Записки землемера. Снова на Когалымскую

            В понедельник, с хорошим настроением, я прибыл на своё рабочее место. Все, обитатели нашего кабинета, встретили меня радостным вопросом - «Как там, наша станция Когалымская?»
            Я не спеша, поделился своими впечатлениями, рассказывая всё по порядку – как летели, как выглядит сама станция, что там ещё имеется. Потом рассказал, о поселке СМП – какая столовая, наличие магазинов, короче всё, что увидел собственными глазами.
Надо сказать, что не все работники имели квартиры в Нижневартовске, и по этой причине планировали в дальнейшем переезд на новое место жительства.
              Мой рассказ прервал приход Клесова, закончилась планерка, у начальника НГДУ. Видимо Клесову, задавались вопросы от начальника по моей поездке на станцию. А так, как я ему ещё ничего не докладывал, и он в свою очередь ничего не мог доложить начальнику. В те времена, это было возможно по одной причине – не было домашних телефонов, а адреса Клесова я и не знал. Так, что рассказать ему всё в выходные не мог. Поэтому, он сразу указал рукой мне на стул рядом с его столом, и строго взглянув мне в глаза, бросил – «Докладывай!»
               Я всё доложил, тоже по порядку, что мной было выполнено - про нивелир, про площадку площадью четыре гектара, про начальника СМУ. Где расположено СМУ, где проживают работники.
Он внимательно слушал, и мне показалось, что он сверял свою информацию с моей. А возможно, составлял общую картину, и искал выход из ситуации по посёлку.
                Потом, мне для сведения, сообщил, что он тоже здесь без дела не сидел, и кое-что выяснил. Речь, шла, о поселке, который начало строить наше СМУ. Встречался со специалистами капстроительства, там тоже часть прибыла из отпуска, начали появляться документы. Так вот, этот поселок оказывается, не тот поселок, в который планировался переезд НГДУ. А это поселок, необходимость строительства которого продиктовало время.
                - Так, что Николай, - сказал Клесов, мы имеем два посёлка: Один на 15 тыс. жителей, проект которого выполняет киевский проектный институт, по плану генплан будет готов к концу 1979 года. И второй поселок, который сейчас начали строить, ориентировочно для 6-7 тысяч людей. И вот на этот поселок, надо оформлять: и отвод земли, и всё остальное. Проектирование этого посёлка, будет выполнять проектно-сметное бюро нашего НГДУ. И для того, чтобы они начали свою работу, нужна исполнительная сьемка местности, и того участка строительства. Перед отправкой меня на станцию, Клесов этой информацией не владел. И поэтому, мне конкретной задачи поставлено не было. Почему так получилось? Понятно стало только сейчас. Какие команды даются, такое и исполнение. В дальнейшем, конечно, начали по итогам планерок, совещаний - оформлять протоколы, где было предписано кому, и что делать. Но и по протоколам, потом стали появляться вопросы. Почему? А протокол пишется не руководителем, а специалистом, который не всегда может отразить суть, там главное сроки и ответственные, а вот порядок исполнения, выясняется уже в процессе выполнения работы. Начальник, только подписывает, или утверждает. Специалист оформил протокол и разослал, всем заинтересованным. И всё, потом начинаются вопросы. И обычно, суть предыдущего протокола перекочевывает в новый протокол. Попробуй потом, найди, где начало проблемы?
                Снова смотрит на меня, и, повторяет :
                - Надо ещё раз съездить туда, и выполнить следующее – определиться со свободными землями, составить какую-либо схему; обратиться в СМП-524 (строительно-монтажный поезд), по вопросу наличия у них, каких-либо документов, по земельному участку под наш посёлок. Так, что завтра будет вертолёт, придётся тебе снова вылететь на станцию. Оформи командировку, и утром на вертодром!
                Моё дело маленькое, получай задания и выполняй их, я, подтверждая свой настрой ответил – Хорошо! Завтра, дак завтра!
С жильём у меня была туманная перспектива, болтаться в семье брата, тоже не выход. Там на Когалымской, есть бесплатный пол у Капитанова!               
                Сходил, отдал в приемную задание на командировку, подписанное Клесовым, для оформления командировочного удостоверения. Получил его подписанное начальником НГДУ, и вечером меня снова проводили во второй раз на Когалымскую.
