История в лицах. Карл Ясперс
(23 февраля 1883 г.- 26 февраля 1969 г.)
Места жизни и деятельности: Ольденбург, Гейдельберг, Гёттинген, Милан, Генуя, Флоренция, Пиза, Рим, Болонья, Венеция, Верона, Мюнхен, Верхний Энгадин, Берлин, Гельголанд, Франкфурт-на-Майне, Базель, Женева.
Происхождение: по отцовской линии - из бюргеров, по материнской - из крестьян.
Родные и близкие: брат Энно, сестра Эрна Маргарета, жена - Гертруда Майер.
Люди, оказавшие влияние: И.Экхарт, И.В.Гёте, М.Вебер, И.Кант, С.Кьеркегор, Ф.Ницше.
Оппонент: М.Хайдеггер.
Друзья: Э.Майер, А.Френкель.
Последователи: А.Камю, Ж.-П.Сартр, Х.Г.Гадамер, П.Рикёр, Х.Арендт.
Литература:
К.Ясперс. Автобиография. М. 1995.
И.Сидоренко. Карл Ясперс. М. 2008.
Карл Ясперс происходил из Ольденбурга. Мать Карла принадлежала к ольденбургскому крестьянскому роду, а в семье его отца были и крестьяне, и купцы. Отец Ясперса был по профессии юристом, позже занимал должность директора банка. В семье были патриархальные традиции и атмосфера преклонения перед античностью и гуманистическими идеалами немецкого Просвещения. Младший брат Энно родился на 4 года позже Карла, но мальчики были очень дружны и вместе проводили время в играх, организуемых их дядей. Но у подросшего Калли были уже более серьёзные интересы. Однажды он, взятый на охоту, почувствовал сильный испуг и долгое время неподвижно просидел под деревом - это был симптом его заболевания. Вернувшись домой, мальчик стал для поднятия духа читать Спинозу.
В возрасте 18 лет Карл Ясперс окончил гимназию. Стремление следовать семейным традициям повлияло на первоначальный выбор Ясперсом юридического факультета. Но вскоре юноша понял, что истинным предметом его интереса была медицина, а потому именно на этот факультет он перевелся. При этом в восемнадцатилетнем возрасте у Карла диагностировали неизлечимое заболевание бронхов, которое оказывало влияние на работу сердца, а потому с молодости ограничило физическую активность и нагрузки. Ему даже предсказали смерть в тридцать с небольшим лет (но Ясперс прожил очень большую жизнь). «Вследствие болезни, - вспоминал философ, - я не мог принимать участия в радостях молодёжи. Путешествия пришлось прекратить уже в начале студенческого периода, невозможно было заниматься верховой ездой, плавать, танцевать. С другой стороны, болезнь исключила также ...военную службу и тем самым опасность погибнуть на войне... Удивительно, какую любовь к здоровью развивает состояние болезни...». Юноша при этом "делал себя сам".
Всегда в те годы он показывал себя, по собственному признанию, "любителем изящных искусств и философии", совершил поездку в Италию, чтобы увидеть шедевры искусства. Медицинское образование молодой человек дополнил занятиями в Гёттингене и Берлине и работой на станциях. В студенческие годы Карл познакомился с сестрой близкого университетского друга Эрнста Майера, своей будущей женой Гертрудой Майер – девушкой, которая профессионально занималась философией и оказала влияние на взгляды и идеи, которые впоследствии высказывались Ясперсом. На ней он женится в 1910 г.
В 1909 году после обучения в Гейдельбергском университете он получил степень доктора медицины, в 1913 - доктора медицины, в 1916 - профессора психологии. В 1909-1915 годах он работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 г. был назначен ассистентом по психологии. Выходит его работа "Всеобщая психопатология" (1913). Напомним, что азвитие психологии и психиатрии было в начале ХХ века новым словом в европейской культуре.
Семейная жизнь Карла и Гертруды была счастливой. Жена была идейной подругой и верным помощником учёного.
