Оживить Маленький Версаль газета Телеграфъ Саратов

Оживить Маленький Версаль газета Телеграфъ Саратов
ОЖИВИТЬ «МАЛЕНЬКИЙ ВЕРСАЛЬ»
Аткарский краевед вернула исторический облик городскому парку
Вот уже на протяжении почти полутора веков излюбленным местом отдыха жителей и гостей Аткарска служит местный городской парк. Однако лишь старожилы помнят это место таким, каким оно было прежде, грустно вздыхая при виде современных преобразований, окончательно уничтоживших роскошный «Маленький Версаль». Но недавно уникальная зелёная зона снова «ожила»– правда, только в рисунках и чертежах местного краеведа и поэта Тамары Порышевой. На составление чертежей с дореволюционным обликом парка у краеведа ушло несколько месяцев. Работа потребовала тщательного анализа сохранившихся старинных фотографий, а также воспоминаний современников– выдающегося историка, этнографа и краеведа, жителя Аткарска Александра Минха и туриста, посетившего Аткарский городской сад в начале 20-го века. – Две недели я днями и ночами вплотную сидела за изучением фотографий, – поделилась с «ТЕЛЕГРАФОМ» Тамара Порышева. – По крупицам собирала их на протяжении последних 15-20 лет. Аткарчанка составила около сорока схем только цветочных восточных ковров, клумб, дорожек и цветников, некогда украшавших место отдыха. Парковые дорожки в старину посыпали песком, чтобы после дождя сохранять территорию в чистоте. А еще за вход в парк брали минимальную плату– система входных билетов служила действенным методом против вандалов. В народе городской сад неслучайно окрестили уменьшенной копией знаменитого Версаля– его план начертил пленный француз Франсуа Милле, так и оставшийся жить в полюбившемся ему Аткарске. – У Милле было большое желание сделать из аткарского сада- рощи уголок его любимой Франции, – рассказывает Порышева. – Конечно, получилось не как в Версале, но все равно очень красиво. Как выяснила исследователь, клумбы в парке были очень разные и по размеру, и по сложности исполнения, и сделаны из разных сортов цветов, которые растут в нашей полосе. – Некоторые– просто великолепные произведения искусства, – удивляется Тамара Порышева. – Например, на одной из фотографий запечатлён вид «Царской шапки»– возвышенной, насыпной цветочной клумбы с рисунком, имитирующим узор царского головного убора. А ещё много круглых и квадратных небольших «ковров» попроще. Они были хороши тем, что сделаны с большим пониманием и эстетическим вкусом и способны поразить самое изысканное воображение цветовой гаммой и геометрической формой. Боюсь ошибиться, но многие цветники были украшены высокой зеленью, похожей на листья растущих ананасов… А ещё в саду росло много разновидностей сосен, вязов, дубов, берёз, тополей, привозимых со всех концов России… К сожалению, сейчас от этого чуда ничего не осталось, кроме девяти чудом выживших вековых сосен. – Раритетные сосны надо бы охранять особенно бережно, – считает краевед. – Они много видели, много знают. Они– живые свидетели всех, кто хотя бы раз за последнее столетие был в парке. Это бесценная гордость и живая история Аткарска. Особым украшением старинного сада служили узорные «Царские врата». В отличие от большинства садовых оград, они были искусно выполнены из дерева. – Аткарчане очень гордились этим произведением искусства, – уверяет Порышева.– Фотографировались на его фоне при любых мало- мальских событиях и просто так, размещали на почтовых карточках. За эту идею автор «Царских врат» получил из казны немалый гонорар. Как считает краевед, эту утраченную достопримечательность следовало бы восстановить, но в более долговечном материале – металле.
Екатерина ВЕЛЬТ


Рецензии