Озабоченность патриарха Кирилла

Глава РПЦ серьезно озабочен наплывом в Россию мигрантов
Владимир Малышев
30.10.2023
Обеспокоенность Патриарха

Бурную дискуссию в обществе вызвали слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прозвучавшие на встрече со студентами МПГУ, когда он отвечая на вопрос о мигрантах, выразил серьезную озабоченность долгосрочными последствиями привлечения в Россию дешевой рабочей силы из-за рубежа.


«У нас, — сказал Патриарх, — действительно недостаточная рождаемость, и последствия для страны могут быть катастрофическими. Мы великая страна, у нас огромные просторы, но у нас не хватает людей. А ведь общество развивается, и кому-то надо работать, — вот и появляются гастарбайтеры, которые вначале выглядят как совсем чужие, иностранцы. Не умеют говорить, потом немножко начинают общаться по-русски, а потом женятся на русских, прописываются, становятся гражданами… Как будто в этом не должно быть ничего плохого, но есть один риск: такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность».

Стремление заполучить дешевую рабочую силу, считает он, не должно привлекать огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, к иной вере, часто не знающих русского языка и не имеющих уважения к России и к ее народу.

«Ведь есть те, кто и язык не учит. Поэтому межрелигиозная, межнациональная напряженность, которая в будущем может очень сильно ранить наше общество, формируется как бы из мелочей, которые сейчас очевидны, но завтра эти мелочи окажутся уже не мелочами. Понимаю, Москва растет, какие дома строим, и с этой утилитарной точки зрения нужна рабочая сила. Не хватает ее Москве, но ведь эта сила никуда не уедет после того, как дома построятся, — она вся останется здесь. У меня нет никаких плохих чувств к мусульманам. Я долгие годы, да и сейчас занимаюсь отношениями Русской Церкви с исламским сообществом. У нас исторические исламские общины и в Москве, и в Уфе, и в других местах, и у Патриарха очень хорошие отношения с руководителями этих общин. Но не о них речь идет, и даже не об отношении к исламу. Речь идет о демографических процессах, которые могут радикально изменить природу нашей страны и нашего государства. Поэтому нужно очень внимательно подумать, как работать с этой проблемой. Какие-то мысли у меня есть, не могу их здесь, к сожалению, озвучить, но считаю, что наше политическое руководство, капитаны нашей индустрии, интеллигенция, общественность должны помнить, что происходящее сегодня может привести к благополучию для всех, а может завершиться очень большими трудностями и проблемами для России, государства многонационального, но ядром которого является русский народ», — отметил Кирилл.

С явным раздражением встретили заявление главы РПЦ доморощенные либералы. Так, подведомственный им канал Telegram-агрегатор Brief процитировал слова некоего источника в московской мэрии, который в грубой форме отозвался о выступлении Кирилла: «Столице не хватает рабочих рук для нормального функционирования и развития. Москва привлекает людей из Ближнего зарубежья, организует много программ, добилась значимых результатов легализации работы мигрантов, ведётся работа по организации медицинских и образовательных услуг. Патриарх Кирилл зачем-то лезет не в свои дела — туда, в чём он совершенно не разбирается и не понимает вопроса».

Brief обвинил РПЦ в использовании «популистских и националистических лозунгов», «черносотенстве в формате Иоанна Кронштадского», и в грубой форме заявил: «Патриарху лучше заняться собственными проблемами, а не указывать столичной мэрии».

Довольно странно отреагировал на взволнованное заявление главы РПЦ муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, хотя слова Патриарха относились вовсе не к проживающим в России гражданам мусульманского вероисповедования, а к заезжим мигрантам, представителям других государств, гастарбайтерам. Аляутдинов заявил, что перекладывание россиянами ответственности за национальную идентичность на других недопустимо. Он согласился с тем, что мигрантов нужно интегрировать в российское общество, однако подчеркнул, что Россия является многоконфессиональным государством, что обязывает уважать представителей всех национальностей и религий.

Такое заявление не может не вызвать удивления. В словах Патриарха нет и намека на «неуважение» к «представителям всех национальностей и религий». Речь шла совсем о другом. О том, что заселение России приезжими из других стран, представителями другой культуры на фоне тревожного сокращения численности коренного русского населения грозят нашей стране необратимыми демографическими проблемами, утратой Россией национальной идентичности. Ведь именно русские исторически являются государствообразующим народом, без которых Россия существовать не может.