                Утром, знакомый диспетчер, внесла меня в ведомость пассажиров, и через час я уже летел в сторону Когалымской. Пейзажи всё также проплывали в окне вертолёта, про себя отметил, что летим почти по тому же маршруту. Правильно, самый короткий путь между двумя точками, это прямая. И чем она прямей, тем путь короче. Наверное, у вертолетчиков всё идёт по утвержденным маршрутам, иногда, вносит свои коррективы ветер, в основном боковой, вот он-то и пытается скривить эту прямую. Причем, если ветра нет на земле, наверху на высоте полета, он всегда в наличии. А если ветер есть на земле, то наверху он гораздо сильнее. Это всё мне придется узнать в процессе общения, да и своих размышлений. Жизнь, это самый лучший учитель! Слушай её голос, обращай внимание на подаваемые ей тебе знаки, и будешь двигаться с меньшими потерями. Пойдешь на поводу советов других людей, можешь и заблудиться, и тех, за кем шел, рядом может не оказаться.
                Увидевший меня Капитанов, был и рад, и не рад моему прибытию. Но делать нечего, раз нас связывает работа, будь любезен, помогай. Мы с ним обговорили, как мне лучше и с пользой для дела выполнить мою задачу. Тут же он, подозвал парня, Славика, дал ему поручение, сделать для меня сажень. Я нарисовал ему чертёж, с указанием, всех размеров. Договорились через час встретиться, у общежития, где жил Капитанов.
                Так и сделали. Славик выполнил добротно свою работу, даже немного обработал ручку наждачной шкуркой, так, что было приятно держать наш инструмент в руках. Шаг сажени два метра, и не много, и не мало. У нас в маркшейдерской группе металлической рулетки (50 метров)не было, на тот момент . Ещё не получили. В магазинах, такие вещи, как в нынешнее время нигде не продавались. По крайней мере в тех магазинах, которые были в северных районах. Почему? А зачем она вам? Вот и ответ на подобный вопрос. С какой целью, и на основании какого документа, вы хотите что-то промерить? И всё! Вопросы больше не возникали. Поэтому, как охранная грамота, в нагрудном костюме моего пиджака лежало и задание по командировке, и само командировочное удостоверение. Подписи, печати. Всё как положено. А в руках, тетрадка в клеточку, выданная мне в административно-хозяйственном отделе нашего управления. Такое было время, такие были инструкции в советском государстве.
                Я объяснил Славику, что он должен делать. А всё очень просто – я носком сапога, черкал линию, и, уходил вперед выбрав нужную точку. Доходил до неё, черкал снова сапогом, и делал отмашку Славику. Славик начинал промер линии, переставляя поочередно две ноги сажени, стараясь двигаться по прямой. Одновременно считая каждый оборот своего инструмента. Для контроля, я со своей отметки также производил счёт. Потом мы сверялись, и я записывал длину линии в тетрадочку. Начертив при этом линию, на чертеже. Так мы обошли территорию БПТиКО, и вышли к грунтовой дороге, идущей параллельно железнодорожному полотну. Сделали промер до первой рельсы. И пошли дальше по краю дороги, и лесного массива, в южном направлении. В одном месте мной на схеме была отмечена грунтовая дорога, идущая в сосняк, по краю которого мы шли. Таким образом мы подошли к точке, где с правой стороны, начиналось болото. Снова промерили расстояние до первой рельсы. И начали движение в обход лесного массива, который оставался по правую руку, а по левую болото. В месте поворота получился острый угол. В чертеже я это отметил. Затем немного пройдя, с правой стороны показался участок, использованный под сухоройный карьер. Теперь стало понятно куда уходила в сосняк дорога, которую мы пересекли, двигаясь маршрутом в южном направлении. Это был выезд из карьера. На схеме я отметил этот участок, начертив его в виде фигуры овальной формы. И дальше, также продвигаясь по краю леса, делая промеры, мы в конечном итоге, дошли до открытого пространства. Это пространство и было продолжением улицы, которую за ее ширину, сразу хотелось назвать – Широкая. Также по краю этой улицы, прошли и вышли к зданиям (общежитиям), где проживали работники СМУ, и транспортной колонны. Наш маршрут замкнулся, означая конец работы. На улице, уже вечерело. Пора подумать о ночлеге. Место его мне было известно, туда я и направился. Капитанов уже был на месте, так что искать его мне не пришлось. Уставший после такой прогулки, шагать в столовую, миную барханы улицы Широкой, не хотелось. Я присел за столик, и начал приводить свои записи, в порядок. Капитанов взглянул, в мою тетрадь, увидел схему, цифры с обозначением размеров, и спросил:
              - Ну как? Этого будет достаточно?
