Михаил Иванович Жаров вторая часть - окончание

Михаил Иванович Жаров (вторая часть — окончание)

В 1937 и 1938 годах М.И.Жаров принял участие в съемках художественных фильмов режиссеров Григория Михайловича Козинцева и Леонида Захаровича Трауберга «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», поставленных на киностудии «Ленфильм» по сценариям Льва Исаевича Славина, Г.М.Козинцева и Л.З.Трауберга, в которых он блистательно сыграл роль черносотенца — конторщика Невского завода Платона Васильевича Дымбы, причем, по ходу действия фильма «Выборгская сторона», спел известную в народе до сих пор фольклорную песню «Цыпленок жареный». После этого к нему пришла всенародная слава. Даже дети, встретив его на улице, тут же начинали кричать: «Цыпленок жареный идет!». Это его нервировало не меньше, чем Фаину Георгиевну Раневскую, когда дети, завидев ее, сразу издавали вопли: «Муля, не нервируй меня!». 

В годы Великой Отечественной войны М.И.Жаров снялся в десяти фильмах. Эти фильмы были разными, но игра Михаила Ивановича во всех этих кинолентах была чрезвычайно талантливой. Некоторые их них мне удалось увидеть сразу после их выхода в кинопрокат, остальные я посмотрел вскоре после нашей великой Победы. М.И.Жаров стал одним из самых любимых мной советских киноактеров. 

Я хорошо помню, какое сильное впечатление произвела на меня в то тяжелое военное время кинолента «Секретарь райкома», созданная в 1942 году на киностудии ЦОКС (Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате) кинорежиссером Иваном Александровичем Пырьевым по сценарию Иосифа Леонидовича Прута, повествовавшая о партизанском сопротивлении против фашистской оккупации, ценой своих жизней («смерть за смерть»). Меня тогда очень сильно взволновала роль старика-партизана Гаврилы Федоровича Русова, в третий раз воевавшего против германской армии, награжденного в годы Первой мировой войны Георгиевскими крестами (высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и храбрость, проявленную в борьбе против неприятеля). Когда фашистам удалось его схватить, он не только не выдал местоположения партизанского отряда, но даже сумел ударить полковника Макенау, который вел его допрос, за что был повешен. Актеры этого фильма потом поговаривали о том, что Михаил Иванович Жаров, игравший роль Г.Ф.Русова, так вошел тогда в раж, что, не соизмерив силу своего удара, сломал ключицу превосходного актера Михаила Федоровича Астангова, игравшего роль немецкого полковника. Многие кинокритики впоследствии утверждали, что кинолента «Секретарь райкома», вышедшая на экраны страны 30 ноября 1942 года, была одной из лучших кинокартин о войне, снятых в военное время, что в ней явственно ощущался высочайший класс сценариста, режиссера и актеров. В 1943 году она была удостоена Сталинской премии второй степени.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны руководство страны приняло решение о создании не только патриотических и пропагандистских фильмов, но и музыкальных кинокомедий для того, чтобы поднять настроение советского народа. Одной из таких кинокартин стала лента «Воздушный извозчик», поставленная в 1943 году режиссером Гербертом Морицевичем Раппапортом по сценарию Евгения Петровича Петрова на студии ЦОКС в Алма-Ате.  

В данном фильме М.И.Жаров играл главную мужскую роль «воздушного извозчика» - пилота «Аэрофлота» Ивана Баранова, который в 1940 году во время вынужденной посадки своего самолёта знакомится с пассажиркой — оперной певицей Наташей Куликовой, и влюбляется в нее, а она, в конечном итоге, отвечает ему полной взаимностью. Фильм был сделан, что называется, очень добротно, смотрелся зрителями с большим интересом, поскольку с ним все было в полном порядке: сценарий был написан одним из талантливейших авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка», режиссер прекрасно знал свое дело и, самое главное, был подобран замечательный актерский коллектив. Главную женскую роль Наташи Куликовой в фильме исполнила Людмила Васильевна Целиковская.


В результате, в реальной жизни повторилось то, что было  заложено в сценарии данного фильма: Михаил Иванович, действительно, познакомился с Людмилой Васильевной на съемках этой кинокартины, влюбился в нее, а она — в него, а далее история завершилась уже регистрацией брака в органе ЗАГСа, естественно, без звучания свадебного марша композитора Феликса Мендельсона, написанного им за сто лет до этого события, а именно в 1842 году, по причине суровой военной обстановки в то время в нашей стране. Но этот брачный союз известной актерской пары оказался не только матримониальным, но и творческим, поскольку они после этого снялись вместе в целом ряде художественных кинолент.  


