В зеркале мести. Сказка
(Все мои сказки это
не заимствование,не
подражание,а мой
художественный
вымысел)
Автор
В небе звёзды собрались «субару»,*
Не в четвертый,не в девятый день.
В месяц сакуры справили свадьбу-
На удачу невесте «кайкэн»*.
В пояс-оби,в парчевый мешочек.
«Сиро маку»белый наряд.
Три луны и каиши* для строчек-
Об Алголь в скоплении Гиад.
Время птиц,ивы,ириса-
На орнаменте кимоно,
Хироэн*с освященным,из риса-
Новобрачия-счастья вином.
Субару* скопление
Кайкэн*- женский меч
Каиши*-бумага для стихосложения
Хироэн* -свадебный банкет.
https://stihi.ru/2020/03/15/10563
(Свадьба в Японии,
Автор Таис Никольская)
Нихон - то самое место на земле,где неизменно восходит солнце.Именно так переводится название страны-Япония.
На острове Хонсю(одном из шести тысяч восемьсот пятидесяти двух составляющих архипелаг загадочного государства в Тихом океане),расположена столица страны-Токио и печально известная всему миру- Хиросима.
Именно здесь произошла история о которой я вам хочу рассказать.
Каждый населенный пункт в Японии имеет свои отличительные знаки.
У Хонсю их два.Первый - хризантема (главный из почитаемых цветов),второй символ не менее уважаем. Это благородное дерево- дуб.
На этой земле произрастают всем известные в России: ясени,каштаны ,буки,клёны,липы,вязы ,березы,грабы,а также дзельквы и багатоплидники.
На горных вершинах встречаются кедровые стланики,верещатник,а весной расцветает розовый рододендрон,который у нас в просторечии именуется багульником.
На побережье распространены в основном мангровые деревья.
Икома- один из городов находящихся в префектуре Нара.
Это живописное место исторически основано на перекрестке древних торговых путей.
Здесь также можно встретить кастанопсисы ,камфорные лавры ,бадьяны,камелии и симплокосы,причём в некоторых местах встречаются бамбук и гинкго.
В национальном парке возвышается священная гора.
Множество храмов посвященных успехам в делах привлекают сюда паломников- предпринимателей.
К перевалу Курагири ведут сто самых лучших дорог.
Здесь также обитают и не типичные боги,один из них со слоновьей головой, Канги-тэн - японская инкарнация индуистского бога Ганеши.
Буддистская религия не соперничает с подобными ей,поэтому легко приживается в разных местах планеты.
Есть сведения,что приходя в другую страну проповедники буддизма вначале поклоняются местным божествам ,принимая и признавая их власть,а затем рассказывают о своей вере.
Аризу единственная дочь из весьма состоятельной семьи .
Каждый год ,в «День цветения персика»,являющегося одним из главных праздников Японии(«Хина мацури»- Праздник девочек),дочери демонстрируют приобретённые за год навыки хорошего тона. Торжество
подобно сбору урожая созревших плодов доброго воспитания родителей.
И это не удивительно,дочки взрослеют и становятся невестами.
В этот день выставляют на всеобщий показ специальных национальных кукол,наряжают дочерей в яркие кимоно расшитые цветочным узором,детям дарят подарки.Также готовят пышные рисовые сладости с сиропом и другие всевозможные угощения.
Аризу — образно именуемая как «дочь в коробке»- подобно фарфоровой кукле, с детства окружена вниманием заботливых родителей.
Добавлю,что в этой стране особо ценят красоту цветения сакуры существует впечатляющее поэтическое название этого природного сезона-«сливовый дождь».
Аризу появилась на свет в один из весенних дождливых дней.
Случилось так,что брак заключённый(как здесь принято)«по расчету», соединил абсолютно не похожих,не имеющих ничего общего внутренне разных людей.
С первого дня свадьбы мир Иори оказался закрыт для Аризу.
И после банкета супруги не стремились найти общий язык,поэтому поселились и спали отдельно,в разных комнатах.Да и совместными детьми они пока ещё не успели обзавестись.
Не смотря на особенность заключения брака с заранее подобранной кандидатурой на усмотрение родителей,в таких семьях не приняты разводы.
Японию часто обвиняют в эгоизме,проявляющемся буквально во всем.
Патриархат определил здесь для женщины второстепенную роль.Муж обращаясь к жене употребляет слово «канай »,что буквально означает
«внутри дома». Но именно на жёнах лежит ответственность за воспитание детей,именно на их плечи возложено ведение домашнего хозяйства,при этом они чаще всего служат развлечением для мужчин.
