Qawm и Millat на Сев. Вост. Кавказе

Qawm и Millat на Сев.- Вост. Кавказе


"Снова в мире
    слышен зов азана,
Мусульманская нация
    была и будет"
("Тулу-йе ислам". Мухаммад Икбал)



Когда "главный историк" страны утверждает что таты- одна из титульный наций Дагhестана то, это не более чем повторение цитаты из какого-то давно устаревшей брошюры эпохи СССР, потому что таты в РД - лишь фикция, а не "нация".

Во-первых, существуют ещё "горские евреи", - это они так сами себя решили называть, хотя до этого склонялись к мысли, что они - "таты". Но самозванным "Сынам Израиля" в Ханаане/Палестине, где рулят "Йиддиш Тайч" (они же - Polenjuden), "таты" не нужны, они требуют доказательства еврейского происхождения.

В Азербайджане проживают таты-мусульмане и немного таты-христиане. Таты - мусульмане, это в частности, - автохтонное (или почти -автохтонное) население Апшеронского полуострова, включая Баку. Согласно Британской Энциклопедии- весь Апшеронский полуостров принадлежит в культурном плане к Европе, к которой авторы статьи "Европейские культуры" включают также большую часть РД, ЧР, РИ и Грузию. В этом списке также и адыги.Осетины ни в каком варианте не присутствуют- ни северные, ни южные. Азербайджанцы (исключение северные анклавы и Апшерон) с армянами выведены за понятие "Европейские культуры".

Турецкие историки (см.исследование "Огъузлар-Тюркменлер") "татами" называют любое туркменское племя или род, сменивший кочевую жизнь на оседлую. Это поддатное население, когда-то кочевое. Кто-нибудь знает "татов-кочевников"? В Иране все таты- персоязычные шииты и раньше они могли входили в круг кочевых ираноязычных племён.О "татах-иудеях" в Иране никто не слышал. Персоязычные иудеи в Иране - не "таты", а KALIMI.

Дагестанские историки с весьма поверхностным пониманием иранистики, приписывают "калими" - татскость. В Иране - таты - многочисленный шиитский народ. И таты-шииты Апшеронского Полуострова явно их часть. Они - таты. Кроме них в Азербайджане представлены ещё ираноязычные талыши. Все они бегло говорят по-азербайджаески, но никогда не горели желанием ассимилироваться в тюркоязычной среде. Им нравится свой язык и своё иранское происхождение, которое их вполне устраивает. Что же касается татов-иудеев РД, КБР, ЧР, то это всё же "калими", записанные в "таты".Это народ лишённый как иранского самосознания, так и иранского патриотизма. Персидский язык таты РД понимают лишь отрывками, свободное общение с носителями фарси невозможно, хотя татский считается не просто иранским,а конкретно персидским. Те кто проживают в Израиле этот язык почти не сохранили, в отличии от русского. Там они, как и грузинские евреи известны как Kavkazi.   

По целому ряду деталей иудео-таты дают основание для предположений, что их переселила в Дербент (Даьрбаьнд) Сасанидская администрация, она вообще любила кого-нибудь куда-нибудь переселять. Так как от Дербента до Махачкалы включительно - это Сасанидский Эраншахр, по крайней мере он его огородил стенами как часть эраншахрской территории, то т.н. "таты" оказались в этой зоне, благодаря пожеланиям Сасанидской администрации. "Тат" в данном случае здесь по собдержанию не более чем монг. термин "албат"- плати налоги и делай то, что ты делать обязан согласно предварительно установленным правилам.

Могли ли таты воспринять иудаизм от хазар, как на том настаивают некоторые активные представители татской интеллигенции? От хазар вряд-ли, потому что дербентская зона - не их ключевое пространство. Хазарам там было небезопасно. Кроме того, самим хазарам было мало дела до распространения иудаизма.Это лишь их верхушка принадлежала к иудеям.Поэтому таты РД - типичные "калими" Ирана, а в распространении или упрочении иудаизма можно подозревать в первую очередь влиятельную общину гирканских  иудеев. Общеизвестно, что иудеи, как и иудео-христианские секты Палестины симпатизировали парфянам. "Гиркания" (Выркан, Горган) входила в более обширную провинцию Абаршахр, а это - вотчина парфян. Мы предпологаем, что иудаизм самих хазар должен быть связан с иудейской общиной Гиркании (юго-вост. побережье Каспия). На территории современного Дагhестана по ряду косвенных признаков какое-то время вполне могли пользоваться популярностью занесённые сюда иудео-христианские секты.И когда в целом недалёкие деятели РД ссылаются на некую веротермимость хазар- "одни ходили в мечеть, другие посещали как синагогу, так и христианский храм", то здесь идёт речь вовсе не о "толерантности" самих хазар, а о наличии иуде-христианских сект на контролируемой ими или просто союзной территории.

Акцентирование на "толерантности хазар, их веротерпимости и пр." в РД преследует цель размытия мусульманско-суннитской общины путём навязывания им чуждых ценностей и чуждого стереотипа поведения и вообще увеличения в её среде количества носителей капитулянтских настроений.