Первой из них стала художественная историко-биографическая кинокартина «Иван Грозный», созданная режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном по своему сценарию на киностудии ЦОКС в Алма-Ате, первая серия которой вышла в прокат в январе 1945 года. Она понравилась И.В.Сталину, в результате чего режиссер и ряд участников создания этой киноленты получили Сталинскую премию первой степени. М.И.Жаров сыграл в ней роль Малюты Скуратова (Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского), одного из самых ближайших сподвижников Ивана Грозного, русского государственного, военного и политического деятеля, возглавлявшего опричное сыскное ведомство — «высшую полицию по делам государственной измены», невероятно жестокого человека. Про него в народе говорили: «Не так страшен царь, как его Малюта». Михаил Иванович исполнил эту роль безукоризненно. Л.В.Целиковская сыграла роль царицы Анастасии Романовны, но ее исполнение данной роли настолько сильно не понравилось И.В.Сталину, что он вычеркнул ее фамилию из списка кандидатов на получение вышеуказанной премии, пояснив причину данного решения словами: «Царицы такими не бывают!».


Следующей кинокартиной с участием этой супружеской пары стала комедия «Близнецы», снятая  в 1945 году на «Мосфильме» режиссером Константином Константиновичем Юдиным (создателем музыкальной комедии «Сердца четырех») по сценарию Михаила Семеновича Витухновского и Якова Ионовича Ялунера. Данный фильм оказался настолько удачным, что даже сейчас зрители получают огромное удовольствие, когда его показывают по телевидению. В этом фильме М.И.Жаров мастерски сыграл роль проходимца Вадима Спиридоновича Еропкина, начальника базы горторга, а Л.В.Целиковская снялась в роли электромонтера Любы Карасевой. Несмотря на громадный зрительский успех, кинокритики, как это нередко бывало, заявляли, что это неудачная безыдейная картина, мещанская и пошлая. 

В послевоенном 1946 году Михаил Иванович завершил создание художественной кинокомедии на военную тему «Беспокойное хозяйство», съемки которой начались еще во время войны. Эта кинокартина явилась его первой режиссерской работой. Он снимал ее на киностудии «Мосфильм» по сценарию Братьев Тур (Леонида Давидовича Тубельского и Петра Львовича Рыжея). В ней он сыграл и одну из главных мужских ролей — гвардии старшину Семибаба — коменданта «беспокойного хозяйства», ложного аэродрома, служащего для отвлечения авиации противника от основного аэродрома. Очень интересна история, связанная с названием этого фильма. Дело в том, что выдающийся советский военный летчик, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов, будучи в 1943 году командующим 3-ей Воздушной армией, произнес фразу: «Ложный аэродром — это как будто пустяк, бутафория, а сколько полезного делает в войне это хозяйство, отвлекая противника, сбивая его с толку и привлекая огонь на себя. Вот уж поистине беспокойное хозяйство!». Эти его слова и явились причиной появления данного фильма. В нем снимались очень популярные в нашей стране артисты, такие как Людмила Васильевна Целиковская, Виталий Дмитриевич Доронин, Сергей Николаевич Филиппов, Юрий Петрович Любимов, Владимир Павлович Балашов. 

После его появления в прокате, он имел очень большой успех у зрительской аудитории, так как подобные музыкальные кинокомедии с участием любимых артистов отвлекали советских людей от воспоминаний о тяжелых временах прошедшей войны. Но, как это обычно бывало в те годы, лента «Беспокойное хозяйство» подверглась сильной критике за безыдейность и стремление потрафить невзыскательным вкусам зрителей, жаждущих лишь развлечения в кино. 