К началу ХХ века Германия продолжала восприниматься как страна великой философии. И Ясперс от трудов по психологии и психиатрии постепенно перешёл к общим мировоззренческим работам, считая медицину ступенькой к ним.
В юности он увлёкся трудами Шопенгауэра. Затем, как многие люди из его поколения, попал под влияние Ницше с его вызовом мировоззренческим и культурным догмам. (Вспомним, что в его наследии были и зловещие образы "сверхчеловека").
Карл Ясперс сталкивался с идеями Макса Вебера, Лукача Дьёрда, Георга Зиммеля и Мартина Хайдеггера. Смерть Вебера в 1920 г. он воспринял как уход учителя. Ясперс и Хайдеггер были дружны в молодости. О политике Ясперс начал серьёзно задумываться с 1914 г., когда, по его словам, у него "земля заходила под ногами".
С 1926 он ведет постоянную переписку с Ханной Арендт - своей (и Хайдеггера) ученицей и собеседницей до конца жизни. С Хайдеггером Ханну некоторое время связывали взаимные чувства, но затем она предпочла самостоятельную от него карьеру философа и симпатию к Ясперсу. С Хайдеггером также у Ясперса продолжается переписка, они видятся и подолгу спорят в доме Карла.
В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - «Психологию мировоззрений», которая сделала ее автора широко известным.
По ворспоминаниям, Ясперс отличался непомерно высокой, узкоплечей фигурой, всегда отчетливой речью, иногда прерывающейся, как у человека, разговаривающего с самим собой; устремленными поверх слушателей глазами. Но, тем не менее, во время публичных выступлений Ясперса каждый чувствовал, что оратор обращается именно к нему. Такая манера говорить обнаруживала в Ясперсе философа с открытым способом мышления, призывавшего и слушателей, и читателей к сотворчеству. По его мнению, всякая теория половинчата, и чтобы она стала истиной, каждый мыслящий человек должен включить ее в свое существование.
Как основное философское понятие мыслителя им была выдвинут экзистенция.
Под экзистенцией философ понимает ту сторону человеческого бытия, которая не может быть изучена наукой, вообще не может быть предметом изучения. Экзистенциализм завладел умами в Европе после трагедии первой мировой войны, когда стало до выпуклости ясно, что человеческое общество хрупко и может подвергнуть себя нерациональным стремлениям, приводящим к катастрофам.
В 1931 - 1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса «Философия», над которым он работал больше десяти лет.
Его лекции и книги по философии читаются легко, как захватывающий роман.
История, по Ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. Ее движение определяется силой Провидения.
Он разбивает всемирную историю на 4 этапа, предполагающих долго идущие последствия. Прометеевский век, где был заложен фундамент для цивилизации и где произошло становление человека. Затем период между 5000 и 3000 годами до Р.Х.: формирование первых культур в Египте, Месопотамии и Индии. Далее период около 500 лет до Р.Х., в котором раскрылись культуры Индокитая, Греции, зародились философия и духовные практики. Это время Ясперс относит к осевому времени. Последний или четвертый период - эпоха науки и техники, последствия осевого времени. Причём все регионы и культуры он рассматривает проходящими единый исторический процесс, не абсолютизируя их особенности, как, например, Тойнби.
У учащихся есть возможность вспомнить свои знания о древности.
История, в понимании Ясперса, - это не цепочка хаотичных событий, а единый всемирно-исторический процесс. А задача философии истории - поиск смысла и структуры мировой истории.
"История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным".
Генрих Барт, швейцарский философ и современник Ясперса, называл его первым и последним кантианцем.
Во главу угла новой философии были положены вопросы о мире, где обитает человек, о неизбежных трагедиях и тяготах жизни, приводящих человека к необходимости принимать решения, отстаивая себя или покоряясь, и понятие “экзистенция”.
"Философская вера" выражается в вере в "коммуникацию". Человек сможет найти истину, если установит с другими "истинные отношения" или «экзистенциальную коммуникацию».
Показателем безусловного является то, что действие основано на чем-то, что обусловливает жизнь в целом, не давая ей быть чем-то последним.