Если привлечь лексические данные чеченского и ауарского языков, то совершенно очевидно, что их предки воспринимали себя как "род, племя", при этом оба прекрасно осознавали, что такое союзы и конфедерации. Не более того. "Нохчи" и "солчи" - это явно "род, племя, происхождение, этничность", что согласуется с немецким термином Stamm "ствол (дерева), происхождение").

Европейское же "национальность", попавшее в русский язык не имеет точного соответствия в языках мусульманских народов.Потому что европейское понимание термина "нация" в первую очередь связано с государственностью, отсюда склонность гитлеризма к вытеснению понятия "нация" терминами "раса" и "держава, империя". Гитлеровская элита часто утверждала, что для Германии первостепенное значение имеют "раса", "союз германских общин", "народное сообщество" и пр. Культ государства был представлен у итальянского фашизма, но не у национал-социалистов Германии, последние делали оговорки в пользу "расы", "народничества" и пр.

Встретили ли большевики в Чечне и Дагhестане хотя- бы одну "нацию"? Да, и это была "мусульманская нация", то есть, то же самое, что официально существовало в Османской империи - "Мюслюман миллети".Всё остальное являлось лишь "qawm". После прихода к власти в Турции Мустафы Кемаля, в одном пакете с другими фантазиями и извращениями им было заменено "Мюслюман миллети" на "Тюрк миллети". В Османской империи такие вещи никогда бы не прошли, потому что "Мюслюман миллети"- это категория лиц, входивщих в юридическо закреплённую суннитскую общину, а "Тюрк миллети" в реальности могло означать лишь "Тюркмен кавими/къавми" (племя туркмен).

И, действительно, сирийские националисты соседней арабской страны не ипользуют термин "миллат", вместо него у них "къаумиййа".Напомним, что основоположниками арабского светского национализма и панарабизма являлись арабы-христиане. Таким образом, в формулировках своих националистических идей они использовали не "миллат", а "къаум", отсюда - "къаумиййа". Поэтому становится сразу понятным творчество пакистанского поэта Мухаммеда Икбала (родители обратились в ислам из индуизма) с его воспеванием "национализма". То же самое характерно целиком и для руководства Пакистана- "Мусульманская Лига", "Националистическая партия", "Мусульманская нация" и пр. Вся борьба между мусульманами Пенджаба с индуистами проходила под знаменем мусульманского национализма. Суть этого спора- "мы - отдельная нация, а не Индия". Причём, здесь всё до единого подчинено понятию "миллат", т.е. "общине-нации", а не европейскому восприятию "нации" как "государственность" в первую очередь и "этничность" во-вторую. Более того, так как природный ашкеназ из Польши Мухаммад Асад Вайсс (Леопльд Вайсс) полностью подходил под пакистанские критерии "общины-нации", они его и назначили своим официальным представителем в ООН. Это был еврей с родным немецким языком, никакого отношения в этническом плане к Пакистану он не имел. В кемалистской Турции такое назначение могло взорвать страну и Вайссу точно пришлось бы доказывать турецкой публике, что он якобы турок/тюрок, а не только мусульманин. В Пакистане его мусульманство оказалось вполне достаточным, чтобы считать своим. Точно так же обстояло и в Османской империи. "Национализм" Пакистана и Османской империи - "миллатский", национализм партии Асада в Сирии и Эрдогана в Турции- "къаумиййа". И что бы при этом ни говорил Эрдоган на митингах и в интервью журналистам, его партия и его государство в реальности придерживаются племенного национализма,за который и ратовал Мустафа Кемаль.Ничего не меняется. Политиком, отчаянно пытавшившимся изменить это положение был харизматический Мухсин Языджыоглу, погибший при не до конца выясненных обстоятельствах. Он сам вышел из крайне националистической (в смысле "къаумиййа") политической среды, но со временем осознал необходимость откорректировать курс и возглавил "Партию великого единства". По-существу, именно к его идеологии и апеллирует Эрдоган. Он перенял этот курс, но за бесконечной происламской "говорильней" реальных шагов мы не видим.

Большевики в Советском Союзе разрушали в мусульманских национальных республиках "миллат" и предпринимали все усилия для этого. Вся сталинская политика в Дагhестане была направлена на физическое умерщвление всего миллатского, полное искоренениие миллатского, но сколько бы сталинизм ни старался, миллатское самосознание продолжало оказывать своё влияние и, наконец, поняв, что это явление полностью искоренить никак не удаётся, Дагhестан просто "раздербанили", назначив на все ключевые посты представителей закавказской мафии, но для видимости оставив в "дамках" Даниялова- выходца как и сам Джугашвили из крепостного сословия.

Всякий раз когда выясняется, что в Дагhестане набирает обороты ориентация на миллат и миллатские ценности РД начинают "гасить" по всем направлениям. Это и территориальные претензии к республике, это и переселенческие мероприятия, это и кадровая политика. В общий список "антимиллатских" инструментов "гашения" РД входит в том числе и поощрение антимиллатских организаций на платформе "къаумиййа".

