Жажда

Повесть опубликована в одноименной книге, доступной в интернет-магазинах, о чём с радостью сообщаю тем, кто хотел её прочитать.

Здесь поэтому помещаю только пару отзывов, описание и отрывок.

В книге две исторические повести.

"Жажда"
В первой половине 15-го века Русь страдала не только от набегов казанских войск, но и от княжеских междоусобиц. Юный Бунко мечтает защищать отечество под предводительством достойного государя. Но вскоре он видит, что князья, которым он служит, жестоки, коварны, малодушны и лживы…

Ему предстоит пройти опасными, крутыми путями среди заговоров и измен, боёв и поражений, нежданно встретить любовь, но не утешиться ею от горечи разбитых надежд… Найдёт ли он смысл своей жизни - тот источник, что утолит его жажду правды, победит ли отчаяние, сбережёт ли любовь прелестной жены?.. Судьбы этих двоих драматично переплетаются с роковыми событиями того бурного века…

«Возле власти»
Очаровательная литвинка Елена Глинская покорила великого князя Василия III с первого взгляда. Недолго подумав, он велел постричь в монахини свою жену Соломонию, обвиняя её в бесплодии, и женился на молодой княжне. Но вскоре по Москве поползли упорные слухи, что у его сосланной в Суздальский монастырь отвергнутой жены родился сын…

Действительно ли Соломония родила наследника, которого так боялся спустя многие годы сын Елены Глинской Иоанн Грозный? Какова роль в судьбе Елены боярина Овчины, странно возвысившегося при ней? Почему Елена умерла так рано, оставив сиротами сыновей? Все ли казнённые ею действительно были виновны в изменах?
Автор-историк даёт уникальную версию ответов на эти и многие другие загадки истории того судьбоносного периода, определившего пути России на многие годы вперёд.

Повесть «Возле власти» была опубликована в 1993 году в журнале Московской организации писателей "Московский вестник" (1993, № 5-6). Настоящее издание – исправленное и дополненное автором.




                Главы из повести "Жажда"

                Кто жаждет, иди ко Мне и пей...
                кто будет пить воду, которую Я дам
                ему, тот не будет жаждать вовек.
                Ин. 7, 37; 4, 14.
                Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа
                — это чувство справедливости и жажда ее.
                Никаким давлением …не искоренишь в сердце народа нашего
                жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего.
                Ф. М. Достоевский

                Глава 26

                Ответ на молитву

В это самое время в маленьком, затерянном в северных лесах монастыре только что отошла полунощница. Бунко стоял на ночном монастырском дворе перед храмом, в толпе, окружавшей князя. Все лица были обращены на освещённое качающимся на ветру фонарём возвышение паперти, где Шемяка остановил неприметного инока.

Седой, сухонький старец был одет, несмотря на промозглый осенний холод, только в старую рясу и ветхую мантию. Это был Михайло Клопский – тот самый юродивый, ради которого князь Димитрий и приехал сюда.

Шемяка говорил, как всегда, громко, быстро и горячо, судорожно размахивая руками, то и дело склоняясь к сурово опущенному лицу старика, засматривая в него, и слова его, словно волны в лютую непогоду, накатывались одно на другое.

- Отобрали, отче, мою вотчину у меня! – жаловался он. – Московское княжество! Наследственное княжение мое, моему отцу, князю Юрию, а стало, и мне принадлежащее! Сбили меня с великого княжения по-разбойничьи, воровски! И вот – скитаюсь теперь! Но я свое отстою!

В привычной, застарелой тоске Бунко отвёл от князя глаза. Снова ложь, везде и всюду ложь! Да Шемяка, похоже, и сам уже верит ей! А юродивый слушает... Неужели верит?!

Но блаженный вдруг выпрямился, поднял седую голову и быстро, остро взглянул на Шемяку из-под белых бровей. Странный это был взгляд: почудились в нем Бунку и жалость, и грозное неодобрение, и всепроникающее понимание.

Бунко подался вперед.

