Признание
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века,
Как играют овраги,
Как играет река,
Как играют алмазы,
Как играет вино,
Как играть без отказа
Иногда суждено.
– Чьи это слова? – спрашивает Она, продолжая прохаживаться по сцене.
– Пастернака, – отвечает Он, медленно поднимая голову.
– Замечательно! Неподражаемо! Неповторимо! – восхищается актриса – то ли самим стихотворением, то ли тем, как его прочитал её партнёр – с надрывом и щемящей душу, ноткой грусти, а потом, как бы, между прочим, говорит: – Вчера звонил Дима Латунин, просил, чтобы я поговорила с тобой насчёт… роли…
– Твой молодой любовник? – усмехается Он, глядя на неё с нескрываемой брезгливостью, испачкавшей его покрытое оспинами лицо. – Что, надеется получить мою роль? Потому и липнет к тебе!
– Не правда, – произносит актриса, побледнев. – Между прочим, эта роль подходит ему больше. Он моложе и…
– Талантливее меня? – перебивает Он, глядя на неё всё с той же брезгливостью.
– Я этого не говорила!
– Но подумала!
– Так, что мне ему сказать? – спрашивает Она, после небольшой паузы.
– Пусть даже не надеется – свою роль я ему не отдам! – отвечает Он, скривив губы в холодной усмешке.
Она тоже усмехается, но не зло, а как-то так, словно будучи уверенной, что у неё ещё есть шанс.
– Ты знаешь, признаться, завидую я нашему М., – говорит Он, чуть погодя. – Вот так, во время спектакля, на глазах всего зала – упасть на сцене… под крики и аплодисменты толпы… не доиграв своей последней роли… помнишь, его монолог… он признавался в любви героине… О, да, моя дорогая – умереть на сцене – это подвластно только великим актёрам… Истинным властителям чужих судеб!
– Он умер от сердечного приступа, – отвечает актриса, сухо.
– Это не имеет значения! Он ушёл – как истинный Творец! Такое подвластно не каждому! Вот так, хотел бы уйти и я – упасть на сцене, не доиграв своей последней роли!
– В таком случае, у тебя есть шанс! – произносит Она, встав к нему вполоборота.
– Что ты имеешь в виду? – спрашивает Он, вонзив в неё свой острый взгляд.
Она не отвечает. Задумчиво глядя в пол, прохаживается по сцене; подходит к дверям, ведущим за кулисы; стоит, вглядываясь в полумрак коридора, как будто чего-то ожидая, или на что-то решаясь, а потом подходит к столу и, что-то кладёт… что-то, что глухим ударом проносится по пустой сцене и скрывается в недрах высокого потолка.
Это пистолет – чёрный, плоский, он заиграл на свету своим холодным блеском, призывая к действию.
– Это что? – спрашивает Он, уставившись в глядевшее на него мёртвым глазом дуло.
– А разве ты не видишь? – с сарказмом в голосе, произносит Она.
Когда он с пистолета, переводит глаза на неё, его тело пронзает холодный пот, при виде её лица – белого, как могильная плита.
– Я же говорила тебе – у тебя есть шанс! Так воспользуйся им… и уйди… со сцены… как истинный творец!
– Что? – не понимает Он.
– Как истинный творец! – повторяет Она с дикой улыбкой, окрасившей её тонкие бледные губы – сейчас актриса походит на ведьму из сказок для взрослых.
– Ты давно этого ждала… – говорит Он, накрывая пистолет своей влажной ладонью.
– Как и ты! – отвечает Она.
– Я? – произносит Он, глядя в сторону, потухшим, ничего не выражающим взглядом.
Потом медленно сжимает пистолет в ладони, так, словно мнёт бумагу.
Она ждёт.
– Ну же… – говорит Она, будто торопит его. – Докажи, что ты – Великий Творец! А то, говорить мы все мастера… Сыпать словами, как заученным текстом сценария…
Он сжимает холодную рукоятку и, отрывая пистолет от деревянной поверхности стола, подносит к виску.
Сидевшие в зале – замерли. Даже режиссёр отрывается от «изучения» блокнота, и тоже обращает взор на происходящее на сцене.
Усмехнувшись, Она идёт к дверям, ведущим за кулисы.
Свидетельство о публикации №223110101140