Пушкин и Маркс - К еврейскому вопросу!

В серии «Библиотека концептуальных знаний» вышел сборник под названием «Ай да Пушкин!» Он включает в себя цикл работ авторского коллектива под эгидой Внутреннего Предиктора СССР, посвящённых раскрытию второго смыслового ряда в произведениях великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В его состав вошли следующие труды: «Руслан и Людмила», «Медный всадник — это вам не медный змий!», «Размышления при прочтении «Сцен из Фауста» А.С. Пушкина».

Один из разделов данного издания озаглавлен так: «А.С. Пушкин — «К еврейскому вопросу».

Приведём лишь несколько частей текста из данного фрагмента:
«…Современниками Пушкина были не только Гёте и Карамзин, но и Маркс. «Послание Гнедичу», написанное в 1833 году, увидело свет лишь в 1841 год. Через два года двадцатипятилетний Маркс напишет работу «К еврейскому вопросу», в которой он специально заострит внимание на духе торгашества, который свойственен еврейству. Но то ли он действительно не понимал, то ли не захотел понять того, что до него уже понял Первый Поэт России: источником духа торгашества является Библия. Будучи внуком двух раввинов Маркс, конечно знал «Ветхий» и «Новый» заветы, а занимаясь исследованием законов развития общества, должен был бы понимать и социально-экономические причины, побудившие хозяина еврейства к созданию Библии. Но уже в самом начале статьи Маркс даёт читателю понять, что не будет искать источника духа торгашества в Библии».

При этом Маркс замечает, что «деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Деньги — это всеобщая, установившаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей. Они потому лишили весь мир — как человеческий мир, так и природу их собственной стоимости. Деньги — это отчуждённая от человека сущность труда и его бытия; и эта чуждая сущность повелевает человеком и человек поклоняется ей».

«Однако, деньги, сами по себе (и кредитно-финансовая система, основой которой они являются), как отмечают далее авторы сборника, не могут быть ни плохими, ни хорошими, поскольку в процессе продуктообмена они действительно являются всего лишь «отчуждённой от человека сущностью» — своеобразной технологической средой. А вопрос, на который Маркс почему-то не захотел ответить, совсем в другом — что это за мировоззрение, на основе которого сформировалась кредитно-финансовая система, обращающая в рабство всех людей, в том числе и евреев, после чего «эта чуждая сущность начала повелевать человеком и человек стал поклоняется ей». В отличие от Маркса, Пушкин хотя и опосредованно (насколько позволял жанр пьесы) — в поэтической форме ответил на этот вопрос и показал, что такое мировоззрение формируется Библией.

По сути Пушкин в ряде своих произведений выносит смертный приговор ростовщичеству.

Такие оценки Марксу оказались не под силу. Обращая внимание на роль денег в человеческом общении, мы это делаем не случайно, поскольку сегодня явно просматривается политика на усиление роли этой «отчуждённой сущности бытия» в качестве приоритетной общественной ценности.

«Воззрение на природу, складывающееся при господстве частной собственности и денег, есть действительное презрение к природе, практическое применение её; природа хотя и существует в еврейской религии, но лишь в воображении».
И всё-таки Марксу в статье «К еврейскому вопросу» не удалось совсем обойти вниманием еврейскую религию: «То, что в еврейской религии содержится в абстрактном виде — презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку, как самоцели, — это является действительной, сознательной точкой зрения денежного человека, его добродетелью».

Авторами сборникам подчёркивается очень серьёзная мысль о том, что «социально-экономические причины создания Библии, это выражение реальных интересов тех, кто ещё на заре человеческой цивилизации поставил своей целью сделать «мирского бога — деньги — всемирным богом».



Может быть, сегодняшние события на Ближнем Востоке и в других «горячих» точках планеты как раз и показывают нам то, что именно торгашеская, ростовщическая сущность взаимоотношений, возведенная в религию денег в качестве благоденствия, и порождает глобальные конфликты в человеческом сообществе?


Всем, кому интересно более детально разобраться в этой теме, рекомендую данный сборник, который издан в бумажном варианте, и саму работу К.Маркса «К еврейскому вопросу».

https://vp-sssr.ru/download/works/28/ai-da-puskin.pdf

P.S. Предиктор — прогностический параметр, средство прогнозирования.
Цитирование: Внутренний Предиктор СССР Ай да Пушкин! — Барнаул: Центр концептуальных технологий, 2023. — 746 с.
Второе издание Собрания сочинений: К. Маркс, Ф. Энгельс, т. 1, стр. 408, 413.


Рецензии
Есть много мнений в том вопросе,
И каждый в нём, философ!

Интересная у Вас статья!

С теплом!

Варлаам Бузыкин   04.06.2025 10:50     Заявить о нарушении
В чём-то философский, а в чём-то совершенно жизненный вопрос! :-)

Алексей Чернышов 5   05.06.2025 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.