Чары скульптур. Летний сад. Гераклит

   Пётр I собрал уникальную коллекцию статуй и бюстов для прекрасного сада.
В начале 18 века их насчитывали порядка двухсот,   все - словно мифические,
Которым аудитрия в Летенем саду вседа рада.
Скульптуры и бюсты в Летнем саду -  исторические, аллегорические
И мифологические.
Многие  подписаны своими авторами. 
Некоторые являются подражанием древним оригиналам с неизвестными авторами.
Большинство скульптур были подвергнуты реставрациям выдающимися мастерами.
________
      Вокруг Коронного фонтана в Летнем саду сгруппированы скульптурные бюсты древних философов и легендарного врача Эскулапа. Присутствие такого рода портретных бюстов было обычным для скульптурных собраний XVII, XVIII и XIX века.  Это демонстрировало просвещенность хозяина коллекции, его уважение к знаменитым мыслителям прошлого. Скульптурные бюсты философов и Эскулапа не были  подписаны, и их в свое время расценили как изображение чувств. Предыдущие поколения посетителей Летнего сада помнят их под названиями «Смех», «Ирония», «Внимание», «Страдание», и просто описательным «Старик в берете». Рисунки из альбома 1717 года позволили определить подлинные названия бюстов. Вероятнее всего,  все они происходят из мастерской.    
________
    Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, создатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Он удалился от общественной деятельности, жил в уединении и посвятил себя науке. Выражение “всё течет, всё изменяется” приписывается Гераклиту.
  По традиции его изображали плачущим, как это и исполнено в бюсте, попавшем в Летнии; сад из Венеции.
     Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный (у Аристотеля, перевод с  др.-греч.) за непонятный, образный смысл своих писаний, его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
  Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», по мнению Диогена Лаэртского состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»).
  Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (лат. Omnia fluunt, omnia mutantur).
   Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного.
Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, его акме (время расцвета в жизни взрослого мужчины, полноту творческих сил. По представлениям того времени это был возраст около 40 лет) приходится на 69 олимпиаду (504—501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г. до н. э.) По некоторым данным он принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), потомков Андрокла, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.
   Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами». Он же пишет, что к философу в его добровольном изгнании явился ученик Парменида Мелисс и «представил Гераклита эфесцам, которые не хотели его знать».
  Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем». Он, по-видимому, был знаком с воззрениями философов Милетской школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно.
С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил стал героем одноимённого платоновского диалога.
     Начиная с античности, в первую очередь благодаря свидетельствам Аристотеля,
Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:
   Огонь есть начало  или первоначальная материальная причина мира.
   Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.
   Всё есть поток (т. н. Доктрина или Теория потока).
   Тождество противоположностей, стремление к переходу из одной противоположности в другую.
   Нарушение закона противоречия. Данная доктрина является скорее следствием из (3) и (4), чем самостоятельным положением учения Гераклита.

      Современные интерпретации зачастую строятся на признании несостоятельными частично или полностью всех этих положений у Гераклита и характеризуются опровержением каждой из этих доктрин. В частности, Ф. Шлейермахер отвергал, Гегель , J.Burnet; K. Reinhardt, J. Kirk и M. Marcovich отвергают состоятельность всех пяти.

