Рязань. Женский взгляд

Мои последние генеалогические изыскания всё чаще и чаще ведут меня в г.Рязань. Ещё пару лет назад я знала о двух ветках, берущих своё начало в этом прекрасном старорусском городе. На сегодняшний день их уже четыре, а это значит мои поездки в Областной архив становятся регулярными.
И хотя большую часть поездки я провожу за изучением документов, всегда стараюсь выделить время, чтобы поближе узнать этот удивительный город с тысячелетней историей.

В свою первую же поездку, после архива я успела посетить выставку "Бабье царство. Рязанской женщине посвящается...».

Для меня, как для человека интересующегося историей, это было прям волшебство какое-то. Выйти из архива, где только что держала в руках старинные фолианты, с описанием жизни предков и, не расплескав эмоций, тут же оказаться в визуальной среде того времени. Это прямо очень сильно!

Замысел выставки - в отражении 4 сезонов в природе, как соответствие четырем периодам в жизни женщины: девица, невеста, молодая мать и зрелая, умудренная опытом матрона.

Центральная место занимает живописная серия Елены Фроловой «Секиринские женщины». Картины с фотографической точностью воспроизводят костюмы женщин этого Скопинского села, вплоть до самых мелких деталей.
Почему именно женщин с.Секирино выбрала художница? Это связанно с уникальной сохранностью их костюмов вплоть до 20 века.
Еще Мерцалова М.К. после своих этнографических путешествий в 80-х годах писала, что даже молодые секиринские женщины просто, в каждодневном быту, продолжают носить домотканные понёвы и работают в них в поле.

Скорее всего, такая хорошая сохранность связана с некоторой отдаленностью его от других сёл.
И потом, элементарно проще сохранить материальные проявления культуры, если они просто есть и в достаточном количестве.

Секирино очень древнее село. Сами жители считают, что название произошло от слова секира, которые изготавливали местные мастера перед Куликовскй битвой, ведь путь войска Дмитрия Донского пролегал как раз через эти места.
До 1917 года это село славилось своей зажиточностью и основательностью.
Еще в 19 веке Семенов-Тян-Шанский писал о нем так: «…В трех верстах от Чулкова на речке Брусне расположено большое село Секирино, имеющее
2 500 жителей, школу, церковь, множество лавок».

Вообще, когда я стала вникать в эту тему, я совершила для себя столько открытий!

Как оказалось, костюмы жителей не только отдельных уездов, а иногда и некоторых селений разительно отличались друг от друга.

Дело в том, что Рязанская губерния, казалось бы самая русская из всех русских, вместила в себя наследие многих других народов:
- в Мещерской низине, по среднему течению Оки, селились финские племена (мурома, мещеры, весь и др.);
- город Касимов является вотчиной татар, самых западных представителей этого народа. Ещё в XV веке великий князь Василий Темный пожаловал его, лояльному к Москве хану Касыму ;
- на юге-востоке губернии, в сторону Пензы, проживали представители народностей мордвы: эрзя и мокша;
- в Клепековском районе можно обнаружить литовский след. Ещё со времен рязанско-литовских войн там заселили плененных жителей Куршской косы. И вот в память о родной стороне новопоселенцы назвали эти места Куршой. Их костюм содержал, характерный для балтов ромбический орнамент и особую технику тканьЯ, известную, кроме куршаков, только литовцам.

И хотя славяне преобладали численно, но соседство с другими культурами не могло не оказать на них влияние.
Но одновременно с этим, и в этом на мой взгляд, заключалась мудрость наших предков - они не позволяли бездумно смешивать всё в единый интернациональный котел.

И были правы. Потому что за потерей идентичности и индивидуальности, как показало время, следует потеря всего остального...


Рецензии