1. 4. 7. Клеточные ансамбли Хэбба, коннектом, когн

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 1. Этапы становления окружающего мира

1.4. Нервная система – новый уровень жизни
......
1.4.7. Клеточные ансамбли Хэбба, коннектом, когнитом

Сравнивая выделенные знаки нервной системы с некоторыми другими пересекающимися по смыслу понятиями когнитивных наук (клеточные ансамбли, коннектом, когнитом), отметим их взаимоотношения, отличие и сходство.

 Клеточные ансамбли Хебба [30] вполне могут служить обозначением для физиологической основы знаков протосмысла (для знаков воздействия они избыточны). Несколько сложнее обстоят дела со знаками дополнительного смысла и другими знаками следующих уровней, о которых речь еще впереди. Они образуются в результате совместной работы как минимум двух групп нейронов, причем сплоченность работы каждой из групп должна характеризоваться более "сильным" термином, нежели термин «ансамбль», поскольку последний больше подходит для описания сетевых процессов, а не групповых, и тем более иерархических. Более поздние попытки выстроить из ансамблей иерархию (иерархию сетей) выглядят не очень убедительно, поскольку они должны приводить к более «размытой» по сравнению с существующей системе принятия решений на всех уровнях сознания. Поэтому термин «нейросоциальная группа», по нашему мнению, в большей степени отражает суть происходящих процессов, к тому же он учитывает и ее относительное постоянство, нацеленное на совместное решение определенного круга задач. Такая группа необязательно локализована в одной из зон мозга, более того, в нее могут одновременно входить в зависимости от решаемых задач нейроны совершенно различной функциональности – от рецепторных до моторных (для некоторых функциональных систем). Отметим, что, поскольку любая нейросоциальная группа входит в состав частично перекрывающихся иерархий, при нарушении функционирования той или иной группы ее функции могут взять на себя (с разной степенью полноты) группы из других иерархий, имевших с ней соответствующие связи.

Коннектомом обычно называют совокупность всех связей в нервной системе (иногда только мозга) какого-либо организма. Учитывая колоссальное количество связей в нервной системе любого организма, полностью выполнить работу по составлению коннектома удалось пока только для одного экземпляра одного из самых простых червей-нематод – Caenorhabditis elegans, имеющего всего 302 нейрона (у человека порядка 86 миллиардов нейронов). Поэтому более перспективной представляется работа по определению зональных, функциональных, частичных коннектомов [31]. Однако даже определение всего коннектома организма не дает оснований для уверенности в возможности решения следующей задачи – его расшифровки (о чем говорит та или иная последовательность связей коннектома). В принципе, для каждого знака можно выделить соответствующую совокупность нейронных связей (типа частичных коннектомов с названиями знаков: воздействия, протосмысла, дополнительного смысла), но при этом следует учитывать то, что каждый вид знаков обладает своим «языком», поэтому «чтение» коннектома – в действительности еще более трудная задача, чем представляется ее энтузиастам. К тому же относительно последовательная синаптическая цепочка наблюдается только для знаков воздействия и протосмысла, для знаков дополнительного смысла «узор» соединений уже значительно сложней.

Одним из популярных терминов современной нейробиологии стал термин «когнитом», автором которого является нейробиолог К.В. Анохин [32, 33]. Теория когнитома находится в стадии становления, поэтому определение этого понятия пока не устоялось. В целом под ним подразумевается полная система субъективного опыта, состоящая из элементов субъективного опыта – когов (ментальных квантов), которым соответствует активность определенной группы нейронов (также называемой когом). Базисными когами, по К.В. Анохину, являются ;-коги, соответствующие функциональным системам. Остальные коги, в основном речь идет еще о двух уровнях – ; (фи) и ; (пси) когах, образуются на их базе через комбинаторные эффекты по принципу гиперсимплекса. Учитывая, что ; (пси) коги К.В. Анохин приравнивает к клеточным ансамблям Хебба, наблюдается некая аналогия с предложенными выше обозначениями элементов субъективного опыта в виде различных знаков. Однако помимо разных принципов выделения уровней когов и знаков, а также их количества, что не является принципиальным, так как описывать структуру субъективной реальности можно различными способами, имеется существенная разница в подходах к формированию этих уровней. Если у нас это иерархия нейросоциальных групп, то у К.В. Анохина – гиперсеть. В последнем случае, поскольку «основание гиперсимплекса содержит множество элементов одного уровня, а его вершина образуется описанием их отношений и приобретает интегральные свойства, делающие ее элементом сети более высокого уровня», неясно, что является физическим носителем когов, последующих за ;-когами, так как нейрон может выполнять определенные функции в нескольких «параллельных» группах одного уровня, но он вряд ли может отвечать одновременно за совершенно иные функции в пределах различных уровней иерархии (мозг в целом идет по пути специализации групп нейронов под новые задачи, а не повышения их полифункциональности). 

Литература к гл.1.4.7.

