Ножи

Ножи. Почему-то ножи. Проснулся и гадаешь, пытаешься вспомнить. Ножи. Много. Сверкают, бликуют. И вода. То ли родник какой-то, то ли прорубь? А что было? Скрежет. Ага, слышал скрежет... А потом вспомнился, никак старый домик? Знакомый прям. Знакомый по сну или правда я знаю такой? Оно же как бывает – во сне у тебя и воспоминания появляются о чем-то, чего ты на самом деле помнить не можешь, и мысли. А когда просыпаешься – не сразу разберешь, что и на какой стороне медали расположено. Но да, домик знакомый, взаправду. Надо бы пошуршать старым фотоальбомом. Ага, вот и внезапная зацепка – старый альбом. Старый альбом дедушки с бабушкой. Чудны эти коридоры и узлы нашей памяти. Не помнил вообще, а потом одно через другое, и вот – вспоминаешь. Отправляешься в подвал, разгребаешь коробки. Пыль, паутина, запахи скомканной, забытой в вещах влаги. Вот и он, тот альбом. Клянусь, тот самый.


А листал я этот альбом, здоровенный, с широкими желтоватыми страницами, еще будучи мальцом. Бабушка любила его со мной пересматривать, а я любил указывать пальцем, угадывать, кто и где. Вот ты, бабушка! А там еще молодая девушка, вообще не бабушка, но это именно она, бабушка. «Молодец, узнал». Рядом в качалке дедушка. Покачивается. Назад и чуть вперед. Чуть назад и вперед. Лыжи качалки утюжат красивый ковер с невероятными узорами. Пол под ковром отзывается легким поскрипыванием. А вот дед! «Да, снова молодец, узнал. А вот я школьница, девятый класс». Пол отзывается и скрипит немного сильнее. Дедушка читает раздавшуюся у него на коленях газету. Скрип начинает отвлекать меня, он всё навязчивей. Мне так не нравится. Половицы скрежещут под качалкой. Громко, очень громко. Дедушка поднимается на ноги, и с возгласом, кто это там к нам пришел, идет к входной двери. Бабушка, на коленях которой я и сижу, переворачивает очередную страницу альбома. Слышу, как дедушка расщелкивает замок, и тут бух! Дверь никак вышибает кто-то. На пороге комнаты возникает большой мужчина. Весь неясный такой, разглядеть его не получается. И у него много ножей. Руки две, но ножей очень много, и все переливаются на свету. Он не замечает дедушку, не замечает бабушку. Он нависает надо мной, возносит могучую руку и ударяет посреди страницы ножом, прямо в фотокарточку. Потом еще одним ножом. И еще одним, и еще одним. А я маленький и ничего сделать не могу. И страшно мне так, как не было никогда. А дедушка с бабушкой старенькие, и тоже ничего не могут сделать и не делают. Помогите! Их и не видно, только ножи. Скрежет ножей.


Я ищу бабушкино лицо на фотографиях, но никак не нахожу. Указываю, сомневаясь. Вот ты? Может эта? И голос у меня дрожит. А за спиной голос: «Нет». Эта? «Нет». Где же она? Где же? А где молодой дед? Вот? «Нет». Где же? Нету… Глаза в слезах, всё вокруг размывается водой.


Открываю альбом, стоя в подвале. Пустые страницы. Пустые страницы с хрустом отламываются и падают, одна за другой, на пол. А подвал ведь заливает, гляди. Пол влажный. Из воды смотрит на меня мужчина с водой в глазах. Что я делаю в этом подвале? Дом… Старый дом, почему-то я думаю именно о старом доме. Человек возникает из темноты, хватает за горло и бьет ножом мне в глаза.


Похожий дом мы с Ней когда-то смотрели вместе, думали, не зажить ли нам в таком старом доме. Где же это было? Я помню небо, такое бугристое, с множеством облачных городов и равнин – всю бы жизнь разглядывал! А под небом запах Её парфюма. Цветочно-фруктовый. «Чувствуешь, как тебе запах?» Всё вокруг – её запах. И мы улыбаемся. Ветер окрашен цветочно-фруктовым и шуршит в двух сердцах, раскачивает траву под ногами. «А что, домишка симпатичный. Крепкий. Хоть старый, а крепкий. Спальню можно было бы здесь и оставить. Ой, вот ковер я бы уже поменяла». Ты что, это же советский, классный ковер. С востока откуда-то наверняка. «Да, но он уже истерся весь. Еще и пахнет, я не буду наклоняться, но он наверняка пахнет». Ладно, чего я спорю с тобой – купим новый ковер, этот в подвал спустим. «Не хочу ковров. Лучше деревом выстелем. А слышишь, как пол скрипит?» Скрипит. «Ого, аж в ушах отдается. Ой, заколку уронила».