Я в ответ пожал плечами, да и что я мог ему ответить? Я просто выполнил задание начальника. Теперь нужна была встреча с начальником СМП-524. Договорились, что завтра с утра идём к нему.
              Утром погода, встретила легким моросящим дождиком, падающим с серого безмолвного неба. Просвета не было нигде, ни в одной из сторон, куда бы я не бросал свой взгляд.
              - Не лётная сегодня погода будет, сказал Капитанов, тоже посматривая на серость неба.
              Ладно погода, погодой, а мне нужно вторую задачу выполнять. Идём пешком, транспорта у Капитанова не было. Опять тот же перелопаченный путь по песку, до улицы, где находилась столовая. Там проезжая часть не такая рыхлая, чуть поплотнее. Так бывает. Участок здесь бывшего сосняка, о чем свидетельствуют редко стоящие сосны, у домов и на улице. Почвы в сосняке бывают только песчаные. Любит сосна расти на таких почвах. Но если проедет тяжелый грузовой автомобиль, а тогда были – КрАЗы, Татры, Уралы, даже не груженные чем либо, они оставляют след, срывая нежную лесную подстилку, в основном состоящую из опавших хвоинок, да мелких кустарников, или ягодника. А если эти же машины, загружены под «завязку», колеса всё это перемешивают, оставляю после себя уже колею. А что говорить про места разворотов, и пробуксовок! Вот и получается, улица Широкая использовалась под проезд тяжёлой техники чаще, и в основном они ездили груженные.  Улицы поселка СМП-524, так нещадно уже не эксплуатировались, основное строительство в посёлке СМП на тот момент было завершено.
               Подошли к зданию, в котором находилась контора СМП, стоящее рядом со зданием, дома культуры, на краю поселка. Где, собственно, и кончался участок бывшего сосняка, дальше начиналось болото. При разговоре с начальником, который встретил нас не очень дружелюбно (видимо с Капитановым, не нашли общий язык), на мой вопрос, показать, какие -либо документы на землю, чтоб можно было, получить хоть какую-либо информацию, получаем отказ. Документов в конторе нет, это в Сургутской дистанции путей, или в райисполкоме. Вот там, и разбирайтесь. По вопросу принадлежности зданий, где проживали работники СМУ и автоколонны, ответил, что понятия не имеет, но сказал, что там в своё время размещалась какая-то тракторная колона, из Сургута. Короче всё, что я узнал, направляет меня в Сургут. Искать нужно там!
                А погода, не улучшилась, всё также моросил дождь. И в небе стояла тишина. Таких радостных звуков, вертолётов не было слышно. Оправдалось предсказание Капитанова! Не лётная погода!
Стоять в ожидании вертолета и мокнуть от дождя, не очень радостное занятие. Пошли к Капитанову. У меня с собой в портфеле лежала какая-то книжка, я занялся её чтением, прислушиваясь - вдруг услышу нужный мне шум вертолёта! Но нет! До самого вечера небеса не донесли ни одного звука. Так и закончилась среда, день, в который прилетает по плану вертолёт из Нижневартовска, для работников нашего НГДУ. Поезда пассажирские не ходят (только ночью, передвигаются товарняки), и другого транспорта тоже нет. Что делать? Выход один, ждать вертолёт. Завтра, если будет летная погода, возможно мне повезёт, но будет ли в четверг наш вертолёт? Связи телефонной нет, информацию получить не откуда. Зато хорошо работает голова, разрабатывая и придумывая разные планы. Запрыгнуть в товарный вагон, но не лето на дворе, да и когда он приедет в Сургут? А пока -ложимся спать, а утром, будь, что будет!
