Suzuki Jimny Sierra на бездорожье Дорнода и Хэнтэя

Маленький непобедимый джип и монгольский мир отныне неразрывны и всегда будут жить в моём сердце. Он едет в сиянии солнца и сквозь сильнейшие ветра по бескрайней степи, непроходимым топям и болотам, невероятным рытвинам, оврагам и балкам, крутым и глубоким бродам. Брызги воды и грязи, песок и камни летят в стороны. Урча, джип упорно карабкается четырьмя колёсами на сопки и победно взмывает на вершины гор навстречу лучам солнца. Он спокойно едет по сплетённым корневищам и камням сумрачной тайги, преодолевает стремительные горные реки и речушки, слагающиеся в Онон, Керулен, Улзу, а дальше – в маленькие и больше степные озёра, Аргунь и могучий Амур.
Все водные потоки монголов бегут с Хэнтэйского нагорья и мои слова «Благословенны Хэнтэйские дожди» имеют конкретный смысл, ведь от них зависит жизнь и развитие моих земляков и сородичей. Теперь я думаю, что создатели Suzuki Jimny Sierra знали об этом.


Кажется, джип понимает мои мысли, он доволен и, улыбаясь фарами, едет по бескрайнему миру плоти и влаги, земли и растений. Из густых трав взлетают дрофы, вдали сверкают глади озёр, синеют гребни хребтов, белеют в синеющих миражах юрты, маячат контуры всадников, пасутся кони, коровы, козы, овцы, верблюды, над ним пролетают осенние лебеди и гуси, а на вершинах гор стоят в лучах вечернего солнца изюбри. И далёким фоном звучит монгольская песня.
От степей Дорнода до вершин Хэнтэя далеко, не только далеко, но и опасно. Длина реки Улзы – 425 километров, а Онона – 1032 километра. Вряд ли ошибусь, если скажу, что этим маршрутом ещё никто не ездил. Тем более – от Эргунэ-хун до Бурхан Халдуна. Но об этом позже.
Наш первый маршрут «Дорнод – Хэнтэй» тестовый, пробный. За ним будут другие. Природа людей, животных, растений неразделима и неразрывна. Suzuki Jimny Sierra – железный и живой конь нашей современности непобедим и едет только вперёд в любой ситуации. Теперь он – частичка этой природы, а потому с ним надо говорить. Он твёрд и мягок, ласков и послушен, как лучший и верный друг…
Дашбалбар. Памятник коням-победителям. Жаль не спросили имён коней. Такие памятники ставят по всей стране

Монголы мира – люди природы, слагают своим коням гимны, оды и саги. Благоговеют перед конями, благословляют их, ставят им памятники. В Монголии таких памятников много. Мы, монголы России, – неразрывная часть монголов мира, каждый из нас – их плоть и дух. Отныне, в период высочайшего развития науки и технологий, я слагаю в душе и сердце гимны и оды железному и живому коню Азии:
Вперёд, Сузуки Джимни Сьерра –
моя любовь, надежда, вера.
Живи и радуй все народы,
как вдохновение природы!

Впервые за всю историю человечества, не побоимся столь высокопарного выражения, Suzuki Jimny Sierra проложила путь человеку от российского села Новая Заря до монгольских вершин великого Хэнтэйского нагорья. За рулём – Гант;м;р, штурман – М;нхнаран.
(Пора озвучить настоящую правду и о нас: обрусевшее имя Кантемир в монгольском мире всегда звучало и звучит как Гант;м;р, а моё тибетское имя Цырен-Ханда переводится на монгольский язык как М;нхнаран, то есть Вечное Солнце. Слово Гант;м;р означает – крепкая сталь, булат, а иногда – стрелок из лука. На территории России нас называют Владимиром Кантемиром и Виктором Балдоржиевым).
Два Гант;м;ра. Ганаа Гант;м;р, директор заказника "Угтам" (Монголия) и Владимир Гант;м;р, редактор газеты "Вечорка" (Россия). 14 октября 2023 года, сомон Баяндун. На территории заказника видели целый зоопарк: дроф, лебедей, гусей, уток, грифа, стоящего в лучах вечернего солнца изюбря и, конечно, все пять видов домашних животных, которых разводят монголо-буряты на берегах реки Улзы, от устья до истоков которой нас везла наша машина

