Препятствия христианству

Препятствия христианству – волхвы, отношение иноплеменников к христианству
Народ, и по одной привычке к старине, какова бы она ни была, не без скорби, а иногда не без упорства принимает новые мысли, новое верование; а язычество везде льстило страстям чувственности. То же было и в России. Привычка и чувственные страсти мешали успехам св. веры. Особенно волхвы, друзья невежества и страстей, были злыми, внутренними врагами небесной истины в России. Они хотели быть подпоркой падающего язычества, кормившего страсти их, и выдавали себя за посланников богов своих, за людей, облеченных силой и знанием необыкновенными; на место чистых понятий христианских они сеяли старые заблуждения, с какими кто был знаком. По летописям, в первый раз они в 1024 году возбуждали народ в Суздале против женщин, по случаю голода. Во вторичное княжение Изяслава, с той же ненавистью к женщинам, они прошли от Ростова до Белого озера, сопровождаемые шайкой 300 человек, приказывая убивать женщин. Боярин Ян заставил белозерцев переловить их и доставить к себе. Волхвы открыли свое верование Яну о человеке и Боге. «Бог, говорили, мывшись, отерся ветошкою и бросил ее на землю; затем последовал спор сатаны с Богом о сотворении человека; диавол сотворил его, а Бог вложил в него душу; наши боги открывают нам тайны и прочее». С таким же зловерием в два начала являлись волхвы в других местах, и суеверия долго держались в народе усилиями их, то явными, то скрытными. Наконец, власть их над народом была ослаблена подвигами пастырей Церкви. В 1223 году четыре волхва показались было открыто в Новгороде; но народ сам схватил и сжег их, тогда как в прежнее время те же новгородцы, вооруженной рукой, защищали подобных людей.

Сильные препятствия успехам веры в России поставляли враги гражданского ее состояния, иноплеменные народы. Но и над ними вера одерживала победы. На юго-востоке орды половцев, в половине XI столетия, заняли пространство от Днепра до Дона, а потом и до Волги; они опустошали южные поселения русских, уводили в плен и мучили христиан, не по одной только дикости. В 1091–1094 они опустошали города, окружавшие Киев, зверски терзали христиан, и увели множество их в тяжкую неволю; а в 1095 г. ночью напали на Киев, ворвались в Печерский монастырь и храм его, ругались над св. иконами, жгли утвари, изрыгали хулы на христианство: где Бог их? пусть поможет им! говорили они. Убивали иноков, других увели в плен. Пр. Евстратий с 30 иноками был продан жиду корсунскому; тот, принуждая отречься от Христа, уморил голодом товарищей Евстратия, самого Евстратия распял на кресте в Пасху, ругался над ним и верой, и, наконец, пронзил копьем. По предсказанию мученика, жиды тогда же испили чашу гнева Божия, а некоторые обратились к Христу. В то же время пр. Никон, со многими другими пленниками, оставлен был у самих половцев. Их жестоко мучили. Преподобный спокойно терпел голод, жажду, жестокие побои, свободно говорил о силе веры и о том, что скоро избавлен будет сей верой. Половец, чтобы не убежал пленник, перерезал ему жилы. Но как говорил Никон, так и случилось. Половец встретился с Никоном уже в Печерской обители. Пораженный чудесным спасением его, он не возвратился уже к своим, и крестился вместе с женой и детьми. Терпение христианское, вера твердая среди страданий, чудесная победа, одержанная над половцами в 1111 году, когда сами половцы видели и признали небесную помощь христианам, производили на половцев действия благотворные для веры, и некоторые из них принимали христианство. Так, между половецкими послами, являвшимися в Киев в 1147 году, видим половца Василия. Княжны половецкие, вступая в брак с русскими князьями, принимали христианство, и своими связями ослабляли нерасположение диких половцев к св. вере.

Болгары, соседи русских на востоке, как потому, что состояли из смеси чуди со славянами, так и по склонности своей к торговле, нечасто нарушали мир с русскими. Князь Андрей Боголюбский, в продолжение своей жизни, часто успевал в том, что по убеждению его крестились болгары, не только пленники, но и те, которые свободно бывали в его Боголюбове или Владимире. Он крестил и многих язычников, как вероятно, черемис и мордовцев, находившихся под властью болгар, крестил иудеев, жителей каждого торгового места; следовательно, и жителей Болгары, знаменитого города, известного ныне только по развалинам.

Но магометанство болгар не дозволяло им спокойно смотреть на успехи креста Христова и проливало кровь верных проповедников Христовых. Св. Аврамий, сам болгарин и богатый купец, умер как жертва их ненависти к Христу. Прибыв в г. Болгары, он схвачен был единственно за веру во Христа, много дней принуждали его, то ласками, то пытками, отречься от Христа; он оставался непреклонным, и (1229) лишен был головы. Русские христиане, говорит летопись, положили тело его в гробе, где лежат все христиане. Были ли эти покойники христиане из болгар или русских, летопись не сказала. Она только заметила, что Господь отмстил за кровь мученика Своего: сперва сгорела половина города, потом и другая загоралась по два, по три раза в день; сгорело весьма много товаров, и немного уцелело от губительного огня; устрашенные этим бедствием, болгары в следующем (1230) году просили мира у князя суздальского, тогда как шесть лет вели войну с русскими. Мощи св. мученика с честью перевезены были во Владимир.

На северо-востоке чудь, вотяки, черемисы не всегда давали покой христианству. В 1174 году несколько сотен новгородцев решились поселиться в вятской области. Они начали дело благочестием: несколько дней говели, молились, призывали в помощь св. князей Бориса и Глеба, и в день памяти их получили то, чего желали, взяли укрепленный на горе городок Болвановск, называвшийся так, вероятно, по идолу – Болвану. В то же время другая часть тех же выходцев построили город Хлынов с храмом Богоматери. Выходцы поручили власть над своей республикой духовенству; христианство мало-помалу стало распространяться между грубыми жителями той страны.

На севере заволоцкая чудь и югра (остяки) от Белаозера до р. Печоры жарко преданы были своему Йомале. Но в XII веке новгородские поселенцы имели уже на берегах Двины монастыри, что не осталось без действия на дикарей. В карельскую землю (часть нынешней Финляндии) новгородский князь Ярослав в 1227 году отправлял миссию из священников. Карелы издавна подвластны были Новгороду, и самым знакомством с русскими расположены были к св. вере. Потому священники, без всяких мер насилия, крестили почти всех карелов.

На западе России литовцы и латыши были данниками полоцких князей, а чудские племена были в зависимости от Новгорода. Но Россия дорого платила им за их подати. При каждом случае те или другие из них, а иногда соединяясь между собою, вторгались в поселения русских, грабили, жгли и убивали христиан. Однако христианство одерживало победы и над этими племенами. Русские князья не употребляли мер насильственных в пользу веры, как это делали вассалы папы. Ярослав I-й основал между чудью Юрьев-Дерпт с храмом великомученика Георгия, и храм оставался училищем веры. Псковские священники ездили к эстам и к соседним с ними северным латышам, с проповедью веры. К концу домонгольского периода, греческая чистая вера сделала довольно успехов в тех местах. В половине XI века на берегу Двины образовались два удельных княжества полоцких, с христианскими храмами: и христианство не оставалось без исповедников между литовцами, а еще более между латышами.
святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
Сокращенная история Русской Церкви
Источник


Рецензии