                Утро следующего дня(четверга) тоже ничем не обрадовало. Дождь, пасмурно, беззвучье. Но в южном направлении виднеется просветление, рождающее в груди теплое чувство надежды. Бегу в столовую, пока не закрытую, завтракаю, и на вертолетную площадку. Там уже толпится народ. Мужчины, несколько женщин, дети. Сразу определяю, кто есть кто. С детьми семейные, наверное, едут в отпуск, а может и уезжают насовсем. Есть такие же, как и я, с портфелями, значит тоже по делам. Все по виду друг с другом знакомы. Начинаю расспрашивать. Кто куда летит. Двое оказались моими попутчиками – в Нижневартовск. Они бывшие работники СМП-524, едут оформляться на работу для работы в СМУ. Начинаю им задавать вопросы, про поселок СМП.
Выяснилось - назначение поселка для размещения работников по строительству железной дороги Сургут-Уренгой. Вначале в марте 1976 года выбросили десант для вырубки просеки под железно-дорожное полотно, и строительство поселка для проживания этих работников. Полотно отсыпали, уложили шпалы, рельсы, и работа по строительству полотна, ушла дальше. А здесь осталась работа по строительству объектов станции, где будет железнодорожный узел.
                В первый свой приезд на Когалымскую, у меня не было времени рассмотреть, как устроена вертолетная площадка. Сейчас время для этого появилось. Стою рассматриваю. Площадок оказалось не одна, а две. Причем располагались они по краям небольшого озера, продолговатой формы. Вершина озерка уходило в болотистую местность, основание, более широкое располагалось перпендикулярно, к полотну железной дороги. «Похожа на каплю» - подумалось мне. В длину озерко было примерно метров сто, в ширину в основании «капли» расстояние, составляло около 70 метров. К площадкам были небольшие дорожки, для проезда автомашин, на случай прибытия вертолёта с грузом. И там, где они сходились, огибая овал озерка, был переезд через полотно железной дороги. Вот от этого места до площадок было примерно около 80 метров. Сами площадки были выполнены из насыпного песка, только уплотненного техникой, или временем. По краям, чтобы потоки воздуха не создавали песчаную бурю, уложены сосновые жерди, скрепленные между собой.
               Народ, стоял около площадки расположенной с правой стороны. Это была площадка, на которую неделю назад, садился наш вертолёт. Наверное, она самая «рабочая».
               Спросил собеседников, насчёт труб, лежащих на площадке вправо от железно-дорожного полотна. Оказалось, это трубы для строительства газопровода, который проходит
правее станции на расстоянии около десяти километров. Там, где-то строится и компрессорная станция. Они там не были, только слышали. Откуда ждать вертолёт из Нижневартовска? Объяснили, иногда прилетает с восточной стороны с Повховского месторождения, когда везут работников СМУ сюда, или с юго-восточной стороны, тогда это прямо с Нижневартовска.
                Стоим ждём, направляя изредка взгляды в юго-восточном направлении. Хоть и начало сентября, а на открытом пространстве если дует даже небольшой ветерок, стоять с каждой минутой становится не очень комфортно. Вот и выбираешь такое положение тела, чтобы стоять спиной к ветру. Одна радость от ветра, он раздувает любую непогоду. Не заметили, как с южной стороны (из Сургута) послышался звук вертолёта. Пригляделись, увидели, летит.  Сделав положенный круг над поселком, пошёл на посадку. Народ засуетился, мои собеседники тоже. Ждём. Вертолёт почему-то начал снижение на другую площадку, а не на ту, к которой ближе стоял народ. Взрослые, дети, все устремились туда. И пока бежали к вертолету, вертолёт успел сесть, и высадив несколько пассажиров, взлетел, взяв курс обратно на Сургут. Не было даже желания подождать спешащих к вертолёту людей. Всё, что прокричали в след вертолету, было заглушено его же шумом. Толпа, наученная первым вертолетом, вернулась к перекрестку дорожек. Через полчаса показался второй вертолёт, и произошла та же история. Общий круг над поселком, затем снижение над площадкой. Народ заспешил снова, причем посадка производилась на вторую площадку, кто стоял поближе были в выигрышном положении, и начали бежать к площадке, но вертолет, также высадив двух человек, снова взлетел, не посадив ни одного человека. Негодованию людей не было предела! А я стоял и вспоминал, предыдущую пятницу, было всё просто, прилетел вертолёт, нас спокойно посадили, и всё мы улетели.
               А время между тем, незаметно перевалило за полдень, и вертолётов больше не было. Так и закончился, третий день командировки, оставив мне надежду на завтрашнюю пятницу.
                Капитанов, удивился тому, что я не улетел.
