РусьИвана3

  "Православие, пришедшее на Русь, за XI век сломило сопротивление воинственного язычества и учение волхвов в Новгородской и Ростовской земле.Но победа эта про-изошла лишь в городах и укреплённых монастырях.Но окрестный народ умело уклонялся от обращения в пока ещё чужую веру.У него были свои религии,свои культы,свои божества.И именно потому,что их было несколько и они были непохожи друг на друга,итог идейной борьбы христианства с язычеством был предрешен.Право-славие принесло с собой четкую организацию и пользовалось поддержкой властей.Православие одержало политическую победу,но пока ещё не могло сломить древнее мировоззрение народа.Согласно утверждению Б.А.Рыбакова,термин «язычество» объединял три разных культа.Древний культ предков.Культ стихийных духов.Культ Перуна.Идеологическая борьба с язычеством продолжилась до XIV века.В работе Н.Гальковского «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» мной были найдены слова одного христианина,который писал:Не могу терпеть христиан,двоеверно живущих и верующих в Перуна,в Хорса и других богов.Христианство справилось с Перуном,миссионеры и кня-зья справились с волхвами,но культ почитания духов умерших,просуществовал до XX века.Эти духи– навии– требовали от живых людей немного: угощения в Чистый четверг и вытопленной бани с приготовленными полотенцами; на полу бани рассыпали золу с пеплом,а на другой день находили на золе следы,похожие на куриные,в чем усматри-вали доказательство посещения бани покойниками– «приходили к нам навии мыться».
Священники этот факт под сомнение не ставили,но утверждали,что приходили бесы."
(ст."Битва за умы и души. Русское двоеверие",Всемирная история,2023)

  "Иван III, покончив с властью удельных князей,и присоединив к Москве их земли, не собирался мириться и с властью князей московского дома.Для изучения сущест-вующих порядков,мы можем обратиться к большому количеству духовных грамот моско-вских князей XIV и XV вв.Вчитываясь в них,мы можем увидеть,что на то время не существовало каких-либо правил,регулирующих порядок владения и наследования зе-мель.Каждый раз,все это,определялось завещанием князя,который мог передать свои владения кому хотел.Так например князь Симеон,сын Ивана Калиты,умирая бездетным, завещал свой личный удел жене,в обход братьев.Иван III уже не хотел довольст-воваться избытком одних материальных средств и желал полного господства над бра-тьями.Как только представлялась возможность,Иван III отнимал уделы у своих бра-тьев,и требовал от них повиновения как государь от подданных.Оставляя завещание, он сильно обделило младших сыновей в пользу старшего- Василия,и обязал их подчи-няться ему,как подданные князья подчиняются государю.Вся политика Ивана III была направлена на формирование новой самодержавной власти монарха."(ст."Ликвидация удельного строя и становление самодержавия на Руси",Всемирная история,2023)

  "Преемником Василия Темного,на русском троне,был его старший сын Иван.Среди историков нет единого мнения,о его роли в формировании единого Русского государ-ства.Так С.М.Соловьев считает,что лишь удачное стечение обстоятельств,и грамотная политика его предшественников,позволила ему присоединить к Москве столь обширные территории.Костомаров,в свою очередь,отрицает наличие у Ивана III каких либо политических способностей,отрицая в нем и человеческие способности.Совершенно иного мнения придерживался Карамзин.Оценивая деятельность Ивана III,он ставит его выше Петра I.Бестужев-Рюмин считает,что в объединении Русских земель ему сильно помогла политика его предшественников.А величие Ивана III заключается в том, что он смог завершить начатое ими, и поставить новые задачи.Еще слепой отец назначил Ивана своим соправителем,сделав его Великим князем.Атмосфера,в которой рос Иван, была пронизана междоусобным противостоянием различных князей.Нельзя не отметить одаренность большим умом и сильной волей,благодаря которым,он блестяще справился с задачей объединения земель вокруг Москвы,образовав,тем самым,единое Великорус-ское государство.В начале княжения Ивана III,его владения,со всех сторон,были окружены такими-же русскими княжествами- Новгород,Тверь,Ростов,Ярославль и Рязань .Силой или мирными договорами,эти земли были присоединены к Москве.В конце своего княжения,он наблюдал на своих границах,лишь иноплеменных соседей- шведов,немцев, татар и Литву.Это обстоятельство привело к изменению его политики.Если ранее он был одним из многих удельных князей,хоть и самым могущественным,то теперь он превратился в правителя единого государства.Теперь его политика стала националь-ной."(ст."Кто он, главный собиратель земли Русской?",Всемирная история,2023)

  "Ладожское озеро, находящееся в республике Карелия и Ленинградской области, является крупнейшим пресноводным озером в Европе.Вторым по величине после Байкала в России,оно привлекает внимание не только своими красотами,но и таинственностью своих прозрачных вод.Одно из наиболее устойчивых поверий,связанных с Ладожским озером,заключается в том,что на его дне хранятся несметные сокровища.По легенде, эти сокровища представляют собой золото и драгоценности,накопленные древними языческими жрецами,известными как волхвы.Считается,что волхвы спрятали свои клады на дне озера и охраняют их души умерших.Среди этих душ находятся как сами волхвы, так и погибшие в штормы торговцы,которые переплывали Ладогу на своих ладьях,а также отважные кладоискатели,решившиеся проникнуть в подводные владения волхвов.