Шемяка умолк – и среди полной, неожиданной тишины зазвучал старческий тихий, но всем до последнего слышный голос юродивого:

- Всякая власть дается от Бога, княже.

Бунко понял его – и глаза его вспыхнули. Он так и впился взглядом в дивного старца. А тот стоял перед князем по-прежнему спокойно и строго, вновь опустив глаза. А Шемяка – Шемяка точно оглох и ослеп. Явно не понимая полускрытого обличения, он поклонился и попросил:

- Истинно так! Вот ты, Михайлушко, и помолись обо мне, чтобы добиться мне своей вотчины: великого княжения!

Внезапно, будто в ответ на лицемерное слово, поднялся ветер, засвистал меж ветвей деревьев, сорвал последние, желтые листья, зловещим шепотом прошелестел по траве.

Но не заглушил смиренных слов чернеца:

- «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии».

Бунко не сводил с блаженного восторженных глаз.

- Воистину, - откликнулся князь, - всуе трудятся враги мои. Михайлушка, моли Бога, чтобы мне добиться своего!

- Добъешься ты, князь, трехлокотного гроба! – со скорбью сказал блаженный.

Все вокруг содрогнулись, иные отпрянули в ужасе.

Шемяка отшатнулся от старца, но быстро оправился и снова стал настаивать на своем:

- Там – все мы будем, да только когда еще! Моли Бога о мне!

Седые брови блаженного сдвинулись, но он не стал возражать: истово перекрестился, сказал:

- Да спасет тебя Всевышний, - и вновь опустил седую голову долу.

Разговор был окончен.

Шемяка, так ничего и не поняв, почтительно и благодарно поклонился ему и направился в отведённые для него покои.

Свита его оживилась, зашумела, начала расходиться. Дорога к кельям освободилась, и старец спустился с паперти, намереваясь уйти. Но вдруг что-то словно задержало его. Он остановился, медленно огляделся вокруг, всматриваясь в лица оставшихся, словно кого-то ища.

Наконец глаза его встретились с глазами Бунка. Тому показалось, что блаженный заглянул в его душу. Бунко шагнул навстречу ему.

- Трудно тебе, скорбно, - покачал головой блаженный, и Бунко потрясло сострадание в недавно грозных глазах.

Старец перекрестился и произнёс напевно, словно молясь за Бунка:

- «Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша»… «Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи», - и строго повторил, подняв руку ко кресту на куполе храма: - «Благо есть уповати на Господа!» Там ищи! - Что-то вещее сверкнуло в его глазах, и у Бунка мороз прошел по спине.

А старец тихо добавил:

- Тогда и скажешь: «Хвали, душе моя, Господа!», - и отвернулся, и ушёл, мерно ступая, не глядя по сторонам, не поднимая смиренно и строго опущенной головы.

Вскоре все разошлись. Ключарь запер церковные двери. Угас фонарь. Заснула обитель. И только Бунко все стоял на ветру, все смотрел на белые стены храма, таинственно-целомудренные в нездешнем свете луны, на светлые, вознесенные в черное ненастное небо кресты, неподвижные, как якоря, среди тревожно несущихся разорванных туч, под ударами воющего, свистящего ветра…

Он не чувствовал холода. Потрясение, изумление, недоумение, предчувствие тайны переполняли его.

Почему блаженный обратился к нему, именно к нему одному, и так неожиданно?! – думал он. Что значили эти его слова, простые - и непостижимые? Разве он, Бунко, надеется на князей? Он давно ничего не ждёт от них! И неужели где-то есть для него надежда найти утешение, и правду, и мир, и смысл? И разве он способен восторженно славить Бога, он, несчастнейший из людей?! Но Михайло так и сказал! Значит, надежда есть?! Казалось, что-то таинственное, непостижимое вошло в его жизнь, волнуя зовом и обещанием… Сердце его трепетало.

Что-то происходило вокруг, что-то, что касалось его.

Что-то происходило в нём самом…

                Глава 31

                Предательство
                ... ... ... ...

...Черный всадник на черном коне, слившись с ним воедино, пронесся по заснеженной улице и исчез за углом. И затих вдали перестук копыт.

