Буллинг в школе

Вчера 30 октября 2023 года на телеканале ОРТ наткнулась на «Родительское собрание» , посвященное буллингу в школе. Тема для меня больная, канал интересный, умный, решила послушать.

О травле в школах открыто заговорили с появлением в кинопрокате фильма Ролана Быкова «Чучело».  Выходят книги, передачи, пишут статьи дипломированные специалисты. Здесь в Прозе.ру я писала о книге Эдуарда Веркина «Советы по выживанию в школе».

Что советуют  на телевизионном «Родительском собрании» опытные учителя, врачи, чиновники?  Все те же набившие оскомину слова:

   - Человек, который травит другого, сам жертва насилия, домашнего, например.

   - Жертву надо научить не быть жертвой, научить давать отпор.

   - Принимать человека таким, каков он есть.

Дети, опрошенные на улице, решили свои проблемы, в основном, перейдя в другие школы.  Как известно, каждая школа подстраивается под своего директора, и родителю, наверное, надо, искать чуткого руководителя? Где искать? И как?

Родители написали в передачу:

«Школа оказывает некачественные услуги. И надо подавать на них  в суд — пускай педагоги, наконец, научаться работать по профилю».

«Надо больше специализированных классов, куда дети идут с сознательным выбором. Если есть личная цель, некогда участвовать в интригах».

«Детей надо рожать побольше, чтобы были братья и сестры заступники».

И, наконец, из родной Ульяновской области: «Дети — зеркало общества, в них отражается социальная напряженность и поведение взрослых». Именно так. Нередко застрельщиками выбора жертвы в классе является сам учитель. Ему то же надо утвердиться в классе. Он один против 25-30 горячих голов. Кричать можно, результата добиться нельзя. А вот если наказывать одного для наглядности, другим неповадно будет. Проверенный метод.

А еще на родительских школьных собраниях обсуждать одних учеников с родителями других школьников, тем более что, как правило, родители проблемных дитяти на собрания не ходят.

В своем богатом родительском опыте я знаю только одного классного руководителя, к которому я ходила не с затаенной тревогой, а к учителю моего сына. Ее имя Екатерина Михайловна, и она объясняла нам, что проходят по программе дети, какие у них возможны сложности и как помочь им с этим справиться.

Психологи.  Вот, казалось бы, кто научен справляться с участниками буллинга. Они есть в каждой школе. Но вот беда:  профессия такая, что институтские знания только мешают, нужно чуткое сердце, которое способно выслушать ребенка, вычленить причины, помочь с ними разобраться.

Присутствовавший в скайпе детский врач — психотерапевт Лев Пережогин посоветовал на «Разговорах о важном» и других групповых занятиях говорить с ребятами - пассивными участниками буллинга. Одни невольно принимают участие, потому что им все «до лампочки», другие, потому что готовы на все, только чтобы не травили лично их.

Рискую не согласиться с уважаемым Л. Пережогиным, с пассивными участниками тоже надо беседовать индивидуально, если хочешь получить результат, а не отчитаться за проделанную работу.  Нечто подобное получилось у директора Уссурийской школы. Все у них прекрасно: работает Совет отцов, есть юридический класс МЧС, парашютисты, туристы... и все, похоже, прочитано по бумажке.

Буллинг  - явление индивидуальное, травят одного, и выводить детей на другую сторону баррикады приходиться по одному.

Но школа не может этого сделать. Учителя загнаны в угол большим количеством уроков. На телевизионном родительском собрании это прозвучало еще раз.

Так что все опять к родителю. Он начинает процесс защиты, он и заканчивает.

В заключение один пример из собственной практики. Били десятиклассника, юношу мирного, контактного, разумного.  А когда дал однажды главарю сдачи, поскольку сам ходил в секцию спортивной борьбы, стало еще сложней. Интеллигентные родители пытались учить сына «не быть жертвой».

Однажды за юношу вступился  одноклассник, досталось и тому  по полной программе. Интеллигентные родители защитника обратились к директору школы, тот пригласил участкового. Милиционер в тесном кругу двух жертв (обоих с фингалами), родителя и директора школы так поговорил с главным обидчиком, что тот расплакался и написал расписку, что больше «такого не повторится». И не повторилось.

На фото: телеканал ОРТ. "Родительское собрание".


Рецензии
Травля, и не только в школе, была всегда. Есть сейчас и в обозримом будущем вряд ли закончится. К сожалению, человечество ещё очень далеко от совершенства. Учитель — педагог — должен быть в первую очередь психологом. А подавляющее большинство учителей — это обычные преподаватели предметов. И детскую душу они не чувствуют. Или не желают чувствовать. Ведь от травли ребёнка хуже не им. Некоторым, наоборот, лучше, когда кого-то из детей травят. Вы правильно заметили, учителя нередко сами становятся провокаторами в этом деле. Да и школьные психологи тоже обычные зубрилы, начитавшиеся книжек. Они просто получили образование, но не имеют таланта психолога. Да и в министерстве работают нахрапистые карьеристы, а не талантливые педагоги. Им тоже все равно. Своя рубашка, свой карман и своё сытое пузо к телу ближе. Вот так.

Андрей Николаев 6   17.09.2025 09:27     Заявить о нарушении
И опять Вам большое спасибо, Андрей! К счастью, школьная травля закалила внучку. Постепенно терпением и улыбкой она расположила к себе учителей, а потом и учеников. Но три первых года (5-7 классы) были сложными. Главная причина классическая: травят те, кого травят дома. И еще зависит от классного руководителя. Говорят, классы похожи на своего классного. Наша вторая классная, женщина взрослая и очень интеллигентная, вывела наш класс на другую ступень. Так мне кажется.

Нина Ватрушкина 2   17.09.2025 10:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.