Масло в огонь на всплеск исламского самосознания в РД во-многом подлило само руководство страны, начав ограничивать преподавание родных языков и даже полностью выводить предметы родный язык и родная литература из обязательных школьных дисциплин. Положение родных языков и до этих безответственных решений хромало на обе ноги, а очередные нововедения в школьное образование просто торпедировало статус родных языков. Спрашивается, какую такую ценность может представлять хорошее знание любого иностранного языка, если вы при этом не владеете родным, проживая при этом не на чужбине, а у себя на родине? Такому знанию иностранного языка за счёт ущемления родного - грош цена в базарный день. Человек, проживает у себя на родине, но не владеет родным. И какими тогда чучелами гороховыми такие псевдодагестанцы предстают в глазах,скажем, зарубежной диаспоры и без того симпатий ни к царизму, ни к СССР не испытывавшей? Этот процесс ассимиляции,мягко говоря,никак не красит престиж России как "многонационального" государства. Популярность идеологии т.н. "чистого ислама" в РД во многом связана с расчисткой культурно-политического  пространства для сфокусирования дагестанского населения на религии. "Къаумиййа" сдала свои позиции перед мусульманским самосознанием. Все усилия большевиков по борьбе с "миллатом" оказались напрасными.  Последний фактор больше не встречает реальных конкурентов. Деэтнизации РД не произошло и произойти не могло, так как любые успехи на ниве деэтнизации лишь усиливают позиции ислама, мусульманского самосознания, расчищают ему дорогу.

Вся антицаристская фронда в Дагhестане носила миллатский харатер,после краха царизма именно миллатское направление царило в головах тех, кто пошёл в след за большевиками и принял как неизбежность занятие большевиками Сев. Кавказа.


Любые ограничительные меропротия, любое давление на Дагhестан рано или поздно выдыхается. Власти пытаются претворить в жизни какие-то нежизнеспособные схемы, заранее обречённые на их негласный бойкот по всем направлениям. Переселенческие проекты так же ни к каким позитивным результатам не приведут. Дагестанцы читают их легко и никакого "продавливания" миллатских позиций не получится. То, что с помощью опоры на чуждых мусульманскому большинству "антимиллатских" лиц в кадровой полмтике, а заодно переселения  кого-либо можно несколько "подправить" или даже переформатировать Дагhестан - заблуждение. В РД уже успели убедиться в том, что внешние силы время от времени перебирают ключи с целью взлома мусульманского фактора, минимизирования роли религии в жизни и политических взглядах дагестанского общества.
Политику большевиков по отношению к фактору "миллат" можно свести к следующему:


1.Запрет на религию, ограничение влияния религии; 2) недопущения продвижения лиц с мусульманскими именами и фамилиями на хотя-бы малейше значимый пост как в СССР, так и в РСФСР ; 3) Угрозы физической ликвидации за политическую
 активность, целью которой бы являлось стремление к объединению горско-кавказского сообщества от Каспия до Кабардино-Балкарии и Адыгеи включительно; 4) Жесточайшее преследование лиц, отстаивавших необходимость введения в Дагhестане какого-нибудь общего национально-государственного языка, а заодно поднятия статуса до союзной республики; 5) умножение количества разного рода "титульных наций" и поощрения тем самым процесса атомизации миллата как единого целого.

Большевизм стремился загнать РД в некое подобие "многонациональной" республики, суть которой однако уравнение в провале- все реально бесправны в общей мышеловке, все ущемлены в правах и свободах, но создаётся обманчивая картина как-будто все всем довольны, а место прежней религиозно-мировоззренческой состоявляющей занимали местные языки. Их негласно противопоставляли религии.

В итоге всех этих советских хитросплетений оказалось, что все до единого мусульманские республики Сев.Кавказа перестали понимать, а зачем им нужно вообще защищать подобную страну, что такого позитивного она им сделала? Если пойти дальше, то факты говорят сами за себя:

Выходцы из северокавказской диаспоры в Турции без проблем выдвигаются и назначаются на все руководящие должности, а в Дагhестане с огромным трудом и далеко даже не всегда удаётся отстоять назначение дагестанца первым лицом в Дагhестане! Разница прямо-таки вопиющая: при одном только правлении Тансу Чилер должность Председателя Совета министров занимал лезгин, Госбезопасностью заведовал ауар, а мать Министра Обороны являлась чеченкой. Чем вообще можно объяснить столь очевидную разницу в подходе к представителям нахско-дагестанских народов в разных странах? Ещё один штрих к общей невзачной, удручающей картине- ни один потомок "мухаджиров" в Турции не получил российского паспорта, тогда как его исправно получала всякая зарубежная экзотика, не имевшая никакого отношения к России. К тому же Турция совершенно не знакома ни с кавказской организованной преступностью, ни дагестанскими или чеченскими "гопниками", а равно "оборотнями в погонах" и расхитителями государственной казны.
               


Рецензии