19. Доктор Мамука

Рассказ о том, что если врач считает себя богом – это все равно, что врач не дай бог.

За годы своей работы я выделил три основные категории врачей: врачи-боги, врачи-клоуны и врачи-просто врачи. Первые считают, что любое их действие абсолютно правильно, любое  слово истинно, а авторитет непререкаем. Вторые ничего не считают и их главная задача работать как можно меньше. Они с  удовольствием соглашаются на то, чтобы за них работали все остальные. А просто врачи работают за первых и вторых. Без затей… На них-то скорая и держится.

Тридцать лет назад был у нас на станции очень интересный персонаж. Звали его Мамука. Лет ему было около тридцати. Температура знаний в его голове приближалась к абсолютному нулю по Кельвину.* Как он получил диплом, не знал никто. Но диплом был самый, что ни на есть настоящий. Мы это знали наверняка, потому что отдел кадров провел по этому поводу негласную проверку. При этом Мамука считал себя выдающимся специалистом. Больше того – рационализатором и новатором. Как бы то ни было, но после пары неудачных попыток использовать его на скорой помощи, руководство перевело его в помощь неотложную. Это доктора, которые ездят в одиночку, без фельдшера к не самым тяжелым больным. По сути – участковый в ночное время. Но и там он продолжал давать жару.

Помню, однажды мы сидели и пили чай. Смена заканчивалась, и никто никуда не торопился. Болтали о том, что было на смене, рассказывали анекдоты, травили байки – все как всегда. И тут наш замечательный доктор – Андрюша Меркурьев сказал, что был у него на сутках тяжелый больной, как по заболеванию (инфаркт), так и по весу. В нем оказалось килограммов 120. Соседей, конечно же, дома не застали, и помогать нести было некому. МЧС тогда не существовало. Андрюша с бригадой, конечно, больного вытащил, но спину сорвал капитально. Все его жалели, выражали сочувствие, потому что, действительно, искренне любили этого прекрасного доктора. Как вдруг с другого конца стола раздался голос Мамуки:

- А я вообще больных по 150 килограмм таскаю в одиночку.

- Так, наверное, в лифте, Мамука? – спросил Меркурьев.

- Зачем мне лифт? Я просто книжки умные читаю.

- Какую же ты книжку прочитал? – оторопело спросил Андрей. Представить себе, что Мамука сумел прочитать хоть какую-то книжку, было настолько удивительно, что все как по команде замолчали и повернули головы в его сторону.

- А вот эту! – гордо положил на стол толстенный талмуд Мамука. – Военно-полевая хирургия!

- Что же там про инфаркт написано? – еще более оторопел Андрей.

- Про инфаркт – ничего. Написано, как надо больных транспортировать. У меня там даже закладка лежит. Вот, почитай для развития. Я вчера с пятого этажа мужика один спустил без всякого лифта.

Меркурьев ошарашенно открыл книжку и прочитал вслух: «При отсутствии на поле боя носилок для транспортировки раненых используются их индивидуальные плащ-палатки, с помощью которых санинструктор волоком выносит пострадавшего с поля боя». Андрей поднял  глаза, пару секунд в его голове складывался пазл.

- А вместо плащ-палатки матрас? – спросил он у Мамуки.

- Конечно, простыня же порвется. Я матрас взял, больной на него лег, я его волоком с пятого этажа и спустил.

- Больного в машину живого клал? – все были в шоке. Представить, что человек на спине проехал сотню ступенек и остался жив, довольно затруднительно.

- Живой-живой… Еще спасибо сказал, - Мамука встал из-за стола. – Некогда мне с вами. Домой пойду – отдыхать буду. Я же работаю!

Еще один случай, когда он в течение суток четыре раза вызывал на себя кардиореанимационную бригаду с 15-й подстанции. Четыре вызова за сутки – вещь вообще удивительная. Их вызывают крайне редко, в особых случаях, когда линейный персонал не может справиться самостоятельно. А тут -  за раз четыре. Поэтому все ждали утра, чтобы увидеть Мамуку и спросить, как он дошел до жизни такой. Ведь у всех четырех пожилых женщин поводом к вызову являлось высокое давление. И, наконец, наш герой  появился.

- Как-как? Давление у бабушки 180. Рабочее – 160. Я спрашиваю: «Что болит?». Она говорит: «Голова болит и в ушах шумит». Но я-то, слава богу, доктор внимательный, продолжаю опрос: «А сердце болит?».  «Иногда болит», - отвечает старушка. Я опять не отстаю: «А сегодня болело?». «Да, пожалуй, что с утра и болело немножко».  Что тут думать? Ясное дело – острый коронарный синдром. А это повод вызывать реанимацию.

- А остальные бабули? – спросили многочисленные любопытствующие.

- Все четверо одинаковые! - махнул рукой Мамука. – Одно и то же.

- И у всех инфаркт? – спросил кто-то.

- Выходит, у всех, - кивнул головой наш «профессор».

- А приезжали разные? – спросила диспетчер Любочка.

- Нет, одни и те же. Я их не знаю, мне их не к чему запоминать. Своих дел полно.

- И как они? – спросил фельдшер Игорь.

- Как-как! – ответил Мамука. – Первый раз попробовал на меня наехать, ругался на меня очень. Будто я его от серьезных больных отвлекаю. Но меня-то этим не возьмешь, вы знаете.

- Знаем! Знаем! – все дружно закивали головами. - Ты дальше рассказывай.

- А что дальше? – «профессор» надулся от гордости. – Дальше до них, видать, стало доходить, что Мамука не дурак какой-нибудь. Второй раз спокойно к больному прошел, а мне сказал, что я могу быть свободен. Третий раз руку мне крепко пожал, за бдительность поблагодарил. А на четвертый, уже ночью, предложил перейти к ним работать. Говорит: «Умные доктора не должны на неотложке пропадать. Хоть завтра приходи – сразу на штурм** посадим».

- А ты что? – спросили все, открыв рты.

- А я что? Наверное, к ним пойду. Что мне тут с вами делать, - Мамука гордо удалился сдавать смену. Мы  безмолвствовали.

Не знаю, куда он ушел, но со станции вскорости пропал. На 15-й, естественно, тоже так и не появился. Но, надеюсь, что теперь он работает с умными людьми.  А про клоунов я расскажу вам  в следующий раз.

--------------------------------------------
*Абсолютный ноль по Кельвину – это минус 273 градуса по Цельсию. (Температура замерзания азота).

**Штурм – реанимационно-хирургические бригады.


Рецензии