Без названия

               

               
         «Жак Амио, главный придворный священник и раздаватель милостыни французского короля, рассказал мне как-то про одного нашего принца нижеследующую, делающую ему честь, историю...»,  - прочитал Сергей Павлович и глубоко задумался. Но так как ни о чем не думалось, он опять взялся за пожелтевший от старости том: «Так не играйте же своей жизнью и расскажите высокому судилищу всю правду о своем богомерзком умысле…»
         Немного погодя, скушав старого сулугуни, Сергей Павлович посмотрел шпионский фильм «Выстрел в тумане» 1967-го года выпуска. В фильме шпионы, какие-то особенно гадкие, охотились на одного наивного, доверчивого ученого, то ли  ядерщика, то ли  ракетчика, чтобы узнать, что он там всё время испытывает в своём Зареченске.
         Прервав фильм на середине, Сергей Павлович глубоко задумался и поймал себя на мысли, что сколько же таких фильмов
было снято, а ученые-то, эти жертвы шпионажа - как раз-то и были изобретателями тех «изделий», которые сейчас убивают под Бахмутом - всякие «Смерчи» да «Солнцепеки». И в этом проглядывалась какая-то неизбывная обреченность. В глубине мозга Сергея Павловича шевельнулась старая еврейская поговорка: «И возвращается ветер на круги своя.»
         А этот ученый, ну, в фильме, которого пасут шпионы - весь такой тонкий, возвышенный, как будто средство от рака изобретает, а не новую бомбу -  «Болеро» слушает,  Евтушенка понимает, в Рафаэле сечёт. Дурацкие эти шпионские фильмы. Тогда казалось, что они пользу приносят в плане бдительности, а теперь видно - фигня всё это, что с бдительностью, что без неё.
         Глубоко задумавшись, Сергей Павлович полежал на диване и снова взялся за книгу: «Госпоже Диане де Фуа, графине де Гюрсон…» - читал Сергей Павлович, - «Рассказывают про Витовта, князя Литовского, что им некогда был издан закон, согласно которому осужденные на смерть преступники должны были самолично исполнять над собой приговор, ибо он не постигал, как это ни в чём не повинные третьи лица могутт привлекаться и понуждаться к человекоубийству…»
         Сергей Павлович читал эту книгу, большую и тяжёлую как могильная плита, как шутили Ильф и Петров, на ночь глядя, по паре-тройке страниц и проделывал это уже не в первый раз в своей жизни, а зачем, пёс его знает. Эта книга не была его любимой, любимые были «Момент истины /в августе 44-го/» и «Золотой телёнок». И хотя в голове у него так и не отложилось ничего из прочитанного, он любил это вечернее занятие. Как искры во мраке вспыхивали блёстки  мудрых мыслей, что умиляло Сергея Павловича, так как он знал, что  никому они не пригодились и планета Земля как была кучей дерьма во время войны Алой и Белой Роз, когда писалась книга, так осталась ей и теперь, в двадцать первом веке, на втором году русско-украинской войны. Единственно, его удивляло, что Монтень обожал поэзию, что было странным для такого умного человека.
         Сергей Павлович достал из холодильника, который стоял в изголовье его дивана, последний сулугуни и скушал его. Потом сходил на кухню и обсудил с тётей новый рецепт оливье с варёным мясом вместо колбасы и яблоками вместо картошки. Со ртом, полной слюны, Сергей Павлович вернулся, лёг и раскрыл ноутбук.
          Немного погодя он с ностальгической улыбкой уже смотрел фильм с Чиччолиной, «Шоколад и бананы».
          Бесспорно следовало признать, что старые «фильмы для взрослых» гораздо тоньше, гармоничнее и намного красивее порнух нового тысячелетия. Благодаря интернету в эту специфическую отрасль киноискусства хлынули дилетанты, любители со стороны, без художественного вкуса, без эстетического начала, без элементарного понятия о мизансцене, логике и последовательности действия, о сверхзадаче. Как тараканы трахаются они  чуть ли не на потолке и тут же выкладывают свои непотребства в ютюбе. Это профанация, более того,  гибель целого пласта попискусства, конец эпохи «Великого Порно». Это та самая самодеятельность, которую так не любил Женя Лукашин*.
         Сергей Павлович досмотрел «Шоколад и бананы», послушал новости из сектора Газы, вздохнул и пошёл чистить зубы на ночь.

         *Женя Лукашин - лирический герой кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

         


Рецензии