Библейское слово евреи
НАЗВАНИЕ НАРОДА: «ЕВРЕИ»
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля есть статья «жид» [1], тогда как слово «еврей» в нём отсутствует. Это позволяет предположить, что «жид» (см. запись "Хазарский след. Этимология слова "жид") — слово, укоренённое русского языка, а «еврей» — заимствованное.
В предлагаемой записи рассматриваются понятия «еврей» и «иудей», а также рассматриваются эпизоды из жизни Авраама — патриарха еврейского народа. Исходной точкой анализа служит гипотеза, выдвинутое рядом исследователей, о том, что Авраам мог быть автором некоторых текстов Книги Бытия. На основе этого предположения рассматриваются отдельные события его жизни.
Запись состоит из частей:
Образование слова «еврей»
Авраам - автор некоторых текстов Книги Бытие
Пророк Авраам
Гора в земле Мориа
Авраам – Князь Божий
Самоназвание потомков Авраама
1. Образование слова «еврей»
В 1787 году, во время поездки по югу России, к императрице Екатерине II обратилась делегация еврейских купцов. Они просили исключить из официальных документов слово «жид», поскольку оно воспринималось ими как уничижительное. (См. запись «Хазарский след. Этимология слова «жид»). Вместо слова «жид» просили использовать «возвышенное» слово «еврей».[2] Императрица распорядилась, чтобы российских потомков Израиля именовали евреями. Почему слово «еврей» считали евреи возвышенным? В Библии называют праотца еврейского народа Авраама — «Еврей» (Бытие 14:13).
Библейское слово: «еврей»
Слово «еврей» впервые упоминается в Библии как титул Авраама, когда он, ещё под именем Аврам, спасает в Ханаане Лота из плена. Враждебные цари
«взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре <...>. Аврам <...> возвратил все имущество и Лота, <...> также и женщин и народ» (Бытие14:12-16).
В еврейском оригинале:
«И пришел спасшийся, и известил Аврама-Иври, а тот обитал в дубравах Мамрэй» (Берешит 14, 13).
Определённый артикль «;;» («hа») к слову «иври» в выражении «;;;;;;; ;;;;;;;;;» (Берешит 14, 13), звучащем как «Аврам hа-иври», указывает на то, что термин «иври» представлял собой определённое понятие. Это позволяет предположить, что существует контекст, раскрывающий значение слова «иври».
Философ Б. Спиноза писал:
«Общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории. <…> Она должна содержать природу и свойства языка, на котором книги Писания были написаны и на котором их авторы обыкновенно говорили» [3].
Существует несколько версий происхождения эпитета Авраама — «иври». Одна из них связывает это слово с его родословной: Авраам был потомком Евера — правнука Сима, сына Ноя. Согласно этой версии, «иври» — просто этноним, указывающий на принадлежность к древнему роду.
Однако более распространённая интерпретация выводит слово «иври» из глагола библейского иврита «;;;;;» (авар), означающего «переходить», «пересекать». Этот глагол отражает важные события в биографии Авраама: он покинул город Ур в Месопотамии (Бытие 11:31), пересёк несколько раз Евфрат, а затем — Иордан, переходя в землю Ханаан. Но предложим толкование прозвища «иври», связанное не с географическими переходами и пересечением водных рубежей. Прозвище может отражать избранность Авраама Богом и его переход в новое состояние — носителя завета Бога.
Избранность Авраама
Авраам предстает в библейском повествовании как избранник Бога, получивший повеление:
«пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; <…> И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и <…> вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Морэ» (Бытие 12:1-6).
Передвижение Авраама и его семьи в тексте описывается глаголами:
«пошёл» (иврит: ;;;;, «лэх»);
«вышли» (иврит: ;;;;;, «яца»);
«пришли» (иврит: ;;;;;;, «yuba»);
«прошёл» (иврит: ;;;;;, «авар»).
Каждый глагол несёт особую смысловую нагрузку. Глаголы «пошёл», «вышли» и «пришли» обозначают движение, не направленное на конкретный объект и не ограниченное целью. В отличие от них, глагол «прошёл», требующий дополнения к самому движению: куда, через что.
Толкование термина «иври». Термин «иври» (;;;;;;;) связывается с библейским глаголом «авар» (;;;;;), означающим «проходить», «пересекать». Намёк на происхождение эпитета Авраама «Аврам Иври» может служить то обстоятельство, что эпитет впервые появляется в тексте после событий, когда Авраам вместе со своим семейством проходил через земли народов Ханаана, и, пройдя «до места Шехема, до дубравы Морэ» (Бытие 12:6), или, по другому названию этого же места, — «до дубравы Мамре, что в Хевроне» (Бытие 13:18),и именно там:
«Явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию» (Бытие 12:7).
Авраам обращается к Богу:
«Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?» (Бытие 15:8).
В ответ Господь предлагает Аврааму:
«Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя» (Бытие 15:9).
Авраам
«Взял он всех сих, рассек их пополам и положил одну часть против другой; птиц не рассек» (Бытие 15:10).
Как был заключён завет?
