Мысли Достоевского о главном. В стихах

По романам: Подросток, Братья Карамазовы, Идиот, Бесы
М.В. Шульгин, 2021-2023

Содержание

I. Идея и вселенская любовь в романе «Подросток»

II. Широта и глубина души в романе «Братья Карамазовы 

III. Каверзы ума в романе Ф. Достоевского Идиот

IV. Вестники смуты в романе Ф. Достоевского «Бесы».            



I. Идея и вселенская любовь в романе «Подросток»

1. Сила и слабость идеи

Жить с идеей, сочиненной скучно,
а без идеи – весело, но не научно.
Идею я свою не выскажу другому,
и веру чтоб в нее не подорвать,
ее лелеять надо и о ней молчать.

Но если высказать о ней
Кому-нибудь придется,
то суть идеи как бы оборвется,
ее не сможешь точно передать,
а люди ее могут оболгать. 
               
Так, если о бессмертии
божественном трубить,
то можно суть идеи исказить,
и так мирское счастье полюбить,
что думать о бессмертии забыть.

И «надо осчастливить в жизни
хоть кого-нибудь практически,
но мыслим мы о том всегда теоретически».

Идея «честным быть и просвещенным
питает жизнь - живую, а не сочиненную
и делает ее нескучною, веселую,
страницу открывая новую.

Идея в том, чтобы меня оставили в покое,
когда так тяжело на воле.   
И отказаться смог бы я от капитала
и стать слугой другим,
но снова что-то помешало.

Идеи могут отдалять,
вносить неясность, правду заслонять.
Но добрые идеи коротки.
Лишь пошлые идеи как звонки,
повсюду распустили коготки.
    
2. Вселенская любовь и скрепляющая идея

А вы способны каждого любить? 
Или добро для всех творить?

Но если видишь ты строптивых
от коих закипает страхом кровь,
то все же вспомни про вселенскую любовь.
Взгляни на них как на мышей голодных,
дай что-то им и мимо проходи свободным.

Да, в жизни всякая любовь бывает,
но только человек того не замечает:
я мучаю того, кого люблю.
И падшего,
и слабого любить возможно,               
и жертву полюбить,
и резать осторожно.

Когда права людей в Европе уровняли,
то честь и долг в дороге утеряли.
А эгоизм зашел на пьедестал,
идею о свободе обокрал
и сделал главным частный капитал.


3. Обман и уединение от проблем

Добро влечет к себе обманщиков и плутов,
а кто раскаяться в грехах легко умеет
то вновь готов их снова совершить.

Я избегаю тех, кто стал успешнее меня.
И не прошу прощения,
и жду могущества в уединении.
 
II. Широта и глубина души
в романе «Братья Карамазовы»

1. Бездна души

Тогда лишь совесть
просыпаясь угрызает,
когда душа
над пропастью летает,
безудержно кричит
и сердце отравляет.

Две бездны во едино мы поставим
и между ними жить себя заставим.

Но искренность при том
всегда прекрасна,
к прощению она
обычно побуждает,
а жалостливость слов
смягчает в горе сердце.

2. Заветы старчества

В любви к другим преуспевай,
и малодушьем не страдай.
Работы грязной не чурайся,
коварства лжи остерегайся.
И гнева своего страшись,
но к благолепию стремись.

Вину за всех и за все ощущай,
но благодарности людской
от них не ожидай.
Люби других не жди награды –
и будут люди тебе рады;

не бойтесь огня материального,
а бойтесь паденья морального.
И жизнь – есть великая радость,
а не смиренная дряблая слабость.

3. Характер народа

Не раболепен наш народ,
не мстителен,
свободен в обращении
и Бога признает.
Не вышел видом он,
не представительный,
но слезно плачет и с душой поет.
И чем беднее человек,
и меньше его слышишь,
тем больше благолепия увидишь.
И широка народная душа,
и простота видна, –
и в этом вся его вина.


4. Отчаяние

Не даром я поэт
и прожигаю жизнь с концов обоих.
Я пир задам любимой
и среди шума диких криков,
бокал надежды обнажу
и чтоб запомнила навеки,
свой череп пулей размозжу
               
5. Религиозные сомнения

«А что, если идея с богом искусственная и
 человек шеф земли и мироздания» (Ф. Достоевский)

Я откажусь от веры лишь для того,
чтоб добрые дела творить,
к свободе воспарить и
«кубок жизни» жадно осушить. 
лишь потому, что воля так слаба,
и потешаемся людским падениям,
и сердце не приемлет всепрощения.

Но для того, чтоб выжить в темноте,
хвалебный гимн запеть придется Богу,
в спасении души искать себе дорогу.

Чем меньше близких я люблю,
тем больше человечество я славлю.

6. Либеральное лакейство

«Мчится русская тройка – почтительно сторонятся все народы
– но куда и кто ей управляет?
 (Ф. Достоевский)

Если русская тройка
так быстро мчится,
с Россией что-то
должно приключиться.
А покорили бы французы
нас иль немцы -
открыли бы им тихо
дверцы в сенцы.

