Как я спас корабль ВМФ СССР

Как я спас корабль ВМФ СССР
1976 год, Северный флот, губа Нерпичья, военный городок Североморск-8, плавказарма ПКЗ-13 – она же «Ветлуга» - финской постройки.
 
Сначала немного о предмете повествования – плавказарме, иначе плавучем отеле, рассчитанным примерно на 400 койко-мест одновременно. Это был комфортабельный, но не самоходный (без винта и парусов) лайнер водоизмещением 2500 регистровых тонн стандартное и 3570 тонн полное со всеми сопутствующими прибамбасами мини-города на воде, как-то: 4-х местные каюты, прогулочные палубы, клуб, кают-компания, сауны… Да-да, именно сауны, которые оказались одним из главных действующих лиц этого скетча.
В те годы в губе Нерпичья базировалась 7-я дивизия 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота и при этом, за неимением береговых казарм экипажи ПЛ в межпоходный период обитали именно на плавказармах. Немного военной тайны: 7-я дивизия АПЛ включала в себя 15-16 атомоходов 675-го проекта («Эхо» по натовской классификации) – носителей 8 штук каждый противокорабельных крылатых ракет П-6, увы, надводного старта и к тому времени уже устаревших. Экипаж 137 человек по штатному расписанию.
Экипаж же непосредственно плавказармы состоял из 40 человек по штату. В мою бытность офицеров было всего трое, а именно: командир корабля – капитан-лейтенант; командир БЧ-5 (основная для нас – электромеханическая служба) – почему-то целый капитан 2 ранга, списанный на эту никчемную нестроевую посудину за какие-то провинности и допивавший свой срок до ранней пенсии; – и старлей - интендант-снабженец. Мичманов всего два: один тоже по снабжению, другой – главный боцман, достойный полного упоминания – Бруно Янович Рагулис – мой непосредственный начальник, почти никогда не вылезавший из своей каюты. Впрочем, и остальных мы видели только на утреннем подъеме флага. Ну, и нижних, так сказать, чинов десятка три разного срока службы (напомню, тогда на флоте срочную служили три года).
Автор сего рассказа состоял в должности старшего боцмана – командира отделения боцманской службы (боцман звучит круто, но в реале, по-простому, типа мальчик на побегушках: поднести, прибить, покрасить и т.п.), но без звания – просто матрос – я был из штрафников и даже старшего матроса (ефрейтора по сухопутному) мне не полагалось – об этом как-нибудь в другой раз.
Так вот. Помимо всего прочего на данном ковчеге имелось четыре сухих сауны на электрической тяге, легко приспособленные местными умельцами под русскую баню с помощью нагрева на ТЭНах кусков гранита соответствующего размера (гранит там везде). Ну, а настоящая русская баня предполагает веник как обязательный аксессуар. И вот кому-то из руководства то ли нашего родного корабля, то ли вообще в штабе дивизии пришла под флотскую фуражку светлая мысль: а не запастись ли нам банными вениками на год вперед? – благо, стояло северное лето с белыми ночами, а окрестные сопки были сплошь усеяны кустами карликовых берез.
И вот, согласно приказа вышестоящего командования в лице мичмана Рагулиса, который ради этого случая наконец-то вылез из своей каюты, все свободные смены команды «Ветлуги» отправились в сопки нарезать березовые прутья и вязать веники. Труда особого это занятие не составляло – так, забава, тем более, что сбор даров берёзы совпало по срокам с периодом созревания черники с брусникой, а также грибов типа подберезовиков.
Авральные работы длились несколько дней, результаты трудов матросиков сносились на корабль в так называемый форпик (огромное помещение в носу корабля для хранения всякого боцманского хлама – старых талрепов, тросов, досок, брусьев, лопат, мётел и т.п.), в результате чего он был забит «под самые помидоры» несколькими сотнями березовых веников.
«Усталые, но довольные» - как сказал бы классик – участники операции вернулись к исполнению своих непосредственных обязанностей. В том числе и я – старший боцман и счастливый обладатель ключей от всех корабельных «шхер» - кондеек, баталерок и от того самого форпика (как и ахтерпика) и даже от румпельного отделения – хотя корабль был без винта, но руль и рулевой механизм, который надо было периодически проворачивать – был.
Пропустим некоторое время, ну, дня два-три-четыре. Через эти N суток захожу я по своей боцманской надобности в форпик (допустим, чтобы отрезать 10 метров красной джутовой ковровой дорожки для обмена на пол-литра шила, то есть, спирта) и сразу понимаю, что чёт-та здесь не так… Уловил странный и подозрительный запашок и почуял телом некую излишнюю теплоту окружающей среды. На ту пору мне было всего лет 20 и я – городской житель – понятия не имел о коварных свойствах сырого сельхозматериала, тупо сваленного в кучи, и уж тем более о связанных с этим экзотермических реакциях. Но тут внезапно в глубинах сознания проснулась генетическая память пещерного предка, повелевшая: рой кучу веников!
В глубине оной я обнаружил не только явственно поднимавшийся дымок, но и изрядно побуревшую и довольно уже нагревшуюся листву – от недр этого березового вулкана ощущался жар. Произошло самовозгорание сырого материала. Ну, почти.
«Горим! Караул!» – успел подумать я про себя, и вся моя короткая на ту пору жизнь пронеслась перед глазами. Вот-вот может вспыхнуть (наверное), и пожар обязательно перекинется на весь окрестный хлам, а от него через переборку на соседние каюты и огонь пойдет гулять по кубрикам и каютам.
Сейчас мне никто не поверит о царящем тогда повальном бардаке на нашей, по крайней мере, «коробке», но за тот год, что я там обретался в боцманах, не помню ни единого учения по борьбе за живучесть корабля, в том числе и по противопожарным мероприятиям. Чисто теоретически на палубах были растянуты обычные рукава, подсоединенные к гидросистеме, с помощью чего мы во время больших приборок (по субботам) драли палубу и всё остальное, но как конкретно этой штукой гасить пламя – сверху или снизу – нам не показывали. Я и огнетушитель-то ни разу в руках не держал, хотя они повсюду висели, даже были какие-то модные пенные на колёсиках, как роботы, но что у него внутри и что с ним делать - мы не знали.
Зато каждый понедельник с утра и до обеда на обязательных для всех партполитзанятиях старлей-завхоз часами бубнил цитаты из журнала «Коммунист Вооруженных Сил» о коварных происках НАТО (происки были уже тогда, 50 лет назад, существуют и доныне, многократно усиленные).
 В-общем, с криками: «Ратуйте, люди, ратуйте!» - я кинулся бежать к нам в кубрик (он был на корме), по пути призывая всех встречных наших немедленно мчаться в форпик спасать корабль и наши души. И не только наши –  на ПКЗ два экипажа с подлодок, днем, правда, почти никого – все на своих лодках, но в кают-компании постоянно отирались какие-то каперанги и кавторанги с гражданскими специалистами, а с ПКЗ на пирс всего один трап-сходня и мгновенно всем не эвакуироваться, разве что сразу за борт. Собрал своих боцманят, годки-старшины отправили своих свободных от вахт и сами тоже рванули спасать ситуацию.
Веники мы охапками вытаскивали на верхнюю палубу, вернее, на бак – пространство в носу корабля на виду у ходовой рубки, - в которой никогда никого из начальства не бывало по причине неприспособленности корабля к самостоятельному передвижению. Я сортировал зеленые еще веники отдельно, слегка пожелтевшие отдельно, а совсем сгнившие и очень горячие – в отход. Но не за борт, опасаясь нагоняя, а дав им остыть, потихоньку относили на баржу с отходами.
Была такая небольшая баржа, её все называли «Улыбка», по мере накопления хлама и отходов, в основном пищевых, её цепляли к буксиру, оттаскивали дальше к выходу из залива-шхеры и там вываливали в море. Туда назначали провинившихся матросов вместо гауптвахты и их так и называли «Командир Улыбки». Но я туда не попал ни разу. Такая вот экология.
Стояло жаркое до +15 северное лето, светило незаходящее солнце и за сутки война с непокорными вениками была победоносно завершена. Спасенную, подсохнувшую их часть затащили обратно в форпик, и я потом долго по три раза на дню ходил контролировал состояние этой биомассы. Да, а многие подгнившие годились на мётла, они же голяки по-морскому – мы же боцмана, нам всё надо!
Ни командир, ни боцман Рагулис, ни, тем более дивизионное начальство, похоже, так и не узнали о грозившей кораблю опасности, и что я его фактически спас и жду хотя бы медаль «За боевые заслуги».
Но, хрен с ней, с медалью, спасибо, что не расстреляли!