Рассечение жертвенных животных и прохождение между их частями — по мнению богословов древний ритуал, символизирующий готовность сторон соблюдать условия договора.
В библейском контексте ответственность за соблюдение завета лежит на одной стороне — именно она, в случае нарушения, принимает на себя участь жертвы. Другая сторона, неизменная по своей природе, не может нарушить договор. Эта Сторона — Бог. Таким образом, прохождение между рассечёнными телами — это не просто символ взаимных обязательств, а акт одной стороной принятия ответственности и готовности к последствиям.
Библейский текст принятия завета насыщен образами. Еврейская редакция "Мосад Рав Кук":
«И было солнце к закату, и оцепенение пало на Аврама; и вот ужас, мрак великий падает на него. <…> Солнце зашло, и мгла была. И вот горнило дымящееся и факел огненный — это прошло меж тех частей. В тот день заключил Господь с Аврамом завет» (Берешит 15:12; 15:17–18)
Синодальный перевод:
«При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. ... Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом» (Бытие 15, 12; 15, 17–18).
Иносказания
«Горнило дымящееся» и «дым как бы из печи» — символ и характеристика Авраама, проходящего через испытание. Горнило, печь — устройства для плавки, метафора духовного очищения;
«Факел огненный» и «пламя огня» — образ Бога;
«Прошло» и «прошли» — акт заключения завета. Слова «прошло» и «прошли» на библейском иврите: ;;;;;, звучит "авар". В этом контексте слова «прошло» и «прошли» символизируют не просто преодоление в пути несколько раз рек, не просто переход Авраама в Ханаан, а то, что у дубравы в Ханаане Авраам прошёл через испытание, что показано в текстах как символическое действие.
«Ужас и мрак великий» — страх Авраама перед Богом и тайна Бога.
Иносказания при заключении завета подтверждаются другим библейским текстом. Когда толпа евреев, бывших египетских рабов, ещё не обладающих моралью и верой в Бога, пришла к горе Синай. Она
«вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. <…> И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исход 19:18; 20:21).
В библейских стихах иноказание:
«Огонь» и «мрак» — символ Божественного присутствия.
«Дым из печи» — символ толпы евреев у горы Синай. Бывшие египетские рабы, сжигая рабскую мораль, превращаются в еврейский народ, получая на Синае Учение.
«Мрак» — символ Бога, грозного и сокрытого.
Итак, мы высказали предположение, что название народа «иври» (;;;;;;;) связано с библейским глаголом «авар» (;;;;;), означающим «проходить»» — в значении участия в заключении завета. Это предположение находит подтверждение в библейских текстах. В Книге Пророка Иеремии Бог обращается к евреям, нарушившим завет:
«Который они заключили пред лицем Моим, рассекши тельца надвое и пройдя между рассеченными частями его, <…> и весь народ земли, проходивший между рассеченными частями тельца, — отдам их в руки врагов их <…> и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным» (Иеремия 34:18-20).
Переводы библейских стихов: «весь народ страны этой, что прошли меж частями тельца» (Йирмейа 34, 20) и (синодальная редакция) «весь народ земли, проходивший между рассеченными частями» (Иеремия 34:20) включают, соответственно, слова «прошли» и «проходивший». Слово перевода: «;;;;;;;;;;» («hа-иврим»). Определенный артикль «;»; («ha») употребляется с существительными или дополняющими их прилагательными, когда речь идёт о известном предмете. Таким образом «hа-иврим» можно трактовать не как глагол и не как прилагательное, а как существительное, определяющие группу людей: «Иври», «Прошедшие».
Исследование библейского текста позволяет предположить, что слово «;;;;;» (авар), означающее «проходить» (через, сквозь), стало основой слова иврита «иври» и, в дальнейшем, основой слова «евреи». Как прилагательное на арабском языке «покорные» (Богу) дало название «мусульмане», а ивритское «благочестивые» — название «хасиды», так и глагол «авар», обозначающий «проходить», образовал термин «иври» — буквально «те люди, кто прошли». Авраам Иври — человек, который, заключая завет с Богом, прошёл между рассечёнными частями жертвенных животных. Именно этот акт стал символическим основанием для имени народа, заключившего завет с Богом.
2. Авраам испытывает страх Божий
В Бытие 6:9 говорится: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём». Он сохранял моральную чистоту и следовал Божьим заповедям, несмотря на всеобщую порочность окружающего мира. В библейских повествованиях избранность человека Богом сопровождается указанием на его личные качества. Моисей избран за кротость, Давид — за своё сердце, Иов — за праведность, Даниил — за стремление к знаниям, Соломон — за мудрость прожитых лет. Однако в истории призвания Авраама, как отмечают некоторые богословы, Библия не приводит явной причины его избрания.
В тексте нет описания добродетелей Авраама, которые могли бы объяснить, почему именно он стал Избранником. Его призвание — «И сказал Господь Авраму: иди из земли твоей…» (Бытие 12:1) — звучит как безусловное условие, не сопровождаемое объяснением или мотивацией.