Люди в древности были уверены, что на дне Ладожского озера находится волшебное царство, полное богатств. Согласно новгородской легенде, именно там Садко-богатый гость развлекал подводного царя игрой на гуслях.Но так, как Садко, везет далеко не всем. Все прочие искатели сокровищ навеки сгинули в холодных водах Ладоги. Особенно впечатляет рассказ о шведском капитане Юхане Сигварде.Этот Сигвард объя-вился в Кексгольме(сейчас Приозерск),тогда принадлежавшем Финляндии,в 30-х годах прошлого века.Был он человеком немалого роста и огромной злобы.Вскоре после появ-ления Сигвард приобрел мотобот,на котором стал совершать выходы в озеро.Зачем– неизвестно,но на борту своего судна Сигвард собственноручно начертал число 666. Рассказывают и том,что капитана постоянно сопровождала огромная страхолюдная собака.И,вроде бы,какие-то рыбаки однажды в полнолуние видели,как Сигвард и его пес,стоя на носу своего мотобота страшно воют на луну.Оба.Дуэтом.Жители почти не сомневались в том,что Сигвард заручился поддержкой врага рода человеческого,что-бы добыть сокровища со дна озера.Пребывание Сигварда в Кексгольме стало причиной стихии,обрушившейся на городок: ураган,гроза и огромные волны.После этого страш-ного шторма капитан пропал.Но не совсем.Говорят,что его мотобот стал чем-то вроде «летучего голландца» Ладожского озера, и одна из встреч с этим кораблем-призраком имела место уже в 50-е годы.Впрочем,краеведы склонны считать,что легенда о Сиг-варде и призрачном мотоботе– не более,чем придумка журналистов,а никакой не фоль-клор и,тем более,не действительность.Тем не менее можно не сомневаться,что клады на дне Ладоги есть.Во времена пути из «варяг в греки» здесь ходило множество су-дов,груженых,в числе прочего,и восточным серебром.А нрав у Ладоги буйный,штормы случаются серьезные.Ладожское чудовище.Разумеется, записаны и рассказы о том,что в водах озера водится какое-то неизвестное науке существо,«ладожское чудовище», куда ж без этого.Самые старые упоминание о некоем монстре, рвавшем сети монахов, но никогда в них не попадавшемся, можно найти в хрониках Валаамского монастыря. Уже в XX столетии записано несколько историй о встречах с «ладожской Несси». В 1973 году неизвестное животное видел житель поселка Мантсинсаари Питкярантского района А. С. Коновалов, в 80-х годах «монстра» якобы видел житель поселка Ууксу, того же Питкярантского района Петр Ермолаев, описывал чудище и житель Сортавалы Михаил Бардин. Видела монстра и девочка из поселка Салми. Все очевидцы описывают животное с длинной шеей и относительно миниатюрной головой.Коновалов смог разгля-деть даже выражение глаз чудовища,в которых читались «свирепость и злоба».При этом все очевидцы утверждают,что про некого монстра,обитающего в озере,они слы-шали еще от своих родителей.Наконец,в 2002 году в журнале «Чудеса и приключения» была опубликована заметка И.Шиманского под названием «Несси в Ладоге»,автор кото-рой уверяет,что как-то вечером,любуясь на закат,он увидел в небольшом заливе меж-ду двумя мысами огромное чудовище,которое издавало «шипящие звуки».Никаких экспе-диций с целью выяснить,в самом ли деле в Ладоге имеется животное(или несколько животных)неизвестного науке вида,организовано не было.Поэтому истории о «ладож-ской Несси» смело можно отнести к тайнам и загадкам озера.Баррантиды.Если до сих пор речь шла о легендах и байках,то баррантиды относятся к разряду природных яв-лений,в существовании которых ученые не сомневаются.Но объяснить их пока не могут .Баррантидами местные жители, а за ними и ученые, называют звуки неизвестного происхождения,которые возникают между островами Валаам и Коневец.Баррантиды похо-жи на гул, идущий из-под воды. Некоторые сравнивают его с пушечными выстрелами или с ударами колокола или даже со звуком молота, бьющего по наковальне.При этом вода в озере бурлит и вздымается. Длится это по-разному.Иногда доносится лишь один удар, иногда баррантида может продолжаться часа два.Сегодня существуют две версии причин этого жутковатого явления. Первая связана с тем, что Ладожское озеро «дышит». То есть, уровень воды в разные годы бывает разным. Средний уровень озерной глади составляет 476 см. над уровнем моря. Но в 1924 году, например, это значение было на два метра выше, а в 1942 – на полтора метра ниже. Гидрогеологи знают, что переполнение чаши водохранилища способно вызвать землетрясение. Такие случаи описаны и в США, и в Индии, и в иных местах. Ладога – огромное по площади, глубокое озеро. Превышение объема воды вызывает изменение давления на дно. Это приводит к выделению газов от гниения органических останков,или к сдвигам пластов горных пород,расширению трещин земной коры– и,как следствие,к акустическим эффек-там.Еще одно объяснение выглядит по-настоящему страшным. Согласно ему, Ладога – это вулкан в его последней «фумарольной» стадии. Аналоги этому известны науке. Например, знаменитые Флегрейские поля в Италии. Лава там подступает настолько близко к поверхности, что земная кора как бы «плавает» на ней. Из-за этого почва в тех местах совершает вертикальные колебания, подобно плоту на воде. Когда-то, 40 тысяч лет назад Флегрейские поля извергались,и тогда мало никому не показа-лось. Даже в районе воронежских Костенок археологи обнаружили мощные слои пепла.И возможно, считают некоторые сейсмологи, дно Ладожского озера подобно этим самым Флегрейским полям.Оно движется и сурово ворчит время от времени.Чтобы мы не забывали о том,что природная стихия в любом случае сильнее человека." (ст."Тайны дна Ладожского озера: почему оно ставит ученых в тупик",Кириллица,2023)

  "Завоевав к началу 1240-х годов огромное пространство от Японского моря до Дуная,монголы вплотную подошли к центральной Европе.Они готовы были идти и даль-ше, но их продвижение неожиданно остановилось.Сначала на Север.Первый западный поход монголов был осуществлен еще при жизни Чингисхана.Его венчает победа над объединенным русско-половецким войском в битве при Калке в 1223 г.Но последующее поражение ослабленной монгольской армии от Волжской Булгарии на некоторое время откладывает экспансию империи на Запад.В 1227 г.Великий хан умирает,но дело его продолжает жить.У персидского историка Рашид-ад-Дина мы встречаем такие слова: «во исполнение указа,данного Чингисханом на имя Джучи(старшего сына),поручил за-воевание Северных стран членам его дома».С 1234 года третий сын Чингисхана Угэдэй тщательно планирует новый поход, а в 1236 году на Запад выдвигается огромная армия по некоторым подсчетам достигающая 150 тысяч человек.Во главе ее стоит Батый (Бату), но реальное командование поручается одному из лучших монгольских полководцев– Субэдею.Как только реки оказываются скованными льдом,монгольская конница начинает свое движение в сторону русских городов.Один за другим капитули-руют Рязань,Суздаль,Ростов,Москва,Ярославль.Дольше других держится Козельск,но и ему суждено пасть под натиском несметных азиатских полчищ.В Европу через Киев.