Безусловные действия совершаются в любви, в борьбе, в постижении высоких задач. В осуществлении безусловного существование (Dasein) превращается как бы в материал идеи, любви, верности.
Одно из понятий, введённых Ясперсом - "пограничная ситуация". В эти ситуации человек оказывается вовлечен, когда перед ним возникает выбор, имеющий решающее значение для его судьбы ("Быть или не быть?" Гамлета, "Или-или" Кьеркегора).
В 1931 году, в разгар мирового кризиса, выходит работа Ясперса "Духовная ситуация времени", в которой автор, определив настоящее Германии как "пограничную ситуацию", ставит острые вопросы перед немецким обществом - куда оно идёт, как в нём может реализоваться главная, по Ясперсу, ценность - свобода личности. Общество же вскоре оказалось перед лицом передачи власти Гитлеру и его ставленникам...
Ясперс после 1933 года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером. Когда М. Хайдеггер демонстративно вступил в НСДАП, став ректором Йенского университета, и в своей ректорской речи присягнул «военной службе, рабочей службе и службе мысли», Ясперс порвал с ним отношения. Еврейское происхождение жены спровоцировало отстранение Ясперса от администратианых должностей уже с приходом нацистов к власти и от работы в психоневрологической клинике в 1937 году.
"Я получил от Гитлера восьмилетний отпуск, без которого я не разработал бы свою позднюю философию и не приобрел бы знаний, нужных для написания истории великих философов". Мыслитель много работал, но не мог публиковать свои труды (в 1943 г. 1943 Ясперсу официально запретили публиковаться). Находясь на пенсии он всегда был в тревожном ежедневном ожидании «стука в дверь», знакомого нам по тому, что происходило и у нас.
"Тем немногим людям, к которым принадлежал я, с 1933 года представлялось вероятным, а с 1939 - несомненным, что происходящее в Германии означает конец Германии".
Самой драматичным в его жизни оказалось начало 1945 г. Назначенную на 14 апреля 1945 г. транспортировку супругов Ясперс в концентрационный лагерь предотвратило освобождение Гейдельберга американскими войсками 30 марта.
В 1945 году Ясперс, отказавшись от поста министра культуры, возвращается в Гейдельбергский университет. Много выступает на самые животрепещущие темы, как политический философ, осмысляя жестокий опыт нацизма. Он выступает за денацификацию университетов.
Ясперс думал, что теперь все, кто сотрудничал с режимом, отправятся на свалку истории, на которой он провел долгих восемь лет, но придя в университет, он встретил тех же людей, кто организовал на него травлю. С другой стороны те, кто подвергся жестоким репрессиям или покинул страну, упрекали его чуть ли не в сотрудничестве с режимом... Страна в руинах, оккупированная странами коалиции, производила на многих немцев впечатление «конца Германии». В немецкой прессе появилось выражение «час ноль» (Stunde Null). Час нового начала. Чего?
"...одни пережили катастрофу национального бесчестия уже в 1933 году, другие — в июне 1934 года, третьи — в 1938-м, во время еврейских погромов, иные — в 1942-м, когда поражение стало вероятным, или в 1943-м, когда сомнений в нем уже не было, а некоторые лишь в 1945-м, когда оно и в самом деле последовало. Для первых 1945 год был годом освобождения и новых возможностей, для других это были самые трудные дни, потому что пришел конец мнимо национальной империи". Более того, Ясперс выделил ещё одну группу людей: "Кроме тех, кто видел или все еще видит в национал-социализме золотой век, существовали противники национал-социализма, которые были все же убеждены, что победа гитлеровской Германии не приведет к уничтожению немецкой сути. Наоборот, в такой победе они видели задатки великого будущего Германии, полагая, что победоносная Германия избавится от этой партии, будь то сразу, же или со смертью Гитлера".
Вопрос учащимся: Представьте себе, сторонники такой точки зрения нашлись после конца советской системы, утверждая, что лучше, чем сталинизм, было бы, чтобы Германия разбила СССР, а потом немцы и все другие свергли бы Гитлера... Можете ли вы считать такие воззрения состоятельными?