Ирина стояла на улице и мысленно следила за тем, как тёмным стремительным силуэтом скачет он по враждебному городу, так ясно, так далеко видный на белом снегу в предательском свете холодного месяца...

И тогда она поняла, что жизнь её опустеет и кончится, если с ним случится беда.

Она заперла ворота и возвратилась в дом, пустой и тихий.

Надо было ждать. В неизвестности. И как долго?!.. Странное и страшное слово «безвременье» впервые стало понятно ей…

                * * *

Из отзывов читателей библиотеки livelib.ru:

Книга, дающая надежду на радость

В. Ульянова и правда пишет об истории ярко, и в то же время пишет не затянуто, увлекательно. Она показывает настоящую историческую реальность. То есть, иными словами, то, что и тогда, в 15 и 16 веках, как и сейчас, любой и каждый жил среди бед.

Но также, и это по-моему главное, автор показывает, что есть такая сила, которая может помочь пройти через все эти беды и остаться собой. И даже найти в жизни радость, несмотря ни на что.

И об этом В. Ульянова пишет не условно, не схематично, не теоретически. Никакого прекраснодушия. Она вглядывается прямо в сердце каждого из героев. Она выявляет для читателей тайны сокровенной жизни души.

И мы видим, как их решения их или губят, или спасают. Мы видим, как одних «героев» разрушает их моральное падение. Мы видим, как жажда правды, живая вера других побеждает все беды и выводит к свету. Конечно, не сразу, конечно, в борьбе, ну это же ясно. И это тоже правильно, что не сразу, что в страданиях, это жизненно.

Именно поэтому, хотя жестокая реальность не приукрашена автором, книга эта - светлая, оптимистичная. Автор рассказывает, как можно не стать побеждённым злом. Я бы даже сказала, что эта книга – о том, как найти настоящую радость. Да-да, я говорю не только о людях средневековья, но и о нас, о нынешних. Ну кто не ищет радости в жизни? И потом, и мы решаем те же проблемы, что и наши предки, и те же страсти живут и в нас. Ведь, по Достоевскому, «дьявол не умер»! Ничто не ново под луной. Поэтому я поставила книге пятёрку. За историю, историософию, психологию и надежду.

                * * *

Очень классные историко-приключенческие повести!

Исторические повести Валентины Ульяновой "Жажда" и "Возле власти" приятно удивили. Очень глубоко проникает автор и в человеческую психологию, и в отечественную историю. При этом вообще не "душнИт", а пишет увлекательно, без "воды", в лучших традициях приключенческой литературы.

Любовная линия также поразила подходом, которого не ждешь в современном мире, где во многом задают тон меркантильность и низменные страсти. А ведь все может быть иначе, и бывает иначе. И это вы тоже найдете у Валентины Ульяновой.

Что-то начинаешь понимать в нашей истории и русском национальном характере такое, о чем не расскажут школьные учебники или ВУЗовские лекции... Так и кажется, что автор изобрел машину времени и подсмотрел все своими глазами! Короче, не стану спойлерить, а просто от души советую прочитать.

Подробнее на странице книги: Валентина Ульянова. Жажда - на livelib.ru



Рецензии
Вот как бывает, Шемяка надеялся на многое, а получит по словам блаженного "трехлокотного гроба", Бунко ни на что не надеялся, но получит многое. Спасибо, Валентина за столь чудесное произведение! Очень впечатляет.

С уважением!

Марианна Супруненко   04.11.2023 16:33     Заявить о нарушении
Марианна, благодарю за добрый отзыв! Про ожидания и надежды - Вы это очень точно подметили! И добавлю на эту же тему: во второй повести книги речь о двух жёнах великого князя Василия. Одна - оставленная, другая - возвышенная. Но большой вопрос, у которой из них жизнь состоялась - у той, что отвергли, или у той, что взошла на трон. Я попыталась показать, у которой и почему... Да, мир полон парадоксов.

Валентина Ульянова   04.11.2023 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.