превратилось в особый, - новый, по сути, - тарикат Даркавийа.
 
Послания Мухаммада Даркауи постепенно составили большую книгу - "Шур ат-тауийа фи мазхаб ас-суфийа" (Наставления совести на пути суфия),
( === другое наименование - "Majmu'at Rasa'il", ===),
 -  на которой зиждилась  идеология и праксиология этого тариката.
Бытие суфия в Фесе, - в густо-тесной столице, пронизанной сверху донизу ощущением близости Султана; то есть: выживание уранополита в условиях мегаполиса, в ракурсе постоянной опасности со стороны власти, - пожалуй, так можно определить  парадигму Шазилийа-Даркавийа.

Шейх Даркауи настаивает: высшая добродетель суфия - это таджрид, отрешённость; суфий должно тщательно отстраняться от мирской суеты, от влечений к бурлению социума, от политической актуальности (дуньа).
На этике тариката - лёгкий, но заметный налёт конспиративности.
Адепт даркавийа не должен никоим образом выделяться в толпе, не привлекать к себе   излишнего внимания; этот тарикат отказывался от шумного зикра, от длительного затворничества (хальва), от резкой, манифестованной аскезы (зухд). Он не должен был носить особую одежду, (что было принято в иных тарикатах); единственный опознавательный знак даркавита - это особые чётки; но и этот сигнал держался в секрете, и был предназначен только для внутреннего круга.

Увы, уже при жизни Даркави основные постлаты были нарушены: Даркавийа, в заданных условиях, - гражданской войны, - вскоре превратился в резко выделенную вооружённую оппозицию, и был глубоко втянут в политические интриги, в династические распри и в военные действия.


С 1790 года в Марокко правил султан Мулай Йазид,
( ==его мать, известная под именем Лалла Саргетта, - испанка, проданная в рабство ==),
Это был сосредоточенный противник Османии, идейный предводитель антиосманского джихада в Магрибе.
До вступления на престол Мулай Йазид долго жил в изгнании, и, в самые опасные для него времена, укрывался в завии Сиди Абд Ассалама ибн Машиша, - то есть у суфиев шазилийа. Это приключение весьма укрепило влияние нового тариката.

Почти сразу против этого султана поднялись его братья: на севере страны восстал принц Маулай Хишам, в Марракеше утвердился принц Маулай Маслама, а столичный Фес поддерживал младшего из претендентов - это был принц Мулай Слиман (Сулейман бин Мохаммад). 
Развернулась настоящая гражданская война.
Мулай Язид разгромил войска Хишама при Тазкурте, но был в этом сражении ранен, и от этой раны умер 23 февраля 1792 года.
Воинственное арабское племя рехамна захватило Марракеш, и султаном был провозглашён Моулай Хишам.
В 1795 году  Маулай Сулейман переманил на свою сторону войско рехамна, сверг брата и занял трон. Этот султан утвердился на престола надолго, - он правил больше четверти века, до своей кончины (30 ноября 1822).

Султан Слиман изо всех сил стремился укрепить единство своего государства, - весьма хрупкого, постоянно шатавшегося под напором мятежных арабских и берберских племён, а также суфийских марабутов с их вдохновенными вооружёнными апологетами.   
Султан, прямой потомок Пророка, с юности был погружён в исламские науки, лично претендовал на статус улема, и сосредоточенно поддерживал свой статус монарха-теократа, - то, с чем суфийские шейхи никак не могли смириться.
В начале 1800х годов его стали явно увлекать идеи салафийун, учение Абд эль Ваххаба, которое только тогда достигла западных земель Магриба.
Эти идеи весьма увлекли султана Слимана; по его приказу, сын, - принц Ибрагим, - отправился в хадж, и с ним были отправлены четыре улема, специалисты по фикху, - чтобы тщательно изучить идеологию, исходящую из недр Аравии.
Маулай Слиман объявил, что экстатическое поклонение авлия - не соответствует чистоте ислама, и сделал весьма опасный жест: в 1805 году приказал снести пышный мавзолей над могилой своего отца, Мухаммада III, в Рабате.
В 1806 году Султан лично написал трактат, в котором решительно громил самую суть суфизма. Это вызвало значительные волнения в стране.