И Западу мы любим подражать,
хулить Россию, бег ее сдержать.
И что у них гипотезы
- у нас все аксиомы,
хотя они давно
для праведных не новы.

Он никого не любит,
себя ж при этом уважает высоко,
а просвещение видит
в модном платье
и блеске чищенных сапог.

Мечтал во Францию отбыть
и переделаться французом
(Смердяков).

7. Страдание и злодеяния на пути к вечной гармонии
«Вечная гармония не стоит слезинки одного замученного ребенка»
(Ф. Достоевский)

А я страданий перестал
бояться бесконечных,
их я своим терпеньем поборю,
поскольку на земле живу
и солнце зрю.

А если нет, то знаю,
что оно кому-то светит.    
Виню себя, безропотно страдаю,
к гармонии стремлюсь,
но злодеяний не прощаю.

И в поиске вечной гармонии,
что из греховных обломков сложена
жену и сына маленького брошу,
страданием своим им почву унавожу.

8. Вера и сила жизни

«Неверие в любовь и бессмертие души изменит Нравственный закон природы. И выразится это в росте эгоизма до злодейства, и вседозволенности»
 (Ф. Достоевский).

Разрушьте веру в Бога
и нравственность падет,
и будет все дозволенным,
и наглость возрастет.

И человеко-боги вылезут
из мрака пестрых теней,
и выпустят из клеток
желтый мистицизм,
а душу светлую народов,
сожжет зловещий шовинизм.

И побеждая чистую природу,
беря от жизни все дары сполна,
зальют мир кровью
жадные народы,
и радость унесет
бездушная волна.

Сила жизни страстью прирастает
– но от этого бардак бывает.

И совесть взбунтовалась гордая,
что верил не тому
и мщу себе за это.

Из уязвленной гордости любила
и это все равно что мстила.

9. Инквизитор обвиняет Христа

Христос появляется в Испании,
где трещали костры инквизиции.

Зачем отверг у Духа
меч земного царства,
и не сошел с позорного креста,
когда тебя распяли.
Ничтожно мало преподнес даров
и чудом не сразил своих врагов.
- Того ли от тебя
другие долго ждали?


Зачем ты пришел к нам
с пустыми руками,
неся в них раздоры свободы.
А если бы наполнил те руки хлебами
– тебя б полюбили народы.

Учил врагов прощать,
юродивых любить
и к небу вопрошать,
но тяжко им свободой управлять?
Другим путем
мы поведем народы.

И если совесть человека
сможем обольстить,
и слабых
вечной жизнью поманить,
то с помощью чуда,
авторитета и тайны,
Смиренья достигнем
на всех окраинах.

И возгордятся люди своею слабостью,
и покоряться нам с веселой радостью.
Не будет им проблемы выбирать,
за их секреты станем отвечать.

Тебе ж оставим сильных, волевых,
а нам не надо на миру таких.

III. Каверзы ума в романе
Ф. Достоевского «Идиот»

«Убийство по приговору ужаснее, чем убийство разбойничье,
 а искажение идей и понятий толкает людей на преступления»
 (Ф. Достоевский)

1. Женский характер

Бабское мщение самолюбивой женщины,
сродни поведению обойденного чином чиновника,
мнительного, неудержимого,
беспощадного и убогого.

Она ничем не дорожила,
в душе ее бурда романтики бродила.
И содержателя страшась,
готова была выйти за безумца,
что денег не жалел,
безропотно ее капризам потакал,
но все ж сломался и от ревности ее убил.

В любовницы лишь «дура без сердца с умом» годится,
и за красивость, и изящество
стоит во всем всегда.
А «дура с сердцем без ума»
уступит каждому когда
готова безоглядно вновь
в кого-нибудь влюбиться.

Однако забавы в любовь
и искусство небезопасны
и обе как мухи одинокие
остаются несчастными.

2. Любовь и страсть

За добродушие его я полюбила
и за спокойную размеренную речь.          
За то, что доверяет и прощает,
и как Христос к себе располагает.
               
А он любил ее какою-то нелепою любовью,
которую от жалости порой не отличишь.
Любил за все её никчемные страдания,
что вынесла она, живя на содержании.

О, вы двоих любить способны,
двумя различными любовями.
Одну – за страх,
убийственную красоту и сумасбродство.
Другую - за наивность,
юность и за благородство.

Но та и другая красотками слыли,
одна - все страсти напоказ,
другая, что копила страсти про запас.

Порой любовь от злости нам не отличить.
Когда пройдет любовь, то ненавидеть станешь,
за муки все, что от нее способен был сносить.

И если страстью к деве заразился,
когда с вершин активности спустился,
то все отдашь и деньги, и свободу, 
рассудок потеряешь ей в угоду,
хотя бы пуд ума во лбу имел.

3. Нигилисты
 
Для нигилистов деловых
моральных нет преград,
истину ищут во всем,
на правде призрачной стоят.

И находясь в плену воображений,
«друг друга переедят».
Деньги твои из рук не возьмут,
а ночью зарежут и все заберут.

