Синькамень

  "Камни– рецепт к развитию магии.Добрый вечер,любители мистики и непознанного! Позвольте представиться,Освальдо Просперо– исследователь необъяснимого и невероят-ного! Сегодня я поведаю вам одну интересную историю.Садитесь поудобнее и слушайте.
Древняя Русь– наследница Даарии и Арктиды.Эти два государства образовались из прародины– Гипербореи. Многие из гиперборейских волхвов(техномагов)расселились по всему миру и понесли мудрость другим народам,так как их единый народ был расколот страшной войной.Может показаться,что это какая-то легенда или сказка,дошедшая до наших дней.Однако,правда намного интереснее.Волхвы и ведающие люди знают,что нес-колько тысяч лет назад на нашей планете было ожесточённое противостояние белых волхвов и чёрных магов.В какой-то момент наследники Гипербореи(белые волхвы)были близки к поражению. Однако, сама мать-природа дала им силу камней. По одной из версий, волхвы умели с помощью воспевания делать своё тело твёрже камня, могли телепортироваться и левитировать. Тёмные же маги питались от Луны. Каждая ночь для гиперборейцев была смертельной ловушкой.Но с восходом Солнца покровительство тёмных сущностей оканчивалось и наступало время волхвов. Многие исследователи задаются вопросом, почему дольмены, пирамиды и многие другие древние сооружения выполнены из камня,а не из другого материала.Люди утратили возможность пользова-ться техномагией– впитывать энергию камней. Но даже остаточные свойства некоторых личностей позволяют им заряжаться от природы или улавливать вибрацию эфира, исхо-дящую от того или иного камня или минерала.Почему древние никогда не спали в дольменах? Потому что энергетическая подпитка требует ясного сознания. Если оно затуманено сном или бренными мыслями, то никогда настройка на энергию сооружения не произойдёт. Волхвы, воспевая специальные заклинания, возводили дольмены как машины подзарядки энергией космоса. С той же целью были возведены и пирамиды на всех континентах Земли.Но, чтобы подпитывать свой организм, необходимо знать магические мантры (заклинания),но эти знания,увы,потеряны.Единицы экстрасенсорно одарённых людей могут использовать самые примитивные магические заклинания. Дело в том, что когда разразилась самая крупная битва волхвов и тёмных магов, примерно 35-40 тысяч лет назад возле Плещеева озера, то произошёл метавзрыв. Были стёрты грани миров, на Землю стали проникать сущности из междумирья, и тогда волхвы воспользовались самой древней и могущественной руной, породили мощнейший всплеск энергии и запечатали врата в середину Синь-камня.С тех пор он является печатью, которая не позволяет использовать магию на Земле. Концентрация космического эфира в атмосфере нашей планеты стала невероятно низкой, а центры, отвечающие за аккумуляцию этих энергий в мозгу людей, были отключены раз и навсегда. Метавзрыв вызвал крупный катаклизм, который окончательно стёр древние технологии. Люди были отброшены в развитии на тысячи лет.Несколько волхвов, несмотря на утерянную возможность использования магии, сохранили многие знания. Именно они и были заложены в строительство дольменов на Черноморском побережье, городов в Южной Америке, пирамид в Египте и Антарктиде.Что касается современных следов того мира – то их сотни, а может и тысячи только в России. Синь-камень – одно из самых энергетически мощных мест на территории нашей планеты. Безусловно, древнейшие капища возводились не на пустых местах, но такой энергетики больше нет нигде. В этом месте часто сталкиваются с проблемой при работе фото и видеоаппаратуры, глохнут моторы автомобилей, а в определённые часы можно почувствовать вибрацию и исходящую от камня тёплую волну воздуха. Неудивительно, ведь в Синь-камень вложили всю свою мощь сотни волхвов. Это не просто камень, а на языке древних мудрецов – энергетическая машина."(ст."Синь-камень– это печать междумирья. Легенда о битве белых волхвов и тёмных магов",Записки Освальдо Просперо,2023)

  "В русском языке сохранилось удивительное,мистическое описание мира,совершенно не относящееся христианству.Это понятие миров Явь и Навь.Оно изначально дуальное, как двуликий Бог Янос. Явное и Навеянное. Материальный и духовный (нематериальный мир). Никакого третьего "Правь", "Славь" "Вплавь" не было. Правь - это выдумка, новодел, созданный чтобы привести систему к Троице. Как выдумана и сама Троица в христианстве(Читать: Почему христиане поклоняются Трёхликому Богу).Самые древней-шие системы двоичны: черное и белое,земля и небо,душа и тело,правь и навь. Кроме того "Правь" нарушает простейшую логику.Если явь и навь упростить до явный и невидимый,то правильный от слова правь- тут явно выбивается из ряда.Что такое: Явь и Навь.Явь - это явный, сущий материальный мир, который мы видим, в котором находятся наши тела. И никакие законы физики здесь не могут быть нарушены. Это мир упорядоченного.Навь - это потусторонний, загробный мир, мир хаоса - мир духов и демонов, куда человеку заказана дорога, но наша душа как нематериальная субстанция может сообщаться с ним.В славянской мифологии остались существа Нави (Навьи, Навии) это аналог бесов и демонов, также так иногда называли души предков. Нави - довольно злые и опасные сущности, которые по поверьям происходят от людей погибших от неестественных причин и похороненных на общем кладбище. По традиции их д;лжно хоронить отдельно и запрещено поминать даже родственникам.
Мир Нави - это своего рода Чистилище, тёмный, загробный мир (Читать про Тёмный мир), наполненный страхом и ужасом, душами заложенных покойников и демонами.
Выдуманная древность.Выдуманное понятие "Правь" впервые появилось в Велесовой книге, которая является явной подделкой. Я с большим негативом отношусь к ней и вот почему. Это своего рода троллинг. Она высмеивает и доводит до абсурда историю славян.Говорите, что славянам тысячи лет - Велесова книга скажет что миллионы. Это просто насмешка и попытка дискредитации.Как попасть в мир Нави

Возможно вы уже бывали там. Это понятие известно науке как "сонный паралич" - когда ваш мозг проснулся, но тело еще нет. В этот момент ваша душа находиться в Нави. Человек кричит - но рот не открывается, он пытается двинуть рукой - но она кажется неподвижной. Довольно страшное состояние.( И если вы сможете резко открыть глаза, вы увидите Тень)Мир яви и нави переплетаются во сне. Иногда вам кажется что вы проснулись, встали с кровати, но вы продолжаете на самом деле спать.Это сон во сне.Так же мир Нави может к вам прорваться,когда вы находитесь в трансовом состоянии: вы напуганы,в состоянии аффекта,под действием веществ или алкоголя.К примеру,белая горячка- последствие контакта с навью.Человек существует в 2-ух мирах, мире Яви и Нави одновременно. Так ка обладает материальным телом и нематериальной душой. Но многие просто закрыты от мира Нави. Предчувствия, предсказания, магические способности все происходит оттуда.Как мы тренируем своё тело, так мы можем натренировать и свой дух, чтобы действовать в мире Нави. Раньше так и делали. Традициям же атеизма и неверия в духовный и нематериальный мир не более 100 лет.Но предупреждаю, без подготовки шагнув в Навь вы испытаете тот же страх и ужас, который испытывает младенец - родившийся в явный мир."
(ст."Явь и Навь - явный и сумеречный миры. Как туда попасть?",Гримуар,2023)