Рецензии
Прочитал морской рассказ "Как я спас корабль ВМФ СССР", заинтересовавший меня по нескольким причинам. Во-первых, это желание познакомиться с творчеством Анатолия Овчинникова, понравившийся мне фрагмент из главы 13 “Бои на Кандалакшском и Кестеньгском направлениях с августа по декабрь 1941 г.” которого я c большим удовольствием процитировал в публикации "Мой ангел-спаситель" 17.03.2024 на своей странице в Проза.ру. Во-вторых, я в молодости, загоревшись романтикой о море, после окончания техникума в 1958 году случайно по путевке горвоенкомата приехал поступать в Рижское военно-морское училище подводников, но, поспав пару недель на двухъярусной койке в длинном кубрике, кажется, с бетонными полами, на 2 этаже жилого дома и увидев облысевших курсанов третьекурсников, охранявших здание училища и нас - абитуриентов, после успешно пройденных испытаний барокамерой отказался от поступления в это училище, простимулировал проверку зрения, был не допущен к сдаче экзаменов и "списан" на гражданку. Однако мечта о море сохранилась, и я отвез своего среднего сына после окончания 8-го класса
накануне перестройки в нашей стране поступать в Лиепайскую мореходку. Начал он учебу хорошо, но потом у него не сложились отношения с заносчивым замполитом. Сын окончил мореходку, но моряком, как и я, не стал.
Возвращаясь к комментарию на вашу публикацию. Я по этой теме заинтересованный и любознательный и неравнодушный читатель. Читается рассказ легко, есть эмоциональная изюминка с возможным возгоранием "посудины", узнаешь из текста много новеньких корабельных и флотских терминов касательно плавсредств подводников, некоторые из которых звучат на сленге низших чинов - это ново для меня и занимательно, в духе присказки у моряков для салаг: "сбегай за чайником с кипятком на клотик". Заголовок сюжета громкий, хотя описанное событие в итоге оказывается не столь катастрофичным, о нем даже начальство не было в курсе. Вообщем, концовка с хэппи-энд. Казалось бы описанные события были испытаны автором в 20-ти летнем возрасте давным-давно, а сколько подробных деталей в описании сюжета, как будто всё произошло совсем недавно. Здорово. У меня в армии,да и потом на работе были подобного рода экстремально и эмоционально насыщенные эпизоды. Попробую как-нибудь о них тоже написать.
С уважением, Юрий Эглескалн (P.S. в Прозе.ру мою фамилию исковеркали опечаткой одной буквой "г" на "к"!).

Юрий Эглкскалн   19.03.2024 15:18     Заявить о нарушении