Чингисхан планировал взять один из богатейших и красивейших городов Руси еще в 1223 г.Что не удалось Великому хану,получилось у его сыновей.Киев осадили в сен-тябре 1240 г.,но только в декабре защитники города дрогнули.После покорения Киев-ского княжества уже ничто не сдерживало монгольскую армию от нашествия на Евро-пу.Формальной целью похода в Европу была Венгрия,а задачей– уничтожение половец-кого хана Котяна,скрывающегося там со своей ордой.Как утверждает летописец,Батый «в тридцатый раз» предлагал венгерскому королю Беле IV изгнать из своих земель разбитых монголами половцев,но всякий раз отчаянный монарх игнорировал это пред-ложение.По мнению некоторых современных историков,погоня за половецким ханом и подтолкнула Батыя и Субэдея к решению покорения Европы или,по крайней мере,неко-торой ее части.Впрочем,средневековый хронист Ивон Нарбоннский приписывал монголам гораздо более обширные планы:«Они измышляют, что покидают родину то для того, чтобы перенести к себе царей-волхвов, чьими мощами славится Кёльн; то, чтобы положить предел жадности и гордыне римлян, которые в древности их угнетали; то, чтобы покорить только варварские и гиперборейские народы; то из страха перед тевтонами, дабы смирить их; то,чтобы научиться у галлов военному делу; то,чтобы захватить плодородные земли,которые могут прокормить их множество; то из-за пало-мничества к святому Якову,конечный пункт которого— Галисия».«Дьяволы из преиспо-дней».Основные удары ордынских войск в Европе пришлись на Польшу и Венгрию. В дни Вербной недели 1241 г.«дьяволы из преисподней»(так называли монголов европейцы) практически одновременно оказываются у стен Кракова и Будапешта.Интересно,что победить сильные европейские армии монголам помогла тактика,успешно испробованная в битве при Калке.Отступающие монгольские войска постепенно заманивали атакующую сторону глубоко в тыл, растягивая ее и разделяя на части.Как только наступал подходящий момент – основные монгольские силы уничтожали разрозненные отряды. Немаловажную роль в победах Орды сыграл «презренный лук»,столь недооцениваемый европейскими армиями.Так было практически полностью уничтожено 100-тысячное вен-герско-хорватское войско,а также частично истреблен цвет польско-немецкого рыцар-ства. Теперь казалось,уже ничто не спасет Европу от монгольского завоевания.Исся-кающие силы.Попавший в плен к Батыю киевский тысячник Дмитра предупреждал хана о переходе через Галицко-Волынские земли: «не задерживайся в земле этой долго,время тебе на угров уже идти.Если же медлить будешь,земля сильная,соберутся на тебя и не пустят тебя в землю свою».Карпаты войскам Батыя удалось пройти практически безболезненно, но прав был плененный воевода в другом. Действовать постепенно теряющим свои силы монголам в столь далеких и чуждых им землях нужно было крайне быстро.По оценке российского историка С. Смирнова Русь во время западного похода Батыя могла выставить до 600 тысяч ополченцев и профессиональных воинов. Но решившее воевать в одиночку каждое из противостоящих нашествию княжеств пало.То же самое касалось и европейских армий,которые многократно превосходя по числен-ности войска Батыя,не смогли в нужный момент консолидироваться.Но к лету 1241 г. Европа начала просыпаться.Король Германии и император Священной Римской империи Фридрих II в своей энциклике воззвал «открыть глаза духовные и телесные» и «стать оплотом христианства против свирепого неприятеля».Однако сами немцы противостоять монголам не спешили,так как в это время конфликтующий с папством Фридрих II повел свою армию на Рим.Тем не менее, воззвание немецкого короля было услышано. К осени монголы неоднократно пытались преодолеть плацдарм на южном берегу Дуная и пере-нести военные действия на территорию Священной Римской империи,но все неудачно.В 8 милях от Вены,встретившись с объединенным чешско-австрийским войском,они были вынуждены отступить назад.Суровые земли.По мнению большинства отечественных исто-риков,монгольское войско основательно ослабило свои ресурсы при захвате русских земель: его ряды поредели примерно на треть,а поэтому к завоеванию Западной Евро-пы оно оказалось не готово.Но были и другие факторы.Еще в начале 1238 года при попытке захватить Великий Новгород войска Батыя были остановлены на подступах к городу отнюдь не сильным противником, а весенней распутицей – монгольская конница основательно вязла в заболоченной местности.Но природа спасла не только купече-скую столицу Руси, но и многие города восточной Европы.Непроходимые леса,широкие реки и горные хребты зачастую ставили монголов в сложное положение,вынуждая сове-ршать утомительные многокилометровые обходные маневры.Куда подевалась небывалая скорость передвижения по степному бездорожью! Люди и кони серьезно уставали,и более того– голодали,не получая длительное время достаточного количества пищи.
Смерть за смертью.Несмотря на серьезные проблемы,с наступлением декабрьских моро-зов монгольская армия всерьез собиралась продвигаться вглубь Европы.Но случилось непредвиденное: 11 декабря 1241 г.умер хан Угэдэй,что открывало прямой путь к ордынскому престолу Гуюку– непримиримому врагу Батыя.Военачальник повернул основ-ные силы домой.Между Батыем и Гуюком начинается борьба за власть,закончившаяся смертью(или гибелью)последнего в 1248 г.Недолго правил и Батый,почив в 1255 г., также быстро из жизни ушли(вероятно,отравленные)Сартак и Улагчи.Нового хана Берке в наступившее смутное время больше заботит стабильность власти и спокойствие вну-три империи.Накануне Европу захлестнула «черная смерть»– чума,которая по караван-ным путям добралась и до Золотой Орды.Монголам будет еще долго не до Европы.Их более поздние западные походы уже не будут иметь такого размаха,какой они приоб-рели при Батые." (ст."Дьяволы из преисподней»: что на самом деле спасло Европу от монгольского нашествия",Кириллица,2023)
  "В 1993 году археологическая группа под руководством Натальи Полосьмак проводила раскопки в урочище Укок, где находился могильник Ак-Алаха-3. В ходе их работы была обнаружена мумия женщины, возрастом около 25-30 лет, в удивительно хорошем состоянии. Она была названа "Принцессой Укока" или "Алтайской принцессой" и считалась прародительницей алтайцев. Однако, позже генетики привнесли свои коррективы в этот миф.Урочище Укок.На границе четырех стран- России,Китая,Монго-лии и Казахстана,находится загадочное высокогорное плато Укок,которое алтайцы считают священным местом,где обитают духи.Согласно местным поверьям,здесь находя-тся врата,ведущие на небеса,и любые негативные действия,совершенные людьми на этой территории,имеют соответствующие последствия для всего человечества.В этом таинственном месте запрещено кричать,произносить ругательства и даже мыслить о плохом, так как это может оскорбить могущественных духов.Плато Укок относится к так называемым "местам силы", где можно получить особую энергию. Именно здесь сосредоточены многочисленные могильные комплексы скифского периода, древние стелы и петроглифы - наскальные рисунки, большинство из которых до сих пор не изучено.