                - Были же два вертолета?
              Я рассказал ему. Он неодобрительно покачал головой, и было не понятно, толи он не одобряет действия вертолетчиков, толи мою нерасторопность, вместе с невезучестью. Успокоил: 
               - Ладно, завтра повезёт!
            Утром, через столовую, я снова на вертолётной площадке. Вчерашних собеседников моих не было. «Каким же путем они выехали?», мелькнула мысль. Ладно потом разберёмся. Стою жду.
Замечаю. Летит опять с Сургута. Видна точка над дальним гребнем из редких деревьев. Она заметна издалека. А почему издалека? А, в районе этих вертолетных площадок, леса нет, есть небольшие непонятно, как растущие в болотистой местности сосенки. И поэтому обзору пространства, с этой стороны железно-дорожного полотна нет препятствий. Лес, который растёт по другую сторону полотна, расположен на расстоянии, и даже он не мешает обзору. А так как, вертолёт ожидают с южного направления, даже на далёком расстоянии он виден. Вначале появляется точка, которая постепенно увеличивается в размерах, а потом появляется звук. Местность возвышенностей не имеет, ровная до самого горизонта равнина.
             И снова, как вчера - посадка вертолёта на площадку, противоположную, той, где собрался народ. Высадка пассажиров, и взлёт без посадки пассажиров. Затем был ещё один, и ещё. Результат был такой же. Даже мне не удавалось добежать до вертолёта, они взлетали! Дело в том, что, когда садится вертолёт, он гонит такой поток воздуха, что у тебя нет сил противостоять ему. А с учётом того, что в воздухе присутствуют и песчинки, и всякий мелкий мусор, и капельки воды. Бежать становится невозможно. Ты останавливаешься, и ждёшь, когда он коснётся колесами шасси поверхности площадки, в этот момент, чуть замедляется ход лопастей, тогда поток немного ослабевает, и можно двигаться. Открывается дверь, выбрасывается трап для схода пассажиров, и затем выходят пассажиры. Всё это происходит за считанные секунды. Как только, сошёл последний пассажир, трап в кабину, дверь закрывается, и винты вновь начинают раскручиваться. Взлёт! И всё надежды улетают вместе с вертолётом. Поэтому никому и не удавалось добежать, не хватало нескольких секунд. Почему не ждали людей? Все вертолёты работали по заявкам организаций, в договоре всегда оговаривается маршрут движения, и цель полёта. Для перевозки пассажиров, или грузов. Если есть в договоре доставка пассажиров в указанную точку, вертолёт это и сделает. Если нет в договоре и заявке, вывоз с этой точки других людей, то на основании чего пилот будет заниматься перевозкой? Хотя и улетает пустой. Почему не было пассажирских рейсов? Возможно, были раньше, а в связи с открытием рабочего движения железной дороги, отменили. И потом я узнал, что для работников СМП, в вечернее время ходила какая-то дрезина. Но это только для своих работников. А я жду свой вертолёт с Нижневартовска!
            Хорошо, погода не подвела, солнце, как бы сочувствую нам показалось во всей красе, даже стало припекать. Принимаю решение. Раз не могу добежать из точки, между площадками в одном месте, попробую, это сделать из другой точки. Которая находится в вершине озерка, в сторону Повха. Иду туда, и начинаю кормиться подножным кормом – брусникой. Здесь её навалом. Участок представлен каким-то полу-болотом. Не большие бугорки, поросшие багульником, и редкими угнетенными сосенками, между бугорками лужицы, с мшистым дном. Прикинув расстояние до площадок (а в этой части намного ближе) выбираю срединную точку. Брусника, похуже чем в лесу, две крупных на кисточке, а остальная мелкая. Но зато спелая! Цвет её не красноватый, а темно-бордовый. И вкус сладкий, без обычной кислинки.
               Слышу звук. Летит. Снова круг. И пошёл на посадку. Бегу с учащенным биением сердца! Должен успеть! Замечаю на ходу - отодвинулась дверь, выбрасывается трап. И в этот момент влетаю правым сапогом в лужу, которая, радостно хлюпнув, плеснула мне в сапог своей водицы. Не рассчитал, не увидел! А я уже успел добежать до жердей, уложенных вокруг площадки. В этот момент, вижу – вышел один человек, и трап убрали во внутрь.
