Часть 1. По тоненькой дощечке над рвом. Юмористиче

         
           Начало.
    
       По тонкой дощечке над рвом. Часть 1.

             Юмористическая миниатюра.


      Вода! Чудо земли! И много лет спустя, мне часто снится сон из далекого детства, когда старенький дизель на пропахшем соляркой клочке речного берега с самого раннего утра гонит по ржавой трубе теплую воду на вершину холма в земляной вал, из которого по сети самодельных каналов орошается огромная овощная плантация.

      И на плоской широкой телеге, в которую запряжены две старые лошади, нас, учеников 5-7 классов, собирают по селу три пожилые женщины-колхозницы: бригадир, учетчица и повариха.

      На плантации к началу июня уже была высажена вся рассада капусты, помидоров. Мы вручную засеваем морковь и свеклу. «Хозяйки» плантации  под стеклянные рамы высаживают проросшие семена огурцов, заливают длинные полоски с рассадой водой, которая бежит с возвышенности самотеком.

      Мужчин на плантации двое – старенький моторист и пожилой сторож – конюх, у которого после войны вместо ноги – деревянный протез.

      А потом начинается жара и нашествие сорняков. Бесконечные прополки. Тяпкой, вручную. Можно отработать две недели и забыть про рабский труд. Обгорать на речке до черноты, таскать на детском коромысле воду из колодца, поливая свой маленький садик и цветник.

      Но многие из нас остаются на плантации на один или два месяца, потому что здесь – настоящая коммуна. Нас кормят обедом – борщом или кашей со шкварками, сладким чаем и хрустящими пышками, посыпанными сахаром. У нас – настоящая волейбольная площадка и подаренный волейбольный мяч. Купаемся мы  в самую жару, а потом по тоненькой дощечке перебираемся через глубокий ров  под тень огромных ив. Можно после обеда поспать на стожке свежескошенного сена, а можешь  - читать.

      Сколько же книг я перевозила в холщовой сумке и прочитала за три года на старой вкопанной скамейке под ивой, когда плавала в своем воображении  под выгоревшим летним небом, слушая убаюкивающий плеск торопливой воды во рве. И первые осторожные стихи стали появляться именно там, когда уже под вечер каждый из нас должен был набить мешок свежесорванной травой  для  домашней буренки, которая придет полуголодная с выгоревшей рано степи.

      Чтение стало болезнью. В девятом классе  важная учительница русского языка заявила решительно, что  мое будущее ей уже ясно – только филологический факультет. Спорить не стала, но в одном классном сочинении написала  откровенно: «Преподавать литературу – это подвиг! Согласна! Но только – не русский язык! Знание русского языка должно быть в крови каждого с рождения автоматически!» Сейчас остается только улыбаться!

       Когда учеба дается легко, то о выборе будущей профессии особо не задумываешься! Крены неизбежны. В девятом классе стала всерьез подумывать о лесотехническом факультете – собирали шишки для лесничества, в молоденьких сосновых посадках осенью появились первые маслята. Лес для степных районов Заволжья – это сказочная территория, непознанная и загадочная, как страна гор или морская стихия.

       Знакомый одиннадцатиклассник из соседнего села, который всегда приглашал на медленные танцы на вечерах и провожал домой, вдруг с семьей неожиданно эмигрировал в Германию. Оказалось, что любовные страдания героинь в произведениях русской классики стали вдруг близки и понятны. Начала писать первую повесть о любви.

       Заказное письмо из Московского серьезного литературного института  приземлило восторженную фантазерку: «Нужны напечатанные в журналах произведения с рецензиями. И желательно трудовой стаж».

      И тут опять жизнь раскачала на тоненькой досочке над рвом с водой. Профориентационная поездка всего класса в город-герой на неделю предусматривала ночевку в городе химиков  в школьном спортивном зале на матах. Бывший директор школы  договорился о посещении группой некоторых цехов  химкомбината.

      Развитие химического производства было на взлете. И никого из нас тогда не смутил устойчивый резкий запах. И то, что в некоторых цехах работали люди в защитных масках. Горы новеньких шин, километровые штабеля труб всех диаметров, новейшие модные нейлоновые ткани -  космос и химия пленяли воображение. Вот, где можно было встретить настоящих героев будущих репортажей и рассказов.

      Жизнь после выпускных экзаменов дала щелчок по носу – не очень болезненный, но решительный: не хватило одного бала в самый модный городской политехнический институт на химический факультет. На вечерний факультет баллов хватало, но не было городской прописки и близких родственников. Деньги были на исходе.

      Телефонные переговоры с главпочтамта с родителями можно было заказать только на следующий день. Но ждать было невмоготу. Душа требовала действий. Дала телеграмму отцу: «Вышлите деньги до востребования на главпочтамт в Саратове. Плыву на пароходе».