«Алтайская принцесса».Когда новосибирский археолог Наталья Полосьмак и её едино-мышленники приехали на алтайское плоскогорье Укок,перед ними предстал полуразру-шенный курган.Для специалистов он представлял историческую ценность,а для военных насыпь,из которой в 1960 гг.во время конфликта с китайцами,они брали строительный материал,необходимый для возведения укрепрайона.Приступив к научной работе, члены экспедиции обнаружили захоронение эпохи железа, а копнув глубже, наткнулись на более древний могильник, замурованный в линзе мерзлоты.Он представлял собой имитирующий жилище лиственничный сруб, заполненный льдом. Аккуратно растапливая лёд, чтобы случайно не повредить археологическую находку, учёные обнаружили в этой посмертной избе шесть коней со сбруями и сёдлами,куски замороженного мяса из погребальной трапезы,предметы из меха и золота,сосуды,украшения.Но главным сокро-вищем кургана Ак-Алаха-3 была украшенная кожаными аппликациями оленей длинная ко-лода-склеп с двускатной крышей,в которой покоилась прекрасно сохранившаяся мумия женщины.На теле молодой девушки,пролежавшей во льдах более 2 500 лет,были обнару-жены четыре татуировки,характерные для представителей пазырыкской культуры Алтая. Они украшали обе руки и фаланги пальцев «Алтайской принцессы».Одна из них пред-ставляла собой перекрученное мифическое изображение оленя с клювом хищника, хвост и рога которого имели вид орлиноголовых грифонов,в других угадывались очертания священного козерога,снежного барса и барана.На уложенную на бок со слегка подтя-нутыми ногами мумию была надета белая шёлковая рубашка,шерстяная юбка цвета бор-до,войлочные носки,нитяной пояс и шубка.Весьма оригинально выглядел украшавший её обритую голову парик,состоявший из человеческих и конских волос,войлока,шерсти и декорированный деревянными фигурками птиц,золотой фольгой и длинным лепестком.
Фигура «Алтайской принцессы» была укрыта меховым покрывалом с растительными орна-ментами.По мнению историков, в том числе Вячеслава Молодина, её одеяние и способ захоронения свидетельствуют о том,что девушка принадлежала к зажиточным предста-вителям среднего класса времён расцвета пазырыкского общества,в то время как шаманы Алтайского края настаивают,что она была прародительницей алтайцев.«Белая госпожа».Знахари и коренное население Алтая полагают,что названная археологами «Принцессой Укока» мумия является «Белой Госпожой»- хранительницей покоя и прив-ратницей портала в подземное царство,стоящей на пути проникновения Зла из низших миров.Алтайцы предпочитают именовать девушку из далёкого прошлого «Ак-Кадын»,что в переводе означает «добрая»,«искренняя»,«честная»,и соотносить её с персонажем народного эпоса богатыркой Очи-Балой.Местные жители верят,что она обладала уника-льными способностями и положением в обществе, поскольку её могила была обнаружена вдали от иных склепов,в то время, как достоверно известно,что пазырыкцы хоронили всех семейными кланами.К тому же учёные выяснили,что с момента смерти «Белой гос-пожи» и до её погребения прошло около трёх месяцев.За это время из бездыханного тела вынули все внутренние органы,удалили мышцы и мозг,набили его травами,обмаза-ли ртутным раствором и забальзамировали.Генетическая экспертиза.В 1995 г.антро-пологи при помощи специальной технологии по останкам черепа сумели воссоздать облик «Алтайской принцессы»,и полученный результат отразили в трёх бюстах.Один был направлен в московский Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, второй переслан Обществу национального возрождения Алтая, а третий передали музею Новосибирска.В итоге перед потомками предстала девушка с немного массивной челюстью и крупными чертами лица, типичными для представителей европеоидной расы фино-угорского типа.Это «открытие» опровергало теорию шаманов о том, что «Белая госпожа» приходилась прародительницей алтайцам,и до тех пор,пока не был произве-дён анализ ДНК,жители Алтая отказывались верить в правильность полученного изоб-ражения.Однако генетическое исследование подтвердило догадки антропологов– най-денная мумия принадлежала девушке европеоидной расы и не имела отношения ни к алтайцам,ни к пазырыкцам,которые по митохондриальным ДНК имели больше сходства с такими коренными малочисленными народами Севера как кеты и селькупы.Кстати, в ходе углубленного изучения «Принцессы Укока» выяснилось, что причиной её смерти в столь раннем возрасте был рак молочной железы IV степени.Погребать или не погре-бать?После обнаружения мумия была извлечена из кургана и отправлена на изучение и хранение в Новосибирский Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Однако сей факт вызывал негодование алтайцев,считавших,что их «Принцесса Укока» должна быть возвращена домой.В 2012 г.их требование было удовлетворено и специально для «Белой Госпожи» в Горно-Алтайске был возведён новый зал Национ. музея имени Анохина с саркофагом, внутри которого было установлено оборудование для поддержания и контроля допустимой влажности воздуха и температуры.Но и после этого часть алтайского общества осталась недовольна, поскольку считала, что мумию необходимо обязательно захоронить там,откуда она была извлечена.Это условие они мотивировали тем,что после вскрытия кургана и изъятия «Принцессы Укока»,на Алтай-ский край постоянно обрушиваются природные катаклизмы: землетрясение,мощный град, наводнения.Однако их чаяния пока не сбылись, и любой желающий может заглянуть в музей и познакомиться с «Алтайской принцессой»."(ст."Принцесса Укока»: что не так с ДНК знаменитой алтайской мумии",Кириллица,2023)
