Шевелёва Анна Андреевна - голос Аиды
Певица (лирико-драматическое сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (1957). Получила звание после гастролей в Большом театре в Москве.
Ее родители и родственники жили в Полтавской губернии. В конце ХIХ века они вместе с другими жителями данных территорий переместились на Дальний Восток.
Родилась Анна Шевелева в селе Хорол Приморского края.
Затем попала в Харбин на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). В Харбине проживала до 25 лет, там же начала заниматься в вокальной студии, работая машинисткой в эвакуационном отделе Генерального консульства СССР.
В тяжелые 1937-1938 года она потеряла половину своих родственников, перевезла всю семью в Саратов, куда она так стремилась и где была сильная музыкальная школа. В военные годы она закончила музыкальное училище, затем консерваторию.
В годы войны выезжала в составе бригад с концертами на линию фронта.
Двадцать лет была ведущей солисткой Саратовского театра оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского, где создала незабываемые образы Аиды, Лизы, Леоноры, Ярославны, Джиоконды, Тоски ...
Вот, например, что писала газета «Волга» (г.Астрахань) 3 августа 1961 года после гастролей оперной труппы с участием артистки: «Заслуженная артистка РСФСР А.А.Шевелёва даёт образ Аиды в развитии. Из пылкой девушки, страстно и безнадёжно влюблённой в Радамеса, Аида вырастает в борца за свободу». А вот газета «Коммунист» (г.Саратов) от 27 сентября 1952 года: «Партия Настасьи требует от исполнительницы обладания значительными вокальными данными, тонкого художественного чутья. Разносторонность образа, содержащего в себе элементы мягкого душевного лиризма и потрясающего драматизма…»
После гастролей в Москву её пригласили в Большой театр. Но об этом приглашении она узнает только через 20 лет, его ей просто не отдали!
«Её скромность и бытовая застенчивость контрастировали с её сценическими созданиями. Её приглашали в Большой театр. Но об этом приглашении она узнала только через 20 лет, от неё это приглашение скрыли» - написал в своих воспоминаниях В.Я.Левиновский (в 1954—1963 годах — режиссёр, главный режиссёр Саратовского оперно-балетного театра) – цитирую по книге: Слива И.Е., Левиновский В.Я. Оперные классы. Очерк истории (1873-1973). Саратов, Саратовская государственная консератория им. Л.В.Собинова, 2023, с.273 (456 с.).
И ещё из воспоминаний очевидца тех лет – В.Я.Левиновского, чтобы понять красоту, тембр и мощь голоса Шевелёвой: «Я не могу не вспомнить два эпизода из выступлений Шевелёвой, свидетелем которых я был, учась в драматической студии при театре драмы имени К. Маркса. Это было весной 1944 года. Студентка консерватории Галина Шевелёва исполняла романс Нины в спектакле «Маскарад» М. Лермонтова. Она озвучивала таких актрис, как В. К. Соболева и Н. А. Гурская, исполнявших роль Нины. Белый декоративный рояль стоял близко к кулисе, где тут же стояло пианино и совсем близко к кулисе — находилась Галина Шевелёва. Нина садилась за рояль, находясь вблизи края кулисы, за которой стояла Шевелёва. Исполнение шло mezzo-voche без форсирования звука, чтобы создать иллюзию, что это пение драматической актрисы. Шевелёва делала это с таким блеском, что зал аплодировал драматическим актрисам. Но вот второй эпизод, который я наблюдал зимой 1947 года. В театре идёт спектакль «За тех, кто в море» Б. Лавренёва. По ходу действия шёл концерт для моряков, звуки которого доносились издали. Режиссёр А. А. Ефремов установил исполнение романса Чайковского «День ли царит!». Его взволнованное исполнение должно было соответствовать атмосфере лирической сцены, которую в этот момент вели драматические актёры. Сначала звучала рахманиновская «Прелюдия соль мажор», затем начинался романс Чайковского. До этого на репетициях романс пела студентка СГК Людмила Грачёва. На спектакле вдруг почему-то поменяли певицу, и запела А. Шевелёва… Из-за кулис пошла такая лавина драматического звука, которая уже не могла быть фоном для сценического диалога… Звучание Шевелёвой заполнило зрительный зал… По окончании зал разразился аплодисментами в адрес поющей и невидимой актрисы…» (из книги «Оперные классы», с.371).
К сожалению, сегодня сохранились лишь две маленькие арии – романсы с её неповторимым сопрано.
Тридцать лет А.А.Шевелёва была педагогом Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова.
Ещё фото ролей Шевелёвой Анны Андреевны на сайте Кино-Театр.РУ - https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/369998/bio/
Из воспоминаний профессора кафедры теории музыки и композиции Татьяны Анатольевны Свистуненко (мнение при личной встрече в Саратовской консерватории 9 января 2024 года в помещении библиотеки): «Я жила долгое время в студенческом общежитии, пока училась в консерватории, и поэтому была в курсе происходящего. Помню, как многие говорили про Анну Шевелёву. Главное, что мне запомнилось – это то, что все подчёркивали её огромную работоспособность и желание помочь студентам найти «свой» голос. На кафедре сольного пения, при обсуждении студентов, фиксировали, что если у кого есть какие-то дефекты с голосом или манерами держаться на сцене, то отправляйте к Шевелёвой. Она методично и настойчиво будет всё исправлять и обязательно добьётся своего!»
P.S. 4.11.2023 года, ей исполнилось бы 112 лет.
На фото: Шевелёва Анна Андреевна (справа) и её коллега по оперному театру Грачёва Людмила Михайловна после гастролей в Большом Театре - 1957 г.
Свидетельство о публикации №223110200666
Понравилось!
С теплом!
Варлаам Бузыкин 02.06.2025 11:22 Заявить о нарушении