4. Сущность либералов

Либерал не позволит оппоненту,
убеждение свое иметь.
Начнет ругаться, что не так, сопеть.
 
И на российские обычаи,
напасть способен для зарядки.
И каждый неудачный русский факт
и строгие порядки,
рождает смех в нем
и безудержный восторг.

И критику свою к отчизне
несет как посох для забавы,
и тычет им во все места,
толкая семена отравы.
И убеждает страстно каждый дом,
что жизнь счастливая не здесь,
а за бугром.

Наружность-выделка
и репутация учености,
ему как право по наследству достается. 
Все блага для него
- лишь не хватает благородства.

Они из тех воителей народа,
что знают все,
кроме самой России,
и всех - кого б не породили.

 5. Достоинство и бедность

А насмешница природа создает себе урода.

А быть смешным не так уже и плохо,
коль потому прощения легче испросить,
и помериться легче
и важное к тому же можно упустить.


6. Сила вечности природы

Природа на картине – зверь безмолвный,
над нами нависает вечной силой темной.

И на картине у креста
лежит беспомощный Спаситель,
совсем ни так
как отдыхает повелитель.

И холодком повеяла тоска на молодца,
от безысходности нелепого конца.


IV. Вестники смуты в романе Ф. Достоевского «Бесы».

 «Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, - это все язвы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в нашем больном, в нашей России за века» (Ф. Достоевский)   
 
1. Философия бытие

Правда наша тускла неодета,
но добавьте лжи в нее и цвета –
дамой будет выглядеть роскошной,
но бездетной сплетницей и пошлой.

2. Надлом моральных религиозных устоев

Я человеко-богом стану и тогда народу,
я счастье подарю, убогим дам свободу.
Но для того лишь треба одна малость,
- убить свой страх, себя и жизни радость.

3. Крах ожиданий и грань желаний

Я мучаю того, кого люблю.
И падшего, и слабого любить возможно,
и жертву полюбить и резать осторожно.

3.1.  Укрощение гнева

-  Но если гнев в себе уймешь,
отхлынет страх зардеет упоение,
 что избежал позора и отмщения.

3.2.  Стыд от содеянного

«Не подлость я любил,
а упоение от мучительного сознания
низости» (Ф. Достоевский).

Когда постыдность сладострастия
поманит наше знание
до края и абсурда
можно довести свои желания.

Я грань желаний невозможных ощутил,
когда девчонку тайно обольстил.
И стыд пронзил от осознания низости,
от этой скверной, и никчемной близости. 
          
А образ девочки в дверях вставал,
и высохшим от слез лицом
за дни страданий,
с укором головой настойчиво качал
и кулачком грозил,
и мучил сердце мерзким созиданием

3.3. Священная тоска и высокомерие

И если песнею «священная тоска»
заполнит душу радостью,
то не польщусь дешевого соблазна
и не поддамся слабости.

Несчастным станешь от того,
что своеволье
не можешь воплотить
своею сильной волей. 

Насмешки разные,
высокомерие, капризы, 
от благородных лиц
исходят как сюрпризы.

4. Приниженный характер
 либерального самосознания
               
И выглядим мы как-то неумело,
ребятишками,
перед этими большими
американскими сынишками.

И чтобы вровень с ними
можно было стать,
пол жизни в Штатах
надо прозябать.

Мечтали Польшу запустить по Днепр
и уничтожить армию и флот,
наследство отменить,
Россию раздробить
и жить как ветер легкий без забот.   
   
К простолюдинам же
с презрением относились,
французов чистеньких
под ними представляя.
Их грубости и серости стыдились.
народом прикрывались -
Мир спасая.   

И стань когда-нибудь страна
богатой и счастливой, -
то некого бы стало ненавидеть,
негде воровать.
Но въевшееся в кровь
брезгливое презрение,
найдет за что Россию оболгать.   
               
В России, говорили:
«Падать больше нечему»,
и держится колос большой
по воле Бога»,
но братство христианское
отнюдь не вечное,
и Бог не устоит
перед железною дорогою.

4.2. Запад - образец для наших русских

Россия школьница
в оборках платье носит,
на Запад взгляд при этом
тайно косит.
Идеи ветхие
за Днепром собирает,
о демократии, свободах
все мечтает.
               
Немецкий труд
как образец для наших русских,
недостижим был прежде,
ну а как теперь?
Порядку двести лет
учились мы у метров прусских,
с восторгом ломились в закрытую дверь.   

5. Социальные революционные идеи в романе Бесы

В большой дороге
видится идея,
а в малой что?
– идти по ней не смею.
Не разгребать же животом болото…
На брюхе ползать, впрочем, не охота.

И по дороге мчимся мы
на свежих парусах.
А где пастух?
запутался небось в своих трусах.      
         
6. Сущность социалистов революционеров

«Бесчестилась Россия всенародно, публично
и разве можно было не реветь от восторга»
(Ф. Достоевский)
               
Глядят в глаза как окулисты,
выросшие из штанов социалисты.
«Опереться дескать не на что в стране»,
 отрицая власть, ведут к войне,
- тем и верно служат сатане.


Рецензии