4.

Воздействие шейха адДаркауи на политические обстоятельства было столь велико, что к исходу XVIII века его тарикат безусловно преобладал над всеми прочими суфийскими корпорациями в Марокко.

К 1800му году Даркавийа, опиравшийся на укреплённые завии, превратился в государство без территории.
С 1803 года даркавиты развернули войну на западе Алжирского эйалета - в Оране и Тлемсене.

Султан Мулай Слиман поначалу, - казалось бы, вопреки своей политике и своим личным убеждениям, - исподволь поддерживал Шазилийа, - поскольку видел в них таран, способный нанести удар по враждебному и опасному соседу, а также силу, которая могла бы помочь сдержать напор Османии. 

В 1810 году шейх Даркауи сосредоточил усилия на своей исходной территории, - в Марокко, - вмешался в династические распри и начал войну против Султана. 

В 1811 году военные действия против султанских войск развернуло многочисленное берберское племя Айт Умалу, (Тенистые, Люди Тени), обитавшее горах Среднего Атласа, в труднодоступных лесистых ущельях.  Это была грозная сила. На протяжении столетий Айт Умалу, - символически считавшиеся подданными султана Марокко, - решительно отторгали любые попытки проникновения арабской элиты.

Развернулась Берберская война, которая длилась десятилетие.
 
В 1818 году войска три могущественных марокканских шейха - Мулай алАраби Даркауи, Бу Бакр Амхавш и Сиди алАраби альХадж, - объединили свои армии.
В сражении при Эль-Кбабе, правительственные войска были разгромлены, и сам Султан попал в плен к мюридам; через четыре дня, после переговоров, его отпустили.
(Султан, из династии Алавитов, также был потомком Пророка, и проливать его кровь никто не имел права).
И война возобновилась.
 
В 1820 году в заточении оказался уже сам Кутб Даркауи. В казематах он провёл около двух лет.
Посла кончины Слимана (ноябрь 1822 года)  новый Султан, -  Мулай Абд ар-Рахман бен Хишам, племянник Слимана, - выпустил альДаркави из казематов.
Но через год восьмидесятилетний Кутб скончался.

3.

После гибели Кутба созданное им братство быстро распалось на части, и воздействие Даркавийа истаяло. Как это всегда бывает, развернулась борьба между несколькими шейхами за духовный трон. 

Этот истории Даркавийа - начиная со второй четверти XIX века, - оставил мало следов на поверхности нарратива, и исследован крайне слабо.

По-прежнему оставалось значительное сообщество даркавитов в Фесе. Там  мюридов сплотил Мухаммад Фанджиру аль-Фаси,
( скончался 1289 хиджр (1872-1873). 
Его последователи считали, что именно он - XXXIX шейх Шазилийа.

Мухаммад Фанджиру происходил из знатной марокканской семьи, принадлежавшей к последней волне эмиграции испанских мавров.
( === его родовая нисба - Фунджир, Фанджиру, - по преданию, исходит от города  Fuengirola,  (Фуэнхирола), в Андалусии ===).
Но по рождению и по воспитанию Мухаммад Фанджиру был, скорее, бербером, как и Мулай альАраби Даркави. 
( ...«Познавший Всевышнего Аллаха, долгожитель, проживший более ста лет, АльХаджи Мухаммад Фанджиру аль-Фаси аль-Магриби…» – так о нём пишет его будущий российский преемник,  шейх Сайфуллах-кади  в одном из своих писем. ).