Нет, он не просто скрипит – скрежещет, стонет. Скрежет в прихожей. На пороге появляется мужчина с ножами. Ножей как много! Как он их держит, как управляется с ними двумя руками? Непостижимо. Снова его не разглядеть в деталях. А он идет прямо на нас. Я спешу вывести Её на улицу, а он следует за нами, очень медленно, но почему-то очень хорошо поспевает. Мне жутко. За себя и за Неё. Человек размахивает ножами. Снова и снова, и небо начинает менять цвет. Он разрезает небо. Запах. Запах пропадает. Как тебе запах? Но я не чувствую. Что за запах? Облака сквашиваются и темнеют. Я стараюсь закрыть Её собой… Закрыть. Но где Она?


Я вылез из подвала и пялюсь в небо за окном, и силюсь вспомнить. В глазах нет влаги, смотреть вдаль больно. Дом… Да, дом. Больше ничего в голову не идет. Старый дом. И ножи. Скрежет. И вода. Дай-ка напьюсь хоть. Кручу кран в кухне, а он еле поддается, упирается. Вода капает ржавая. Холодная вода со вкусом металла, пить невозможно. Кручу кран, обратно, закрыть, а он ни в какую. Вода продолжает литься, набирается в железной раковине. Она похожа на усталую кровь. Но постой, из воды смотрит на меня лицо какого-то деда. Он говорит мне: «Наклонись поближе, внук». Это вы мне? Я наклоняюсь и слышу его слова: «Я под водой, а ты над ней. Но захлебнуться рискуешь ты, дурень мой!» Вода выходит из раковины и падает на пол. Старика уже не вижу. А это кто? Я? В отражении. Нужно перекрыть трубу, а то всё зальет. Но где вентиль? В ванной? В подвале? Воды больше и больше. На пороге кухни фигура человека с ножами. Он оглядывает дом, стены, ветхий интерьер. И кивает. Я спрашиваю его – чего он здесь забыл. Не отвечает. Кто ты? Чего ты здесь забыл? Молчит.


Мгновение, и мы в воде по колено. Смотрю под ноги и вижу там, под водой, синее небо, вижу какую-то девушку, какую-то старушку. Столько всего, что мне незнакомо. Фотографии, страницы. Почему я это вижу? Человек с ножами поворачивается к стене и вонзает в нее один из них, подлиннее. Вот это силища, вгоняет до самой рукояти! И еще один нож. И еще. Дом начинает дрожать, изгибаться от боли. Стекла с воплем лопаются и выпадают наружу. Я же решаю бежать к выходу, пока человек занят стенами. Выбегаю, а за порогом – ровное поле, земля без травы. Равнина и серое небо над ней. До самого твоего горизонта. Я оборачиваюсь и вижу, что вышел я из того самого дома, который старался вспомнить. Где-то я его видел, а теперь оказывается, что в нем я и находился. Но почему? Нет оградки, ни одной травинки вокруг. И во все стороны только рукотворная, идеально и холодно-ровная земля. Человек следует за мной. Вода выливается из покосившегося старого дома, брызжет как кровь из раны, заполняя всё вокруг.


Вот и всё, говорит человек, молча. В руке у него один нож, остался только один нож. Мне? Старик из раковины говорил, что я рискую захлебнуться… И в это начинаешь верить – ржавая вода уже почти по пояс. Она еще больше походит на кровь. Вот мимо плывут какие-то портреты. Старенький ковер выглянул на секунду и тут же снова канул под воду.


Человек с ножом стоит и смотрит на меня. Он как тень, как замыленный снимок. От него не уйти. Да и куда? Мы с ним находимся нигде. Посреди этого нигде – старый дом, который единственный и застрял в моих угасающих мыслях. Человек схватил меня свободной рукой, а той, что с ножом – замахивается. Вот он, пришел мой час – думаю. Но он приподнимает меня за шиворот повыше, а сам ударяет ножом куда-то под воду, погрузившись в нее почти с головой, согнувшись. Его рука при этом дрогнула, он разжал пальцы. Звук… Такой, похожий на… На слив! Человек пробил дыру в земле, вода уйдет туда.