  "Совсем скоро нам предстоит пережить в буквальном смысле одну из самых волшеб-ных ночей в году— Ночь поминовения предков.Тот самый Хэллоуин с тыквами и костю-мами страшилок. Самайн. Древний кельтский праздник, открывающий ворота в зиму.Для кого-то Хэллоуин не более чем глупый праздник из-за бугра,развлечение,в котором и смысла-то особого нет.Но все же ночь Самайна с 31 октября на 1 ноября— действите-льно самая важная ночь в году с точки зрения эзотерики.Этой ночью до предела истончается не только граница между нашим миром и миром магии,где обитают волшеб-ные существа,но и между миром живых и миром мертвых.А еще в эту ночь Летний Двор фрейи передает свою власть Зимнему Двору- тепло- холоду,свет- тьме. Благодушные смешливые Фрейи Летнего Двора были прекрасны и влюбчивы, они частенько выбирали в пару себе смертных и уводили их в свой мир. Но их шутки и забавы можно было посчитать милыми проказами в сравнении с тем, на что способны были обитатели Зимнего Двора, - холодные сердцем, пугающие, мстительные, несущие в мир ледяной зимний холод и печали.И мчалась по небу Дикая Охота Одина и его валькирий,ужас-ная буря, полет самых жутких фейри и мертвецов, после смерти не нашедших покоя.До 31 октября весь урожай обязательно собирался, ведь после нельзя даже примерзлую ягоду сорвать в лесу, ведь он уже будет принадлежать хитрым и жестоким зимним фрейи, а уж они не применут потребовать огромную плату. До Самайна отдавались все долги из страха,кто тот,кто ссудил денег может и продать твой долг злобным фрейи, а уж что те в свою очередь потребуют с тебя даже страшно представить.Но что вообще такое Самайн?Самайн— один из последних витков Колеса года, и называют его иначе еще:Праздник прощания,День мертвых,Вечер предков,День всех душ,Фестиваль яблок,Духов день,День угасающего солнца,Самхэйн (Samhain).Этому празднику кельты придавали огромное значение, считая в этот день происходит символическая смерть Бога солнца, который умирает вместе с природой, чтобы родиться вновь и осветить мир своим светом и дать миру новую жизнь. Этот день хорош для воспоминаний и контактов с душами ушедших предков.Это волшебное время царствования Тьмы, которое продлится вплоть до Йоля, ночи 21/22 декабря. В этот день наступал конец года.В славянской традиции ночь с 31го октября на 1е ноября называлась Велесовой. В это время происходила встреча мира Яви с миром Нави, открывались врата врата между мирами, и мир живых мог соприкоснуться с миром мертвых.При сближении наших миров открывается возможность более эффективного взаимодействия с духами,что дает хороший результат при ритуальной работе.Именно в этот период самой эффективной окажется работа с родом,- как призыв их к себе на защиту,так и чистка рода.     Ночь Самайна — время особенное. День этот знаменует начало нового года, но ночь Самайна не принадлежит ему, впрочем как и году старому. Эта ночь вне времени — точка, разделяющая и соединяющая старое и новое.Вездесущие тыквы Хэллоуина— это тот самый отголосок празднования сбора последнего урожая,конца лета.Легкая безуминка англосаксонской традиции как раз и подчеркивает, что в эту ночь по сути не существует не прошлого,ни будущего- маски на лицах празднующих будто говорят, что нет различий между людьми сегодня, нет ни бедных, ни богатых, ни мужчин, ни женщин,- сегодня все едино,все смешалось,дабы завтра встать на свои места.Самайн напрямую связан с огнем,в этот день можно и нужно разжигать костры,свечи, камины. Цвет Самайна огненный- красный и оранжевый.Блюда— поздние летние и осенние фрукты (орехи,тыквы,яблоки,съедобные каштаны,свекла,репа).Пить в этот день можно красное вино или настойки из красных растений(например,роза,боярышник).Алтарь Самайна украшают золотыми,серебряными и красными свечами, золотыми осенними листьями, орехами и яблоками.Из цветов хорошо подходят бархатцы,астры и хризантемы. Самайн волшебный период предсказаний, ворожбы и чудес. И поскольку эта ночь свободна от всех временных ограничений, она дает свободу и всем сверхъестественным силам. Призраки умерших свободно гуляют среди живущих, садятся за стол вместе с живыми, своими потомками,подобный контакт на Самайн лучше,чем когда-либо в году.Что же волшебного можно сделать в этот день?На закате 31 октября, около 5 часов вечера, погасите все огни в доме и подготовьте ритуальный стол, алтарь.Накройте его тем-ной тканью или скатертью, как символ Матери-Земли и границы между миром живых мертвых.На стол поставьте тарелки с тыквой,конфетами,украсьте стол листьями с деревьев.Поставьте фиолетовую или коричневую свечу и бокал красного вина или сока.Встаньте перед столом и подумайте об уходящем годе,вспомните все счастливые и не очень радостные моменты. Вспомните тех, кто покинул вас или покинул этот мир. Скажите им спасибо за время, проведенное вместе, попросите прощения за возможные обиды. Зажгите свечу, сказав:"Этим светом я приветствую души тех, кто пришел ко мне".Возьмите бокал,выпейте его,и произнесите:"Для душ мертвых". Неско-лько капель «уроните» вниз.Теперь зажгите свечу для каждого из ваших близких или одну большую для всех.Затем возьмите в руки темную свечу обойдите с ней все комнаты в доме, освещая каждую по несколько минут. В конце пойдите ко входной двери и бросьте на землю монету покрупнее со словами:"Деньги на земле, деньги перед дверью".Оставьте эту монету на земле в течение месяца (например, под ковриком). Это принесет счастье в дом. Через месяц можно положить ее в кошелек и носить как талисман.Ритуал избавления.Если есть необходимость, чтобы кто-то исчез из Вашей жизни, оставил Вас в покое, подготовьте черную свечу, чеснок, иглу и лист бумаги.Разрежьте чеснок на разделочной доске и смажьте им всю свечу. На ней иглой нацарапайте имя человека, о котором хотите забыть. Зажгите свечу и напишите на бумаге, почему именно нужно, чтобы этот человек ушел из вашей жизни. Подождите пока свеча сгорит почти до конца, а затем сожгите на ее огне эту бумагу. Пусть свеча догорает, а с ней сгорает весь ваш гнев и печаль. Огарок и остатки бумаги можно выбросить в мусорное ведро, а затем порадуйте себя чем-то приятным для очищения и прихода новой положительной энергии.31 октября можно разжечь костер, и уничтожить в нем то, что устарело, от чего вы хотите избавиться.Огнезащитный барьер.На Самайн можно совершить и ритуал защиты дома.Для этого берется оранжевая свеча,с которой медленно обходят всю квартиру,дом или все хозяйство.Ярко предс-тавьте, визуализируйте, как линия сплошного огня простирается от свечи, и создает непреодолимый огненный барьер против негативных энергий.Неприятные и злые люди, болезни и астральные паразиты не смогут проникнуть через этот барьер. А само помещение окурите ароматом сосны или мяты, чтобы очистить ауру."  (ст."Ночь Самайна- ночь вне времени, ночь волшебства",Бригита Тарот,2023)