По этой причине большинство женщин вынуждены притворяться глупыми «милашками-кавайи»,
боясь показать превосходство ума перед супругом,ибо подобное здесь не дозволено.
В магазине в очереди первым обслужат мужа ,затем жену.
«Амаэ» - это своего рода зависимость,попадая в установленные обществом рамки женщина учится приспосабливаться что чаще всего подталкивает её к хитрости.
Не редко супруги живут в разных домах.
«Сюдзину»-хозяину допустимо изменять,но о женской измене никто никогда не узнает,потому что для многих не удовлетворённых положением подобное становится своего рода местью.
Но и для мужа, находящегося весь день на работе,который возвращаясь не помогает ни в чём жене,существует пренебрежительное определение-
«содай-гоми», иными словами- величественный, или монументальный мусор.
Конфуцианское изречение гласит,что «женщина в юности должна повиноваться матери,в зрелые годы -супругу,в старости- своему сыну».
И работать она может как правило,только до замужества.Японкам гораздо сложнее строить карьеру.
Основная религия этой страны- синтоизм.
Пантеон синтаиских богов велик- около восьми миллионов богов-ками.
Слово «синто» сложено из двух китайских иероглифов: «божество и путь».
Главное божество-
Амэ-но Минакануси но Ками.
Можно отметить также
Такамимусухи-но ками-
Бога- завоевателя и господства и
Камимусухи но ками- божество рождения.
Отличительные черты характера японца— это «исключительное трудолюбие, дисциплинированность,пунктуальность,терпение и чувство долга,также как
бережливость и эстетический сентиментализм».
Все эти качества прививаются родителями с детства,здесь интересы общества всегда выше личных и каждый
должен научиться прятать страдание за улыбкой.
Существует поговорка:«Као де варатте кокоро де наку»- улыбайся,пока страдаешь внутри».
В синтоизме не существует понятия греха,однако считается,что совершение определенных действий может привести к духовному загрязнению, именуемому « кэгарэ ». Для очищения от скверны,- «охараэ»,проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам.В синто не делят божеств на добрых и злых,все они могут принести верующему пользу при соблюдении правил обрядов.Нарушение этих уставов способно разгневать божество и привести к «татарэ»- мести божества.
Но и на эти случаи предусмотрены особые ритуалы примирения.
Почитание ками при посредстве священников проходит в специальных святилищах,именуемых «ясиро» или «дзиндзя».
Например тридцатого июня в синтоистских храмах организован обряд очищения от грехов,назначаемый как правило за шесть месяцев года сакральной Церемонии «нагоси-но-хараи».
В Новогоднюю ночь эта роль отдана колоколам в буддийском храме,
Сто восемь ударов и двойное прохождение через венок «чинова» из веток дерева «чигая», установленный на территории синтоистского храма помогает верующим избавиться от пороков.Так же как укрепление здоровья освященным десертом Минадуки,приготовленным в день церемонии.
В синтоизме по особому определен
момент создания жизни на земле,молитва и подношение а также понятие «скверны».
Выходцы из первого поколения богов- супружеская пара-жена Идзанами и муж Идзанаги сотворили землю при помощи драгоценного копья-взбивая пену жизни.
Но Идзанами
попала в край тьмы и попробовала пищу теней, оттого её прежняя природа изменилась.
После того как Идзанами исчезла и отправилась в царство мёртвых Ёми-но-куни,обеспокоенный супруг Идзанаги последовал на поиски.
Лицезрея тление жены муж опечалился,на что разгневанная Идзанами пригрозила ему,что будет убивать по тысячу человек в день в случае,если он вновь вернётся.В ответ Идзанаги пообещал что будет давать жизнь ещё большему количеству людей
Так в мире появилась смерть.По синтаискому истолкованию смерть ассоциирована с женской природой,поэтому в Японии в фильмах ужасов в этой роли никогда не фигурирует мужской образ.
Между тем японцы считают недостойным в поведении проявление легкомыслия,не серьезности,они не позволяют себе лишнего в общении с незнакомыми людьми.
Важным для них является и то,что
человек научился скрывать личные проблемы.
Не определяя сути греховности синтоизм всё же допускает наличие у людей шести пороков: «жадности,злости,глупости, легкомыслия, нерешительности и алчности »
Каждый из них дополнен восемнадцатью подобными разновидностями.