  "В древнем городе Чернигове, основанном еще в VII веке, в конце позапрошлого века был обнаружен загадочный курган,получивший название «Чёрная могила».Сначала он считался местом,где покоится прах основателя города— князя Черниги.Тризна.Пер-вооткрывателем «Чёрной могилы» был увлечённый вопросами этногенеза славян и исто-рией Древней Руси археолог Дмитрий Самоквасов.В процессе раскопок, проведённых им в 1872-73 гг.,был исследован огромный курган с периметром основания 125 м и высо-той 10 м,который в древности был обнесён глубоким рвом.Вскрыв могильник,учёный обнаружил следы и элементы тризны— языческого погребального обряда,проводивше-гося вблизи места погребения сразу же после сожжения усопшего.В результате кропотливой работы из могильника были извлечены останки трёх человеческих тел  — взрослого мужчины, женщины и подростка, облачённых в военную амуницию, а также масса иных артефактов, в разной степени пострадавших от ритуального огня.Часть обнаруженных предметов представляла собой спекшиеся в пожарище массивные куски железа, иные атрибуты хорошо распознавались и их практически не касались всепожи-рающие языки пламени.Такая разница в степени сохранности предметов материального быта объясняется существовавшим в древних веках двойным обрядом погребения.На первом этапе вокруг будущего кургана выкапывали ров,землю из которого забрасывали в центр.Когда высота насыпи достигала достаточного уровня,её разравнивали и начи-нали возводить на ней импровизированный дом для усопшего и его супруги.В посмер-тную обитель помимо тел усопших помещали предметы домашней утвари, орудия труда, скотину,конечно же, оружие и доспехи.Затем этот дом обносили хворостом и поджи-гали.Дождавшись, когда огонь погаснет, древние славяне доставали из пепелища останки покойников и уцелевшие предметы. Далее наступал второй этап похоронного ритуала: кострище обильно засыпалось новым слоем почвы,поверх которого укладыва-лись человеческие останки,побывавшие вместе с ними в огне предметы погребения,а также новые артефакты.Следующий этап предполагал окончательную засыпку насыпи и формирование высокого кургана.Чья могила?Согласно общепринятой версии считалось, что в «Чёрной могиле» покоились останки основателя города Чернигов князя Черниги, его сына и супруги.Однако найденные в ходе исследования кургана предметы матери-альной культуры указали на более поздний период появления этого величественного
захоронения. Согласно летописным данным Чернигов уже в конце IX века значился в числе крупных городов региона,а обнаруженные в могильнике две золотые византий-ские монеты,датированы 70-90 годами уже X века.В связи с этим родилось предполо-жение, что хозяином «Чёрной могилы» мог быть живший как раз в эту историческую эпоху видный представитель черниговской знати и отменный воин князь Чёрный.Совет-ский археолог Дмитрий Мачинский придерживался иной интерпретации. Для выяснения личности того,кто был погребён в могильнике,он обратился к «Повести временных лет»,на страницах которой искал упоминание об оружии,обнаруженном в этом кургане. В итоге информация о мечах и сабле нужного образца была найдена в главе,посвящён-ной 986 г.Исходя из этого,учёный высказал мнение,что «Чёрную могилу» могли созда-ть для воеводы Претича,являвшегося современником князя Святослава,и той лично-стью,которая спасла Киев от набегов печенегов с «другой стороны Днепра».Историк Владимир Петрухин прослеживал взаимосвязь между «Чёрной могилой» и длинными курганными комплексами археологического заповедника Гнёздова, расположенного на территории современной Смоленской области.По его предположению,и там,и в Черни-гове,захоронению подобным образом удостаивались члены княжеского рода,обладавшие исключительной военно-административной властью и сакральной силой.Находки.На высоте 7 метров от основания кургана было обнаружено искорёженное огнём копьё с крестом,идентифицировать которое удалось лишь после проведения рентгенографии в Курчатовском институте.Благодаря этому же методу стало ясным,что артефакт,ранее считавшийся ножом,на самом деле являлся символом власти— скипетром,а не боевым оружием.Такие выводы были сделаны после того,как в ходе тщательного анализа на обеих сторонах пластины-лезвия обнаружились декоративные украшения в виде фесто-нов и скандинавский орнамент «еллинг», инкрустированный серебряной проволокой. К слову это лишний раз подтверждает версию о том что «Чёрная могила» есть княжеское погребение.Кроме того в кургане были найдены кольчуги, сабля, щит, шлемы, копьё, наконечники стрел, а также «большой меч», принадлежащий либо к типу Z, либо типу L, появление которых относится к 1000 году или позднее.Среди раскопанных предме-тов присутствовала хозяйственная утварь(12 ведер,2 металлические посудины, серпы, жаровня,топоры),украшения,детали поясов,игральные кости,серебряная цепь с голов-ками животных.Немало находок имело ритуальное предназначение,к примеру,два жерт-венных ножа,железный сосуд с бараньими костями и ритоны из рогов тура,обрамлён-ные ободом с изумительно тонкой резьбой,изображающей фантастических людей,птиц и животных.Кстати, предметы со схожими орнаментами обнаруживались в кургане близ Золотых ворот в Киеве,а также при раскопках в Средней Чехии и Юго-Западной Слова-кии.Все обнаруженные в «Чёрной могиле» артефакты находятся под охраной государ-ства и хранятся в Государственном историческом музее.Бронзовая фигурка.Очень мно-го вопросов вызывает обнаруженная в «Чёрной могиле» миниатюрная бронзовая фигур-ка,которую удалось расчистить только в 1982 г.Эта статуэтка невыясненного назна-чения,представляет собой сидячего в позе лотоса мужчину с азиатскими чертами вне-шности,который держит в своих руках то ли язык,то ли бороду.Первооткрыватель самого большого черниговского кургана Дмитрий Самоквасов,описывая фигурку,отме-чал,что она имеет размер в 2 дюйма и изображает «человека;— божка,сидящего на корточках со сложенными на груди руками… будда?».Украинский историк Наталья Хамайко предположила,что данная бронзовая статуэтка могла быть частью игрального набора викингов и символизировать собой скандинавского бога Тора.Подобная версия родилась из того,что схожие фигурки были выявлены в шведском городе Рэллинге,а также в разных местечках Исландии.Вместе с тем идолы,аналогичные тому,что лежал в «Чёрной могиле», периодически обнаруживаются на Ямале,в Пермском крае,в Поморье и в сибирском Приобье."(ст."Чёрная могила»: чьи останки обнаружили ученые в кургане основателя Чернигова",Кириллица,2023)
  "Они не сразу стали Троянами,а прошли период эволюции.Так согласно мысли Егора Классена в более отдаленные времена они носили имя пеласгов,а позже фракийцев.
