Век-волкодав О. Э. Мандельштама

Почему свой век О. Э. Мандельштам называет волкодавом?


                Эпиграф:

                "За гремучую доблесть грядущих веков,
                За высокое племя людей, —
                Я лишился и чаши на пире отцов,
                И веселья, и чести своей"

                (О.Э. Мандельштам 1931, конец 1935)



О.Э. Мандельштам драматичнее всех поэтов своего времени «не вписался» в двадцатый век. И драматичнее всех он выразил это в своей поэзии. Его попытка связать «флейтой»* своей поэзии раздробленные позвонки двух столетий и призвать народы к миру** закончились трагически:

            Мне на плечи кидается век-волкодав,

Почему «век» бросается на плечи О.Э. Мандельштама как волкодав? Потому что поэт стремился привить людям гуманистические ценности, с которыми новый век порвал самым непримиримым образом. Именно по этой причине поэт отказывает этому «веку» в человечности, называя его волкодавом. Сам же при этом он остаётся человеком, несмотря на то, что век хотел и его превратить в зверя, заставить жить по животным «законам»:

                Но не волк я по крови своей:


Он ещё раз повторяет это в конце своего стихотворения:
                <...>

                Потому что не волк я по крови своей
                И меня только равный убьет.

                (17 — 18 марта 1931, конец 1935)

То есть как бы  бешено не кидался  на меня этот век, он не в силах уничтожить меня, потому что убъёт меня (пусть и по его приказу) только человек равный мне, которого я никогда не посчитаю «зверем». То есть до самого конца не приму принцип этого мира: «Человек человеку волк»***. В вопросах человечности О.Э. Мандельштам был человеком редкого благородства. 

Итак, век назван в стихотворении волкодавом, потому что он расчеловечивает людей, пытается заставить их  быть волками или видеть волков в других.

---------------------------
*            Век мой, зверь мой, кто сумеет
             Заглянуть в твои зрачки
             И своею кровью склеит
             Двух столетий позвонки?

                <...>
            
             Чтобы вырвать век из плена,
             Чтобы новый мир начать,
             Узловатых дней колена
             Нужно флейтою связать.

**    «Стихи о неизвестном солдате» (1937)

*** «Человек человеку волк» (Плавт, «Ослы», III-II до н.э.) Томас Гоббс использовал эту формулу в своих философских трактатах.

**** Не знаю как сейчас, а в 90-е годы в молодёжной среде да и не только   считалось "крутым" быть "волком", а других называть "овцами". 


Рецензии