Вот тебе, Лихой! Чур тебе, Лихой!

     Народные праздники
     В деревнях и сёлах Поволжья издавна существовал обычай осенью собираться вместе рубить капусту. Дело шло успешнее и веселее особенно в тех семьях, где малолюдно или сильных и здоровых рук мало. Это было семейное хозяйственное празднество. Приглашали соседок, а те, приходя в дом, поздравляли хозяек с капусткой, как с праздником. К этому времени варили пиво и готовили обед и ужин, а главным блюдом был пирог. Девушки приходили в своих лучших нарядах и, переходя с песнями из дома в дом, получали угощение, чем Бог послал.
    1 ноября отмечали «кузьминки» - «курьи именины», девичий праздник. Раньше кур приносили хозяйке с челобитьем «на красное житьё». Хозяйка одаривала крестьянок за подарок лентами – «на убрусник». Этих челобитных кур считалось за грех убивать, поэтому отдавали святым. Даже яйца, которые они несли, слыли более здоровыми, чем другие от обычных кур. На «курьи именины» приносили петуха в жертву Лихому:
Вот тебе, Лихой!
Чур тебе, Лихой!
Ты сердиться – не сердись,
Дворовому поклонись,
Домовому помолись,
Петушиным гребнем подавись!
Вот тебе, Лихой!
Чур тебе, Лихой!
Ты по гумнам не ходи,
В огороде не сиди,
Ко двору не подходи,
В нашу хату не гляди!
К речке-реченьке беги,
Прямо в прорубь угоди!
Не кузнец реку куёт –
Михаила архангел
Со Косомодемьяном,
Со ангелами…
    У татар с наступлением холодов наступало особое праздничное время. В деревнях проводили девичьи помочи по обработке заколотых гусей – каз емэсе. Ощипывание гусей проводили в доме, а затем обработанных гусей на коромыслах несли к роднику, чтобы промыть ключевой водой. Девушек, как правило, сопровождали парни с гармонистом. Хозяйка для всех работниц готовила угощение, после которого проводились игрища – уен. Осенью проводили и коллективные моления с жертвоприношениями и совместным угощением. Жертвенными животными были овцы, телёнок, бык или корова. Обряд проводился либо в поле, либо возле старинного кладбища. Поклонялись татары духам – хозяевам природы, жилищ, а также покровителям семьи, общин и личным.
     У марийцев были моления в рощах, где они также просили богов уберечь от порчи, сглаза, злых духов. Поклонялись верховному богу Кугу Юмо, богу общества Мер Юмо, богу мира Туню Юмо, богу неба и судьбы Кава Юмо, матери воды Вуд Ава, матери жизни Илыш Шочын Ава и матери рождения Шочын Ава.
     В Поволжье издавна считалось, что боги могут принес много бед, если их вовремя не умилостивить. Поэтому в честь божества на местах их обитания (в лесах, на полях, у рек, в жилищах, в хозяйственных постройках) у мордвы было принято устраивать молитвы – озимат и совершать жертвоприношения. Моленья во время уборки урожая, например, могли проводить как всем селом, когда в урожае заинтересовано всё село, так и семьями, когда семья молилась только о своём урожае. Семейные моления совершались чаще хозяйкой дома, а на общих молениях каждый раз выбирались особые инятят и иньбабат (от ине – великий, великая, атя – старик, а баба – бабушка).   Поклонялись Вирь-аве – божеству леса, Ведь-аве – божеству воды, Мода-аве – божеству земли, Варма-аве – божеству огня, Кудо-аве – божеству дома и т.д. Эти божества – женщины, у которых есть божества – мужья. Им тоже поклонялись. У мордвы был обычай обращаться к земле, как к живому существу. Считалось, что есть у земли мать-покровительница – Норов-ава. И если её как следует похвалить да попросить, даст она хороший урожай.
     Чуваши по завершении уборки хлебов в честь нового урожая устраивали моления духу – хранителю овина, моления с пивом. У них были осенние благодарения богам и духам. Чуваши почитали огонь, воду, солнце, землю, верховного бога Силт тура, прося оградить на зиму т злых существ во главе с Шуйтаном. Ведь ночи станут тёмными и длинными – самое время для разгула злых сил. Осенние пирушки обычно устраивались под заповедными деревьями, уцелевшими от истреблённых священных дубовых рощ (по-чувашски – «кереметь»). Под ними играли на балалайках и закалывали барашка. Дубы и чуваши, и мордва обвешивали жертвенными полотенцами, к ним и сейчас обращаются с молениями о дожде или солнце, перед ними дают обеты. Русские, белорусы и украинцы тоже почитали дуб, о нём сохранилось много разных преданий.
     В ноябре считали, что «коли снег надует, то и хлеба прибудет». Вода разольётся – сена наберётся. Если на реке лёд становится грудами – будет хлеба груды. 1 ноября называли ещё Козьмой. Говорили: «Демьян с мостом – Никола с гвоздём. Козьма-Демьян – закуёт, Михайла – раскуёт». 8 ноября – Михайла с полумостом. «Коли на Михайла закуёт – на Николу раскуёт». К Михайлову дню старались задобрить Домового. Был такой старинный обычай. Старушка выносила рано утром, до белой зорьки, хлебную чашку с пивным суслом в поднавес и ставила её на поветь. Потом перед полднем старший мужчина в доме садился на лошадь и начинал ездить на ней взад и вперёд, размахивая во все стороны помелом, приговаривая: «Батюшка Дворовой! Не уходи! Не разори двор, животину не губи! Лихому пути-дороги не кажи!»  После этого помело обмакивали в дегтярнице и где-нибудь во дворе проводили дегтем по стене полосу. Это означало «отметить на лысине у дедки загубрину». Завидев которую, Лихой за версту обойдёт двор, где строго соблюдают обряды. 9-го «с Матрёны зима встаёт на ноги». 11-го Фёдор землю студит. 12-го коли дождь, то оттепели до Введения. 15-го обычно бывает снег и грязь. 16-го преет земля. 21-го ломается лёд, поэтому нужно быть очень осторожными на реке, да и в городе, чтобы не поломать руки-ноги. 26-го всегда холодает. «Юрий с мостом, а Никола с гвоздём».
     В народе всегда верили, что пение может оказать положительное влияние на плодородие земли, на ход хозяйственных работ, на разведение скота, на житейское благополучие. Песенные заклинания смыкались с магией, способствовавшей, по общему мнению, достижению материального достатка и удачи в делах. 
    
Евстигнеева Светлана. Вот тебе, Лихой! Чур тебе, Лихой! // Самарские губернские ведомости – 150. – 1999. - №11 (38). – ноябрь. – С. 8. 


Рецензии