Я обернулся, глянул еще на дом. Что же это за дом? Иногда смотришь на что-то, а оно говорит, но беззвучно и на каком-то своем языке. Но понимаешь – говорит с тобой. И я побежал, погреб, обратно к старому дому, стараясь не упасть. Я стал подпирать его стены, да, вот так, собой, тщетно стараясь удержать его от обрушения. Держись, старик! Держись! Весь он был утыкан ножами. Снаружи и внутри. Ножи скрежетали в нем, в его изгибающихся стенах.


И дом на самом деле заговорил со мной. Голос его менялся – он был то голосом старушки, то голосом девушки, то голосом деда, то лаем собаки, то мяуканьем кошки, скрипом половиц, запахом конфет и прохладой чердака. Незнакомые голоса сливались и сообщали: «Над миром было ничто, а внизу – только бескрайнее море. Тогда утка занырнула в воду поглубже и вынесла со дна клочок земли…».


Человек подошел ко мне. Ножей у него не было. Он легко оттолкнул меня от стены, и дом окончательно сложившись, стал грустно погружаться в воду. Над уровнем моря, которое растеклось от горизонта до горизонта, стояли теперь только мы – я и человек с ножами, но уже без ножей. Вода, хоть и было ее много в венах дома, постепенно оседала. Недалеко от нас образовался водоворот, втягивающий в себя всё. Я смотрел на человека. Но и теперь его было не разглядеть, не разобрать черт лица. Абсолютно бесстрастный, мощный и пустой. Опустошенный. Как будто бы из него выпустили всё живое. Всё вот это – мягкое, слабое, радостное, упорное, глупое. Не было ничего. И так будет со мной. Такая мысль пронеслась в голове. Свобода… И ничто. Свобода и ничто. Он схватил меня за горло. И хоть он не сжимал руку, я задыхался. Захлебывался. Он не душил меня, он меня только удерживал. Мимо нас, я заметил краем глаза, по красной воде скользнула чья-то заколка, а в ней, клянусь, я увидел несколько длинных мокрых волос. Заколка исчезла в водовороте. И где-то внутри я почувствовал укол боли. Боль разрасталась. И хотя я не помнил, что это за боль, но я знал.


Не глядя я набрал в ладонь воды и плеснул человеку в лицо. Он тут же отпустил меня и стал тереть лицо, как если бы его облили чем-то кипящим или едким. Значит, я понял верно? Я кинулся ему на спину, стал пригибать его к воде, плеща, обливая его так сильно, как только мог. И мне удалось – он потерял равновесие и рухнул. Мы погрузились под воду. Здесь, я точно чувствовал это, он слабел. Ужасно слабел. Вокруг нас лились звуки, бежали картинки. Я ухватил его за шкирку и погреб к центру водоворота. Он махал ручками, но ничего не мог поделать. Впереди, в том месте, куда стекала вода, я видел бездну. Странно, но во рту я почувствовал вкус – фруктовый… Или цветочный? Человек скрежетал, как будто он был сам из железа, из его одежды выпадали и летели куда-то на дно ножи. Мы вместе, следуя за водой, уходили все ниже, ниже. Дом падал перед нами, в неведомую гигантскую пропасть. Знакомый дом… И ножи, ножи, падающие в никуда, медленно скользящие в воде или в крови ножи.


Ножи… Почему ножи? И первое, что чувствую – голова раскалывается. Тело как из железа. Что там еще было? Вода… Много воды. И дом… Знакомый дом.