Современный автор, - Мухаммад Гаджиев альИнчхи (2018 г., Дагестан), - пишет:
" ... Шейх Мухаммад Фанджиру был обладателем большого света (нура) познания Аллаха  ?, особого богоданного духовного состояния (халь), великой степени достоинства, настоящей проницательности, сокровенных знаний, дара предвидения (кашф) и чудес (карамат).   Он выстаивал ночи в молитвах, а дни проводил в посте. Отличался большой смиренностью (хушу), часто плакал из-за боязни пред Всевышним Аллахом  ?, раздавал добровольные пожертвования (садака), много поминал (зикр) Всевышнего Творца.
 ...   И множеству людей он смог помочь, и несметное количество народа вступило под его духовную опеку. О его чудесах и благодати было известно народу. Мухаммад Фанджиру в молодости владел торговой лавкой в Фесе, в ней он продавал кувшины. Но затем он отказался от этой деятельности и всецело посвятил себя обретению знаний и служению Господу.".
(https://as-salam.ru/news/1265/ Выпуск: 545, Джумад уль-Авваль 1439 г. Ученые мира). 
 
В 1871 году (1287 хиджр) в город Фес прибыл молодой странник - сеид Мухаммад Али альВитри, (1845 +  1904), араб из Медины, из старинного почтенного рода.
( === ас-саййид Мухаммад Али бин Захир аль Витри аль Хусайни аль Ханафи ан Накшбанди аль Кадири аш Шазили аль Мадани (1845 - 1904 ((1261 хиджр, Медина  -  29-го джумада аль-ула 1322 хиджр)); похоронен на кладбище аль-Баки,  Медина).

С пятнадцати лет альВитри разъезжал по Африке и Аравии в поисках истинного Кутба.
В  Фесе шейх  Мухаммад Фанджиру, (тогда уже уже почти столетний) принял араба доброжелательно и вскоре даровал ему иджазу.
Мухаммал Али альВитри обучался у муршидов в Ираке,  Йемене,  в Египте, Тунисе. В Марокко он побывал несколько раз, между 1872 и 1880 годами, и стал весьма почитаемым знатоком хадисов - за ним утвердился титул шейх-алляма (знающий, учёный)
Позже  аль Витри второй раз получил иджазу: её даровал ему в Медине шейх Хабибурахман аль-Казими, мюрид того же Фанджиру.

Арабский шейх альВитри явно не воспринял свою иджазу - как преемственность африканского Даркавийа; видимо, этому выходцу из Мекки, привыкшего к почтенной весомости тысячелетия, казались слишком легковесными претензии на особый тарикат, возникший не более чем восемьдесят лет назад.
Для него это была именно традиционная линия  (турук аль-усул)величественного, обширно распостранённого средневекового тариката Шазилийа.

4.

 В 1313 году хиджр  Мухаммад Али альВитри прибыл в Россию; он посетил Бухару и Самарканд, где поклонялся алийа альБухари; известно, что он побывал в Казани, и, возможно, заезжал в Троицк, Оренбургской области, и, соответственно, проезжал Оренбург. То есть путешествие было весьма длительным.
Год 1313ый: с 24 июня 1895 года по 11 июня 1896 года; известно, что ещё в июле 1896го шейх альВитри пребывал на территории России.
 
Затем он вернулся на родину, в Медину, и далее служил при мечети Пророка (Харам Шариф).
После этого путешествия  шазилийский шейх обрёл огромное влияние среди мусульман в России.
Считалось, что этот шейх принадлежит к ханафитскому мазхабу, который преобладал во внутренних российских и среднеазиатских уммах, - что весьма необычно: в Аравии господствует, и достаточно строго, ханбалитский мазхаб.