  "Ну правда. Предметом дискуссий традиционно выступает подлинность Велесовой книги, а не её содержание. Однако же содержание настолько интересно, что до сих пор остаётся практически неизвестным, несмотря на общедоступность источника. Критики рассуждают о «неправильном древнерусском» языке,на котором написан трактат, но, почему-то, не высказывают претензий к тому,что этим языком изложено. С другой же стороны, и сторонники подлинности источника также предпочитают вопрос содержания не затрагивать.Это, действительно, интересно. То что, помимо самой Велесовой книги, существует ещё и миф о ней, полностью саму книгу заместивший. Интересно, но достаточно типично.Точно также,упоминание о Атлантиде не обходится без ссылки на авторитет Платона, записавшего историю погрузившегося на дно моря острова со слов египетских жрецов… А уж египтяне-то всё знали о допотопных цивилизациях. Однако, сам Платон пишет, что получил информацию об Атлантиде в Афинах,буквально из третьих рук.И что Атлантида не старше города Афины,а древней-шая цивилизация на Земле— египетская…Атлантологи, почему-то, не верят Платону, не хотят его слушать и продумывают свою Атлантиду. То же, кстати, касается и людей, ссылающихся на Блаватскую. Конечно, Елена Петровна, — что уж там, — была здорова соврать. Однако, в «Тайной Доктрине» нет ничего и близко похожего на то, о чём говорит, например, Мулдашев. К современной версии мифа о Лемурии Блаватская не имеет вообще никакого отношения.Но, к делу. Так какие же неизвестные страницы истории русского народа раскрывает Велесова книга?Если Повесть Временных Лет хотя бы формально ведётся от Сотворения Мира, то Велесова книга столь давние события не затрагивает. Не указанным путём появившись в Семиречье (южнее озера Балхаш), около 1000 лет до новой эры славяне, уже именующие себя русами, устремляются на Ближний Восток.Ураганят в Иране,Междуречье,Сирии и на Кавказе.Затем откочёвывают в Причерноморье,но лишь за тем,чтобы вскоре вернуться на юг.Там воюют с Ассирией, устраивают набег на Египет и даже некоторое время проводят в вавилонском плену. То есть,воюют— с переменным успехом.Это первая часть приключений.Вторая же начинается во II веке до новой эры,когда русы,устав от походов,решают осесть на Днепре.Там они сами уже подвергаются набегам кочевников,отступают в Карпаты,чтобы столкнуться с римлянами. Снова воюют, всех побеждают и возвращаются, на Днепре попадая в зависимость от хазар.В IV веке Руськолань разоряется готами.И начина-ется новая череда войн и громких побед над германцами,хазарами и греками.По результату которой,уже близко к историческому времени, швед Аскольд отбивает Киев у греческого воеводы Дироса.Хотя большая часть страны всё-равно остаётся за хазарами.Но и Аскольду не повезло.Другие норманны,пришедшие на Ильмень с неким Эриком,спустившись по Днепру,убивают его,а Руськолань забирают себе.Проще говоря, в Велесовой книге нет ничего про Гиперборею, великую цивилизацию русо-ариев, занимающем всю Евразию государстве, исчисляемой десятками тысяч лет истории, и прочих Перунах на виманах. Там вообще ни слова нет про какие-либо культурные, технические или цивилизационные достижения славян. Представленных сначала кочевой ордой, а затем варварским племенным союзом. Льстит же она более всего почему-то хазарам, государство которых возникает на несколько столетий раньше, чем положено по календарю.Всё? Нет. Это только русская Велесова книга. Ещё есть украинская. Почему их две и они разные, и в какой момент произошло разделение, наука, включая альтернативную, объяснить не в силах. В украинском варианте, разумеется, история описывается абсолютно иначе, и нет там никакой Руськолани, нет вообще ни одного слога «рос» и «рус» во всём тексте… Но ничего о казаках, копающих Чёрное море, а потом учащих Шумеров земледелию и клинописи,там тоже нет.Отличаясь по содержанию, украинский вариант в точности соответствует русскому варианту по духу.И он тоже кончается варягом Эриком.Есть ещё "Велесова книга" в переводе Асова,но это совсем уже о другом.Самостоятельное произведение.То есть, история русского народа в версии Велесовой книги делится на две части. Первая, это вполне узнаваемая, — как её представляли учёные XIX столетия, — история скифов. Впервые идея скифского происхождения славян, являющаяся адаптацией польского сарматизма к местным нуж-дам,появляется в русской литературе ещё в XVII веке.Но не воспринимается истори-ками всерьёз и критикуется,как бездоказательная,сохраняя именно такой— маргиналь-ный— статус до второй половины прошлого века.Лишь тогда этническая принадлежность скифов,как и подлинная история происхождения славян были установлены.В XIX веке возможность происхождения славян от скифов наукой— теоретически— не исключалась. Проблема заключалась в полном отсутствии каких-либо свидетельств в пользу данной версии. Велесова же книга, по задумке авторов, именно таким свидетельством и должна была стать. Аналогичными потребительскими свойствами обладает и вторая часть велесово-русской истории. Она описывает события никакими иными источниками не упоминающиеся,но и не противоречащие известным (в XIX веке)историческим фактам.Как следствие,храбрые русы не могут окончательно победить хазар и легко сдаются варягам-Эрикам,ибо…иначе Велесова книга просто не состыкуется с Повестью Временных Лет.Александр Иванович Сулакадзев, которому приписывается авторство Велесовой книги (и ещё нескольких артефактов псевдославянского наследия) был историком и фальсификатором. Причём, хорошим фальсификатором. В начале XIX века его работы пользовались успехом. Но именно фальсификатором, а не фриком. Он не пытаясь опровергнуть и переписать «официальную историю», а лишь собственным вымыслом заполнял пробелы в известном.Впрочем, авторство Сулакадзева может быть поставлено под сомнение. Возможно, книга появилась позже, как подражание работам почившего в 1829 году мэтра. Основанием для такого предположения также является содержание.Точнее его качество.«Гимн Бояна» сделан намного лучше." (ст."Велесова книга: Что именно она рассказывает об истории русского народа?",Цитадель адеквата,2022)
  "Чернобог – владыка Пекельного царства, тёмная ипостась Белобога, однозначно отрицательный персонаж славянской мифологии, о котором наши пращуры всегда помнили, но никогда его не славили. Согласно ведическим преданиям, он возник в глубинах мирового океана, когда Сварог творил мир. У него не было персонифицированных родителей, а фактическими выступили тёмные человеческие инстинкты и другие негативные энергоинформационные матрицы формирующегося мира, определившие его личность и деятельность, имевшую выраженный деструктивный характер. Вообще, один из принципов ведической культурологи констатирует, что всё в мире имеет право на существование, ибо обладает какой-то своей необходимой функцией. Так в чём же заключается функция Чернобога?Чернобогу приписываются оборотнические способности, но у него нет определённого облика, которому он отдавал бы предпочтение, так, в ведических преданиях он предстаёт и в виде василиска, и в виде змея, и в виде ворона и, собственно, человека, причём любого возраста. Впрочем, в любом облике он одинаково плохо переносит солнечный свет, что является его слабостью, без этого он ничем не уступал бы божественным воинам Сварги. Обладая серьёзными магическими способностями и огромной физической силой, а также воинством, представленным тёмными духами подземного мира, он является опасным противником для ясуней, не случайно во время Изначальной битвы его удалось сокрушить только общими усилиями всех богов-воинов Прави.Не будет преувеличением констатировать, что Чернобог является аллегорией всего тёмного, что есть в мире Яви и ведёт его к тотальному разрушению,что и является генераль-ным планом этого божества относительно обителей богов и людей, а в перспективе и всей Вселенной. Уничтожение главного дасуня и его оплота, Пекельного царства, не представляется возможным, так как подпитываемое неиссякаемой энергией простейших инстинктов и тёмных помыслов мира живых, оно обладает практически неисчерпаемыми ресурсами для противостояния с богами Прави. Их хватает даже на то, чтобы тёмный бог мог плодить себе соратников по силе не уступающих ему самому, например, такие антигерои славянского фольклора, как Кощей, Змей Горыныч и прочие пришли в этот мир благодаря его усилиям.