В заключительной части своего повествования постараюсь поведать об участии Михаила Ивановича Жарова в кинотрилогии о сельском участковом уполномоченном, офицере милиции Федоре Ивановиче Анискине. В 70-е годы в жизни Михаила Ивановича наступил тяжелый период. Всю жизнь он «пахал как вол», а тут вдруг работа иссякла. В кино ролей ему никто не предлагал, а в его любимом Малом театре все роли стали отдавать молодым актерам, почти полностью игнорируя «стариков» (помните: «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет»?). А ведь на одном почете далеко не уедешь! И у почти безработного М.И.Жарова начались возрастные болезни, но когда он уже стал тонуть в водовороте такого рода недугов, ему вдруг  откуда-то сверху сбросили спасательный круг. О причине такого поворота Судьбы стоит рассказать чуть подробнее.

В нашей стране в то время Министром внутренних дел был необычайно влиятельный человек — генерал армии Николай Анисимович Щёлоков. Он был не только могущественной личностью, но и невероятно энергичным и деятельным индивидуумом, чрезвычайно сильно заботящимся о позитивной репутации и высоком авторитете подведомственного ему министерства. Н.А.Щёлоков устраивал конкурсы на лучшие литературные произведения о работе сотрудников органов внутренних дел, а также принимал деятельное участие в привлечении кинематографистов к созданию фильмов, повествующих о высоком профессионализме правоохранительных органов, занимающихся раскрытием опасных преступлений.

Когда в его руки попала книга Виля Владимировича Липатова «Деревенский детектив», этот опытный человек сразу понял, что на ее основе можно и нужно создать превосходный детективный фильм. Он тут же распорядился дать заказ киностудии имени Максима Горького на создание кинокартины по данной повести. И работа закипела: был утвержден сценарий, написанный Ириной Ильиничной Мазурук и В.В.Липатовым, а режиссером назначен Иван Владимирович Лукинский, который почти сразу понял, что наилучшим кандидатом на роль участкового милиционера Анискина является именно Михаил Иванович Жаров, и тут же позвонил ему домой. Этот звонок и стал для Михаила Ивановича тем самым «спасательным кругом», о котором я написал выше.

Первая серия кинотрилогии, носившая название «Деревенский детектив», вышла в прокат в 1968 году. В ней рассказывалось об успешном выявлении участковым уполномоченным Федором Ивановичем Анискиным похитителей аккордеона, принадлежавшего заведующему сельским клубом Геннадию Николаевичу Паздникову. В фильме снимались очень популярные исполнители: Народные артистки СССР Лидия Николаевна Смирнова и Татьяна Ивановна Пельтцер, Народный артист Узбекской ССР и Заслуженный деятель культуры Польши Роман Денисович Ткачук (сыгравший роль заведующего клубом). Не могу удержаться от соблазна рассказать вкратце об истории получения польского почетного звания Р.Д.Ткачуком, моим земляком и даже соседом (наша семья жила в Ташкенте на Жуковской, в доме 12, а Ткачука — в доме 10, его мама Валентина Николаевна была приятельницей моей мамы).

Роман Денисович, начиная с января 1966 года и до октября 1980 года, чрезвычайно успешно участвовал в эстрадно-развлекательной телепередаче Центрального телевидения СССР «Кабачок 13 стульев». Ее действие происходило в польском кабачке, а актеры исполняли сценки, заимствованные, в основном, из польского юмористического журнала «Шпильки». Данная передача чрезвычайно сильно нравилась Леониду Ильичу Брежневу, имевшему польские корни по материнской линии и великолепно владевшему польским языком, а также близкому другу Леонида Ильича Эдварду Гереку, лидеру Польши. Они и «пролоббировали» присвоение почетного звания «Заслуженный деятель культуры Польши» основным участникам вышеуказанной телепередачи, включая Р.Д.Ткачука. 

В 1973 году в прокат вышла вторая серия под названием «Анискин и Фантомас», а в 1978 году — третья серия «И снова Анискин». Последние две серии он снял уже как режиссер (совместно с Виталием Николаевичем Ивановым). Все три серии имели у зрителей огромный успех. Можно смело сказать, что работа над этими фильмами продлила жизнь Михаила Ивановича Жарова на целый ряд лет. 

В 1981 году его госпитализировали по причине болей в боку. Врачи не могли понять причину этих болей, а состояние М.И.Жарова все ухудшалось. В результате, 15 декабря 1981 года, на 83-м году жизни, наступила смерть. Оказалось, что медики элементарно «проворонили» обычный аппендицит, который без операционного вмешательства и привел гениального актера к перитониту и гибели. Похоронили Михаила Ивановича на Новодевичьем кладбище Москвы.

Борис Пономарев


Рецензии