  В 1896 году, - то есть во время путешествия альВитри по России, -  иджазу тариката Шазилийа  получил  татарский мулла Зайнулла Расулев
( === Зайнуллах бин Хабибуллах бин Расул аш-Шарифи (1833 -  1917 г.).
С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), и -  одновременно весьма влиятельный устаз тариката Накшбандийа.
В Троицке Зайнулла-ишан создал при мечети невероятно популярное медресе, которое стало наиболее престижным на Южном Урале, и притягивало шакирдов со всей России; за этим медресе закрепилось имя ишана - «Расулия»).
  В сабате (удостоверении о разрешении на обучение исламским наукам), который  выдал Зайнулла-ишан выдал дагестанскому кади Сейфулле, - вписано:
«Этот познавший Аллаха, на которого указали, взял этот сабат от шейха ас-Саййида Али бин Захира аль-Мадани аль-Витри, служителя науки хадиса в мечети Пророка месяца блага сафар 1314 года хиджры  (3го числа), да окажет Всевышний ему Свою обширную милость. Амин» 
То есть: иджазу от арабского шейха Зайнулла Расулев получил 13 Июля 1896 года.
В наше время Зайнулла-ишан - наверно, наиболее чтимый  суфийский муршид на территории России; ортодоксальные мусульмане считают, что это был последний накшбандийский Великий Шейх.
В 1906 году по желанию имама Зайнуллы в Казани была издана книга аль Витри -    «Ат-Тухфат аль-маданиййа фи альмусальсалат аль-витриййа», (пятьдесят хадисов мусальсаль).


В 1900 году, в Медине, во время хаджа, шазилийскую иджазу от шейха Мухаммада Али альВитри получил другой весьма чтимый татарский улем - Хамидулла Альмушев.
( === Хамидулла б. Фатхулла б. Тянгребирде б. Асян б. Тимербулат б. Морзай б. Файзулла б. Фаизхан б. Жомгакол б. Юнес б. Якуб (1855 + 1929).
Около двадцати лет (примерно с 1875 до  1895 года), - мулла Хамидулла Альмушев служил в мечетях Петербурга; помимо прочего, под его духовной опекой были мусульмане из полков лейб-гвардии, стоявших в Петергофе.
В 1890х мулла Хамидулла вернулся на родину, в село Петряксы, Курмышского уезда Симбирской губернии,
(сейчас - с. Петрякс, Пильнинского района Нижегородской области), и там стал имам-хатыбом одной из четырёх мечетей, а также возглавил основатель медресе, (которое с тех пор известно как как «медресе Хамидуллы»).

Хадж муллы Хамидуллы длился почти три года. (1899–1901).

В своей книге "Хадж наме" курмышский имам писал: 
 "Первых три занятия я посветил (изучению) хадисов у мединского шейха­-алляма Мухаммад­ Али бин Захира ал­-Витри. Да дарует Аллах Всевышний пользу от всех наших знаний. Амин!.
...Словом, выехав из Мекки 19 числа, 28-го числа зу-л-хиджжа мы прибыли в Пресветлую Медину. Уже издали красиво смотрится зеленый купол гробницы Пророка, и сердце наполняется радостью.
В Медине мы переночевали у одного из мухаджиров Ханафи­-эфенди.
На следующий день мы переехали в благословенный дом сеида Али бин Захира ал­-Витри, где и решили остановиться.
Шестого мухаррама (1318 г./1900 ) я нашел египетского хафиза (имеется в виду Абу Хамид ал-­Абватиджи.) и избрал его своим шейхом. С ним мы читали нараспев Коран, да споспешествует нам Аллах Своей милостью в завершении этого (дела)! Первые занятия состоялись 13-го мухаррама
....Начало месяца рамазан 1318 года пришлось на воскресенье, а праздничный намаз состоялся во вторник. Мы прожили в Пресветлой Медине полных 11 месяцев, изучая тафсиры (Корана), хадисы, постигая науки литературы. И, пройдя курс наук у вышеупоминавшегося египтянина Абу Хамида ал-Абватиджи, мы удостоились получения из его рук великой иджазы с печатью.
В это же время упоминаемый (нами) сеид Мухаммад Али-хазрат вручил нам великую иджазу с печатью. Слава Аллаху за это великое счастье!
Наш сеид проникся глубокой симпатией к жителям Казани и часто упоминал их во время своих занятий. И то, что происходит в мечетях, показалось (ему) прекрасным. Однако он говорил, что «послеполуденный намаз (аср) они (жители Казани. – Прим. ред.) совершают с большим запозданием». Он также говорил, что бухарские ученые не владеют культурой диспута: если оба диспутанта говорят одновременно, перебивая друг друга, то результата такой спор не принесет. Несмотря на это, он многому научился у них. Он же посетил могилу имама Бухари".
 