Вместе с тем, Чернобогу свойственно и выполнение некоторых полезных для мира функций, так он забирает в Навь то, что, по мнению богов и людей, отжило своё или в принципе должно исчезнуть. Кроме того, своим однополярным стремлением к разрушению этот дасунь, так или иначе, защищает мир от хаоса– два состояния в понимании обитателей Сварги не являются тождественными. Также он покровительствует тем, кто с помощью науки или магических практик стремится к более широкому познанию мира, в частности к постижению тайных, сакральных знаний. Таким образом, при всех своих негативных чертах, властитель нижнего уровня мироздания всё-таки имеет свой узкий круг необходимых миру функ-ций,что определяет достаточно неоднозначную оценку его деятельности.Капища в честь Чернобога устраиваются в глухом лесу, поблизости от болот и глубоких оврагов и имеют вид поля боя – на их территории в беспорядке разбросан всякий хлам и обломки, что должно создать необходимый антураж, который придётся по душе богу-деструктору. В центре площадки устанавливается выполненный из хвойного дерева капищный столб высотой не менее пяти метров, инкрустированный серебром и увенчанный бычьим черепом с рогами.Ритуал проводится в конце каждого времени года и имеет свой целью хотя бы на время отвадить злобное божество от людей. Он начинается в начале ночи, когда участники собираются на капище и, встав лицом к капищному столбу, произносят заклятье долженствующее удовлетворить кровожадные инстинкты главного дасуня. Вообще, такая «измена» Сварге обусловлена тем, что древние славяне относились к обитателям Горнего мира, прежде всего с практической точки зрения – добрый бог, он и так добрый; а злого можно умаслить, сделав добрее хотя бы на время.Для этого после произнесения заклятья Чернобогу приносят символические жертвы в виде деревянных кукол, которые закапывают в землю (не в снег!). Стоит отметить, что в дохристианские времена жертвы были отнюдь не символическими– нередко капищный столб обильно окропляли кровью рабов и плен-ников.Сакральными символами владыки Пекельного царства являются руны «Исток», «Нужда», «Чернобог», а также одноимённый знак:Тотемными животными этого дасуня являются ворон и чёрный конь.Треба – кровь животных или красное вино.Число – 11.
Дни чествования:14.04. – день Ворона. 20.12. – 21.12. – ночь Чернобога.Фактичес-ки, основной функционал главного тёмного божества Нави заключается в том, чтобы самим фактом своего существования, несущего в мир деструкцию, оттенять креативную функцию богов Сварги, ибо невозможно познать Свет, не познакомившись с Тьмой. Это определило не столько уважение, сколько страх к нему людей, что воплотилось в принесении жертв, но не искреннем почитании – Чернобога чествовали в основном те, кто активно занимался магией, но у большинства представителей славянского мира, он не был популярен никогда."(ст."Чернобог- чёрный змей Нави",Мусагет(мифы, легенды,сказания),2023)
  "Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род — божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале. Исследователь Гальковский Н. М. в 1916 году написал в своей работе «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси»:«Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным».При обзоре литературы вопроса поражают две тенденции, в равной мере противоречащие источникам: одни из авторов стремятся представить Рода маленьким семейным божком, близким к домовому, а другие идут ещё дальше и просто умалчивают о Роде.Сторонники «теории домового» должны были бы задуматься хотя бы над тем,что если рожаницы,как правило,упомина-ются во множественном (или двойственном) числе,то Род— неизменно в единственном. Какой же это домовой, если он на всех людей один? Кроме того, в тех же самых источниках, где говорится о Роде, упоминается среди всякой демонской мелочи и сам домовой: «бес хороможитель» или «кутный бог».С другой стороны,этнографии совер-шенно неизвестно наименование домового Рода.Единственным историком язычества, не уклонившимся от рассмотрения Рода и рожаниц, был Николай Михайлович Гальковский (1868 — 1933). Гальковский закончил Московскую духовную академию со степенью кандидат богословия, потому писал всегда в рамках официального православия. В своих работах он не затронул сущности культа Рода,не коснулся опасного уподобле-ния Рода библейскому Саваофу и искусственно свёл всё к тому, что рожаницы — это мойры, духи, помогающие при родах и определяющие долю, судьбу человека; рожаницы связаны с узкосемейным культом предков. Примерно так же определяет он и Рода, уравнивая его с рожаницами:«почитание Рода и рожаниц было делом семейным,част-ным».Рода Гальковский приравнивает к деревенскому домовому,«подпечнику».В. О. Ключевский, говоря о Роде, заключает: «Средоточием культа предков является (со значением охранителя родичей) Род со своими рожаницами, то есть дед с бабушками…»
В то время, как исследователи 12-го века, в работе «Слово об идолах», определяли Рода, как значительного славянского божества, предшественника Перуна.Следовате-льно,Род был главным божеством у славян,до утверждения дружинного культа Перуна-громовержца.Соотношение примерно такое же,как между культом Урана и Кроноса и вытеснившим их со временем культом Зевса.Род в той работе сопоставлен с Осирисом — «проклятым богом» египтян; говорится,что культ Осириса был заимствован халде-ями:«… от тех [египтян] извыкоша древле халдеи и начаша требы творити своима богама— Роду и рожаници».Трудно сказать, какое вавилонское божество было заменено здесь Родом и рожаницей.Быть может,это библейский Ваал (Баал-Хадд),почитавшийся в Халдее-Вавилоне.В одном из списков «Слова об идолах» есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским «Артемиду и Артемиде». В античной мифологии бога Артемида мы не знаем; единственное мужское божество, близкое Артемиде — это её брат Аполлон.Здесь является важным следующее: автор «Слова об идолах» считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда охватывала Египет (Осирис), Вавилон, Грецию («Артемид» — Аполлон?), Рим и славянский мир. Примечательно то, что автор, ища аналогии Роду, обращался не к мелким домашним демонам вроде лар и пенатов, а к божествам наивысшего калибра.Ещё одним документом, показывающим важность и значимость Рода и рожаниц,является «Слово Исайи пророка, истолкованное святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам».На основе библейских пророчеств русский автор создал великолепное по форме новое произведение, использовав гневные тона Исайи и направив все свое сочинение, освященное авторитетом пророка Исайи и Иоанна Златоуста, против единственного раздела древнерусского язычества — против Рода и рожаниц. Уже одно это должно показать важность и значительность культа Рода,противопоставленного,как явствует из всего сочинения,ни много,ни мало— самому христианскому Господу Богу.В поучении бичуются те, которые отклонились от веры в истинного библейско-христианского Бога и «избрали себе враждебных Ему»— Рода и рожаниц.Здесь противопоставление является и сопоставлением: Род сопоставлен с Саваофом и с Иисусом Христом.Все кары,все «судороги сердец» и горение в адском пламени,предназначенные отступникам от биб-лейского Бога,здесь обещаны поклонникам Рода и рожаниц.И только им.Не меньший интерес представляет сопоставление русского сочинения с Библией, так как оно выявляет имя библейского двойника Рода, того божества, с которым приходилось соперничать библейскому Богу: это — Гад, или Ваал (Баал-Хадд), ханаанской (сиро-палестинской)мифологии,бог плодородия и жизни части древних евреев и финикийцев. Ваал посылает дождь и росу, орошая нивы и виноградники. Ваала представляли умирающим и воскресающим богом, подобно Осирису или Дионису.Женской парой Ваала была богиня Анат (она же Рахмаи). Исследователи установили, что в ханаанской мифологии, как и во многих других, действуют два поколения богов. Старший бог Эл (вроде Урана или Крона) выступает, подобно Роду, совместно с двумя женщинами. Две женщины, сотворенные над огнем на морском берегу, становятся женами Эла и рождают ему двух дочерей — Утреннюю Зарю и Вечернюю Зарю. Последующее потомство Эла— божества плодородия. В мифах о плодородии Ваал и Анат, боги младшего поколения,