Но на этом история их имени не была остановлена. Прошло много веков, и за это время они по мысли Классена были и:"Тевкрами,затем Дарданами,и наконец,Троянами, а остатки их после падения Трои Пергамлянами и Кемеянами; ибо Кемь и Пергам построил Эней после паления Трои и в них поселились Трояне, избежавшие гибели в Илионе."Эти сведения о названии и происхождении Троянского народа,по словам Клас-сена известны от греческих и римских историков,а также из Илиады.Имя фракийцев греки применяли по отношению к трем народам: Троянам, Мекедонцам и Фригиянам. Впрочем,исследователь пишет,что"..сами Трояне так же называют себя, а вместе с тем и подвластных себе Фригийцев и союзных Македонцев".О том, что пеласги произошли от фракийцев русский ученый приводит в качестве доказательств следующие доводы:"..у Фракийцев, равно как и у Пеласгов, мы встречаем множество племенных названий чисто славянских, между которых, по Геродоту, есть Руссы и Руссины...".
Но не только название племенных объединений говорят о славянстве предков Троян Пеласгов и Фракийцев. Ношение Фракийцами чубов по Классену сближает их с малорусами, а"..могилы у них делались насыпью, как вообще у всех Славян; при погребении покойников соблюдались все славянские обряды и даже нанимались плака-льщицы.На бой они выходили преимущественно пешие; вооружение у них было славян-ское".Получается, фракийцы были славянами и, по мнению Классена это подтверждают как выводы Франческо Мария Апендини,который отмечал,что язык фракийцев и македон-цев был славянским,так и выводы Черткова,говорящего о пеласго-фракийском племени, как о славянском.Из этого следует,что раз фракийцы были славянами,значит и троя-не.На славянство троян указывают также имена двух сыновей Приама: Троил и Дий, имеющие славянскую основу.Классен в подтверждение довода о славянстве указанных выше имен ссылается на то,что имя Троил указано на русской пушке отлитой в 17- веке,а второе имя Дий известно в "славянской мифологии".Русский ученый обнаружил, что у Приама были еще сыновья с именами Самбор и Парис.Что касается имени Самбор, то оно встречается среди «князей венедских,моравских и хорватских…».Парис по мне-нию Классена:«…должен быть Борис, ибо древние Славяне хотя и имели особую букву "б", но и буква "п" была двоякая, твердая и мягкая…Кроме того, греки не имеют в своем алфавите буквы, соответствующей в произношении славянскому "б".Классен задавался вопросом,к какому же славянскому племени относились трояне.Он указывал, что в "Троянских владениях была река Рса или Раса.Везде,где сидели Руссы,мы нахо-дим и реку этого имени.Нынешний Аракс есть древняя Рса; по географии того времени означают тут народ Рось и страну того же имени,названных в последствии Скифами".
По мнению Классена: "Аракс назывался Арабами Эль-Рас, Монголами - Орсай и Расха, Греками - Раса и Орос. Волга также называлась Рсою, когда подвинулись к ней из-за Каспийского моря Руссы и Унны."Далее исследователь производит дальнейшие парал-лели с землями Руси в Киеве и Новгороде на территории, которых тоже встречаются гидронимы с корнем "рус" и "рос".А именно:"..это же имя сохранила река Руса или Порусье в Новогородской губернии,где сидела Русь алаунская древнейшая; река Рось, впадающая в Днепр, где сидела Русь Днепровская или Поросяне; Русское море или Черное,где была Русь черная".Но об упоминаниях имени руси Классен не останавли-вается и указывает,что это имя известно и в других местах Европы:    "...река Руса в Моравии, где сидят и теперь Русняки (в его время - авт.); река Руса, составляющая правый рукав Мемеля или Немана, называвшаяся, как говорит предание, этим именем от самого истока своего...".Впрочем Классен указывает, что имя "русь" встречалась и далее на запад от Немана:"...до взморья и распространившаяся по нему...до Русни, что ныне Фриш-Гаф...", но также...вверх по всему заливу, где и названа она поморскою".То есть в Поморской Руси.О том, что Русы были соплемен-никами Троян,свидетельствует факт того,что при осаде Трои они были союзниками. Некий Антип:"привел Русь к Троянам; он начальствовал 30-ю кораблями, с народами из Nisyros, Karpathos, Kasos, и Ros, т.е. Нижанами-Руссами, Хорватами, Казями (Казарами) и Русью…».Впрочем, не один Классен признавал в Троянах словенорусов. Французский историк 18 в.Пьер-Шарль Левек,по мнению русского исследователя,указы-вал, что корни латинских слов имеют славянское происхождение, а"…предки Латинов и Славян слишком рано, т.е. до происхождения от них Троян и Венетов, разделились».