Для лучшего понимания этой религии я процитирую несколько поговорок :
«Глупость начинается с честности.
Лучше слегка приврать, чем быть несчастным.
Иногда убежать- значит победить.
-Молодость для японцев считается грехом( объясняется отсутствием жизненного опыта и мудрости).
Грех-не забавы мужа на стороне,а ревность жены,
И в заключении :
Кто гордится своими грехами грешен вдвойне»
Летний день шестого месяца рокугацу*,подобно тёплому ветру принес неожиданную весточку надежды для Аризу.
Она почувствовала внутри себя признаки свидетельствующие о зарождении новой жизни.
Аризу решила сообщить мужу радостную новость после чайной церемонии ,посещение которой было заранее запланировано на этот день.
Для торжественного ритуала обычно определено особое место единения с природой,проходящее в необычайно гармоничной атмосфере,сочетающей философию об эфемерности всего живого с медитацией.
По возвращении Аризу облачилась в нарядное чёрное кимоно расшитое алыми узорами,( в Японии черный - символизирует
цвет радости.
Для чайной церемонии обычно используют соответствующий сорт зеленого чая,крепко заваренный,густой и взбитый кисточкой в пену.
Муж отреагировал на это известие спокойно,но вскоре отправился в храм поблагодарить богов.
Подойдя к алтарю он опустил монету в ящик для подношений,затем поприветствовал божество звоном в колокол, дважды поклонился и хлопнул в ладоши, выражая таким образом радость встречи ,благодарность за дар и уважение .
Аризу при регистрации беременности получила в местной администрации особый «брелок материнства»-
в форме сердечка с изображением матери и ребёнка и прикрепила его на сумочку как сигнал для окружающих,
указывающий на необходимость проявления внимания и бережного обращения к её положению.
С момента этого радостного события незаметно пролетел месяц.Однажды Аризу почувствовав недомогание нарушила негласный устав,самовольно зашла в комнату мужа в его отсутствие.На столе она обнаружила букет ярко-красных гвоздик.
В Японии подобный подарок равносилен признанию в любви.
Но ведь Иори ей ни разу не дарил цветы.
Неприятная догадка мелькнула молнией-«Измена!».
В расстроенном состоянии после полудня Аризу собралась посетить храм на горе.
По дороге она встретила молодую,неопрятно одетую девушку в изрядно поношенной обуви,явно свидетельствующую о её нищете.
Ямамба -горная ведьма по сути ёкай( чудовище из демонического пантеона), воспользовавшись случаем приняла облик молодой девы чтобы обмануть и без того расстроенную Аризу.
Синтоизм определил женщине незавидную роль ,многие безропотно терпящие своеволие и измены мужей
после смерти превращаются в «онрё», мстящих за причинённую им боль.
- Отчего ты гуляешь здесь одна? - удивилась Аризу
- Я Акари,сирота,-отвечала глядя куда-то в сторону,Ямамба.
-Вынуждена скрываться ,меня хотят отдать старому господину для развлечения.
Аризу стало жаль девушку и она решила хоть чем-нибудь ей помочь, подав несколько иен.
-А где же ты ночуешь?
-Пойдем,покажу,-
Ямамба поманила Аризу за собой,по лесной тропе к маленькому старому дому.
.Но на самом деле это была лишь зрительная иллюзия.Никакого жилища в этих зарослях никогда прежде не было.
Аризу захотелось пить,едва она намекнула об этом и Ямамба протянула ей возникшую из воздуха чашу с травяным напитком от которого Аризу почувствовала головокружение.
Вскоре головная боль прошла,но вслед за ней
появилось желание отомстить мужу за измену.
Забыв о девушке,во власти злобных помыслов Аризу быстро направилась к дому ,так и не вспомнив о своём желании посетить храм.
Она даже не заметила что Ямамба следует за ней.
Вновь войдя в комнату мужа,Аризу обнаружила что цветов нет и сам Иори отсутствует.
Взглянув в зеркало на стене Аризу едва не вскрикнула,позади,за её спиной стояла Акари.
В этот момент в дом вошёл муж и с ним солидный гость.
Гость представился деловым партнёром мужа.
Он преподнес хозяину небольшой подарок-сакэ
«Токутэй мэйсёсю»*
Аризу предложила им суши из риса фушигон и сашими.
