Семейная история

     Валентина ехала в троллейбусе домой. Сегодня с работы пораньше отпросилась. Решила дочку побаловать сладким пирогом. Женя учится в колледже, нагрузка большая. Приходит с занятий еле-еле, можно сказать, что не приходит, а приползает. Сразу падает в постель, спит часа два-полтора, а тогда уже встаёт и принимается за подготовку к завтрашним занятиям. Валентина страшно удивляется, зачем ходить в колледж, если преподаватели лекции считывают с телефона, заставляя детей записывать то, что они читают из Интернета. Объяснений никаких. На вопросы отвечают примерно так: «Ищите материал в Интернете, если не успеваете записывать». Причём, где искать не говорят, утверждая, что таким образом они обучают молодёжь, как правильно пользоваться сетями, т.е. учат самостоятельности. Валентина уже не раз пожалела, что рано отдала дочь учиться профессии. Хотя дочь сама решила, объяснив так:
-Мама, я же вижу, как тебе трудно меня тянуть. А в колледже я быстрее профессию получу и помогать тебе буду. Институт – ты не волнуйся! - закончу обязательно. Заочно буду учиться.
-Надо было уговорить дочь, - подумала Валентина с горечью. – Тут, видимо, ни знаний, ни профессии не получит. Хотя что теперь крыльями махать! Дело сделано. Просматривая рекламные проспекты, тогда казалось, что вот оно, диплом и счастье в кармане. А не тут-то было! Единственное хорошо то, что на бюджете учится. Но это заслуга школы, а не этого долбанного колледжа. Денег действительно не хватало. Папаша Жени слился сразу после рождения дочери, заметив, что ему внимания совершенно не хватает. Быстро получил развод и исчез в неизвестном направлении. Алиментов так и не видела. Поиски ничего не дали. Да скорее всего его и не искали. Сколько таких папаш по белу свету мотается! Разве всех их найдёшь. Да и алиментщики освоили технику «как прятаться от алиментов» лучше всякого шпиона. Тут никакого штата не хватит. Вздохнув, Валентина стала пробираться к выходу. Троллейбус подходил к её остановке.
     Валентина по дороге забежала в супермаркет, докупила кое-каких продуктов и помчалась домой. Она любила побаловать дочку чем-нибудь вкусненьким. Вбежав в прихожку, она увидела дочкину одежду и затревожилась:
-Что-то Женечка сегодня рано? Наверно, каких-то занятий не было. Это было неудивительно. Так часто бывало. Педагоги понабрали часов где только можно и мотались из одного конца города в другой, чтобы только побольше заработать. Раздевшись, она заторопилась в комнату дочери, открыв тихонечко дверь. Женя сидела и как-то странно качалась.
-Пьяная что ли? – с тревогой подумала Валентина, бросившись к ней. Но от дочери не пахло спиртным. Однако смотрела она в одну точку и не шевелилась.
-Обкололась! – ужаснулась Валентина. Однако взгляд дочери был осмысленным. Она посмотрела на мать и каким-то безжизненным голосом сказала:
-Мама, я беременная. И с отчаянием повторила:
-Я беременная. А он меня бросил. Валентина, растерявшись, залепетала:
-А ты ему сказала? Дочь с несчастным видом кивнула головой:
-Да, сказала. А он мне, знаешь, что ответил:
-Мало ли, с кем ты уже в кровати до меня кувыркалась! А я теперь твоего приблудыша корми. Не бывать этому. На аборт денег дам, но на большее ты не рассчитывай. А ведь сам знает, что я с ним с первым.
-Это Валерка? Он же таким положительным казался.
-Нет, не Валерка. Валерка был бы рад и прыгал до небес.
-Значит, не Валерка? Скажи адрес этого, я с его родителями поговорю. Дочь заволновалась:
-Мама, не смей! Он мне не нужен такой. Я просто избавлюсь от его ребёнка. Валентина заволновалась. Она прикрикнула на дочь:
-Не смей! Придумала! От ребёнка избавляться! Мы с тобой справимся. Нас двое. Я была одна и даже не подумала от тебя избавляться. Вон, какая дочь выросла! Я горжусь тобой.
-Гордишься? Да кем тебе гордиться? Гулящей! Дочь в подоле принесёт.
-Ничего страшного. И не в подоле. А в пелёнке. Другие бы и хотели принести, да не получается. Значит, нам счастье подвалило.
-Мамочка, спасибо тебе! Родная моя! А я считала, что ты меня из дома выгонишь! Ты, правда, не сердишься?
