Безликий гость моей судьбы

Была середина октября. В наших краях стояла тёплая золотая осень, листва ещё не вся опала с деревьев, и центральная улица, окаймленная аллеей старых тополей и редких кленов, оставляла внутри ощущение сказки. На лавочке возле филармонии сидела женщина в не по сезону надетой вязаной шапке и старом потертом пальто. Вокруг неё роились голуби,  она кормила их остатками батона, а на скамье возле неё стояла недопитая бутылка молока. Возле её ног сидел бездомный пёс и грыз вторую половинку хлеба.
- Мария  Иосифовна, день добрый.
Сказал я и присел рядом на лавку. В ответ женщина улыбнулась и на её морщинистом смуглом лице заиграли ямочки. Я вручил ей пакет с колбасой и сыром.
- это вам на десерт.
- благодарю, Лешенька. Как ты сам?
- да потихоньку. Работа, дом. Все как у всех. Пишу статьи вконтакте, но это все мазня. Катюхе моей назначили курс антибиотиков, свалилась с бронхитом, малого пришлось две недели смесями кормить. Мы ему ложку в рот , а он ее обратно. А вы всё не меняетесь Мария Иосифовна. Всё такая же жизнерадостная.
В ответ старушка только промолчала и бросила голубям новую горсть хлебных крошек.
- а знаешь, - чуть погодя ответила она - со временем начинаешь ценить простые радости.
- как вы сейчас себя чувствуете? Все стабильно? Я на неделю в командировку на Сахалин. Может вам купить чего?
Мария была лет шестидесяти. Всегда опрятная, с русыми волосами, прореженными сединой. Мы познакомились с ней отделении общей терапии. Я лежал после неудачной попытки суицида. Дурак был, да и просто пить надо было меньше. А Мария там мыла полы и лечилась, от чего уж не знаю. Она была начитанной, образованной, в прошлом работник налоговой Фрунзенского района. С медалью окончила школу, с красным дипломом - институт. Потом работала в отделе камеральных проверок. Но в 28 лет что-то её подкосило, не хотелось жить, спала по четыре часа в день (дико не досыпала), скандалила с мамой, а потом начался острый психоз. Всех подробностей я не помню, но знаю что через два месяца жесткой диеты и бреда у неё начались голоса. Мария Иосифовна была верующей, по крайней мере до первого эпизода, но первая ее мысль, когда она услышала голоса была: "вот теперь я сошла с ума".  Это потом она боялась даже проговорить мысль про себя,  чтобы голоса не начали её ругать за произнесенное. Кстати в бога верить она перестала, как и в психологию, которой она увлекалась десять лет, раз последняя не уберегла ее от психоза. В общем, в одну бессонную ночь, уже под утро, когда Мария начала вслух беспричинно то смеяться , то плакать, её мама вызвала бригаду психиатрической помощи. В больнице она провела два месяца , и это время показалось ей вечностью. Она мыла полы во всем отделении и за это ей в день давали шесть сигарет. Кстати мы так и познакомились, она выдавала мне по шесть сигарет, в обмен на то, чтобы я пил назначенные таблетки, говорила по норме больше в день курить нельзя. Особенно мне. Я ей благодарен, её история жизни снова вдохновила меня писать. Но обо всем по порядку. Больница показалась Маше ещё большим сумасшествием, чем то, что происходило у неё в голове. Медсестры орали благим матом на больных, больные как сомнамбулы передвигались из одного конца коридора в другой, и так во кругу. Разве что кормили неплохо. Голоса быстро прошли, но отпускать из больницы нашу героиню не спешили. Говорили, критика не восстановилась. Через два месяца ад кончился.
Марии было тридцать, когда её сократили. Она потеряла работу, у неё умерла бабушка, через несколько лет умер и дед. Друзья и родители, это все что у неё осталось. У неё была ремиссия, её наблюдала заведующая психдиспансера, которой казалось, что такой эпизод, как любят говорить психиатры, может оказаться единственным в жизни. Марии отменили лечение. Полгода все было стабильно. А потом снова начались голоса. Ещё три месяца в больнице, что ей только не назначали, но стабильно история повторялась каждые полгода - она оказывалась в стационаре. И так раз шесть за четыре года. На работу не устроиться, ремиссии нет , бессонные ночи,  и Маша подрабатывала уборщицей в школе, где раньше училась. Свой недуг она держала ото всех в секрете. Только родные знали, что происходит с ней. Через пять лет ей оформили инвалидность -  рабочую группу, денег не хватало, но здоровье её улучшилось, наступила ремиссия. Потом она устроилась бухгалтером в библиотеку, где и работает по сей день. Живёт в двухкомнатной хрущевке с мамой, в соседнем подъезде, обе получают пенсию, но на лекарства и жизнь все равно не хватает. Одеться нынче пенсионеру дорого и Мария ездит в Казанский храм, где оставляют уже ношеную одежду.  Подкармливает нашего дворового Рекса и местных кошек. Каждую неделю приезжает в гости к отцу , где вслух читает ему стихи, которые написала за прошедшие дни. Пушкина обзывает пошляком и рыдает от Полозковой и Сенничевой. Замуж она так и не вышла , родить для себя побоялась, чтобы не бросать терапию. Подруги каждый год поздравляют её с праздниками, но в целом каждый занят своей жизнью и детьми , и даже внуками. Мария Иосифовна каждый месяц откладывает им на подарки. Подрабатывает вечерами сторожем на местной стоянке. Она всегда следит, чтоб на наше место никто не парковался. Я же в благодарность приношу ей продукты и какую-нибудь мелочевку. Что попросит.
- Мария Иосифовна, так что вам привезти?
- Лешенька , а ты привези мне набор вышивки. Любой. Я доверяю твоему вкусу. Последний так я даже оформила. Надо повесить на кухне. И ещё бумаги любой. Тетрадь , блокнот, А4, неважно. Мне чтоб дневники вести.  И ещё у меня снова по ночам начались голоса. Они мне теперь стихи читают. И цитатами разными сыплют. Последнее, что я записала было как-то так "Боль начинается с малого - с грусти. Если ты разделяешь эту грусть, это тяготит слезы" . Даже жалко менять лечение теперь.
- а вы помните свое первое стихотворение?
- только его и помню и то не целиком.

Я шла по тёмным переулкам
В ночи холодной и пустой
За мной тянулся шлейф рассудка
И кто-то мрачный, но родной

Сначала странный незнакомец
Безликий гость моей судьбы
Теперь мой бес , мой ангел и тот голос,
Что уж давно живёт внутри

Живёт? Скорее арендует
Тот холл, что сердцем назвала
Туда без стука он заходит,
Хоть я его и не звала

На небесах он падший ангел
Хранитель-ангел на земле
Он подсознанье для учёных
Для сердца он мой брат-близнец

Он адвокат и он мой критик
Мой дьявол и судья.
Он не разум и не сердце. Он где-то спрятанное я.


Рецензии