Именно потому член СПЧ Кирилл Кабанов отреагировал на слова Аляутдинова жестко, назвав его реакцию на обеспокоенное выступление Патриарха о мигрантах «хамской», неприемлемой ни по форме, ни по содержанию. По его мнению, Патриарх Кирилл корректно сформулировал и высказал свои опасения по сохранению в России традиционных культурно-исторических ценностей и «православного мира».

Кабанов подчеркнул, что «эта отвратительная, по своей сути, информационная «кампания-ответочка» вызывает вопросы к ряду чиновников, «вдруг решивших, что они вправе публично указывать, что главе Русской православной церкви можно говорить».

Член СПЧ считает, что оскорбления в адрес Патриарха оскорбляют и всех православных христиан.

Кабанов также заявил, что предстоятель РПЦ высказывает не столько свое мнение, сколько позицию своей паствы. «А православных в России пока еще значительное большинство», — заключил представитель СПЧ.

Важно еще и другое, о чем заявил секретарь Союза журналистов России Анатолий Кузичев. «Проблема, — сказал он, — судя по тому, что её комментирует Патриарх Кирилл, уже очевидно не локальная разборка двух подходов к трудовой миграции, а угроза для страны».

«Всего два наблюдения на эту тему: по открытым данным количество тяжких преступлений, совершённых мигрантами в 2022-м, выросло на 37%. А ещё вспомните начало 2000-х и образ мигранта: молчаливый труженик со смешным акцентом. А сейчас? Банды несовершеннолетних, которые нападают на людей, часто по этническим или религиозным мотивам. И тут никакого бинома Ньютона нет. Всё просто: надо строго и последовательно напоминать им о букве закона. Беспощадно и каждый раз. Поверьте, они быстро присмиреют. Не надо только с диаспорами "вопросцы обкашливать" и всё будет нормально», — написал Кузичев.

И это действительно так, потому что одна из главных причин роста тревоги в связи с наплывом в страну мигрантов, все усиливающийся рост с их стороны преступности, о чем уже заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в интервью РИА Новости, назвав ситуацию крайне напряженной. По его словам, существенно выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных приезжими. Среди них — причинение вреда здоровью, повлекшего смерть, половые преступления, а также преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Бастрыкин отметил, что только за первый квартал 2023 года следователи возбудили более 550 уголовных дел о преступлениях мигрантов, свыше 500 дел направлено в суд. В лидерах — Москва, Московская область и Санкт-Петербург.

Сегодня, по словам руководителя ведомства, коренные жители любого российского города, поселка, района нередко сообщают о сформировавшихся этнических анклавах, приближаться к которым опасно. Бастрыкин отметил, что ежедневно из СМИ, от граждан, из правоохранительных органов поступают сигналы о правонарушениях мигрантов. «И это не просто статистика, а вопиющие случаи беззакония, притеснения, насаждения чуждых порядков и ценностей», — указал он.

Как сообщил в свою очередь глава МВД России Владимир Колокольцев, каждое четвёртое преступление, совершаемое мигрантами в России, связано с наркотиками. По словам министра, «бесценные иностранные специалисты» организуют на нашей земле нарколаборатории, а также наркосообщества, в том числе — межрегиональные.

Другими словами, мы столкнулись у себя дома с организованной иноязычной преступностью. Речь не только о торговцах наркотиками. Банды незваных гостей уже открыто угрожают русским. Не будет преувеличением сказать, что на наших глазах выросла угроза самому государству.

Растущую тревогу вызывает тенденция объединения представителей этнических диаспор в организованные структуры, о чем уже писало «Столетие». Среди них — некие «спортивные» объединения для приезжих, «бойцовские клубы», которые не только провоцируют массовые бои и нарушения общественного порядка, но и создают атмосферу насилия и нарушения законов. В этом опасном явлении скрыта даже угроза бунта, но, кажется, что никто пока не признается в нем и ничего серьезного не предпринимается.

А ведь первый очень тревожный звонок уже прозвучал, когда недавно мигранты провели в центре столицы массовую не согласованную демонстрацию, пройдя колоннами по городу с криками «Аллах Акбар!». Как свидетельствуют СМИ, к его организации были причастны спецслужбы Украины.