    В целом же учение Гераклита можно свести к следующим ключевым позициям,
с которыми согласно большинство исследователей:
     люди стараются постичь подлежащую связь вещей - это выражено в Логосе, как в формуле или в элементе упорядочивания, установления общего для всех; Гераклит говорит о себе как о том, кто имеет доступ к важнейшей истине об устройстве мира, частью которого является человек, знает, как эту истину установить.
Главная способность человека — распознать истину, которая есть «общее».
Логос - критерий истины, конечный пункт метода упорядочения вещей.
Технический смысл слова - «речь», «отношение», «расчёт», «пропорция».
   Логос вероятно полагался Гераклитом как актуальный компонент вещей, и во многих отношениях соотнесённый с первичным космическим компонентом, огнём.
      Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Гераклит устанавливает 4 различных вида связи между очевидными противоположностями:
а) те же самые вещи производят противоположный эффект
«Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная»,
«Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой»,
«Прекраснейшая из обезьян безобразна в сравнении с другим родом»;
б) различные аспекты тех же самых вещей могут находить противоположные описания (письмо — линейно и округло);
в) хорошие и желательные вещи – такие, как здоровье или отдых, выглядят возможными только если мы распознаем их противоположность:
«Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость - отдых»;
г) некоторые противоположности сущностно связаны (буквально «быть тем же самым»), поскольку они следуют друг за другом, преследуются друг другом и ничем, кроме самих себя. Так,  горячее-холодное - это горяче-холодный континуум, у этих противоположностей одна сущность, одно общее для всей пары - температура. Также пара день-ночь - общим для включённых в неё противоположностей будет темпоральное значение «сутки».
      Все эти типы противоположностей можно свести к двум большим группам:
(i — а-в) противоположности, которые присущи или одновременно производятся одним субъектом;
(ii — г) противоположности, которые соединены через существование в разных состояниях в один стабильный процесс.
Каждая пара противоположностей таким образом формирует как единство, так и множественность. 
Различные пары противоположностей формируют внутреннюю взаимосвязь -
«Сопряжения - целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — всё»,
«Вещи взятые вместе», взаимосвязи.
    Тотальная множественность вещей таким образом формирует единый, связанный, определённый комплекс — единство.
   Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и зависит от сбалансированных взаимодействий между противоположностями. При этом неявный тип связи между противоположностями более силён, чем очевидный тип связи:
«Скрытая гармония лучше явной».
   Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются; влага, полностью абсорбируемая душой, ведёт её к смерти.  Огонь души соотносим с огнём мира.
Бодрствующие, спящие и мертвые соотносимы по степени огненности в душе. Во сне души частично отделены от мирового огня и таким образом снижена их активность.
Добродетельные души не становятся водой после смерти тела, напротив живут, соединяясь с космическим огнём.
Поклонение традиционной религии… случайно может указывать на истину.
     Учение об огне Гераклита можно понимать как ответ ранним ионийским (милетским) философам. Философы Милета (город недалеко от Эфеса) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен - полагали, что существует некоторое исходное первовещество или первоэлемент, которое становится любыми другими вещами.
Мир, каким мы его знаем, является упорядоченным соединением различных элементов или веществ, производимых первоэлементом, первоматерией.
Для милетцев объяснить мир и его феномены означало просто показать, как всё происходит, возникает или трансформируется из исходного вещества, как это происходит в случае с водой Фалеса или воздухом Анаксимена.
Гераклит, как кажется, следует этому образцу объяснения мира, когда рассматривает мир как «вечно живой огонь»  и утверждает, что «Молния управляет всеми вещами», намекая на управляющую силу огня .
Но выбор огня в качестве исходного первовещества крайне странен:
первовещество должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя свои сущностные качества, тогда как огонь непостоянен и предельно изменчив, являясь символом изменений и процесса.
Гераклит отмечает:  «Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] имущества — золото»
Мы можем измерить все вещи по отношению к огню как стандарту;
имеется эквивалентность между золотом и всеми вещами, но вещи не тождественны золоту.
Точно также огонь обеспечивает стандарт ценности для других элементов, но не тождественен им. Огонь играет существенную роль в учении Гераклита, но он не исключительный и уникальный источник для других вещей, поскольку все вещи или элементы эквивалентны.
Огонь важен скорее как символ, чем как первоэлемент. Огонь постоянно изменяется, впрочем как и остальные элементы. Одно вещество трансформируется в другое в некотором цикле изменений. То, что несёт в себе постоянство — не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений.
Существует некий постоянный закон трансформаций, который можно соотнести с Логосом. Гераклит мог бы сказать, что милетцы корректно считали, что один элемент обращается в другой через серию трансформаций, но они некорректно выводили из этого существование некоторого первоэлемента как единственного источника для всего существующего.
Если А есть источник В, а В источник С, а С обращается в В, а затем в А, тогда В аналогичен источнику А и С, а С является источником для А и В.
Не существует никаких особых причин для продвижения одного элемента или вещества в качестве возмещения расхода другого вещества. Любое вещество может обращаться в любое другое. Единственное постоянное в этом процессе — это закон изменения, посредством которого устанавливается порядок и последовательность изменений. Если это действительно то, что Гераклит держал в уме, разрабатывая свою философскую систему, то он далеко выходит за рамки обычной физической теории своих предшественников, и скорее строит систему с более тонким пониманием метафизики.

Согласно его учению об огне и логосе, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
   Философы — сотрапезники богов. Логос — и ум, и Слово — имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
  Через Сократа и стоиков эта мысль Гераклита перешла, видимо, в таргумы //таргум (иуд.-арам. - «перевод») - общее название для переводов Ветхого Завета на иудео-арамейский язык.// В Танахе «таргум» — перевод персидского языка на арамейский. В Мишне «таргум» - перевод на любой язык (греческий, иудео-арамейский).), а оттуда — в христианское учение о Логосе - втором лице Пресвятой Троицы .
//Логос -  от др.-греч.  «мысль», «голос», «слово», «разумение», «закон», «смысл», «понятие», «причина», «число», иудейско-арамейское  [;mem(;)re;] — понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). //
 «Но хотя этот логос существует вечно, люди оказываются непонимающими его и прежде, чем вслушаться в него, и вслушавшись однажды. Ибо хотя все /люди/ сталкиваются лицом к лицу с этим логосом, они выглядят незнакомыми с ним даже когда пытаются понять такие слова и дела, о каких толкую я, расчленяя их согласно природе и ясно выражая, каковы они. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как они пребывают в забытьи о том, что делают во сне.»
       Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых».
Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Внемля не мне, но логосу, мудро признать, что всё едино».
     Изречения Гераклида:
Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.
Личность — божество человека.
Тайная гармония лучше явной.
Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену (города).
Я искал самого себя.
Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские.
Природа любит прятаться.
Война… одних объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других — свободными.
На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды.
Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле.
Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим.
Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный.
Путь вверх-вниз один и тот же.
Ослы, если бы могли, солому предпочли  бы золоту.
Не к добру людям исполнение их желаний.
И один мне — тьма*, если он наилучший. (* тьма – число, мера величины.)
    //Изречения Геродота приводятся по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989.//
     У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX века, значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейермахера.
Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX века собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста.
   Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита:
«Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору.
Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения:
обо всём, о государстве и о Божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные».
  Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:
«Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца —
Книга его — это путь, трудный для пешей стопы,
Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный
Вводит на эту тропу — солнца светлее она», увидишь его  Ты.
   Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».
    В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Гераклита кратеру на видимой стороне Луны.


Рецензии