Православие, инфантилизм, новая идея

Социальный исторический анализ романа Н. Лескова "Некуда" (1864)
М. Шульгин, 2023.

Через 8 лет после Крымской войны Н.С. Лесков в романе «Некуда» писал, что в России люди тихие, умные, снисходительные, уступчивые, склонные к социализму,
но часто непредсказуемы, распущенны, лживы с проявлением беспричинной злобы, безвольности и невежества.
         Многие из них стремятся к знатности, богатству, милости имущих, а не к честности и справедливости.

I. ПРАВОСЛАВИЕ – БЛАГО ДЛЯ РОССИИ

Отметим, что истинно православный человек послушен, боится совершить зло, старается быть правдивым, почитает старших, братьев своих, ищет покровительство у духовенства и Бога, стремится к чистым помыслам, но может быть по-детски без умысла солгать (с хитринкой как всякий ребенок), пойти на компромисс с совестью и каяться в согрешении.
          Православный человек не задумываясь пойдет на фронт, станет воином за православную веру против безбожников и церковь это благословит.
          Православие как ВЕРА остается скрепом общества и хранителем России в лице Пресвятой Богородицы.

II. ЛЮБИМОЕ ДИТЯ ПРАВОСЛАВИЯ - ТЕРПЕЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

          Истинно православным может считать себя человек, в характере которого сформировалось качество терпеливого, спокойного, послушного человека.
          Однако в качестве характера русского народов ощутимо присутствует так называемая инфантильность, которая порождается избыточной заботой и опекой детей и партнеров. В лучшем варианте такая опека приводит к становлению открытых, доверчивых, бескорыстных и послушных людей, в худшем - к антисоциальным личностям.
         Вспомним князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот». Это человек был наиболее близок к идеалам православия. Его поведение сродни божественному идеалу людей, которых не понимают в жизни, над которыми смеются и которых стараются обмануть. Мышкина можно отнести к инфантильному типу слабовольного человека, хотя он был даже очень эрудированным (в психологии интеллектуальный инфантилизм напротив характеризуется недостаточным уровнем развитие мышления).
         «Инфантилизм как любимое дитя Православия» удерживает до поры Россию от мощных потрясений общества и краха её существования.Но и эта же черта характера в определенных условиях также и толкает страну к социальным взрывам.
         Как говорят, «Россия живет не благодаря, а вопреки».

III. УСТОЙЧИВАЯ ЧЕРТА РУССКИХ
по роману Н. Лескова «Некуда»

1. Бытовала присказка: «От трудов праведных не наживешь палат каменных».
- Сегодня – этот принцип не устарел, а даже усилился. Праведный труд – не приносит богатства, требует милосердия к другим и честного распределения благ между людьми.

2. «Все стремились к знатности и богатству, а не к честности».
- Сегодня – стремление к богатству в народе ослабло, но все стремятся к комфорту и удовольствиям от покупок и путешествий. Честность, по нашим исследованиям среди других ценностей, является аутсайдером.

3. «Не честными намерениями к справедливости освещалась вода в великом море русской жизни».
- В последние 30 лет с переходом к рынку стремление быть честным снизилось, а к справедливости – выросло в связи с обострением противоречий в распределении благ. Предприимчивость для студентов и школьников так же была не в чести, поскольку они полагались больше на семью и гос. службу (Шульгин, 2011).

4. Все были обучены искать милости, исходя из того, что «ласковое дитя двух маток сосет».
- В наши дни снизилось уважение и почтительное отношение к старшим, но надежда на наследство родителей и родственников выросла. Народ в массе своей стал зажиточнее, чем раньше.

5. «На дело готовы скорее люди односторонние. Я готов за движение (социальное), которое идет легальным путем».
- Сегодня – «на дело» (криминал, сепаратизм, социальные протесты) идут также немногие, и тем меньше, чем выше уровень жизни.

6. «Жить в Москве с умом да без паспорта, можно до второго пришествия».
- Сегодня – с этим стало хуже, усилился контроль со стороны банков, налоговой, ФСБ, ГАИ, но контроль со стороны участковых и общественности снизился.

7. «Монастыри не устарели, поскольку есть люди, которым нужно пристанище от неспособности сжиться с миром и отстоять себя».
- В современной России монастырей стало намного меньше, как, впрочем, бедных и бездомных.

IV. ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ В ХАРАКТЕРЕ НАРОДА

1. Россия идет своей дорогой
и никому её с этой дороги не свернуть.
- Россия в ходе проведения СВО вновь возвращается к своей миссии – защитника слабых народов, после безумного стремления войти в европейскую семью, где нас не ждали.

2. «Наклонность к социализму
в природе русских людей».
- Сегодня – это стремление к социализму сильно ослабло, люди разделены, обособлены, каждый за себя, но в критический момент истории, еще способны к массовым политическим выступлениям. Массовые же социальные движения экономической природы в России почти отсутствуют.