5.

 Но главным представителем, -  халифа, - тариката Шазилийа в России, - считается другой татарский имам, -  Мухаммад Салих аль-Кирманхани
( === шейх Мухаммад Салих ибн Абд ал-Халик ал-Иджави (Аджави) ал-Караман-хани (Кирманхани) ал-Ханафи ан-Накшбанди ===),
татарский устаз,  предположительно - касимовский татарин.

К шейху альВитри этот российский подданный пришёл в Медине, где оказался во время хадджа.
И там же, в Медине, шейх аль-Витри даровал татарину иджазу накшбандийа и шазилийа.

В начале ХХ века Мухаммад Салих обитал в Астрахани.
Этот персонаж, - определяющий для африканской традиции шазилийа на территории России, - так и остался в тени.
Известно о нём очень немного.
Даже нисба его - Кирманхан? - до сих пор не прояснилась.

6.

В марте 1915 года в Астрахани от шейха Мухаммада Салиха получил иджазу знаменитый дагестанский шейх Сейфулла-кади Башларов.
 ( === между 1850\1853 -  1919 ===).   
По некоторым сообщениям, ещё раньше, в 1907 году, в Уфе, ему даровал иджазу великий шейх Зайнулла-ишан Расули, - который, как известно, стремился приобщать суфиев именно к шазилийской традиции; тем не менее, насколько можно понять из дагестанских публикаций, - считается, что шазилийская инициация шейха Сейфуллы произошла именно в 1915ом.



Именно Сейфулла-кади заложил основы распостранения тариката Шазилийа в Дагестане, и далее, по Кавказу и Закавказью.

Сейфулла Башларов, лакец, был родом из аула Ницовкра, близ Кумуха, в бывшем Казу-Кумухском ханстве (ныне Лакский район Дагестана); отец его, Гусейн, был оружейником, и сына обучал своему ремеслу.
В 1850х Гусейн перебрался в Астрахань, и в 1858 году забрал с собой сына. Три года Сейфулла учился в астраханском медресе, и потом пять лет (1861 - 1866) в русском училище.
Также он изучал Коран в медресе в аварском ауле Согратль.

С детства Сейфулла хорошо знал и русский, и татарский, и всю жизнь тяготел к татарскому исламскому этосу.

В 1877 года молодой Сайфулла каким-то образом участвовал в восстании, которое возглавил Мухаммад-хаджи ас-Сугури (1839 - 29 декабря 1877),  IV Имам Северного Кавказа, преемник Шамиля; это была последняя попытка воссоздания проосманского Имамата.
Аул Согратль на некоторое время стал столицей мятежного шариатского государства.

В 1878 году Сейфулла Башларов был выслан, по подозрению, со многими другими мятежниками, в Саратовскую губернию; там он провёл одиннадцать лет.
(По другим сообщениям, во внутренних губерниях России он жил до 1909 года).

В 1895 году Сайфулла-кади был улемом в Уфе, в медресе «Усмания»,(один из первых оплотов джадидов).
В Поволжье Сейфулла присоединился к тарикату Накшбандийа-халидийа (муджаддидийа), в его татарской версии.
Его наставлял сначала кумыкский шейх Хас-Булат альКустаки (из аула Кустаки); по его благословению, Сейфулла Башларов принял иджазу в Чистополе, Казанской губернии: его принял в мюриды  имам Мухаммад-Закир Камалов альЧистави ( + 1893), чистопольский мударрис.

