Сказ о том, как волк и козёл в одной яме оказались

Жил да был волк – молодой да горячий. Повздорил он как-то на ночь глядя со своими братьями и решил уйти из стаи и жить одному – бирюком. Только недолго он бирюком прожил, этой же ночью свалился в яму, глубокую-преглубокую. Свалился, а вытащить некому.
Сидит он в яме, от холода дрожит – в ту пору зима стояла злющая-презлющая. Вдруг слышит, снег похрустывает. «Неспроста это он, - думает волк, - видать, идёт кто-то». Напряг весь свой слух и слышит:
– Эх, сейчас первого попавшегося волка съем! Прошлый-то у меня уже переварился!
«Ну, - думает волк, - конец мне пришёл! Не иначе как чудище идёт невиданное и неслыханное, нами, несчастными волками, питающееся!». Зажмурился он и приготовился смертушку принять.
Вдруг что-то на него ка-а-ак упадёт. Подождал волк, пока искры, что из глаз посыпались, разлетятся, пригляделся – чудище в яме сидит: на голове рога, под головой борода, а зубы так и лязгают. А больше не видать ничего!
Пуще прежнего испугался волк, взмолился о пощаде.
А это козёл был. Он от хозяина сбежал – тоже решил бирюком пожить. Сбежать-то он сбежал, а где убежище себе найти понятия не имел, вот и блуждал по лесу, отпугивая всех байками про то, как он волков одного за другим ест.
– Так и быть, не трону тебя! – говорит козёл. Он совсем уж осмелел, слушая мольбы волка, и перестал от страха зубами стучать.
Ну, тут уж и волк в себя пришёл, принюхался и говорит:
– Слушай, а почему от тебя козлом пахнет?
– Да я волка съел, а козлом закусил! – отвечает козёл.
– Ааа… - говорит волк, а сам от страха в снег так и вжимается.
– Да ты не бойся, я теперь не скоро есть захочу! – успокаивает его козёл, а сам думает, как бы из ямы выбраться – не ровен час, рассветёт, и тогда от него даже рогов не останется.
Какое-то время они сидели молча. Но тут волк не совладал с любопытством и спрашивает:
– Так что ты за зверь такой диковинный, коли волков ешь, а козлами закусываешь? Тигра что ли?
– Да какой я тигр? Бирюк я! – нашёлся козёл.
– Бирюк? – удивился волк.
– Ага!
– Так бирюк это же тоже волк, только одиночка!
– Эээ… Допустим…
– Так ты это… волк что ли? А как же рога?
– А что рога? – невозмутимо заметил козёл. – Одиночество ещё и не то с волками делает… У меня от него, проклятого, не только рога, у меня и борода с копытами выросли. А голос? Слышишь, что стало с моим голосом?
– Ну да, на козлиный больше похож… - поморщился волк.
– Вот-вот!      
Тут волк замолчал и крепко задумался. «Вот, - думает он, - до чего бирюка жизнь довела, - а сам между тем себя ощупывает – не выросли ли у него рога и копыта. – Не хочу быть бирюком, уж лучше обратно в стаю». Хотел поделиться своими мыслями с козлом, глядь, а тот спит уже. Посидел-посидел волк да тоже уснул.
Так они и спали, покуда утром их дед Матвей не нашёл. Всю ночь разыскивал он своего козла, который вдруг ни с того ни с сего взбеленился да и сбежал. И вот видит старик, на дне ямы спят его непутёвый козёл да волк, да ещё и прижимаются друг к дружке, видать, чтоб теплее было. Засмеялся в усы дед Матвей, сходил домой за лестницей и вытащил обоих из ямы.
После этого происшествия волк вернулся в стаю, а козёл к хозяину – у него всё же безопасней, да и полакомиться есть чем. А вот яму, а впоследствии и дубраву, где она находилась, с тех пор прозвали Бирючьей (найти её можно в Саракташском районе близ села Новосёлки). И откуда только люди проведали про разговор козла и волка? Не иначе, это сам козёл всё деду Матвею рассказал…

 
   


 
   

      
         


Рецензии