Это что-то изменит, если я начну сейчас бесноваться? Да и ребёнок – это радость. Тем более, что мне немножко зарплату повысили. На памперсы внуку или внучке хватит. А про себя подумала:
-Это не самое большое горе. Хорошо, что с плохой компанией не связалась. Пить да колоться не начала.
-Мама, я тоже работать пойду, а учиться буду на «удалёнке». Тем более, что мы и так почти дома занимаемся.
-Ну, вот! – проговорила Валентина. – Всё и уладилось. Теперь на учёт надо встать и наблюдаться, чтобы всё в порядке с тобой и с малышом было. Мне с тобой сходить или сама пойдёшь? А про себя опять подумала:
-Ничего, конечно, не уладилось. Не знаю, себя уговариваю или дочку. Скорее всего, себя. Ведь дочка ещё не знает вкуса горького супа, когда воспитываешь ребёнка одна. И вдруг сама себя поправила:
-А почему одна? Ведь я-то рядом. Обе здоровые. Правда, Женя пока совсем молодая. Но мир не без добрых людей. Не дадут пропасть.
-Нет, мамочка, прервала её мысли Женя. – Пойду сама. Я теперь не только за себя отвечаю. Пора взрослеть самой.
      И действительно. Сходила сама на приём, встала на учёт, перевелась на «удалёнку». А Валентина, переговорив со старшими подругами, узнала, у кого можно купить коляску б/у. Когда же узнала, что родится девочка, пришла в неописуемый восторг и таким же образом, как коляску, перекупила и детские вещи. Кое-чем и её коллеги по работе помогли, а директор даже премию выписал, сформулировав причину так, что потом потешались все окружающие: «…за хорошую работу по поводу рождения внука (внучки)» И неловко глядя на неё сказал:
-Ты, Валентина, не волнуйся. Если что, то дочку пристроим здесь. Без работы не останется. Валентина чуть не заплакала. Она-то считала начальника сухарём, который, кроме денег, ничего не видит. А он оказался добрым и чутким.
     Дочь встала на учёт, прошла медицинскую комиссию. Будущая мама и малыш чувствовали себя прекрасно. Женю устроила на работу подружка Аська, с которой они дружили с детского сада. Зарплата была вполне сносной и график работы был удобным для учёбы. Теперь уже точно знали, что у Жени будет сын, в крёстные набивалась всё та же Аська. И чтобы Женька об этом не забыла, напоминала об этом великом статусе каждый день. А Женя, смеясь, говорила:
-Ася, я склерозом не страдаю. Я только страдаю токсикозом, который, слава Богу, на мозги не влияет, а вот на желудок точно. Меня уже тошнит от одного запаха пищи. А проглотишь, она, эта пища, лезет назад, будто малышка протестует: «Какую гадость ты ешь, мамочка! Я это не люблю». А не любит она абсолютно всё. И сладкое, и солёное, и пресное, и кислое. Кстати, чаю попьёшь? А я на тебя посмотрю. Хоть пооблизываюсь.
-Тогда маску надень. Чтобы запахи на тебя не влияли. Вскоре, глядя на тебя, у меня тоже токсикоз начнётся. Похудела ты – жуть!
-Токсикоз начнётся, если ты какому-нибудь козлу поверишь и спать с ним ляжешь. Как я, дура набитая.
-Пока верить не буду. Нам на двоих пока одной малышки хватит.
-Почему на двоих? – воскликнула, входя в кухню, Валентина, услышав, о чём говорили девчонки. – Не на двоих, а на троих.
-Ладно-ладно, тётя Валя. На троих.
     В положенное время Женя родила прекрасную девочку. С чёрными волосиками и с карими глазами. Имя выбирали все втроём и остановились на Татьянке. Татьяна Владимировна Григорьева. В графе «Отец» - прочерк. Аська – дай ей волю! – дневала бы и ночевала рядом с крестницей. И Валентина каждую минутку старалась подхватить внучку на руки. Но Женя вдруг возмутилась:
-Я, конечно, вам благодарна, что вы мне помогаете. Однако уже боюсь, что Танюшка подрастёт и не будет знать, кто её мама. Всех начнёт мамами звать. А меня это не устраивает. Поэтому я вас прошу: только помогать, а не брать все обязанности на себя.
-Но ты же так устаёшь, Женечка! И учишься, и работаешь.