С 1893 года, после смерти первого своего шейха, Сейфулла стал мюридом у Зайнуллы Расули.
"После его (Мухаммад-Закира альЧистави КС) смерти Сайфулла-кади отправился в Уфу. Там он встретился с муршидом (духовный наставник) Зайнуллой Шарифи (по зову которого он и прибыл туда).
В Уфе он совершенствовался у Зайнуллы, который передал ему разрешение на наставничество - после чего Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан. Мечтая познать Шазилийский тарикат, он встретился с преемником Шазилийского пути Мухаммадом Салихом, принял от него суфийское задание и стал его воспитанником. В дальнейшем он и сам получил от Мухаммада Салиха разрешение обучать других Шазилийскому тарикату."
Шейх Абу аль-Хасан Али аш-Шазили. Шазилийский тарикат.
21 Январь 2011
Мухаммад Амирханов.
https://islamdag.ru/lichnosti/5889

 В августе 1907 года Зайнулла-ишан даровал своему кавказскому мюриду иджазу

Приблизительно в это же время, -  в 1905 или 06 году, улем Сейфулла вступил в джадидское общество «Иттифак аль-муслимин»; возможно, он был одним из его руководителей.

В 1909 году Сейфулла, уже признанный суфийский муршид, вернулся в Дагестан, и занял должность кади в шариатском суде.
Одновременно он был практикующим врачом, хотя и не имел никакого медицинского образования.
В 1913 году кади Сейфулла был одним из предводителей, - или, возможно, вождём, -
 "антиписарского мятежа" в Дагестане, - это было достаточно грозное, хотя и недолгое, движение.
(вызванное попыткой назначения в дагестанские аулы русских писарей "для ведения всех дел, находившихся в судопроизводстве в сельских судах, на русском языке с назначением им жалованья не менее 30 рублей").

В 1914 году Сайфулла-кади был сослан, - правда, всего на год, - в Саратовскую губернию. 
Оттуда он перебрался, - возможно, нелегально, - в Астрахань. И там он встретился с загадочным шазилийским шейхом.

По возвращении, в 1915 году, Сейфулла Башларов снова занял должность кади.

1917 год - наиболее триумфальный в его биографии: Сейфулла-кади был избран одним из членов Учредительного собрания Дагестана.
При провозглашении Горской республики он - член Дагестанского Временного Областного Комитета, - то есть регионального правительства.
В 1918 году большевики пригласили шейха в своё правительство: он стал председателем отдела духовно-шариатских дел Дагестанского ревкома.

В это время престарелый шейх Сейфулла был уже тяжело болен.

В мае 1919 года основную часть Дагестана заняли полки Добровольческой Армии.
Красный шейх подлежал военному трибуналу.
Мюриды вывезли щейха тайно из Темир-Хан-Шуры - в закрытом деревянном ящике. В дороге шейх умер.
Он был похоронен в селе Верхнее Казанище (ныне Буйнакский район).

7.

В Дагестане самым преданным и самым способным мюридом Сайфуллы стал Хасан альХилми  из аула Кахиб ((ныне Шамильский район). 
Ранее Хасана Хилми признали муршидом два дагестанских накшбандийских шейха:
Абдаррахман-афанди из аула Ассаб (1853 - 1907 г.) и Шуайб-афанди из аула Багинуб ( ... - между 1909—1912 г.)
Несмотря на это, Хасан Хилми признавал Сейфуллу своим шейхом.
Ему шейх Сайфулла Башларов передал иджазу всех трёх тарикатов — накшбандийя, шазилийя и кадирийя, и возвёл в звание муршида.
Хасан альХилми возглавил кавказскую линию шазилийа в 1920х-30х годах, в самое страшное время. В 1937 году он был арестован и, видимо, вскоре расстрелян.