преобладают над старшим богом Элом.Здесь возникает полная параллель Роду и его двум рожаницам: Ваал, бог плодородия, и две богини, связанные с полем и урожаем, причем богини, как и в охотничьих мифах, — мать и дочь-дева. Иногда выступает другая пара женщин — Анат и Астарта.Имя Ваала означает «владыка», «хозяин». Интересны эпитеты Ваала: «Могучий Воин», «Владыка Земли», «Ездящий на облаках» и другие.В мифах Ваал погибает в схватке с морским богом Яммом,но затем воскресает вновь,и снова начинаются тучные годы плодородия.Ваал почитался и в Иудее и в Вавилоне, где знаменитая Вавилонская башня была его храмом.Третьим важным источником после «Слова об идолах» и «Слова Исайи пророка» является интереснейший комментарий к Евангелию в рукописи XV — начала XVI века, обнаруженной Н. В. Калачовым в Архиве иностранных дел. На основании этого комментария, историк К. Н. Бестужев-Рюмин (1829 — 1897) сделал заключение:«Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель.»Язычники именно Роду приписывают возникновение новой жизни на земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то «груды», содействующие рождению. Из разных значений этого слова исследователи почему-то выбирали одно: груды — кучи, глыбы. Непонятно, как это увязывалось с рождением детей.Следует обратить внимание на другое значение: «грудие»— капли,«грудие росное»— капли росы,«градные груды»— дробинки града. Наиболее вероятно,что слово «грудие» без дополнительного определения (росное, градное)означало просто дождевые капли. Это больше подходит к контексту — ведь роса образуется из тумана; капли росы не падают с неба, а древний комментатор утверждает, что Род именно с неба («седя на воздусе») мечет свои плодотворные капли. Если принять это толкование, согласующее все части интересующего нас текста,то в нашем распоряжении будет большое количество примеров веры в универса-льную оплодотворяющую силу дождя как в отношении земли, так и в отношении женщин. Здесь Род может выглядеть Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем, от которого Даная забеременела.Получив представление о Роде,как о божестве,которое противопо-ставлялось Саваофу и сопоставлялось с Осирисом и Ваалом,необходимо рассмотреть разветвленный комплекс древне-русских слов,содержащих корень «род».Это прежде всего группа слов,связанных с понятием родства и рождения: Род — Народ — Родня
Родичи — Родина — Родить.Природа — Рождать — УрожайО. Н. Трубачев в своем исследовании о терминах родства пишет, что род, родити означало сначала «успех», «процветание», «урожай», «забота». Трубачев считает старославянское «РОДЪ» «чисто славянским новшеством», новым использованием индоевропейских морфем и отмечает часто встречающуюся метатезу: род — ард — арт. Это дает дополнительные значения: «происхождение», «род» (нем. Art); «высокий», «большой» (ирл. ard, галльское ardu).Обращаясь к иранским языкам,мы видим,что в скифском Ard является культовым термином,обозначением божества.В.И.Абаев считает,что arta— ard— одно из важнейших религиозных понятий иранского мира— «божество»,«олицетворение света»; осетинское «ard»— клятва,первоначально «божество,которым клянутся».Таким образом, слово «род» и метатеза (взаимная перестановка звуков или слогов) «ард» в значении «божества», «рода», «высокого» оказываются распространёнными значительно более широко, чем только в славянском мире, и в какой-то мере объясняют стремление автора «Слова об идолах» показать географический диапазон культа Рода. Возможно, что и имя Артемиды связано с этим корнем.Обилие славянских слов с корнем «род» в значении красного и огненного (сравнимо латинское ardeo — гореть, ardor — жар, зной) позволяет считать фразу «Родьство огньное» славянским обозначением пекла. Вполне возможно, что с богом Родом может быть связано не только рождение живого (род, народ, родить), но и природа и вода (родище, родник), и дождь (грудие, падающие с воздуха), и даже молния — родия, и огонь пекла.Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его «огненным родством». Тогда становятся понятным противопоставление Рода христианскому Богу Вселенной Саваофу. Этот взгляд на Рода закрепляется данными, получаемыми из ранних переводов Библии, где книга Бытие, в которой повествуется о сотворении мира,именуется «Родьство»,а Бог-Творец— «рододелатель».Род и Свет - два имени одного бога.В ещё одном источнике «Слове о твари и о днии рекомом неделе», относящееся к 12 — 13 векам, речь идёт о почитании дня семидневки — воскресенья, «недели», как дня, посвященному солнцу и дневному свету. Культ этот овеществлялся: «невернии, написавше свет болваном и кланяються ему»; одновременно эти язычники «творца хулять».В этом поучении рожаницы упоминаются, а Рода уже нет — его заменил Свет, противопоставленный христианскому Богу-Творцу. Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели — воскресенье, «День Солнца» у многих народов. Однако язычники поклоняются не солнцу («вещь бо есть слнце свету»), а «белому свету», Вселенной, «твари, написаней во образ человечь». Это, очевидно, тот самый свет, существовавший, по древним представлениям, независимо от солнца (например, в пасмурный день), о котором говорится в Библии при описании первого дня творения. Этой двойственностью света воспользовался Достоевский в романе «Братья Карамазовы», излагая спор юного Смердякова с лакеем Григорием. («Свет создал Господь Бог в первый день, а солнце, луну и звёзды на четвертый день. Откуда же свет-то сиял в первый день?»).Вот этот-то свет,не имеющий видимого источника,«неосяжаемый и неисповедимый»,как проявление божества, творящего мир,и был предметом поклонения средневековых язычников,а следовате-льно,и объектом обличений церковников.С культом верховного небесного божества связан определенный символ — «колесо Юпитера» с шестью спицами. Круг с шестилепестковой розеткой внутри, «громовый знак», был многозначным: он выражал и идею солнца («вещь бо есть солнце свету»), и идею «белого света», всей Вселенной. Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие «белого света»,идентичное понятию Рода,выражалось только шестилепестковой розеткой,только колесом с шестью спицами.В славянской деревянной резьбе верховен-ство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов — на потолочной матице-сволоке. Иногда на деревянных «полотенцах», спускающихся от верха кровли, помещалась как на прялках, сложная композиция из нескольких солнц, как бы бегущих по небосводу, а центральное место занимало «колесо Юпитера», символизирующее белый свет.Очень важным представляется взаимоотношение всеобъемлющего Рода со Светом, божеством, которому ставят идолов, посвящают первый день семидневки, отстаивая право культа «недели», дня солнца. Свет столь же всеобъемлющ, как и Род. Это сохранилось в русской лексике вплоть до 20-го века: «обойти весь белый свет» — обойти всю землю; «попал в белый свет, как в копеечку» (о плохом стрелке) — здесь белый свет понимается как необъятное небо.
Близость Рода и Света заставляет нас обратить внимание на важнейшего бога сред-невековых западных славян— Святовита,почитавшегося в Арконе и у других балтийских славян в качестве могущественнейшего из богов.Идол его был четырехглавым и нахо-дился в большом храме. Святовиту были посвящены белый конь и оружие. Святовит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хле-бов,а главным обрядовым действием было изготовление огромного,в человеческий роста,пирога.Определяя важное значение Святовита, Гельмольд (немецкий хронист. священник и миссионер, 1120 — 1177) называет его «богом богов» (Deus deorum). В другом месте, рассказывая о второстепенной славянской демонологии, Гельмольд  снова говорит о том, что у славян есть главный бог, Deus deorum, не называя его по имени. «Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля, печали и радости, они признают единого бога на небесах, повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном…»Для восточных славян таким «единым богом в небесах» был Род; ему же, вероятно, поклонялись под именем Света. Для западных славян божеством «белого света» был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая (СВ;) обозначала и «святость» и «св;т», а вторая (ВИТ), недостаточно разъясненная лингвистами, сближается иногда с понятиями «радости», «тучности».Рожаницы - две богини, спутницы Рода.Для завершения обзора богов и богинь, представления о которых могли возникнуть еще в праславянское время, необходимо рассмотреть спутниц Рода — рожаниц.Для понимания рожаниц чрезвычайно важно определить их количество. В большинстве сочинений, дошедших до нас в поздних списках, рожаницы упоминаются во множественном числе и в виде исключения — рожаница — в единственном. Но в том поучении, которое специально посвящено обличению Рода и рожаниц, где нет никаких иных богов, — в «Слове Исайи пророка» в одном из списков встречается довольно последовательно проведенное двойственное число. Следовательно, были две рожаницы.Две «рожаницы»-лосихи (мать и дочь) известны по сибирским охотничьим мифам, две богини (сосуды с четырьмя женскими грудями)наполняют все трипольское земледельческое искусство,две богини, мать и дочь,видны в Реклама
Сказание о Русской земле
вы подписаны
Род, Свет и Святовит - верховный бог славян, что известно о нём?
27 сентября
311 прочитали
Род, он же Свет, со своим символом "колесом Юпитера"

Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род — божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале. Исследователь Гальковский Н. М. в 1916 году написал в своей работе «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси»:

«Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным».

При обзоре литературы вопроса поражают две тенденции, в равной мере противоречащие источникам: одни из авторов стремятся представить Рода маленьким семейным божком, близким к домовому, а другие идут ещё дальше и просто умалчивают о Роде.

Сторонники «теории домового» должны были бы задуматься хотя бы над тем, что если рожаницы, как правило, упоминаются во множественном (или двойственном) числе, то Род — неизменно в единственном. Какой же это домовой, если он на всех людей один? Кроме того, в тех же самых источниках, где говорится о Роде, упоминается среди всякой демонской мелочи и сам домовой: «бес хороможитель» или «кутный бог». С другой стороны, этнографии совершенно неизвестно наименование домового Рода.

Единственным историком язычества, не уклонившимся от рассмотрения Рода и рожаниц, был Николай Михайлович Гальковский (1868 — 1933). Гальковский закончил Московскую духовную академию со степенью кандидат богословия, потому писал всегда в рамках официального православия. В своих работах он не затронул сущности культа Рода, не коснулся опасного уподобления Рода библейскому Саваофу и искусственно свёл всё к тому, что рожаницы — это мойры, духи, помогающие при родах и определяющие долю, судьбу человека; рожаницы связаны с узкосемейным культом предков. Примерно так же определяет он и Рода, уравнивая его с рожаницами: «почитание Рода и рожаниц было делом семейным, частным». Рода Гальковский приравнивает к деревенскому домовому, «подпечнику».

В. О. Ключевский, говоря о Роде, заключает: «Средоточием культа предков является (со значением охранителя родичей) Род со своими рожаницами, то есть дед с бабушками…»

В то время, как исследователи 12-го века, в работе «Слово об идолах», определяли Рода, как значительного славянского божества, предшественника Перуна. Следовательно, Род был главным божеством у славян, до утверждения дружинного культа Перуна-громовержца. Соотношение примерно такое же, как между культом Урана и Кроноса и вытеснившим их со временем культом Зевса.

Род в той работе сопоставлен с Осирисом — «проклятым богом» египтян; говорится, что культ Осириса был заимствован халдеями:

«… от тех [египтян] извыкоша древле халдеи и начаша требы творити своима богама — Роду и рожаници».

Трудно сказать, какое вавилонское божество было заменено здесь Родом и рожаницей. Быть может, это библейский Ваал (Баал-Хадд), почитавшийся в Халдее-Вавилоне.