-И что? Ты, мама, то же самое делала. Причём, одна. Без помощников. А я хочу Танюшке быть матерью, а не приходящей тётей. Поэтому с этого дня, если попрошу – то поможете, не прошу, значит, не лезьте с помощью. Договорились?
-Договорились! – признав правоту Жени, согласились и мама, и крёстная. Иногда Жене было трудно. Очень трудно. Особенно ночами. Танюшка спала лишь на руках, причём, когда мама ходила. Жене хотелось разбудить мать и попросить походить с дочуркой, но она, преодолевая нытьё, засыпая на ходу, носила Танюшку сама. А утром, глядя в укоряющие глаза мамы, Женя говорила:
-Так надо.
-Кому надо? – возмущалась Валентина. –Скоро падать от слабости начнёшь.
-Мне надо. Дочурке моей надо.
-А я ведь тоже так думала, когда Женя была маленькая. А сейчас мешаю, - покаянно думала позже Валентина. На чужих руках – пусть это даже будут руки бабушки! – связь между мамой и ребёнком не возникнет. Или возникнет обрывками, которые потом надо будет связывать узелками. Узелок всё равно нить прерывает. Поэтому сожми руки в кулаки и терпи. Жалко дочь! Жалко. Но она теперь уже не только дочь, но и мама. Поэтому пусть решает сама. Хотя и на первый взгляд видно, что она права, а не я. Потом потихоньку дела пошли. Танюшка стала спать не так беспокойно. Женя одну за другой сдавала сессию. Пролетело в хлопотах как-то незаметно три с половиной года. Женя закончила колледж и поступила сразу же в юридический институт на заочное отделение. Работу нашла другую, в юридической конторе, где зарплата была в два раза больше, чем прежде. И по специальности. Начальником оказался мужчина, сорока пяти лет. Приятный, воспитанный, но требовательный. Был не женат. Жена бросила его, когда их сыну было пять лет. Села и укатила за границу. Про ребёнка своего так и не вспомнила. И Аська, смеясь, предупреждала Женьку, чтобы она не вздумала влюбиться в этого прекрасного человека.
-Он, скорее, твоей маме подходит, чем тебе. Женька шутливо отмахивалась:
-Я теперь мужчин за версту всю жизнь обходить буду. Тем более, старше меня на столько лет. А маме я желаю счастья. Если бы они подружились, я была бы рада безмерно. Аська вдруг загорелась:
-А давай их познакомим! Может, что-то и срастётся. И девчонки решили посодействовать их знакомству. Однажды Женя позвонила матери и попросила заехать за ней на работу. Возьмём Танюшку и поедем по магазинам. Там к нам и Ася присоединится, в кафе сходим. Я премию на работе получила. Валентина обрадовалась:
-Сто лет в кафе не была! Собиралась будто в ресторан. Надела самое приличное платье, подкрасилась. Даже туфли на высоком каблуке надела. Взглянула на себя в зеркало и улыбнулась: 
-А я ещё ничего! Можно бы и под венец. Только не с кем. Да и Танюшку растить надо. Женечка одна не справится. Трудно ей будет. Да и старая я уже по большому счёту. Пятый десяток. Статус бабушки уже получила. Все сверстники женаты. Так что, давай, Валентина, кончай мечтать, не придуривайся, а заводи свою старую машинешку – спасибо отцу, оставил! - заезжай в детский сад сначала за внучкой, потом за дочкой на работу и вперёд по магазинам. Валентина ещё ни разу не была у дочери на работе, поэтому с интересом осматривала помещение. Всё было скромно, но со вкусом.
-Простите, пожалуйста, в каком кабинете сидит Григорьева Евгения? – обратилась она к представительному мужчине, который с готовностью предложил:
-Давайте я Вас провожу. Валентина засмущалась:
-Ой, что Вы! Я сама найду. Только направление подскажите.
-А мне не трудно. Туда же иду. А Вы к ней на консультацию? Толковая девчонка. Работает без году неделю, а уже авторитет положительный приобрела. Валентина засмеялась:
-Нет, не на консультацию. Я её мама. Она меня и дома проконсультировать сможет.
-Что Вы говорите? Давайте познакомимся. Я её коллега. В некотором роде даже начальник. Моё имя Захарий Петрович.
-Захарий? – изумилась Валентина.
-Папаня постарался! Чтобы не как у всех. Не буднично. И они засмеялись.
-Бабуля! – дёрнула бабушку за подол Танюшка. – Ты разве про меня забыла? С дядей не познакомила. Идёшь, разговариваешь. А я молчи.