3. «В русских семьях беспричинная
злоба обычно сменяется
столь же беспричинною
снисходительностью и уступчивостью».
- Данное свойство русских семей остается неизменным в национальном характере. Воспитание пряником и наказание кнутом (потребительские подачки и слабый контроль за детьми – чем бы они не занимались лишь бы не плакали) – становятся нормой, что приводит к росту инфантилизма, эгоизма, иждивенчества и безответственности. Однако физические наказания сегодня становятся все реже и это одна из редких заслуг либерализма.

4. «В его лице отражалась
смесь энергии, ума, прямоты,
силы, русского безволия и распущенности».
- Эти качества людей присутствуют и сегодня, но первая его часть (энергия, ум, прямота) в последние 30 лет сильно ослабла под воздействием либерального воспитания (см. пункт 3). Русские люди стали более приветливыми и по-прежнему остаются доверчивыми. Различия между мужчинами и женщинами сглаживаются. Женщины все более активные, мужчины все более женственные.

5. «В России меньше вредных преданий,
но больше невежества».
- Сегодня – это пока что так. К психологам ходит людей много меньше, чем к экстрасенсам и колдунам. Хотя к псевдопсихологам, тренерам личного роста, дорога не зарастает, особенно у женщин, готовых развиваться днем и ночью.

6. «Люди из народа кажутся такими
тихими, а черт знает, что они думают
и что могут сделать».
- Сегодня – тихие, спокойные и терпеливые люди преобладают, а животная сила к протесту ослабла. Наши люди все больше ищут спокойный уголок для своей души, но пока социальная мобильность и предпринимательство в массе своей остаются невысокими (Шульгин, 2007; 2011).

7. «У нас так – сделаем худо,
а поправим еще хуже».
- Сегодня – это так, особенно в области экономических реформ и в финансовой сфере, когда мы устали от колебания доллара и этой зависимости от МБФ. Неугасимы и технические реформы – нанотехнологий Чубайса, искусственного интеллекта Грефа. К чему все это приведет?

8. «Лжецов больше, чем
дурных людей с иными пороками».
- Сегодня – и это так! Лжецов хватает среди чиновников, в предложениях соцсетей и телефонных мошенников. Ложь мы ощущаем в сфере незаконного строительства и предложениях финансовых услуг (это бизнес и ничего личного). Реклама и маркетинг показали себя жуликами, играющими на потребительских чувствах – красивых картинках видов,  неповторимости человека, недостоверной информации, игре на чувствах приобретения, сохранения и выгоды.

V. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ

 «Русский человек не любит сознаваться перед другими, что он виноват, но чаще всего не может без понукателя: так и задремлет, так и закиснет» (Гоголь, Мертвые души).
Стало быть, этим понукателем становилась в разное время какая-либо идея: идея изучения естественных наук (И. Тургенев. Отцы и дети); построения социализма и коммунизма; Электрофикации, Индустриализации, Коллективизации, Освоения космоса. Идея перестройки и разоружения; Перехода к рынку и либерализации страны.

Россия претерпела заимствование ряда разрушительных идей:

1. Террористическую идею социалистов-народников за свободу простого народа и свержение самодержавия – народ не принял.
2. Идея построения социализма – осуществилась, но привела к кровавой гражданской войне, гибели множества священников и граждан.
3. Идея разоружения – привела к наступлению НАТО к границам СССР, а затем и РФ.
4. Идея перехода к рынку – привела к развалу СССР, отчуждению Украины, Грузии, стран Балтии и Молдавии.
          Однако в ходе СВО удалось пресечь распространение идеи либерализации свобод в обществе, приводящей к однополым бракам, смене пола, легализации гомосексуальных отношений и педофилии.
    
VI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ "ИНФАНТИЛИЗМ"

Понятие инфантилизм ввел в обиход в 1864 г. француз невропатолог Э.Ш. Ласег (от латинского детский). Проблема детскости в поведении взрослых была поднята психиатрией, но сегодня переместилась в область социальной психологии. Инфантильность стала предметом исследований в поисках подтверждения причин снижения социальной активности и социальной ответственности в обществе, и изучается, более всего, на студентах (Егорова Г, 2013;  Ефимова Г, 2014; Миклеева А, 2017; Ардельянова Я, 2018).
          Под инфантильностью психологи понимают: психологическую незрелость человека, сохранение детскости в поведении, не способность принимать самостоятельные решения, беспечность, забывчивость и желание быть под родительской опекой как можно дольше.
          Незрелость эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер по мнению исследователей (Миклеевой и др.) приводит к:
обесцениванию традиционных ценностей (семьи, родственников, традиций, национальных ценностей);
размыванию социальных ролей (мужской, женской, ребенка);
перекладыванию ответственности на других,
оправданию своих неудач обстоятельствами.