С вопросом, заданным в прошлый раз (на занятии по фильму "Обыкновенный фашизм") учащимся на дом, перекликается вывод, сделанный Ясперсом: "Есть такая солидарность между людьми как таковыми, которая делает каждого тоже ответственным за всякое зло, за всякую несправедливость в мире, особенно за преступления, совершаемые в его присутствии или с его ведома. Если я не делаю, что могу, чтобы предотвратить их, я тоже виновен".
Ясперс определённо мог считать виновным и себя - тем более, что он не эмигрировал и не участвовал активно в Сопротивлении. "Когда моя жена, которую Германия предала как немецкую еврейку, отвергал эту Германию, любимую ею, возможно, более чем мной, я ответил ей в 1933-м:"Помни, я - тоже Германия!"
Мы, сказал он в 1945 году, не вышли на улицу, когда депортировали наших еврейских сограждан, мы не протестовали. Следовательно, в том, что мы живы, — наша вина. Время Ясперса пришло именно тогда.
"Относительно преступлений — судить судье, относительно политической ответственности — победителю; относительно моральной виновности можно поистине только в борении любви говорить солидарным между собой людям". Молодые люди могут объяснить, что значит "в борении любви".
«Вопрос виновности – это еще в большей мере, чем вопрос других к нам, наш вопрос к самим себе. От того, как мы ответим на него в глубине души, зависит наше теперешнее мировосприятие и самосознание. Это вопрос жизни для немецкой души. Только через него может произойти поворот, который приведет нас к обновлению нашей сути. Когда нас объявляют виновными победители, это имеет, конечно, серьезнейшие последствия для нашего существования, носит политический характер, но не помогает нам в самом важном – совершить внутренний поворот. Тут мы предоставлены самим себе».
«Если я не рискнул своей жизнью, чтобы предотвратить убийство других, но при этом присутствовал, я чувствую себя виноватым таким образом, что никакие юридические, политические и моральные объяснения тут не подходят. То, что я продолжаю жить, когда такое случилось, ложится на меня неизгладимой виной».
"Вы отвечаете за преступления режима, который вы терпели, — тут речь идет о нашей политической вине.
Ваша вина в том, что вы еще и поддерживали этот режим, участвовали в нем, — тут наша моральная вина.
Ваша вина в том, что вы бездействовали, когда рядом творились преступления, — тут намечается метафизическая вина".
«Даже на войне можно обуздать себя. Положением Канта „на войне нельзя допускать действий, делающих примирение в дальнейшем просто невозможным“ – этим положением Канта гитлеровская Германия первой пренебрегла в принципе. Вследствие этого насилие, одинаковое по сути с первобытных времен, но в своих истребительных возможностях зависящее от техники, ограничений сегодня не знает. Начать войну при нынешней обстановке в мире – вот что чудовищно».
«Всесильная партийная бюрократия разветвлялась вниз, вплоть до уровня отдельных домов, где маленькие партийные работники выведывали политические взгляды. Как нужно было в таких условиях проводить денацификацию немцев?"(Д. Франк, автор книги «Годы нашей жизни. 1945-1949»). Согласно опросу, проведенному в 1945-1946 годах американским военным командованием, более трети немцев заявили, что национал-социализм был хорошей идеей, которая лишь была плохо реализована. Опрос 1951 года показал, что 40 % населения ФРГ считали «самым лучшим временем» период с 1933 по 1938 годы (а 45 процентов - кайзеровскую Германию). Многие немцы различали «хорошие 30-е» и «плохие 40-е»... Так и итальянцы нередко ностальгировали по "мирным" годам при Муссолини. Картина, знакомая бывшим гражданам СССР, который тем более многие продолжают хвалить после 1991 года... Именно слово таких людей, как Ясперс, Томас Манн, Томас Юнг и Ясперса в первую очередь, способствовало изменению сознания. В первые годы при Аденауэре в ФРГ ещё господствовали настроения "забвения" национальной катастрофы. Но 30 ноября 1952 года федеральный президент Хойс выступил с речью в бывшем концлагере Берген-Бельзен по случаю открытия памятника его жертвам, в которой жестко раскритиковал попытки затушевать немецкие преступления или оправдывать их ссылкой на чужие. Ныне многие единодушны: Карл Ясперс и Конрад Аденауэр - основоположники германского возрождения. Хотя Ясперс подвергал критике первого канцлера ФРГ за урезание политического поля для левых и стремление возродить немецкую идентичность, считая это несвоевременным. Интересно, что канцлер не возражал Ясперсу и как будто прислушивался к нему.