-Ой, и правда! – воскликнула Валентина. – Не очень хорошо я с тобой поступила, моя хорошая!
-И я сегодня прекрасная царевна! Ты меня неправильно назвала.
-Извините меня, моя прекрасная царевна! Это по моей вине бабушка неправильно к Вам обратилась, - вступил в разговор Захарий Петрович, - отвлёк Вашу бабушку, - вот она и забылась.
-Меня-то Танюшкой зовут. Но мы так с мамой и бабушкой играем. Хотя больше всего мне нравится быть Лягушкой.
-Лягушкой? – улыбнувшись, засомневался Захарий Петрович.
-Конечно! Она же потом навечно станет царевной. А мама будет царевнина мама.
-Это чтобы она стала богатой-пребогатой?
-Какой ты глупый! Большой и глупый. Это чтобы она могла только учиться и не работать. А потом только работать и не учиться. Я однажды попробовала два дела сразу делать – не получилось. Две тарелки разбила. А мама умная! У неё всё получается. Вдруг Захарий Петрович, сам от себя не ожидая, проговорил:
-А можно мне с вами?
-С нами? В магазины?
-Да, нет! Мы пока с царевной Лягушкой у магазина посидим, вас подождём, а потом в кафе сходим. Я вас всех приглашаю. Валентина засмущалась.
-Так, Вы нас на свидание приглашаете? – влезла в разговор Танюшка. Нас, всех четырёх. С нами ещё моя крестная пойдёт. Вернее, она нас будет уже ждать в кафе.
-Тогда всех четверых, - подтвердил Захарий Петрович.
-Вам это будет дороговато! – так говорит моя крёстная.
-Ничего, справлюсь! – засмеялся Захарий Петрович.
-Тогда Вы должны считаться чьим-то женихом!
-А тебе я не подойду как Иван-царевич?
-Нет, ты для меня старый. А Иван-царевич весь из себя молодой и красивый.
-Ты где этого набралась? – с притворным ужасом спросила Валентина.
-Но я же не слепая, когда мультики смотрю. Там везде Иван-царевич прекрасный юнош.
-Не юнош, а юноша, - поправила Валентина.
-Нет, бабушка! Он же мальчик. Значит, юнош.
-Логика работает! – засмеялся Захарий Петрович. В это время в коридоре показалась Женя:
-Мама, что-то вы задержались! Пойдёмте скорее, а то нас Ася уже заждалась. Сейчас только звонила. Ой, мама, я не познакомила вас с моим начальником!
-Я уже сам представился, - рассмеялся Захарий Петрович, - и даже нахально напросился пойти с вами в кафе. Вы, Женя, не против?
-Нет, конечно, - растерянно проговорила девушка и улыбнулась. – Тогда быстрее! Иначе, получим на орехи от Аси. Но у той отнялся язык, когда она увидела Захария Петровича со всей честной компанией. Захария Петровича крёстной представила Танюшка, сказав, что это другой Иван-царевич, уже старенький. И подходит бабушке, а у них у всех Иваны-царевичи помоложе будут. Только чаще в болоте сидеть надо. Все захохотали, представив, как они все сидят на кочках в болоте и ждут своих Иванов. В магазин решили не ходить, а сразу отправились в кафе, где Танюшка с тревогой спрашивала, хватит ли денег на ту или иную вкусняшку. Захарий Петрович с интересом слушал, как девочка приценялась к той или иной сласти.
-Трудно живут! – сделал он грустный вывод. – Даже девчушка цену деньгам знает. Не то, что мой охламон сыночек! Хотя что теперь о нём говорить? Влез в дурную компанию, вскоре начал наркотики принимать. Под наркотой и влетел в бетонную опору моста. И виноват в этом лишь я. Всё на блюдечке ему подносил, пока он рос. Вот и вырос сорняк. Даже жениться не успел. Всё смеялся: «Успею ещё, батя! На мой век девок хватит». Девок-то хватило, только самого на его же век не хватило. Захарий Петрович, было, загрустил, но его быстро отвлекли. Давно он уже так не отдыхал душой. Время пролетело так быстро, что он и не заметил, что их компания осталась последней. После кафе он напросился отвезти Асю домой и по дороге спросил у девушки про Валентину. Ася кое-что поведала. Но сильно не откровенничала, предложив самому всё, что его интересует, узнать у Валентины. Но номер телефона сообщила.