                Не успел! От огорчения, присев опустил голову. Ладно улетайте! Но не слышу, звука раскрутки винтов. Поднимаю голову, вижу механик машет рукой – давай бегом! Видимо пилот видел весь мой забег, с препятствиями, и дал команду механику. Ещё не осознавая, как мне повезло, добежал до двери, сунул портфель, и подхваченный механиком за ворот куртки, оказался на полу в салоне вертолёта. Он показал, мне рукой на кресла – садись! Я сел, ещё не веря своему счастью! В окне взлетающего вертолета, увидел, как народ на площадке смотрит, задрав головы, и мне показалось, что я даже услышал, что они кричат во след – и вертолету, и мне. Потом, когда волею судьбы стал жить в Сургуте, понял почему не брали людей вертолёты. Многие вертолёты летали с других площадок «Победит», «Черная речка», а они расположены далеко от Сургута. И представьте, вылезают эти пассажиры из вертолёта, и не знают, как добраться до города. Вот и получается вертолетчики не брали пассажиров, ещё и по этой причине. Мне повезло, они летели в аэропорт!
               Оглядываюсь. Ничего себе! Салон, необычный, не лавки вдоль стен, а кресла рядами, с белыми чехлами. Я потом расспросил, узнал, есть ещё и пассажирский вариант Ми-8. Для особо важных персон. Летим. Тут начинает до меня доходить, разность ощущений от двух ног. Вода! Осторожно, снял сапог, выжал носок прямо в сапог. А вылить-то куда? Иду в хвостовую часть, благо дверь в кабину пилотов закрыта. Нахожу какую-то щель меж створок, и выливаю чуть больше стакана болотной воды. Вернувшись на место, с трудом одел и носок, и сапог. Стало чуть лучше, но всё равно чувствуется – одна нога в сырости.
               Через минут пятьдесят, прилетаем в Сургут, на горизонте вначале показались громадные трубы (потом узнал трубы ГРЭС), затем открылась взлётная полоса аэродрома, и квадратные из бетонных плит площадки. Вертолёт сел, и медленно начал снижать скорость вращения винтов, до полной остановки. Дверь кабинки открылась, вышел механик, ловким движением установил трап, и сказал:
               – Можно выходить!
              Я подошел, в проем двери поблагодарил пилота, он уже стоял, надевая китель. Он пожелал мне хороших выходных. Я спустился по трапу.
              Добравшись до аэропорта, а это было рядом, через небольшой лесок, вошёл в здание. Время было пять вечера. Искать в Сургуте тракторную колону в такое время, или попасть в райисполком, с учетом времени на дорогу до города, в котором я ещё и никогда не был, мне показалось не реально. Подошёл к табло с расписанием движения самолетов. Нашел! Есть сегодня ночью рейс до Нижневартовска. Иду в кассу, там, как и положено в те времена очередь. Через час стояния, узнаю билетов нет, только по прибытию самолета. Очередное испытание, не заставило себя долго ждать. Ищу буфет. Утолив немного чувство голода, иду наверх, где кресла зала ожидания. Мне повезло, нашлось свободное место. Можно отдохнуть. Часов в десять начинаю пробираться снова к кассе, занимаю место. А там очереди на разные рейсы. На мой нижневартовский рейс, есть человек пять. Стоят пять человек, а сколько им билетов надо, неизвестно. Наступает томительное время ожидания. Нога в мокром сапоге, вроде бы согрелась, по крайней мере, неприятных ощущений нет. Объявили прибытие нашего рейса, кассир начала продажу билетов. Опять небольшое волнение, но удача оказалось снова на моей стороне. С билетом в руке, бегу на регистрацию. Обычная процедура. Автобус, снова проверка билетов, и я в салоне. В полёте, подвел краткий итог моей второй командировки на станцию Когалымская – задание начальника выполнил, правда потерял, три рабочих дня, но устранить это, было не в моих силах. Через полчаса аэропорт Нижневартовска, после четырех дней, снова встретил меня, без цветов, и объятий. Не знал я тогда, что три года такой жизни, ждут меня впереди. Всё только начиналось!


НГДУ - нефтегазодобывающее управление;
СМУ  - строительно-монтажное управление;
СМП  - строительно-монтажный поезд;
БПТОиКО - база производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования;


Ноябрь, 2023 года


Рецензии