Далее сильсиля продолжил его сын - Мухаммад Ариф из Кахиба ( 1901 - 1976 или 77 г.), а также другие аварские шейхи:  Мухаммад Ясуби из аула Ассаб (1886 -  1942 г., погибший в тюрьме в Дербенте), Хумайд-апанди из аула Андых ( 1874 -  1952 г.), мулла Мухаммад Хусайн (Хусенил) из аула Уриб (1862? -  1967 г.),  Абд-аль-Хамид-афанди из аула Верхнее Инхо ( 1888 - 1977 г.), поэт и целитель Хамзат-апанди из аула Тлях (1892 - 1977 г.), Мухаммад-апанди из аула Хучада ( 1909 - 1987 г.), Мухаммад Саад-хаджи (Сааду-хаджи-ясул) из аула Батлух ( ... - 1995 г.), Бадраддин-апанди из аула Ботлих.

После ареста (в 1937 году), - из Дербента, уже из тюремной камеры, - шейх Мухаммад Ясуби прислал сумел передать письмо, в котором было разрешение и поведение (иджаза и амра) - для Хумайда-афанди из Андыха.
Позже шейх Мухаммад-афанди из Хучады, мюрид Хумайда, говорил, что если бы не это письмо, - то дагестанский сильсила Шазилийа мог бы прерваться навсегда.

8.

В 1950х наиболее влиятелен был аварский муршид Мухаммад Хусайн из Уриба
(Хусенил Мухаммад-апанди).
Он стоял у самых истоков дагестанского шазилийа, и был непосредственным мюридом Сейфуллы Башларова (вероятно, - единственный из его мюридов, доживший до 1960х) Впервые он получил иджазу ещё в 1920 году, от Хасана Хилми, но скрывал свой суфийский статус.
Около двадцати лет шейх Хусенил служил при мечети в ауле Верхнее Казанище, - как муэдзин и имам.
В 1944 году он, вместе со всеми жителями аула Уриб был переселён в Чечню, и жил в ауле Горготль. Туда, в 1950 году, тяжело больной шейх Хумайд-апанди прислал ему письмо с повелением принять шазилийскую иджазу. 
В 1957 году шейх Хусенил вернулся на родину, в Уриб. Там он скончался в возрасте ста пяти лет от роду.
Шейхи Мухаммад-Ариф апанди из Кахиба, Абдулхамид из Инхо и Хамзата-апанди  из Тляха считали себя его мюридами (маъзун).

В 1960х-70х, видимо, преобладал над прочими шейхами Мухаммад-Ариф-апанди, сын шейха Хасана Хилми из Кахиба, живший в Махачкале.
Считается, что он достиг наивысшей степени суфийского пути, - Кутб.
По преданию, родоначальник тариката Шазилийа, - астраханский шейх Мухаммад Салих, - ещё до его рождения предсказал (в беседе с Сайфуллой-кади), что сын Хасана Хилми превзойдёт отца в совершенстве постижения тариката.
"Мухаммад-Ариф-афанди (к. с) был «морем наук». Шейх Абдулхамид-афанди из Инхо говорил, что если все науки исчезнут, то Мухаммад-Ариф-афанди (к. с) из Корана смог бы восстановить их.".
В 1937 году во время апофеоза репрессий был убит его отец, и сам Мухаммад Ариф провёл в тюрьмах больше двух лет, без суда и даже без предъявления обвинения. 
После гибели отца наставниками Мухаммада Арифа были Мухаммад Ясуби (также погибший после ареста), затем Хумайд-апанди из Андыха и имам Хусенил Мухаммад из Уриба.
Мухаммад Ариф говорил, что своё право муршида скрывал на протяжении сорока лет, и тоже советовал своим ученикам.
"Он говорил, что у одного устаза было четыре мюрида и все они были муршидами. Оказалось, что он говорил о себе".
Его мюриды - Абдулхамид из Инхо, и Сааду-хаджи-ясул Мухаммад-афанди из Батлуха.

В начале 1980х наиболее известен был, видимо, шейх Мухаммад-апанди Меселаусул из Хучада, который несколько лет был имамом в ауле Нечаевка. 
Принимать мюридов он начал в 1977 году, и оставался действующим муршидом десять лет, до своей кончины (1987). 
В юности он был мюридом Хумайда-апанди; далее много лет - Хусенил Мухаммад-афанди из Уриба. Иджазу ему даровали Хамзата-апанди и  Мухаммад Сааду-хаджи-ясул.