     Через несколько дней он насмелился и позвонил Валентине, пригласив её погулять по парку. Она согласилась. Вскоре встречи стали чаще. После садика они забирали Танюшку и втроём подолгу гуляли, придумывая по ходу дела разные игры для девочки. А Женя в это время готовилась к защите диплома. Захарий Петрович стал совсем своим в доме. Иногда Танюшка даже называла его в шутку дедушкой, а он её внучкой. Однажды Танюшка влетела в одних шортиках, без футболки, в комнату, где находился Захарий Петрович. И он увидел две родинки в виде горошинки, расположенные параллельно друг другу, на плече у девочки. Точно такие же были и у его сына. Он заволновался:
-Неужели это моя внучка? Как бы я был счастлив! Это же моя веточка! Но как спросить? Они же тогда меня выметут. Вон, какие гордые. Да ещё обиженные, если действительно Танюшка - дочь моего сына. Он же, скорее всего, не признал свою дочь. А о Валентине тогда и думать забудь! – пригрозил он сам себе. И всё-таки решил поговорить. Но с Женей. Может, она до сих пор любит моего охламона, раз до сих пор замуж не вышла.
      Поговорить решил на работе, пригласив Женю к себе в кабинет и приказав секретарше никого не впускать. Он предвидел, что разговор будет не из лёгких.
-Женя, Вы знаете, как я отношусь к Вашей маме?
-Да это только слепой не увидит! – засмеялась девушка. – Вы уже взрослые ребята, и моё разрешение ничего не значит. Но пусть Вас успокоит мысль, что если вы поженитесь, то я не буду против, а только рада.
-Это хорошо! Я счастлив, что Вы меня принимаете в свою семью. Но Женя заметила, что мысли Захария Петровича витают где-то далеко.
-Однако Вас мучает не это, - участливо проговорила Женя. – Расскажите. Может, легче будет. И Захарий Петрович решился.
-Женя, скажите: Танюшка – дочь Олега Григорьева? Девушка побледнела и, заикаясь, спросила:
-А Вы откуда знаете? Кто Вам сказал? Ведь никто не знает. Даже мама. Или она откуда-то узнала?
-Нет, не мама. Я сам догадался. По родинкам. У Олега были точно такие. А Олег знал, что будет отцом?
-Даже очень хорошо знал. Я ему сама сказала. Только он упрекнул меня, что я от другого нагуляла и исчез. Ах, да. Денег на аборт предложил. А я ведь его любила. Они помолчали.
-И где он? Преуспевает? Женился? Детей пару-тройку родил? Или так же бегает?
-Женя, Олега нет. Он погиб в автомобильной аварии. Женя как-то съёжилась и даже стала меньше ростом. Потом тихо заплакала.
-Вы мне покажете, где он похоронен?
-Да-да, конечно, - засуетился Захарий Петрович. Помолчал. А потом спросил:
-Что же теперь с нами будет? Валентина меня не простит, если узнает, что Олег мой сын и сколько горя принёс её дочери.
-Мы ей не скажем, - решительно ответила Женя. – Она так много всего перенесла. Пусть узнает, как радость пахнет. Я думаю, что она Вас тоже любит. Может, мне ещё братика подарите. Только не тяните кота за хвост. Сегодня прямо вечером предложение сделайте и забирайте её.
-А как же Вы, Женечка, справляться будете? Хотя, я думаю, Вашему характеру ещё позавидовать можно. С Вашим характером и я осмелел. Вечером Захарий Петрович пришёл со цветами, с шампанским и с колечком. Сделал предложение. Скромное бракосочетание решили отпраздновать в кафе, пригласив только Аську. Та была на седьмом небе от счастья, как будто это она получила предложение. А она, смеясь, сказала:
- Я бы давно замуж вышла, но не могла оставить трёх девок без мужика. Те четверо бывших в счёт не идут. Тут как тут Танюшка:
-Я, крёстная мамочка, не девка, а царевна. Что-то ты забываться стала!
-Ладно-ладно, одну царевну и двух девок. А Захарий Петрович прижимал к себе Танюшку и думал:
-Как же я счастлив! От сына расточек остался, а у меня внучка. Надеюсь, сынок мой там, на небе раскаялся, что дочь не признал. А Женя была бы лучшей женой для него и прекрасной дочерью для меня. Какие же мы, мужики, - дураки. Счастья своего не видим и не понимаем. И выбираем жён не с тихой красотой, а с длинными ногами. И он любовно посмотрел на свою семью.
                Октябрь, 2023 год





               


Рецензии