Почётного гостя усадили дальше от двери.Дождаясь когда мужчина усядется за низкий столик на подушку, пытаясь подогнуть под себя короткие ножки,Иори нетерпеливо вздохнул и присел напротив.
Но гость почему-то не поблагодарил за приглашение и не произнес
«Итадактмас»* как положено,при этом улыбаясь,он крутил в руках
палочки(что недопустимо) и небрежно держал чашку с рисом ниже уровня груди .
Не закончив ужин,он демонстративно воткнул палочки в рис (это явный признак дурного тона,так поступают только на похоронах).
Аризу и Иори переглянулись в недоумении.
Гость как ни в чем не бывало,не замечая напряжения хозяев сам себе плеснул в бокал сакэ.
-Кампай!* - провозгласил Иори, скорее из вежливости.
Макая сашими в соевый соус и васаби,он жадно и быстро поглощал пищу.
Оторопевшие хозяева молча
ждали пока гость закончит трапезу.
Сжав в кулаке палочку,явно демонстрируя агрессию,гость внезапно быстро поднялся не произнеся благодарственного «готисо-сама дэс!»*
словно увидел кого-то.
Обеспокоенные Аризу и Иори последовали за ним к выходу.
Сцена в прихожей озадачила не только Аризу,которая приняла Ямамбу за Акари.
Гость крепко схватил за руку девушку и буквально потащил её, против воли к выходу.
Горная ведьма издавала пронзительные звуки,извиваясь,на глазах принимая свой ужасный облик.
При этом сам гость также преобразился,на виду у обомлевших хозяев.
Его внешность весьма напоминала -тануки.
А тануки,для тех кто не знает- это енотовидная собака или барсук, почитаемый мифический зверь-оборотень, способный превращаться как в человека так и в вещь.
Одновременно с этим именно тануки символизирует счастье и благополучие.
А ещё этот барсук большой любитель сакэ.
Аризу и Иори одновременно проснулись среди ночи и не сговариваясь вышли навстречу друг к другу.
-Ты тоже не спишь?- спросила Аризу
-Также как и ты,- ответил супруг.
-Мне привиделась Ямамба,- ответила Аризу
-И тануки? -уточнил Иори
-Да,и тебе тоже?!
- И мне,- подтвердил муж.
После чего они молча направились туда где был подан ужин.
Ведь Аризу в ходе всех стремительно происходящих событий физически не успела бы за такое краткое время убрать посуду.
Иори включил свет,все ещё не веря что это не сон.
Посуды на столе не оказалось.
Но как такое возможно?
Получается что на самом деле их озадачило одно и тот же видение.
Это супруги уточнили позже, в подробностях,задавая друг другу вопросы.
И как выяснилось позднее ,гвоздики были куплены для Аризу,но Иори в силу молодости и застенчивости характера не знал как и когда уместно вручить цветы жене.
В девятый месяц кугацу*
Аризу благополучно родила мальчика.Появление в молодой семье первенца скоро способствовало более тесному и прочному сближению родителей.
А как же тануки?-спросите вы.
В офисе Иори действительно беседовал с господином по имени Керо,
внешне напоминающим того гостя,облик которого принял ловкач тануки.
Ведь именно его своевременная помощь лишила Ямамбу возможности подтолкнуть Азиру к совершению мести.
Тогда как увидела Аризу енотовидную собаку тануки?
Ответа на эту загадку не предусмотрено самой сказкой,в которой события развиваются по своим,не нуждающимся в объяснениях законам.
(Сборник Сказки для взрослых)
Токутэй мэйсёсю*- сакэ премиум-класса.
Итадактмас* -принимаю это ради продолжения жизни
готисо-сама дэс!*- благодарю за хлопоты!
Кампай!* - двинулись!(подобно нашему "Поехали!")
Рокугацу*- июнь
Кугацу*-сентябрь
Рисунок нейросети Кандински.
Свидетельство о публикации №223110201073
Нам не понять их путь и жизнь.
У Вас чудесно все здесь в сказке,
Она научит многих жить.
Понравилось!
Зелёная!
Варлаам Бузыкин 06.07.2024 15:14 Заявить о нарушении
Посредством сказки ,в каждом сюжете я старалась раскрыть пусть и в небольшой истории образы из мифологии этой замечательной страны и пусть вкратце,также рассказать об обычаях Японии!
С самыми добрыми пожеланиями, Таис ☀️
Таис Никольская 07.07.2024 18:57 Заявить о нарушении