ЛиТ-Тера-Тура, или?..

    Самостояние ЛиТ-Тера-Туры , или достояние Лит-тера-тора?..
               (из опыта очевидного языковедения)

   В разных источниках, – Литература – определяется как «писание букв», «буква», «искусство письма», «письмена», «письменность», «словесность». Но есть ли в том, хотя бы намек на образ существования «Литературы» как таковой? Похоже, нет! Ведь каждый читатель знает её способность проникать в жизнь людей. Литература явление всеохватное, но, что составляет её природу и потаенные черты существования?..
 
   Литература – слово неоднозначное, оно насильственно составленое, без соединительных гласных: из литера+тура, – где литера <лат. Littera – буква + тура <лат. Turris – башня... Как действуют они в таком «единстве»?..
Но, прежде, литера – от <лат. Littera – буква, есть чудесная композита греческого образца: littera соединяет lit – лит <гр. Lithos – камень + tera – тера <гр. Teras – чудовище, она же тера – измерение 10 в 12степени, не менее «грозная» величина. Их греко-латинская перекличка сближает глубинное значение слов без видимых противоречий. В littera слияние слов оказывается неприхотливым и ясным указанием на естественные истоки и необходимость этой противоречивой природы. Некогда, оно так и входило в «Литтературу», сохраняя двойную «т»...

   Литтера – Слово, в сущности, есть «каменное чудовище», невиданное и устрашающее. На камне вырубались невероятные образы-линии в которые зримо «сворачивали» внутренние представления и понимание вещей. И это отдаленное подобие ощущаемого, «видимого» или «мыслимого» пространства жизни запечатлевалось «печатанием» на камне образов, которые становилось актом рождения и утверждения традиционного духа.
 
Такая «фиксация» дала возможность перейти от бытовавшего прежде запоминания, всегда с долей фантазийности или упущений, к точной, независимой, безутратной или безупречной памяти слова в камне. Каменная «скрижаль» долговечней и неизменней человеческой памяти, живущей в бурлящей ауре эмоций и чувств.
Когда знаки-письмена стали понятны «массовому» сознанию, они начали не только устрашать, но хранить былые истории и восхищать их «носителей».
 
   Возвращаясь к «полноте» Литтературы, обратимся к последней значимой «т» – Тура <лат. Turris – башня. Литтера+тура превращается в нечто несоединимое – «буква» + «башня», которые языковая воля сближает с «Башней Букв», или «Башней из Букв». Памятуя связи «букв» со словом, Лит-Тера-Тура преображается в «Башню из Слова-Камня».
Утрачивая одну букву «т» (t), Литература припрятала свои «каменные страшилки» в гущу повествований, выдавая лишь внешние очертания жизни...

   ЛИТТЕРАТУРА – это Камень! + Чудовище! + Башня! – вот с чем мы имеем дело... Невольно сделаешь несколько шагов назад – обозреть, восхититься, задуматься...

   С началом недавней Эры…
Слово обретает плоть «камня», оно прирастет силой изменяемости обработанного «камня-слова». Совершенство строения или способность построения «образов» приобретает возможность соответствовать форме замысла, где краеугольность Слова-Камня приносит необходимую законченность в образах и смыслах.
 
В сущности, «краеугольность» камня – есть глубинное значение и качество слова, собирающего биение жизни со всей широты расходящихся сторон угла в его крайность, в точку-угол камня-слова. Краеугольность – есть неизменная ответственность вносящего слово в место повествования, в правдивое свидетельство, в точное описание видимого, в духовное прозрение хода событий. Порой, краеугольность приобретает особую степень выражения Слова-Камня – это пророческое слово, столь привлекательное и «таинственное» в «Заветных» текстах...

   Незыблемость «камня» придает твердость и неуничтожимость слову. Слово превращается в опору, в основу, в нерушимую ценность, в доверие и веру. Но из «веры слову», вдруг, намеренно или случайно, вырастает игра на этой вере, то есть, зарождается – ложь... Вместо силы слова, основанной на чистом взаимодействии с миром, возникает сила лжи или – Власть Лжи, то есть слово поражается отсутствием свободы и правды. В мир входит Унижение, Вражда, Борьба, Война и Власть над Миром. Всё начинает пронзать власть Зла...
Но «каменная» природа Литтературы, в основе своей, открывает совершенное строение из Слов, она приобретает чудесный образ Башни.
   
   Литтература, в удивлении и смирении, «затихает», – она Архитектурна!
Она имеет выверенное соотношение частей, сторон, объемов формы, то есть, приобретает замысловатый рисунок в пространстве и неповторимое внутреннее убранство...

   Её основание выдерживает мощь строения, что не допускает перекосов стен, трещин или обрушений. Эта Башня точного, правдивого Слово-Смысла, и неизменно твердой «каменной» образности. Башня открыта общению, она неподражаема и существует независимо от восприятия неискушенного созерцателя или искателя истин...

   Образ «Башни»-Литтературы может состоять из нескольких Башен, различного размера и конфигураций, то есть – жанровых форм произведений.
Строители-Литтераторы не всегда озабочены правом «возводить» совершенные, а не полуразрушенные или искореженные Башни, без особого на то замысла... И тут, возникает непредсказуемая природа Литератора...
Каков Он на фоне ЛИТТЕРАТУРЫ?.. Чем ответит?..
   Слово "Литтература" можно прочитать на обложке первого номера пушкинского журнала "Современник" 1836 года...

Продолжение  –  «Лит-тера-тор»...


Рецензии