Гори, гори

               
                Тили бом, тили бом,
                Загорелся кошкин дом
                Бежит курочка с ведром.
               
   Несмотря на пирофакельное название и эпиграф в моем рассказе повествуется не только о горении, ну как тут без него, но и о способах тушения возгорания.
   И так, лето второй половины семидесятых годов прошлого столетия. Я, плотно позавтракав, в свой законный, весьма редкий выходной, устроился с сигаретой, до знаменательного в моей судьбе дня 11 января 1981 года, в тот день я бросил курить, было еще очень далеко, и с любимой в ту пору «Комсомольской правдой» на коленях устроился на балконе. С высоты трех метров, квартира находилась на первом высоком этаже, мне было очень удобно наблюдать за происходящим вокруг. Пышная зелень двора затеняла яркое даже в 10 часов утра летнее солнце. Внизу под балконом сизый голубь, издавая булькающие звуки, пытался доказать голубкам свою половую зрелость.  Молодые мамаши выкатили разноцветные коляски с тихо посапывающими младенцами, направляясь в находящийся поблизости Петровский парк. Даже мальчишки, вечно гоняющие мяч на огороженной высокой сеткой площадке и вопящие громче чем сирена «Скорой помощи» еще не покинули своих квартир.
   Полная идиллия. Лепота!
   Резкий звонок от входной двери, как всегда, прозвучал неожиданно. Мысленно чертыхаясь, кого еще принесло, я поспешил открыть дверь. На площадке стояла Татьяна, молодая девушка, дочь жившего в квартире напротив генерала. Лицо у нее было испуганным, пальцы на руках заметно дрожали. «Саша, обратилась она ко мне, - у меня в телевизоре что-то щелкнуло, и теперь сзади горит огонек». Идем, посмотрим, - ответил я и отправился вслед за ней вглубь генеральской квартиры. По дороге она успела мне рассказать, что собиралась заняться стиркой в ванной, и только протянула руку к крану в ванной, как услышала щелчок в дальней комнате. Не открывая кран, она отправилась на звук щелчка и обнаружила это теле возгорание. Выдернув вилку питающего кабеля из розетки, она отправилась ко мне за помощью.
   Проходя по комнатам, я не обращал внимания ни на расположение, ни на обстановку, мне хотелось побыстрее обнаружить тот источник отвратительного запаха, заполнившего все жилище и проникающего уже и на лестничную площадку. Наконец, нашел. На тумбочке у окна, казалось, мирно, громоздился внушительный деревянный корпус изделия отечественного радиопрома - телевизор марки «Рубин», выпуска до 1977 года. Почему уточняю год выпуска, а потому, что аппараты выпуска 77 года весили 65 (!) килограмм, а позже только 55. За телевизором на окне висели две шторы, одна легкая тюлевая, а другая мощная портьера, призванная защитить жилье не столько от света, сколько от шума улицы Верхняя Масловка. Квартира находилась на так называемом первом высоком этаже, эркером нависая над тротуаром. При этом, токосъемные дуги проходивших по улице трамваев, проносились буквально в трех метрах от окна.   
   А в самом аппарате сзади за пластиковой защитной решеткой светился, на первый взгляд, совсем безобидный огонек, зацепившийся за какую-то деталь. Сейчас мы его задавим, подумал я и попросил Татьяну принести какое-нибудь покрывало, типа старого солдатского одеяла. Когда моя просьба была выполнена, тщательно укутал агрегат, не забыв подоткнуть ткань под ножки. Подождав пару минут, сдернул покрывало. Вопреки ожиданию из-за решетки рвануло на пол -метра вверх красно-черное чадящее пламя. Снова набросил ткань на телевизор, снова подождал пару минут и убрал. Результат не замедлил себя ждать: над аппаратом плясало пламя уже полутораметрового костра. На лестнице стали доноситься беспокойные голоса потревоженных едким запахом жителей. Что делать, неси, говорю, Татьяна, ведро воды. И когда просьба моя была выполнена, встав сбоку телевизора, вдруг рванет телескоп, вылил всю воду за успевшую вконец оплавиться заднюю решетку.
   Телевизор зашипел, как-то жалобно захрюкал, пламя исчезло, а из-под красивого лакированного корпуса потекла черная, вонючая вода. Ни потолок, ни стены не успели даже закоптиться, но черную лужу надо убирать. Послав Таню за тряпкой, я попытался поставить обгоревшее тело бывшего зомбоящика на место. Но не тут-то было! Ни вдоль, ни поперек агрегата моих рук не хватало.
   Как же мне удалось, уворачиваясь от жаркого пламени, снять 65-килограммовый предмет с тумбочки? А очень просто! Сжал с двух сторон ладонями и опустил плавно на пол. А помог мне его величество господин АДРЕНАЛИН! В момент острой опасности он увеличивает силу человека в несколько раз. Так в детстве, когда сторож застал меня с приятелем за кражей яблок в колхозном саду, удирая от него ночью, у меня вдруг открылось кошачье зрение. Я отчетливо видел каждый комочек земли, каждый стебель лебеды, а плетень, огораживающий тыльную сторону сада, я, словно олень легко, перемахнул не прикасаясь.
   Так и закончилась, практически не начавшись, моя карьера огнеборца. Кажется герой, штаны с дырой! Две основные ошибки: погасить пламя можно только перекрыв доступ кислорода к месту горения, залив пламя водой, противопожарной пеной, инертным газом или накрыв его чем-то трудно сгораемым, как в моем случае. Но огонь надо прикрыть плотно, не давая похода воздуху. А я укутал телевизор на ножках, да еще вместе с задней решеткой. Воздуху для развития горения там осталось предостаточно. И вторая ошибка. Заливая аппарат водой, я совсем не учел, что мог получить мощный удар током от оставшегося на конденсаторах напряжения.
   А на утро приехала машина службы 01. Здоровенный пожарный в толстом брезентовом костюме, с мощным поясом на том месте, где должна быть талия, задал мне массу вопросов на тему что, где, когда. Выслушав мои ответы и, никак не выразив своего отношения к произошедшему, даже не сказав спасибо, молча убыл. Так что ни медали «За отвагу на пожаре», ни простой благодарности я не заслужил.
   Ну и бог с ним, за то, прекрасный коньяк из красивой бутыли под аккомпанемент задушевной беседы о буднях Советской Армии у нас с генералом, пришелся очень кстати.


                Александр Косульников.  г. Москва    31.10.2023 г.


Рецензии