Наша Джимни Сьерра прошла 3160 километров, большая часть которых не дороги, а направления: степи, топи, горы, броды, камни, песок. Кантемир или Гант;м;р чётко выучил монгольские слова «Баруун – вправо и зуун – влево, сайн байнуу – здравствуйте, баярлаа – спасибо» и т.д. Кстати, продолжая изучать монгольский язык, на десятый день нашего вояжа, в Улан-Баторе, мы наткнулись на европейцев. На мой вопрос: «Are you from England or America?», они ответили: «Nous sommes de France», на что мой друг отреагировал: «Bonjour! Une fois, j'ai ;tudi; le fran;ais». И печально добавил на русском: «Жаль, что мы плохо знаем, а то и совсем не знаем языки. Мир был бы лучше».
Это задача человека, имеющего понятие о реальном развитии, только такое развитие – смысл жизни. Монголоиды японцы создали Suzuki Jimny Sierra, открыв нам возможность преодолеть степь Дорнода и горы Хэнтэя. Они делают миры лучше. Кто ещё? Перечислите и подумайте о своём вкладе. И поезжайте в Монголию, где непременно появится возможность поговорить на английском, французском, немецком и других языках народов мира…

Большое человеческое спасибо тебе, Suzuki Jimny Sierra! Журналистские и писательские командировки, зачастую, начинаются и заканчиваются за дружеским застольем, на асфальтированных банах, далёких от жизни беседах и банкетах с начальством, постановочным контентом, но ты провезла нас по настоящей Дороге Жизни, где настоящий мир настоящих людей. Ты связываешь миры и делаешь их лучше. Что ещё может быть благороднее процесса решения такой задачи?

Уже на монгольско-российской границе, на вопрос российских таможенников: «Как жизнь в Монголии?», я был вынужден ответить: «Тушёнка и колбаса настоящие. Настоящие!». Именно вынужден, ибо только такая образность может подействовать на воображение и логику моих земляков и сородичей лучше любых материалов об уровне жизни других людей, об их честности, открытости и невероятном для нас и естественном для них стремлении оставаться такими в любой ситуации, ибо монголоиды не должны превратиться в рептилоидов при любых обстоятельствах. В этом стремлении скрыто настоящее богатство и сила любого современника независимо от расовой и национальной принадлежности, цель и смысл которого – только и только развитие.
Никогда не верьте тем, кто говорит о стабильности: колесо стоит только тогда, когда едет. В путь! Развивайтесь, ничего и никого не бойтесь. Если плюют тебе в спину, значит, ты идёшь впереди. Знаю, знаю на маршрутах, проложенных нами, потом появится много людей. Может быть, даже президенты, но точно – губернаторы, чиновники, пишущая братия, священнослужители и ещё много разных людей. Они освятят и узаконят эти места в повестках своих режимов. Кто-то получит награды и звания, другие – повышения по службе, третьи – многомиллионные гранты. Так бывает всегда. Для этого некто должен озвучить правильную мысль, которую всегда тщетно, пытаются исказить, но в перспективе остаётся живая мысль человека, которым природа одаряет только тех, кто следует путём развития.

Дорогая, Suzuki Jimny Sierra, ты решила предложенную тебе задачу на отлично, я ещё напишу тебе соло – монгольский гимн коню, сложу сагу о твоём непостижимом упорстве и стремлении вперёд, создам контент о дружбе человека и железного коня. Ты напомнила мне о далёком детстве, когда я, худеньким, загорелым, мальчиком, ездил с отцом на твоём российском прообразе «ГАЗ-67» по знойным забайкальским степям и сопкам. За нами шёл американский «Willys MB» моего дяди, тоже твой прообраз. Иногда я пересаживался, и называл эти великолепные аппараты «Машинами маршалов». Ты – продолжение этих машин и этого маршрута, но круче, ибо ты – современное достижение монголоидов – японцев, которые каждый миг делают мир лучше, ведь они не имеют понятия о стабильности, (колесо стоит пока едет), а смысл жизни – в развитии. Слава твоим создателям, Suzuki Jimny Sierra!

На снимке: закат на Хэнтэе


Рецензии