Ясперс навсегда остался поражён метаморфозой бывшего друга-философа, пытавшегося стать "главным философом рейха".
В письме к жившей после 1933 года в США и приезжавшей к Ясперсу в послевоенные годы Ханне Арендт: "Как может душа [имеется в виду душа Хайдеггера], будучи нечистой… созерцать чистейшее?" Но в 1950 году Ясперс будет просить восстановить Хайдеггера в профессорской должности, чтобы дать студентам возможность благодаря ему общаться с великой философской традицией. Их переписка продолжалась до 1963 года.
«Сегодня мир в буквальном смысле околдован философствованием, находящим истину в нигилизме, поразительном героизме, лишенном утешения и надежды, оправдывающем насилие и жестокость, а также мнимом одностороннем гуманизме».
Подумаем, что философ имел в виду под односторонним гуманизмом.
Когда-то он признавал "немецкость". Но после всего, что произошло, стал по убеждению "гражданином мира". Теперь он предпочитал говорить о «философии разума» и «мировой философии».
Важные соображения Ясперс высказал в 1965 г., когда состоялась его беседа с журналистами по поводу срока давности за нацистские преступления. "Решающий момент вот в чем: признаете ли вы, что нацистское государство было преступным государством, а не государством, которое совершает и преступления.
Преступное государство — это такое государство, которое в принципе не устанавливает и не признает правопорядка. То, что называется правом и создается потоком издаваемых государством законов, это для него средство успокоения и подчинения своего народа, а не что-то уважаемое и соблюдаемое самим государством. Цель такого государства — изменить самих людей насилием, которое порабощает человечество в целом, руководствуясь какими-то, по сути, отменяющими человечность представлениями о человеке. Свой принцип оно подтверждает истреблением народов, которые, по его решению, не имеют права существовать на земле".
Также Ясперс проводит различие между понятиями, которые часто смешиваются. "Военные преступления — это преступления против человечности. Преступления против человечности — это все мерзости, что именуются военными преступлениями и совершены в отношении врага.
Преступление же против человечества — это притязание решать, какие группы людей и народы вправе или не вправе жить на земле, и осуществлять это притязание путем истребления. Сегодня это называют геноцидом". "Кто на основании такого приговора осуществляет истребление народов через какую-то организацию и в этом участвует, делает нечто принципиально отличное от всех преступлений, какие совершались доселе. Он действует против принципа, который заключен в принадлежности к роду человеческому как в таковой, в признании человека человеком. И поскольку он это делает, о нем можно сказать: с людьми, совершающими такое, человечество в свою очередь жить вместе не может".
Ясперса волновала до конца его дней судьба родины. Книга «Куда идет Федеративная Республика? Факты, опасности, шансы», вышедшая в 1966 г., вызвала большой резонанс, ожесточённые споры и часто непонимание. А философ прежде всего возражал против того, когда "не боятся меньшей свободы, а боятся ухудшения материального достатка".
(Как же это оказалось актуально по отношению к нашим соотечественникам! Учащиеся могут это обсудить.)
Когда бундесканцлером был избран бывший член НСДАП Курт Георг Кизингер и в 1967 были приняты законы о чрезвычайном положении, Ясперс из чувства протеста отказывается от немецкого гражданства и принимает гражданство Швейцарии. Он с большой тревогой воспринимал попытки возрождения в тени борьбы с "коммунистической опасностью" в Западной Германии и собственно нацизма, и настроений, которые когда-то ему потворствовали. Ещё при его жизни общество активизировалось против этого, национал-демократическая партия не прошла в бундестаг, а в 1969 г. к власти пришли социал-демократы и канцлером станет антифашист Вилли Брандт.