Наш родовой ветхий домик, куда я и приехал, чтобы скрыться от всего. Здесь жили бабушка с дедушкой. Здесь я играл с любимой собакой. Коротал зимние вечера за книжкой, когда был маленьким. Сюда мы хотели переехать с Ней, совсем недавно. По крайней мере я хотел жить с Ней здесь. Дом объединял в себе так много. Так много того, что я потерял. Здесь было тяжко, но, в то же время, мне никуда больше не хотелось. Здесь меня и нашел человек с ножами. Он стерег меня в ночи, прятался в кладовках и подвале днем. Он выглядывал по ту сторону зеркала, мелькал в воде, крался по двору. Он изучал меня. Но терзало меня другое. Терзало то, что никого нет. Никого из тех, кого я любил. Вот качалка, в которой любил сидеть дед. Вот ковер, которым они так с бабушкой гордились – он протерся и да, Она права, он попахивает. Но это тот самый ковер. Я поискал под креслом. Вот заколка, которую Она уронила. Нет, Она жива, к счастью жива. Но ее нет в моей жизни. Забыть бы это всё... Этих людей, этот дом. Как быть дальше, когда всё лучшее, всё любимое, всё, чем ты был – в прошлом? Впиталось в стены этого дома, въелось в них… В твои стены, в твою суть. Воспоминания – они как смерти, которые начинаются и не заканчиваются. Они все умирают снова и снова, внутри тебя. А вместе с ними и ты. Так я думал. Но этот дом, наверное, в нем действительно есть какая-то магия. Раз он до сих пор стоит и говорит: «Стой как я. Я помню всё. Я всё потерял. Но я стою. И я рад тебе, малыш. Я помню тебя даже грудным, когда тебя впервые принесли. И помню тебя побольше, когда ты вон там, на втором этаже, читал книжки или играл в прятки с котом. Я помню бабушку и дедушку. Более того, я помню их родственников, они тоже жили здесь. Они – часть меня и часть тебя. Ты не должен забывать дом. Забывать, откуда пришел и кто вел тебя. Иначе ты окажешься в пустоте. Ничего не забывай».


Я сидел на полу в кухне, прислонившись к шкафу. Вокруг меня и даже на мне валялись ножи ножи, выпавшие из стойки. С десяток ножей, подлиннее и покороче. Один, падая, видимо, резанул руку. Но ничего, терпимо. Могло быть и хуже. Я поскользнулся и упал, ударился о столешницу, вырубился… Вот как оно было… Закапал кровью старый деревянный пол. Я зажал руку и поднял глаза. Напротив меня, в размытом отражении дверцы холодильника, сидел человек с ножами, с россыпью ножей. Как будто бы он держал сразу все. Он мрачно смотрел на меня, хоть глаз его и невозможно было разглядеть.


Я отвел взгляд. Меня вышвырнуло из водоворота... Я жив. И вот я, распластанный на полу. Кряхтя поднимаюсь, зажимаю рану. Достал из шкафчика йод, что бабушка всегда здесь хранила, и щедро полил порез. «Жжется? Подуть?» - спрашивала она. «Пусть терпит» - немного сурово осаживает дед. Обмотал руку бинтом, нашел его там же. Я спустился в подвал, отыскал альбом. Он действительно хранился здесь. Вот бабушка. Вот родители. Вот дед. Еще друзья и родственники. Я листал быстро, сидя на подвальных ступеньках, но успел от души посмеяться, вспоминая те моменты, успел и всплакнуть. Мысли летели как бешеные. А альбом и не нужен, честно говоря. Неужели кого-то из них можно забыть, потеряв фотографии, уничтожив фотографии? Я вернулся на кухню, подобрал рассыпанные ножи. Один за другим вставил их в пазы стойки. Повернулся к отражению. Нет, дружище. Посмотрим, как оно пойдет дальше. Спасибо, что пытался меня убить. Даже так, да – спасибо. Взбодрил. Только у тебя не вышло меня прикончить. Не вышло. Отражение мрачнело. Мне казалось, что оно сейчас выпрыгнет, материализуется прямо здесь, на кухне, и завершит начатое… Я не сводил с него взгляд, подрагивая всем усталым телом. И что-то изменилось в нем, в человеке без ножей. Или свет лампочки стал от перепада чуть светлее. Но там, в отражении, я увидел свое лицо. Более ничего, только усталое лицо мужика средних лет. Мужика с водой в глазах.


И я снова услышал скрежет. Входная дверь… Я же сказал нет! Я же выгнал человека! Вышел в парадную и стал ждать. Кто-то неумело пытался побороть замок. А замок еще дед вешал и сам с ним нередко чертыхался. Но вот, щеколда поддалась. Я сжал кулаки. Дверь распахнулась. Там стояла Ты…


«Эм, у меня ключи остались… Ты прости, что я вот так… Ну, я… А что с рукой?». Мы стояли в прихожей, или как бабушка говорила, в парадной, и смотрели друг на друга. Увешанные портретами и фотографиями стены старого дома взволнованно дышали. Стены дома, который, наверное, видел еще не всё, что ему отпущено. По крайней мере, надежды на это стало вдруг куда больше, куда больше.


ЦВ


Рецензии