В одном из списков «Слова об идолах» есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским «Артемиду и Артемиде». В античной мифологии бога Артемида мы не знаем; единственное мужское божество, близкое Артемиде, — это её брат Аполлон.

Здесь является важным следующее: автор «Слова об идолах» считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда охватывала Египет (Осирис), Вавилон, Грецию («Артемид» — Аполлон?), Рим и славянский мир. Примечательно то, что автор, ища аналогии Роду, обращался не к мелким домашним демонам вроде лар и пенатов, а к божествам наивысшего калибра.

Ещё одним документом, показывающим важность и значимость Рода и рожаниц, является «Слово Исайи пророка, истолкованное святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам».

На основе библейских пророчеств русский автор создал великолепное по форме новое произведение, использовав гневные тона Исайи и направив все свое сочинение, освященное авторитетом пророка Исайи и Иоанна Златоуста, против единственного раздела древнерусского язычества — против Рода и рожаниц. Уже одно это должно показать важность и значительность культа Рода, противопоставленного, как явствует из всего сочинения, ни много, ни мало — самому христианскому Господу Богу.

В поучении бичуются те, которые отклонились от веры в истинного библейско-христианского Бога и «избрали себе враждебных Ему» — Рода и рожаниц. Здесь противопоставление является и сопоставлением: Род сопоставлен с Саваофом и с Иисусом Христом. Все кары, все «судороги сердец» и горение в адском пламени, предназначенные отступникам от библейского Бога, здесь обещаны поклонникам Рода и рожаниц. И только им.

Не меньший интерес представляет сопоставление русского сочинения с Библией, так как оно выявляет имя библейского двойника Рода, того божества, с которым приходилось соперничать библейскому Богу: это — Гад, или Ваал (Баал-Хадд), ханаанской (сиро-палестинской) мифологии, бог плодородия и жизни части древних евреев и финикийцев. Ваал посылает дождь и росу, орошая нивы и виноградники. Ваала представляли умирающим и воскресающим богом, подобно Осирису или Дионису.

Женской парой Ваала была богиня Анат (она же Рахмаи). Исследователи установили, что в ханаанской мифологии, как и во многих других, действуют два поколения богов. Старший бог Эл (вроде Урана или Крона) выступает, подобно Роду, совместно с двумя женщинами. Две женщины, сотворенные над огнем на морском берегу, становятся женами Эла и рождают ему двух дочерей — Утреннюю Зарю и Вечернюю Зарю. Последующее потомство Эла — божества плодородия. В мифах о плодородии Ваал и Анат, боги младшего поколения, преобладают над старшим богом Элом.

Здесь возникает полная параллель Роду и его двум рожаницам: Ваал, бог плодородия, и две богини, связанные с полем и урожаем, причем богини, как и в охотничьих мифах, — мать и дочь-дева. Иногда выступает другая пара женщин — Анат и Астарта.

Имя Ваала означает «владыка», «хозяин». Интересны эпитеты Ваала: «Могучий Воин», «Владыка Земли», «Ездящий на облаках» и другие. В мифах Ваал погибает в схватке с морским богом Яммом, но затем воскресает вновь, и снова начинаются тучные годы плодородия.

Ваал почитался и в Иудее и в Вавилоне, где знаменитая Вавилонская башня была его храмом.

Третьим важным источником после «Слова об идолах» и «Слова Исайи пророка» является интереснейший комментарий к Евангелию в рукописи XV — начала XVI века, обнаруженной Н. В. Калачовым в Архиве иностранных дел. На основании этого комментария, историк К. Н. Бестужев-Рюмин (1829 — 1897) сделал заключение:

«Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель.»

Язычники именно Роду приписывают возникновение новой жизни на земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то «груды», содействующие рождению. Из разных значений этого слова исследователи почему-то выбирали одно: груды — кучи, глыбы. Непонятно, как это увязывалось с рождением детей.

Следует обратить внимание на другое значение: «грудие» — капли, «грудие росное» — капли росы, «градные груды» — дробинки града. Наиболее вероятно, что слово «грудие» без дополнительного определения (росное, градное) означало просто дождевые капли. Это больше подходит к контексту — ведь роса образуется из тумана; капли росы не падают с неба, а древний комментатор утверждает, что Род именно с неба («седя на воздусе») мечет свои плодотворные капли. Если принять это толкование, согласующее все части интересующего нас текста, то в нашем распоряжении будет большое количество примеров веры в универсальную оплодотворяющую силу дождя как в отношении земли, так и в отношении женщин. Здесь Род может выглядеть Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем, от которого Даная забеременела.

Получив представление о Роде, как о божестве, которое противопоставлялось Саваофу и сопоставлялось с Осирисом и Ваалом, необходимо рассмотреть разветвленный комплекс древне-русских слов, содержащих корень «род». Это прежде всего группа слов, связанных с понятием родства и рождения:

Род — Народ — Родня

Родичи — Родина — Родить

Природа — Рождать — Урожай

О. Н. Трубачев в своем исследовании о терминах родства пишет, что род, родити означало сначала «успех», «процветание», «урожай», «забота». Трубачев считает старославянское «РОДЪ» «чисто славянским новшеством», новым использованием индоевропейских морфем и отмечает часто встречающуюся метатезу: род — ард — арт. Это дает дополнительные значения: «происхождение», «род» (нем. Art); «высокий», «большой» (ирл. ard, галльское ardu). Обращаясь к иранским языкам, мы видим, что в скифском Ard является культовым термином, обозначением божества. В. И. Абаев считает, что arta — ard — одно из важнейших религиозных понятий иранского мира — «божество», «олицетворение света»; осетинское «ard» — клятва, первоначально «божество, которым клянутся».

Таким образом, слово «род» и метатеза (взаимная перестановка звуков или слогов) «ард» в значении «божества», «рода», «высокого» оказываются распространёнными значительно более широко, чем только в славянском мире, и в какой-то мере объясняют стремление автора «Слова об идолах» показать географический диапазон культа Рода. Возможно, что и имя Артемиды связано с этим корнем.

Обилие славянских слов с корнем «род» в значении красного и огненного (сравнимо латинское ardeo — гореть, ardor — жар, зной) позволяет считать фразу «Родьство огньное» славянским обозначением пекла. Вполне возможно, что с богом Родом может быть связано не только рождение живого (род, народ, родить), но и природа и вода (родище, родник), и дождь (грудие, падающие с воздуха), и даже молния — родия, и огонь пекла.

Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его «огненным родством». Тогда становятся понятным противопоставление Рода христианскому Богу Вселенной Саваофу. Этот взгляд на Рода закрепляется данными, получаемыми из ранних переводов Библии, где книга Бытие, в которой повествуется о сотворении мира, именуется «Родьство», а Бог-Творец — «рододелатель».
Род и Свет - два имени одного бога

В ещё одном источнике «Слове о твари и о днии рекомом неделе», относящееся к 12 — 13 векам, речь идёт о почитании дня семидневки — воскресенья, «недели», как дня, посвященному солнцу и дневному свету. Культ этот овеществлялся: «невернии, написавше свет болваном и кланяються ему»; одновременно эти язычники «творца хулять».