И при этом Ясперс выступал против засилья любой идеологии. Она, по мнению мыслителя, подменяет догмами научный взгляд на мир. Коммунистическую идеологию он также абсолютно отвергал, а в ГДР его официально третировали, и после работы "Атомная бомба и будущее человека", где он оправдывал ядерное оружие для Запада как средство защиты в "пограничной ситуации" современного мира, называли с трибун на иначе, как "философом ядерной войны"... (Лишь его критическая книга 1966 г. вызвала там потепление отношения к Ясперсу; она была издана и в Москве.)В то же время Ясперс не соглашался с выдвижением в ближайшее время лозунгов объединения Германии, считая, что германское единство похоронил Гитлер, и допускал, что восточные немцы могут пойти по пути к самостоятельному, но свободному государству (как ранее от Германской империи отпочковались Швейцария и Австрия). Главное - закрепление сейчас в ФРГ свободного общества. С ним спорили в ФРГ и правые, и левые. Кто оказался более прав? Поговорим на другом занятии.
Наиболее известными из последних трудов философа стали «Истина, свобода, радость» (совм. Х. Арендт); «Свобода и воссоединение», 1960; «Атомная бомба и будущее человека», 1957.
В 1959 году он стал лауреатом премии Эразма, которая присуждается за большой вклад в развитие европейской культуры.
Первая книга труда Ясперса "Великие философы. Задающие меру люди" относится к оригинальному трехтомному труду философа, куда входят также II том - "Начертывающие метафизики" и III том - "Философы". В первом томе он рассказывает о Сократе, Будде, Конфуции и Иисусе Христе.
"У человека есть история, в которой, обращаясь к нему, из прошлого говорит Величие".
«Однако вплоть до конца XIX в. история была для нас, по существу, историей Запада. Весь остальной мир оставался в сознании европейцев того времени колониальной территорией второстепенного значения... Вторая мировая война потребовала участия всех, была действительно глобальной... С этого момента начинается подлинно мировая история как единая история единого целого... Земной шар стал единым. Обнаруживаются новые опасности и возможности. Все существенные проблемы стали мировыми проблемами, ситуация — ситуацией всего человечества».
Ганс Занер в предисловии к последней книге мыслителя - сборнику автобиографических работ Ясперса «Свобода и воля» выражает общее для исследователей его творчества мнение:
«.еще до выхода автобиографических сочинений во многих местах его работ <.> были видны автобиографические образы. То, что он говорит о коммуникации и любви практически во всем третьем томе “Философии”, не было бы сказано с такой глубиной, если бы он не был связан неразрывными узами с собственной супругой; философия пограничных ситуаций сформирована личным опытом знакомства с Максом Вебером, а также переживанием своего тела; за идеей врача стоит образ Альберта Френкеля, перед которым он всегда преклонялся».
Ясперс ушел из жизни в возрасте 86 лет в Базеле.
В последние годы он был удостоен многочисленных наград, среди которых четыре почетных докторских звания (ун-тов Гейдельберга, Парижа, Женевы и Базеля), Премия мира немецких библиотек (1958), Международная премия мира Люттиха (1965), Орден «Pour le Merite» (1964), а также звание почетного гражданина его родного города Ольденбурга. Общества Ясперса действуют в Австрии, Японии и США. В Швейцарии существует Фонд Ясперса; город Гейдельберг каждые три года проводит награждения премией К.Ясперса.
Вопросы: Почему в послевоенные годы в Западной Германии трудно шёл процесс осознания ответственности за преступления нацизма? Подумайте, почему мы при этом говорим о Западной Германии, а не о Восточной? Сформулируйте, какова оказалась роль Ясперса в формировании послевоенного мировоззрения нации.
Дополнительный вопрос на дом: А как вы считаете, достаточно ли было таких людей, как Ясперс, в России?
Свидетельство о публикации №223110100138