Поясняя слова Патриарха, зампред Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом СМИ Вахтанг Кипшидзе, отметил, что муфтий в своей оценке проигнорировал тот факт, что «иммиграционная политика — это не форма переселения народов, в ходе которой можно проводить эксперименты на тему того, дала ли трещину российская идентичность». Политика — это сознательный выбор государства и общества.

По словам Кипшидзе, дело не в том, что в Россию едут мусульмане. «В России живет больше местных мусульман, чем приезжают. И большинство из них видят угрозу в людях, которые, к сожалению, не знают и не хотят знать не только русскую православную культуру, но и, например, татарскую, чеченскую или дагестанскую», — пояснил Кипшидзе. Он посетовал, что единственное по факту требование к мигрантам — работать задешево. Человек, который приезжает на заработки в другую страну, ни в чем не виноват. Но перед ним должны быть поставлены правила, нарушение которых навсегда закроет въезд в страну.

«Патриарх Кирилл в своем выступлении четко и откровенно выразил обеспокоенность полирелигиозного российского общества. Общества, которое не должно платить своей безопасностью и идентичностью за возможность бизнеса извлекать доход из дешевых работников», — подытожил Вахтанг Кипшидзе.

Резкой критике подверг в своем блоге иммиграционную политику России известный публицист Сергей Михеев. «Смысл в том, — считает он, — что у нас не хватает системности в миграционной политике. Если речь идёт о высококвалифицированных специалистах, нужных стране, то для них должна быть установлена процедура упрощенного получения гражданства. А за всеми остальными нужен глаз да глаз», — заявил он, комментируя сообщения о том, что многие мигранты, используя лакуны в семейном законодательстве (например, оформляют фиктивное отцовство), всяческим образом пытаются «закрепиться» в России.

Михеев уверен, что надо было бы все 30 лет поощрять возвращение этнических русских и тех, кто считают себя этническими русскими, из Ближнего зарубежья в Россию. Но законы это не поощряют, а создают массу проблем, потому что этнический фактор не учитывается: нет никаких русских — есть просто те русскоязычные, кто хотят получить гражданство, и те, кто не хотят. Китаец тоже может быть русскоязычным.

Надо поощрять высококвалифицированных специалистов, учёных, инженеров, изобретателей, людей, желающих заниматься производством, имеющих знания. Надо их поощрять через особую процедуру получения гражданства, но этого нет, сетует Михеев.

То, что надо поощрять, указывает он, не поощряется. И наоборот: прописаться в «резиновую» квартиру, установить фиктивное отцовство, родить здесь экстренно ребёнка, что явно является «лавочкой» сомнительных поводов для получения гражданства — для этого есть много возможных лазеек. Это о чём говорит? О том, что ценностные ориентиры миграционной политики должны быть подвергнуты очень серьёзному пересмотру, и в соответствии с приоритетами национальных интересов законодательство должно быть откорректировано. Надо отработать возможность изъятия гражданства у людей по ряду признаков: если оно было получено незаконным путём (это можно установить, доказать); если человек, недавно получивший гражданство, занимает ту или иную недружественную по отношению к российской политике позицию. «Нам не нужно насыщать страну людьми, которые априори не собираются быть патриотами России», — подчеркивает публицист.

«Я очень много за 30 лет работал и ездил по постсоветскому пространству, — замечает он. — Если бы знали, сколько душераздирающих историй от русских людей я слышал! Они десятилетиями не могут здесь получить паспорт. Хотят/хотели приехать и не могут. Так там и умирают — не могут устроиться. Зато огромное количество людей, которые через этнические ОПГ наладили каналы дачи взяток в паспортных столах, получают пачками паспорта».

Так что обеспокоенность Патриарха проблемами миграции более чем обоснована, а та бурная реакция, которая последовала на его выступление, говорит лишь о том, что они носят и впрямь судьбоносный для России характер, и власти должны срочно принимать меры по их решению. Пока не стало слишком поздно.


Специально для «Столетия»

   


Рецензии
Люблю в Армении армян
И в Грузии грузин.
В Израиле израильтян
В Мордовии мордвин.

Я радуюсь всем нациям,
В почете каждый род.
Но что ж им не живется там,
Где их родной народ?

С уважением,

Владимир Рукосуев   02.12.2023 17:08     Заявить о нарушении
Владимир, большое спасибо! Приятно, когда человек отзывается!

Алексей Васильевич Евдокимов   07.12.2023 17:24   Заявить о нарушении