Другой русский ученый 18-го века М. Ломоносов, говоря о словенорусах, считал, что "древность самого народа даже до баснословных еллинских времен простирается и от троянской войны известна".Делая вывод о происхождении троян, Классен заключает, что хоть часть троян, но "была племени Русского". (ст."Трояне и их связь со словенорусами",Русь Изначальная,2023)
  "Парадокс Ферми уже давно озадачивает думающую часть человечества,и за эти годы было предложено бесчисленное множество решений,одно мрачнее другого.Ответ на воп-рос,почему инопланетяне до сих пор не вышли на контакт,может быть довольно непри-ятным для нас: мы,вероятно,просто недоразвиты.Земля может быть недостаточно тех-нологически развита,и поэтому земляне не представляют особого интереса,чтобы зас-лужить внимание "прогрессивных" инопланетян.Инопланетяне,скорее всего,гораздо бо-льше озабочены поиском следов высоких технологий,чем признаков жизни,и поэтому, возможно,они просто не замечают нас все это время.Суть парадокса Ферми в том,что если Вселенная так огромна и вероятность существования инопланетной жизни так высока,то почему же мы до сих пор ни с кем не вступили в контакт?Ответы, предла-гаемые до сих пор, варьируются от тревожных до смутно утешительных, а некоторые даже предполагают, что нам следует подождать по крайней мере 400 000 лет, прежде чем получить хотя бы приветствие. В новой статье профессора астрофизики Амри Вандела выдвигается гипотеза о том, что жизни в Млечном Пути может быть гораздо больше, чем мы редполагаем, а это означает, что любые потенциальные инопланетяне "избалованы" выбором, с кем им вступить в контакт. И, к сожалению для нас, люди просто не входят в их список приоритетных целей,как существа умственно,а следов-ательно и технически,недоразвитые.«Если "биотических" планет так много,что обита-емость и жизнь сами по себе не обеспечивают достаточной мотивации для межзвездных исследований инопланетян, то планеты с техносигнатурами могут привлечь внимание инопланетных цивилизаций для отправки зондов»,- пишет Вандель.Однако техносигна-туры,такие как радиопередачи,довольно сложно обнаружить.Земляне впервые передали радиосигналы, которые можно было обнаружить в космосе, менее 100 лет назад, а это значит, что только цивилизации в пределах 50 световых лет от нас, могли заметить эти сигналы и как-то отреагировать.По данным Universe Today, радиоволны Земли уже могут достигать ближайших 15 000 звезд, но это всего лишь капля в океане сотен миллиардов звезд Млечного Пути.«Вероятность того,что цивилизация находится доста-точно близко к Земле,чтобы обнаружить нашу радиосферу и отправить космический зонд,который достигнет Солнечной системы,оказывается очень малой,если только цив-илизации не чрезвычайно многочисленны»,- пишет Вандел.«В настоящее время в нашей Галактике должно быть 100 миллионов или более разумных цивилизаций,чтобы сигналы с Земли могли их достичь».По сути,Земля "кричит": "Посмотрите на нас,мы умные!", но сообщение просто не доходит до тех,кому это может быть интересно.Значит, инопланетяне не пытались связаться с нами, потому что зачем им это? По их словам, на Земле нет признаков разумной жизни. Но со временем и большим количеством радиопередач кто-то все еще может нас услышать.«Вероятность того, что радиосфера Земли однажды достигнет инопланетной цивилизации, со временем увеличивается», - добавляет Вандел.И возрастает вероятность того,что мы получим в ответ исследоват-ельский зонд: в определенный момент истории цивилизации,после появления радиосвя-зи,названный «эпохой контактов»,контакт с инопланетянами становится более вероят-ным. Но пока от ответа от «братьев по разуму» нас отделяют сотни, а то и тысячи лет. Это если брать в расчет, что радиосигналы Земли ещё не достигли развитых цивилизаций. А если они достигли, но воспринимаются цивилизациями так же, как для нас сигналы кострами, среди островных папуасов, то контактов ждать пока не стоит - они могут просто наблюдать,изучать "со стороны", даже "окольцовывать" разными "чипами",но напрямую,с идиотами,стремящимися к собственному уничтожению,общаться не будут,да и помогать в случае самоуничтожения тоже." (ст."Инопланетяне не интересуются контактом с человечеством, ввиду отсутствия на Земле признаков разума",Смотри и думай,2022)
  "Еще в 1957 году на горном массиве Агрыдаг(он же Арарат)в Турции пилот сфотог-рафировал странный объект,похожий на останки огромного корабля.С легкой руки американца Рона Уайетта,увидевшего это фото в журнале,тут же начали распрост-раняться слухи о том,что знаменитый Ноев ковчег наконец-то найден.Однако позже специалисты проанализировали Араратскую аномалию и пришли к выводу,что это не остатки деревянного корабля библейского праведника,а просто естественное образо-вание из камней и глины.Уайетт категорически не согласился с этим выводом,но журналисты в один голос утверждали,что Араратская сенсация оказалась ничем и разочарованные любители тайн и загадок потеряли интерес к Араратской аномалии.
Но, возможно, Вятт все-таки был прав и это действительно остатки Ноева ковчега. Во всяком случае,именно это осторожно предполагает турецкая группа исследовате-лей, которая в 2021 году приступила к тщательному изучению стоянки Арарата. Они собрали с этого места 30 образцов почвы и камней,обнаружили в них следы челове-ческой деятельности и использовали их для датировки этой аномалии между 5500 и 3000 годами до нашей эры. И это подозрительно согласуется с текстами Библии, в которых указано,что Великий Потоп случился 5 тысяч лет назад.И в действитель-ности,это очень пустынный горный склон,где поблизости нет человеческих поселений, и вдруг около 5 тысяч лет назад,ни раньше,ни позже,в районе "корабля" появились «следы человеческой деятельности»,руины.Правда, учёные сразу заявили, что на основании полученных результатов нельзя сказать, что это на самом деле остатки Ковчега. И что необходимы дальнейшие и более широкие исследования. Интересная деталь: в образцах с стоянки также были обнаружены некоторые «морские материалы», что, возможно, указывает на то, что в этих местах в древности действительно было большое наводнение.В Библии сказано, что бог разгневался на людей и вызвал на Земле 150-дневный потоп, уничтоживший все живое, кроме семьи Ноя и тех животных, которых Ной собрал по повелению бога на огромном корабле-ковчеге. После того как вода спала, ковчег пришвартовался на горе Арарат, люди и животные покинули его, а ковчег предположительно остался на этом же месте.Библия дает следующие размеры ковчега: 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Длина локтя сейчас трактуется по-разному,но самая распространенная версия переводит библей-ские локти в метры так,что длина ковчега составляет 134 метра,ширина— 22 метра,а высота— 14 метров.Недостаточно,конечно,для всех животных,но мы сейчас не об этом.