VII. ИНФАНТИЛИЗМ

       Ученые выделяют четыре вида (типа) инфантилизма: 1. Церебро-органический – связан с повреждениями головного мозга. 2. Простой – эмоциональная незрелость. 3. Дисгармонический – сочетание психологической незрелости с возбудимостью, лживостью, избалованностью.  4. Психогенный – сформирован в ходе воспитания под влиянием неблагоприятной среды.
       Инфантильные качества приобретенного свойства (3-4 типы) проявляются у взрослых и выражаются в несформированной жизненной позиции, наивности, избалованности, необязательности, беспечности, переносе ответственности на других. Эти люди остаются чаще тихими, наивными, ведомыми, привыкшими к покровительству других, могут до 40 лет жить с родителями, боятся вступать в брак или в нем остаются бездетными.

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ И ДЕВИАЦИЯ

        Деструктивное поведение и социальная безответственность составляют основу девиантного поведения (Тиганов А.С. Научный центр психического здоровья).
 
    Надо отличать инфантильность от деструктивности и девиаций в поведении. Непрофессионалы – доморощенные психологи из народа обычно смешивают Природные, унаследованные проявления инфантильности с Приобретенными девиантными чертами в поведении.  Простой инфантилизм (задержка в развитии), со временем в благоприятной среде нивелируется, становится тихим и незаметным, а Приобретенные - дисгармонический и психогенный, становятся все более заметными антисоциальными сторонами поведения (девиациями и деструктивностью). Исследователи отмечают, что труднее всего выделяется психогенный тип инфантилизма (Кириенко Е, 1982, Лебединская К, 1982).
        На наш взгляд, ощутимые социальные деформации формируются больше у людей с генетической предрасположенностью к девиациям.
        Первопричиной перехода от инфантильности незрелой личности (с позицией иждивенца) к состоянию деструктивности, распаду - является проблема нарушения восприятия:
а) психологический диссананс в отношении непреодолимой проблемы между Хочу и Могу;
б) протест вследствие двойственности и лицемерия старших и правоимущих в поведении (требуют одно, а сами поступают совсем нитак) , а также по вопросам распределении благ: «Почему мне нельзя, а ему - можно».

         Усугубляющими факторами для становления асоциальной личность могут стать различные потрясения:  разочарование в близких людях, потеря веры в правду, справедливость и честность; 
 предательство любимых и расхождение с родителем; разводы, потеря любимого дела, увольнение, прибывание в колониях.
        В результате человек может стать раздражительным, временами агрессивным, склонным к блуду, пьянству, наркомании, и протестному поведению - неприятию близких, правительства, своей Родины. Но это уже не детская инфантильность в поведении, а антисоциальные проявления деформированной личности.
         Данные качества расценивается в обществе как негативные, сродни девиаций в поведении. В народе таких людей наделяют обидным прозвищем «инфантил», созвучное «инбицил».

VIII. ИНФАНТИЛЬНОЕ СПОКОЙСТВИЕ - СПАСИТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК РОССИИ

 Немалую роль в сдерживании разрушительных вибраций общества до поры до времени играют устойчивые инфантильные проявления в характере русского народа из глубинки, мало тронутых идеями запада: доверчивость, покладистость, терпеливость, неприхотливость, но и леность, сонливость, иждивенчество, надежда на авось, на наследство и семью, веру в правителя и Божью помощь.

    Итак, сравнительный анализ основных черт характера народа России, выделенных Н. Лесковым в романе «Некуда» по истечению последних 150 лет показал, что социальные детские качества русского народа - инфантильные по сути, живы до сих пор. Некоторые из них усилились (см. раздел III), други ослабли или трансформировались (IV). Не за эту ли невинную детскую доверчивость и простодушие, Пресвятая Богородица заботится о русском народе как о своем ребенке?

За добродушие его я полюбила
и за спокойную размеренную речь.         
За то, что доверяет и прощает,
и как Христос к себе располагает (стих по роману Идиот).

XIX. НОВАЯ ИДЕЯ СПЛОЧЕНИЯ НАРОДА - НЕ НОВА
 
   Предложим, например такую:

СОЗДАТЬ МОНОЛИТНОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ЧЕРЕЗ ОСОЗНАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПАТРИОТИЧНЫХ ВЕРУЮЩИХ ЛЮДЕЙ ВСЕХ ОСНОВНЫХ КОНФЕССИЙ

Вы скажете, а где здесь неверующие, где либералы?  – Этот вопрос со временем решиться сам по себе. Неверующих будет со временем меньшинство. Почему?  – Одни уедут, другие примут веру, а кто-то будет просто патриотом страны.

Литература
1. Н. Лесков, роман «Некуда»
2. Ф. Достоевский. Братья Карамазовы
3. Ф. Достоевский, роман «Идиот»
Использовались статьи автора:
1. Шульгин М. Сущность менталитета и его влияние на экономическое поведение населения. Вестник Иркутского государственного технического университета, № 1, 2007. – С. 112-120.
2. Шульгин М. Устойчивость и изменчивость ценностных предпочтений в рыночных условиях. Сибирский психологический журнал, № 39, 2011. – С. 60-70.


Рецензии