В этом поучении рожаницы упоминаются, а Рода уже нет — его заменил Свет, противопоставленный христианскому Богу-Творцу. Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели — воскресенье, «День Солнца» у многих народов. Однако язычники поклоняются не солнцу («вещь бо есть слнце свету»), а «белому свету», Вселенной, «твари, написаней во образ человечь». Это, очевидно, тот самый свет, существовавший, по древним представлениям, независимо от солнца (например, в пасмурный день), о котором говорится в Библии при описании первого дня творения. Этой двойственностью света воспользовался Достоевский в романе «Братья Карамазовы», излагая спор юного Смердякова с лакеем Григорием. («Свет создал Господь Бог в первый день, а солнце, луну и звёзды на четвертый день. Откуда же свет-то сиял в первый день?»)

Вот этот-то свет, не имеющий видимого источника, «неосяжаемый и неисповедимый», как проявление божества, творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно, и объектом обличений церковников.

С культом верховного небесного божества связан определенный символ — «колесо Юпитера» с шестью спицами. Круг с шестилепестковой розеткой внутри, «громовый знак», был многозначным: он выражал и идею солнца («вещь бо есть солнце свету»), и идею «белого света», всей Вселенной. Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие «белого света», идентичное понятию Рода, выражалось только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами.

В славянской деревянной резьбе верховенство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов — на потолочной матице-сволоке. Иногда на деревянных «полотенцах», спускающихся от верха кровли, помещалась как на прялках, сложная композиция из нескольких солнц, как бы бегущих по небосводу, а центральное место занимало «колесо Юпитера», символизирующее белый свет.
Шестилучевое "колесо Юпитера" в украшении деревенской избы

Очень важным представляется взаимоотношение всеобъемлющего Рода со Светом, божеством, которому ставят идолов, посвящают первый день семидневки, отстаивая право культа «недели», дня солнца. Свет столь же всеобъемлющ, как и Род. Это сохранилось в русской лексике вплоть до 20-го века: «обойти весь белый свет» — обойти всю землю; «попал в белый свет, как в копеечку» (о плохом стрелке) — здесь белый свет понимается как необъятное небо.

Близость Рода и Света заставляет нас обратить внимание на важнейшего бога средневековых западных славян — Святовита, почитавшегося в Арконе и у других балтийских славян в качестве могущественнейшего из богов. Идол его был четырехглавым и находился в большом храме. Святовиту были посвящены белый конь и оружие. Святовит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядовым действием было изготовление огромного, в человеческий роста, пирога.Определяя важное значение Святовита, Гельмольд (немецкий хронист. священник и миссионер, 1120 — 1177) называет его «богом богов» (Deus deorum). В другом месте, рассказывая о второстепенной славянской демонологии, Гельмольд  снова говорит о том, что у славян есть главный бог, Deus deorum, не называя его по имени. «Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля, печали и радости, они признают единого бога на небесах, повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном…»Для восточных славян таким «единым богом в небесах» был Род; ему же, вероятно, поклонялись под именем Света. Для западных славян божеством «белого света» был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая (СВ;) обозначала и «святость» и «св;т», а вторая (ВИТ), недостаточно разъясненная лингвистами, сближается иногда с понятиями «радости», «тучности».Рожаницы - две богини, спутницы РодаДля завершения обзора богов и богинь, представления о которых могли возникнуть еще в праславянское время, необходимо рассмотреть спутниц Рода — рожаниц.Для понимания рожаниц чрезвычайно важно определить их количество. В большинстве сочинений, дошедших до нас в поздних списках, рожаницы упоминаются во множественном числе и в виде исключения— рожаница— в единственном. Но в том поучении,которое специально посвящено обличению Рода и рожаниц,где нет никаких иных богов,— в «Слове Исайи пророка» в одном из списков встречается довольно последовательно проведенное двойственное число.Следовательно,были две рожаницы.Две «рожаницы»-лосихи (мать и дочь) известны по сибирским охотничьим мифам, две богини (сосуды с четырьмя женскими грудями) наполняют все трипольское земледельческое искусство, две богини, мать и дочь, видны в греческой мифологии: Деметра и Персефона — южная пара, Лето и Артемида — северная пара, к которой близка славянская пара «рожаниц»— Лада и Леля.Культ рожаниц отличался от осталь-ных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Богородицы. Эти пиршества в известной мере противопоставляются «кладению треб» другим богам, которое производилось христианами тайно. Принесение в жертву животных и птиц могло производиться в своих дворах без особой огласки.Трапезы же Роду и рожаницам устраивались с соблазняющей всенародностью.Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение, его неистребимость и торжественность рожаничных «собраний» с круговыми чашами.Рождество Богородицы празднуется 8 (21) сентября. Для всех восточнославянских областей— это праздник урожая. Не «первых плодов», не первых колосьев, из которых может быть испечен первый хлеб, а праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ: хлеб сжат, снопы свезены и обмолочены, урожай подсчитан, зерно — в закромах. Именно этот урожайный, аграрный характер праздника и определил состав яств, упоминаемых несколькими источниками: хлеб, каши, творог и мед или «добровонное вино». Вплоть до наших дней православная церковь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы производит «благословение хлебов». Языческая сущность праздника урожая вошла в конце концов в церковную практику.Были ли у рожаниц имена? Прежде всего следует отделить от рожаниц Макошь: эта богиня очень часто упоминается в одних текстах с рожаницами, но никогда не отождествляется с ними; заодно с ней упоминаются только русалки-вилы. Нет никаких данных о том, что у Макоши есть какая-то пара — дочь или мать; Макошь всегда индивидуальна.Церковная наследница Макоши — Параскева Пятница точно так же единолична и не вписывается ни в одну из христианских родственных пар. Вероятнее всего, что пару рожаниц следует сближать с архаичной и широко распространённой божетсвенной парой: Лето и Артемида или Лада и Леля — в обоих случаях мать и дочь. Предостерегает от такого сближения только то, что ни в одном источнике, говорящем о рожаницах, нет упоминания их имён; авторы пользуются лишь нарицательным — «рожаницы».По существу же Лада и её дочь, богини весенней возрождающейся природы, богини брака и размножения, вполне соответствуют двум рожаницам.Сыграла свою роль и общая тенденция к устранению древней дуальности: как в античной мифологии Артемида-Диана стала вполне самостоятельной богиней, культ которой почти не был связан с ее матерью Лето, так и в древнерусской мифологии на первое место выдвинулась Лада. Но наряду с культом этой богини население наиболее отдалённых северных районов(а именно к нему и были по преиму-ществу обращены обличения культа рожаниц) продолжало ещё верить в двух рожаниц, сохраняя не только их безымянность,но и их теснейшую связь с архаичным охотничьим мифом о двух полуженщинах-полулосихах.(В подготовке материала использован текст из книги Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян»)."(ст."Род, Свет и Святовит - верховный бог славян, что известно о нём?",Сказание о Русской земле,2023)


Рецензии