Дело в том, что длина Араратской аномалии лишь немного превышает библейскую и равна 157 метрам. Не такая уж большая ошибка. К сожалению, с тех пор, как туристы стали массово приезжать посмотреть на Араратский «ковчег», предполагаемые остатки ковчега начали покрываться трещинами и в будущем им может грозить серьезное разрушение."(ст."На горе Арарат нашли новые свидетельства возможного Ноева ковчега",Смотри и думай,2023)
  "Есть мнение, что разница между мировоззрением верующего и атеиста минимальна. На уровне долей процента.Верующий считает вымышленными всех известных из мифоло-гий разных эпох и народов богов,— а это сотни,если не тысячи существ,— за исклю-чением одного единственного по своему выбору.Безбожник же исключений вообще не делает.Это очень забавное мнение.Я его сам придумал.Шутки ради.Если же не шутить, то всё намного сложнее.Разница мировоззрений заключается не в вере в то,что бог есть,или же в то,что бога нет,не в вере и неверии,и вообще— не в вере.Вера здесь не при чём.Верующие,— реальные,как минимум,— таковой не имеют даже в объёме горч-ичного зерна.Что проверяемо экспериментальными методами(гор они не двигают),и обосновано теоретически.На веру ведь может приниматься истинность бездоказате-льного утверждения,не так ли? Нельзя верить в то,что доказано,и то,о чём знаешь. Но как же тогда доказательства бытия божия?..Видя свидетельства сверхъестест-венного, ощущая присутствие творца и располагая множеством других доказательств, верующий,как раз,верить-то уже и не может.Таким образом,дело не в вере,хотя и христианин,и атеист принимают множество утверждений,как истинные,без доказатель-ств,— но на бытовом,а не на мировоззренческом уровне.Различия же между взглядами этих двух персонажей залегают глубже.На уровне исходных посылок.Гносеологических аксиом.Принципиально недоказуемых утверждений,относительно которых определяется истинность или ложность прочих.И здесь нужно сосредоточиться: есть истина,есть Истина,а есть и нечто такое,что выше истины с какой буквы её не напиши.Фундамен-тальные положения,на которые суждения об истинности опираются.Так обстоят дела в точных науках: утверждение истинное в планарной геометрии будет ложным в сфериче-ской,ибо набор аксиом— другой.Так обстоят дела в науках естественных,хотя,«акси-омы» в них именуются «принципами».В гуманитарной области,в философии в том числе, всё точно также, просто уж там ничто и никак толком не именуется. Нет порядка. Но аксиомы есть.И снова нужно сосредоточиться: аксиома — не предмет веры. Нельзя верить, что сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусом, а сразу потом — при решении другой задачи уже на сфере, — что не равна. Аксиомы не проверяемы, не истинны и не ложны, а просто выбираются из соображений удобства дальнейших рассуждений. И если солипсист исходит из того, что реальность существует лишь в его сознании (это сильно упрощённая картина, но — не суть), ни бог-творец, ни первичная материя, в его мировоззрение уже не поместятся. При этом опровергнуть солипсиста нельзя, и спорить бессмысленно. В рамках принятой им исходной посылки он прав. А может и вообще — прав. Ведь британские учёные доказали же, что все мы существуем в Матрице с вероятностью 30%.Различия между кредо верующего и атеиста лежат на уровне аксиоматики. Что делает споры столь же непродуктивными. В рамках принципа познаваемости, постулирующего что все наблюдения имеют естественное, познаваемое рациональным путём объяснение, сводящееся к неизменным в пространстве и времени законам природы, бога — нет. Ему некуда поместиться. Сам же принцип полемически неуязвим. То есть, усилия, прилагаемые креационистом, стремящимся не понять эволюционные механизмы, заведомо лишены смысла. Даже если естественного объяснение неизвестно, — даже если оно не представимо, — из этого не следует, что оно отсутствует. Пару веков назад люди не знали, почему гром гремит.Аналогичным образом бесполезны атаки и на позиции веры. Даже если кажется, что она основана на невежестве. Это — ошибочное впечатление. Верующий легко может не понимать на чём его мировоззрение основано в действительности,и подыскивать «научные» основа-ния.Что не отменяет неосознанного,но эмоционально мотивированного,принятия им исходной посылки: бог есть.А она— неопровержима.Ибо все факты толкуются на основании этой посылки, сама же она в доказательствах не нуждается…То есть, букв много, но к главному мы, несмотря на приложенные усилия, всё-таки, подошли. На самом деле, аксиоматика, лежащая в основе религиозного мышления, как и всякая другая аксиоматика,не может быть опровергнута.Но она не может быть и принята. Ибо некорректна.Ну,не все аксиомы одинаково полезны.К их набору также предъявляются требования,— ещё более фундаментальные,чем исходные посылки.Принятые аксиомы не должны противоречить друг другу.Если аксиома одна, к ней не подкопаться. Но если их больше, начинаются конфликты. Например, если бог не просто есть, а ещё и добр, требуется отдельно постулировать критерии добродетели, а потом загнать поведение божества в указанные человеком рамки.Данный древний вид спорта христиане называют теодицеей…И это не говоря о пресловутом камне,который всемогущее существо может создать,но не может поднять.То есть,о камне мы говорить не будем.На этот заезжен-ный парадокс существует миллион ответов,которые отвечающему представляются вполне убедительными.Речь о сотворении мира,который не мог быть сотворён.Технически.Сот-ворено,то есть,появиться может лишь то,чего когда-то не было.Можно представить, что не было материи.Можно представить,что не было и пространства.А вот со време-нем— сложнее.Оно заведомо нетварно,ибо не было же такого времени,когда бы ещё не было времени.И ничего не было «до времени»,даже бога,поскольку понятия «до»,«ког-да» и «было» вне времени не определены.При это бессмысленно даже заводить споры о дефиниции понятия «время».Всё вышеуказанное будет работать вне зависимости от таковой.Ибо конфликт здесь возникает не на уровне определений,а на уровне поня-тийного аппарата.Условия творения он корректно сформулировать— даже просто сфор-мулировать,— не позволяет.Таким образом,религиозное мировоззрение,предполагающее наличие первопричины,даже в случае принятия отдельного постулата,согласно кото-рому первопричина иметь причину не обязана,остаётся внутренне противоречивым. Ведь причина должна предшествовать следствию— вселенной..во времени.А когда это господь сотворил время,чтобы в нём чему-то предшествовать?В случае же естествен-ного объяснения существования вселенной,внешней причины не предполагающее,таких проблем не возникает.Возникают другие,— это объяснение нужно понять.Но экспери-ментальная проверка показывает,что данные проблемы вполне разрешимы.У многих получается."(ст."Проблема первопричины: Почему невозможно сотворение мира",Цитадель адеквата,2021)


Рецензии