Прославленный Саид-афанди Чиркеевский был много лет мюридом Мухаммада из Хучалы, то есть принадлежал к этой же ветви.
Несмотря на всеобщее признание в трёх тарикатах, Саид-апанди твёрдо придерживался именно африканского тариката шазилийа, и передавал только шазилийскую иджазу.
Его преемники - Арслан-Али-афанди из аула Параул Карабудахкентского района(род. 1954 г.),   Абд-ал-Вахид-афанди из аула Какамахи Левашинского района и мулла Мухаммад (из Закатальского района Азербайджана).

В последние годы ведущий дагестанский шазилийский шейх - Арслан-Али-афанди, - переселился в город Буйнакск.
Похоже, шазилийское сообщество сосредоточилось именно там.
В 1990х  Исламский университет в Буйнакске был назван в честь Сейфуллы Башларова; его ж имя получил Исламский институт в селении Комсомольское, Кизилюртовского района Дагестана.
В  мае 2011 года в Махачкале открыта джума-мечеть, названная в честь шейха Хусенила из Уриба.

9.

В 1998 году на меджлисе алимов был избран новый Муфтий и председатель Духовного управления мусульман Дагестана - Ахмед-хаджи Абдулаев; ранее - ректор Исламского института в Кизилюрте.
Ахмед Магомедович Абдулаев, аварец, родился 15 сентября 1959,в ауле Верхнее Инхо
(Гумбетовский район);
его дед - шейх Абдулхамид-апанди (Абд-аль-Хамид-афанди) из аула Верхнее Инхо ( 1888 - 1977 г.)
В 2010 году, - то есть уже на двенадцатый год пребывания в должности муфтия, -  Ахмед-хаджи Абдулаев получил иджазу от Саида-апанди Чиркейского.
Но ещё два года он воздерживался от призыва мюридов.
28 августа 2012 года Саид-апанди был убит.
Только после этого преемник, возглавивший шазилийскую линию Чиркави, шейх Абдулжалил-апанди,  сделал повеление (амру), - согласно которому муфтий Ахмед-хаджи начал наставлять своих мюридов. Это произошло 17 ноября 2012 года, через четыре месяца после гибели Саида-апанди.
10.

Сильсиля Шазалийа современной линии альЧиркави:

Пророк Мухаммад
Али ибн Абу Талиб
Хасан ибн Али
Абу Мухаммад Джабир
Саид
Фатхуссууд
Саду
Ахмад Марвани
Ибрахим Басри
Зайнуддин
Шамсуддин
Таджуддин
Нуруддин
Фахруддин
Тукаюддин
Абдуррахман
Абдуссалям
Абу ль Хасан Али ашШазили
Абуль-Аббас альМурси
Таджуддиин ибн Атаиллях
Давуд Бахили
Мухаммад Бахру Сафа
Али ибн Вафа
Саид Яхья
Ахмад ибн Укбат
Ахмад Зарук
Абу Салим Ибрахим
Абдуррахманил Маджзуб
Али Ссанхаджи
Юсуф Фаси
Абдуррахман
Сайиди Мухаммад
Сайиди Касим
Абуль-Аббас Ахмад
Сайиди Араби ибн Абдиллях
Абуль-Хасан Али
Мавляя аль-Араби
Мухаммад Финжир
Хабибуррахман
Мухаммад Али 
Захир Мухаммад Салих
Сайфулла Кади
Хасан Хилми афанди
Мухаммад Ясуб Хумайд афанди
Хусенил Мухаммад афанди
Мухаммад-Ариф афанди
Мухаммад Садухаджи
Баклухи Абдуль-Хамид афанди
Хамзат афанди
Мухамад афанди Хучади
Саид-афанди Чиркави
Абдул-Джалил афанди
Ахмад Абдулаев


Рецензии