30. Черниговская Т. В. Мозг и язык: полтора века исследований // В сб.: Теоретические проблемы языкознания // «140 лет кафедре общего языкознания», СПб, 2004. С.16–34.

31. Сеунг С. Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть. Пер. с англ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 440 с.

32. Анохин К.В. Когнитом: в поисках единой теории для когнитивной науки // Материалы Шестой международной конференции по когнитивной науке.  Калининград, 2014. С. 26–27.

33. Анохин К.В. Когнитом – гиперсетевая модель мозга: Нейроинформатика – 2015 //Материалы XVII Всероссийской научно-технической конференции // Научная сессия НИЯУ МИФИ. Москва, 2015. URL:


Рецензии
Хорошо и доступно у Вас получилось (проверил на ассистенте - ему тоже понравилось). Сказал спасибо за то, что ничего лишнего.

Если мы смотрим с этой стороны экрана лампового телевизора - мы наблюдаем картинку. С обратной стороны - луч, выбивающий своей энергией фотоны с поверхности люминофора.

к тому же, каждый высший уровень легко понимает взаимодействия на нижних - мы не плохо разбираемся в не живом, чуть хуже - в растительном. Ещё хуже - в животном. Так как сами на ступени животное и мы смотрим на картинку с этой стороны. Не хотя перейти границу и увидеть с той. Что испытывает тот, кто мне рисует? Почему и для чего я должен видеть такую, а не другую картинку реальности и испытывать это, а не другое?

Решение этой Вашей задачи и любой другой возможно, как говаривал Эйнштейн, только поднявшись выше уровня, на котором задача была создана.

а чтобы подняться - прежде придётся выяснить и научиться как.

жду Вашу статью.

Александр Цесаревский   22.12.2023 13:59     Заявить о нарушении
Касательно сети или иерархии. Иерархия внутри сети есть. Но в целом - это сеть.
Аналоговая, когда изменение одного элемента в зависимости от его места в иерархии, приводит к изменению всей системы целиком. частный пример - наследственность и модификация, мутация генов, способна вызывать дисбаланс некоторых систем в организме.

Сама по себе иерархия (если данное понятие я понимаю так же, как и Вы) есть система правил, вероятность модальностей состояний и её распределение в динамике. Тогда как системный подход подразумевает и уровни высшего порядка, не доступные нам пока для познания.

В иерархии доступны нам всего три уровня - низший, я и высший. и высший высшего - мы и высшего представить не способны, так как не находимся на его ступени. что говорить про высшего высшего? коммуникация через ступень нижней ступенью не возможна.

И мы - мы можем понять немного себя, немного наше начальство. Но начальство начальства находится уже на не досягаемой высоте. О чем он думает? чего хочет? Для чего?

Александр Цесаревский   22.12.2023 14:10   Заявить о нарушении
Завтра будет не менее важная статья про формирование мировоззрения, правда не уверен, что Вам "зайдет", но тем не менее, не пропустите.

Владислав Ячменев   22.12.2023 15:10   Заявить о нарушении
два Ваших труда мне очень зашли. И, с Вашего позволения, при условии ссылки на Вас, я буду использовать в чём-то опору на них.

На самом деле я где-то даже помощь с вашей стороны ощутил, Вы выслушали. Пусть и не согласны.
Есть два типа восприятия. Первый - безразличие. Это говорит о полном совпадении по свойствам. Второй - это либо положительная реакция. Либо отрицательная.
Гитлер вот, отрицательно реагировал на своих сородичей. Но это просто такая форма связи.

Пример - когда мальчик покупает девочке цветочек и дарит ей, вот ровно на это усилие от себя он её ещё больше ценить начнёт.
Так же и в работе на Творца - сколько человек делает в этом направлении усилий - начинает спрашивать с Творца зарплату.
Но принять её сам не готов, так как в надежде на изменение восприятия да, начал делать не привычное. Но полного выяснения не произвёл и потому ответ на свою молитву (молитва есть самосуд ничтожности получения ради себя перед величием отдачи не ради себя у творца, перед Творцом) сразу распознать не готов. Хотя Творец, несомненно, слышит любую молитву даже из самого низкого состояния.
Слышит. Но отвечает, точнее распознавание ответа, происходит при условии готовности получающего.

И возникают ситуации, когда человек обвиняет Творца. И это - не добрая, не хорошая, не правильная связь. Но это уже связь с Ним! Она есть и далее есть возможность её улучшить.

клетка, она чувствует, когда ей по апаптозу отойти. И сама на это идёт. Так как знает, что на самом деле - не умирает.
Нам же дана некая мера возможностей в моменте и против них - возможность использовать имеющиеся возможности, просто не ради себя. Это делает нас творением.

Александр Цесаревский   22.12.2023 20:14   Заявить о нарушении
про субьективное счастье - http://proza.ru/2014/03/20/1446

Александр Цесаревский   22.12.2023 23:13   Заявить о нарушении