      Да, решительность характера – это и огромный плюс, когда аналитический склад ума сразу вычеркивает нытье и приступы неуверенности, строя довольно оптимистический прогноз, как действуют обычно работники гидрометеостанций: «Готовьтесь! Выпадет месячный запас на плечи уважаемых горожан при резких порывах ветра и аномальной грозе, но сюрпризы середины двадцатого века мы все равно не переплюнем!»

      Про минусы вообще лучше молчать - ведь не поскакала селяночка с отличным аттестатом о среднем образовании  множить ряды аппаратчиц в цехе синтетического волокна, а потащилась с тяжеленным чемоданом, набитым пособиями для поступающих в вузы, по крутой парадной набережной в речной порт. И купила на вечерний теплоход самый дешевый билет в «подземелье» четвертого класса, где вообще не было вентиляции.

       Зато на палубах играла музыка, сверкал огнями вечерний город, провожая многочисленные прогулочные трамвайчики и огромные туристические теплоходы. Ватрушка с творогом, пакет с молоком – и ты уже путешественник, которого утром ждет встреча с таким старинным и долгожданным  городом, как Саратов.

       Здесь жила и училась моя самая лучшая подруга. История нашего  удивительного знакомства  - это романтический сюжет , который жизнь подбрасывает в качестве бесценного подарка, неизвестно, за какие заслуги. Об этом особая глава.

        Так вот Вера ( пусть у нее будет такое чудесное имя!) волей родителей  оказалась в первом классе в шесть полных лет, закончила школу с золотой медалью и успешно на год раньше поступила в университет на филологический факультет, мечтая стать поэтессой.

        Совершенно не зная города, с тяжеленным чемоданом мне удалось разыскать в переплетении старинных улочек и гроздящихся на холмах неказистых домишек старого Саратова флигелек, где жила подруга. Почтенная хозяйка дома напоила цветочным чаем, расспросила о цели приезда, сообщив, что студентов отправили на уборку аудиторий после ремонта в центральном корпусе.

      Время поджимало: сроки приема документов на заочное обучение были жестко ограничены. Не успеешь сдать – не допустят к вступительным экзаменам. И год пропал!  Такого разбега возможностей, как сейчас с всеми ругаемым ЕГЭ, в те времена  не было и в помине.  Но это просто к слову.

      Оставила чемодан, отправилась искать центральный корпус уважаемого университета. Висят списки принятых на биологический факультет.  Другими факультетами и не пахнет. Вопрос  повисает в воздухе - молодежь вся, словно на стадионе кроссы сдает.  И вдруг, как в кино:

     - Привет! Ты как здесь оказалась?  К нам поступаешь? – Веруня  чуть не задушила в объятиях. – Обедала? Пошли в столовую!

      Оказывается, все факультеты  разбросаны по городу.  После столовой  в чужом деканате объяснили, что со сдачей документов нужно поспешить.

      - Как же ты вовремя приехала! Еще два дня в запасе! – Вера подвела меня к большой  самодельной афише при входе.  – Сегодня здесь, через два часа  я познакомлю тебя  со многими знаменитостями  - самодеятельными поэтами и прозаиками разных факультетов. Тема встречи – творчество Велимира Хлебникова. Преподаватель приехал из Москвы. Документы завтра сдашь. Вместе пойдем.

      Конец августа. Жара несусветная. После бессонной ночи одно желание - в душ и лечь поспать. Но мы не опоздали.

      В гулкой аудитории пахло свежей побелкой. На стол молодой человек поставил пузатый графин с водой и несколько граненных стаканов. Вход был свободный. Преобладали представительницы прекрасного пола в самых ярких коротких сарафанах, непринужденные молодые люди в светлых брюках, в первом ряду отсвечивали лысинами и очками , по - видимому, преподаватели.  На бородки и усы тогда особой моды не было.

      Аудитория быстро наполнилась молодежью. Многие громко здоровались через головы остальных, чужаков рассматривал бесцеремонно.

       А у меня вертелась только одна мысль: «Кто такой этот Велимир Хлебников? В первый раз слышу эту фамилию! Толкнула в бок Веруню, та ойкнула:

      - Это самый загадочный поэт Серебряного века! Его творчество сам Маяковский  ценил! Мало прожил, но был гениальный поэт!

       Приезжего гостя встретили бурными аплодисментами – его имя в этой аудитории было хорошо известно. Микрофона не было. Оратор говорил тихо, немного шепелявя, но тишина была сначала идеальная.

       Но, когда  оратор начал читать речитативом наборы непонятных, явно придуманных искусственно слов, из произведений автора,  высокий молодой человек вскочил на скамью:

      - Это ересь! Заумь! Его даже рядом нельзя поставить с Блоком и Гумилевым! Зачем вы восхваляете нам  этот  «звездный» язык выжившего из ума поэта?

       В зале началось нечто невообразимое. Эта переполненная студентами и преподавателями аудитория  превратилась в скопище людей, которые научились говорить, но совершенно не желали никого, кроме себя слышать. Напрасно ведущий стучал стаканом по столу. К нему прорвались сразу три явных оппонента, пытаясь на повышенных голосах прочитать неизвестные  стихи.  Их откровенно освистали.  Молодой парень рядом пытался всех перекричать, повторяя, как заведенный: «ЕСЕНИН! ЕСЕНИН! ЕСЕНИН!»

     - Вера! А они драться не начнут? – мне была непонятна явно читаемая в глазах, выкриках рядом злость, неприятие,  даже ненависть друг к другу. До дипломатической выдержки  и спокойствия  тут было , как до Луны.

      - Откройте окна! Нечем дышать!  - призыв ведущего услышали, несколько человек распахнули створки.  Постепенно шум стих, когда солидный преподаватель пообещал тотчас же закрыть встречу из-за нескольких невоспитанных человек.

       Честное слово, буквально в каком-то оцепенении  слушали все биографические данные «короля времени», поэта-футуриста, «председателя земного шара», прах которого был перезахоронен  на Новодевичьем кладбище только в шестидесятые годы. Встреча затянулась. Многие дождались своего часа и читали на разные голоса свои творения. Про  Хлебникова забыли. Стихи его многим были явно не знакомы. А возможностью показать свою эрудицию и отсветиться  среди себе равных  некоторые воспользовались.

       Мы долго бродили с Веруней по  центральным улицам, ели мороженое, пили газировку, болтали обо всем.

       Утром я подала документы на механико-математический факультет университета. Доводы были простые: письменный и устный  экзамены по математике меня не пугали.

       Математика – это такая наука, «которая ум в порядок приводит». А если уж накрутят в условии задач что-нибудь покруче, то  самое главное – не паниковать и включать сообразительность. Факультативные курсы и постоянное участие в школьных и районных олимпиадах – это тоже своеобразный спасательный  пояс. Физику уже сдавала. А сочинения в школе писать научили, особенно на «свободную» тему.

      И жизнь сама рассудит – быть тебе писателем или нет. Сколько ежегодно по всей стране выпускается дипломированных литераторов из университетов и педагогических вузов, а количество писателей и поэтов  никаким Росстатам  не известно, к сожалению.

       Продолжение следует.


 Ч.1.Начало. "По тонкой дощечке.    "http://proza.ru/2023/11/01/1416

 Ч.2.Направо пойдешь."По тонкой дощечке. http://proza.ru/2023/11/04/946

 Ч.3.Как тесен мир! По тонкой дощечке.    http://proza.ru/2023/11/09/1309

 Ч.4.Оттенки жизненного света!Но тонкой дощечке..http://proza.ru/2023/11/15/623

 Ч.5.Ты не бойся высоты! По тонкой дощечке... http://proza.ru/2023/12/03/724

 Ч.6.Дорогу осилит идущий! По тонкой дощечке...http://proza.ru/2023/12/12/1

 Ч.7.(окончание).Незримые следы на сердце.По тонкой дощечке...
               
                http://proza.ru/2024/01/09/1810
   
 

   

.



 


      
 

 




-


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна!Долго болела и забыла, где мы пересеклись.
Но фамилию Вашу записала и, как смогла,зашла к Вам.Сразу скажу,
перефразируя известное: "Проза не девочки,но зрелой женщины".
Первая глава побудила меня немедленно продолжить чтение,но слишком много
"долгов".Две недочитанные повести Лякишевой и Мерлот,Чугая, Стальнича и других,но Вам отдам приоритет: работа небольшая,но прекрасный стиль,который
зримо раскрывает картину.

Единственно, что меня искренне огорчает,что и в названии, и тексте Вы
употребляете слово "досочка".Ну, пусть бы один раз,но... Милая Таня,
нет в русском языке такого слова. Есть "дощечка". По первой профессии я филолог и
поэтому меня так задевают подобные описки.Только не обижайтесь,пожалуйста.Очень
надеюсь,что такой талантливый и умный мастер воспримет это замечание себе
во благо.Да, завтра выставлю мини-повесть "Первые шаги в профессию...".Очень похожее начало. Не словами, а мыслями.

С теплом и уважением

Анна Куликова-Адонкина   14.01.2024 10:11     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Анна! Огромное СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ И ТАКОЙ ИСКРЕННИЙ ОТЗЫВ! Принимаю Ваше замечание, сейчас же исправлю, благо такая возможность на сайте имеется! Написала, как у нас говорят, и мне уже делал замечание раньше уважаемый Василий Храмцов, но что-то закружилась и забыла. Посмотрела Вашу страницу, начну читать Вашу повесть. Если Вас не затруднит, то сделайте мне, пожалуйста, ссылки на интересные работы и Авторов, которые привлекли Ваше внимание. Ровно четыре года на Проза.ру и все время в поиске именно крупных форм. Благодаря Элле Евгеньевне Лякишевой, вышла на очень интересные романы Ларисы Малмыгиной, Александра Краснослободского и многих других. Дома огромная библиотека, но уже привыкла читать именно в Интернете. Еще раз СПАСИБО! Со Старым Новым Годом! Всего самого доброго и наилучшего! С признательностью,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   14.01.2024 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.