Однако следует уточнить: Завет был заключён не только с Авраамом — в истории Библии заветы заключались с Ноем, Моисеем, Давидом и другими. Поэтому более точным будет вопрос: почему именно Авраам получил благословение и пророчество о великом будущем, став родоначальником народа евреев.
Уже при первом обращении Бог говорит Аврааму:
«И сказал Господь Авраму: иди из земли твоей… и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё» (Бытие 12:1–2).
Это обещание благословения и великого будущего звучало, и не сопровождалось объяснением причин. После необыкновенного события — когда Авраам проходит между рассечёнными частями жертвенных животных (Бытие 15), — Бог вновь обращается к нему с подтверждением будущего благословения и пророчеством о потомках.
Таким образом, акт прохождения между частями жертвы не становится символическим действием, после которого Бог закрепляет своё обещание о благословении. После прохождения между частями животного Аврааму была отдана земля Ханаан, так как он выполнил указание Бога, и даны обещания благословения Авраама и его семейства.
Благословение Бога Авраам получил после другого события. В истории Авраама, описанной в Бытие, благословение, обещанное Богом, окончательно подтверждается только после события на горе Мориа. Именно там происходит кульминация духовного пути Авраама — испытание на страх Божий, а не просто на веру.
Когда Авраам готов принести в жертву своего сына Исаака, Бог останавливает его и говорит:
«Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие 22:12).
И далее следуют слова Бога:
«Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело… то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое… и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:16–18).
Это благословение — не просто обещание, а Божественная клятва, произнесённая после того, как Бог убедился в глубине страха Авраама перед Ним. Страх Божий здесь — не чувство ужаса, а форма благоговения, понимания непостижимости тайны Бога.
Параллель можно провести с Иовом, который также прошёл через тяжёлое испытание. Его итоговое осмысление звучит как философское определение:
«Страх Божий — есть мудрость» (Иов 28:28).
Таким образом, история на горе Мориа — это не просто проверка веры, а испытание Авраама на страх Божий, на способность поставить понимания тайны Бога в центр своей жизни. И только после этого испытания он получает благословение, которое становится основой будущего народа.
Страх Божий как признание непостижимости Бога
Страх Божий — это не чувство ужаса или трепета перед наказанием. Это благоговение, осознание непостижимости Божьих поступков, признание Его власти и таинственности. Такой страх не разрушает веру, а, напротив, укрепляет её, потому что основан на понимании: Бог действует вне человеческой логики и предсказуемости.
У Иова, Авраама, Даниила и Екклесиаста страх Божий проявляется как реакция на непонимание, но не на сомнение. Это страх, рождающийся не от слабости, а от глубины осознания: человек не может постичь замысел Бога, но может принять его.
На горе Мориа Авраам не просто демонстрирует веру — он проходит испытание на страх Божий, когда исполняет повеление, которое противоречит человеческому разуму и чувствам. И только после этого Бог говорит:
«Теперь Я знаю, что боишься ты Бога…» (Бытие 22:12)
Это признание не основано на поступке как таковом, а на понгимании состояния Авраама. У Авраама страх при его готовности принять волю Бога, но она непонятна, она кажется невозможной.
Иов, прошедший через страдание и потерю, приходит к тому же выводу:
«Страх Божий — есть мудрость» (Иов 28:28)
Таким образом, страх Божий — это форма мудрости, признание границ человеческого понимания и доверие к Богу, несмотря на отсутствие объяснений. Это не страх, который разрушает, а страх, который созидает веру.
События на горе Мориа следует рассматривать в сравнении с эпизодом гибели Содома — точнее, с попыткой Авраама спасти жителей города. В диалоге с Богом Авраам ведёт смелый и искусный спор, не проявляя страха, а скорее — уверенность в справедливости и милосердии Бога. Однако Бог не принимает аргументы Авраама: Содом гибнет. Этот эпизод можно трактовать как урок, данный Аврааму — урок о границах человеческого понимания и о непостижимости Божьих решений.
На горе Мориа Бог проверяет, усвоил ли Авраам этот урок. Здесь Авраам уже не спорит, не задаёт вопросов, а молча исполняет повеление, которое противоречит человеческой логике и чувствам. Только после этого испытания Бог говорит:
«Теперь Я знаю, что боишься ты Бога…» (Бытие 22:12)
2А. Гора в земле Моруа
Рабинерин Алина Трейгер, выступая на празднике Рош а-Шана (Шахарит, 5784 / 2024 год) в Либеральной еврейской общине Гамбурга, сказала об Аврааме, когда тот, по указанию Бога, отправился с сыном Исааком в землю Мориа, чтобы подняться на гору, которую укажет Всевышний, и совершить там жертвоприношение (Берешит 22): Авраам знал, что сын в жертву принесен не будет.
Вот библейский текст:
«И сказал Авраам отрокам своим: Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Бытие 22:5).
Авраам говорит слугам, которые оставлены у подножия горы, что они оба поклонятся Богу на горе и вернутся (Бытие 22:5). Почему в рассказ включены случайный на первый взгляд разговор, почти отчёт о своих действий перед со слугами? Некоторые интерпретаторы текста считают, что Авраам просто не хотел будоражить слуг. Этот, на первый взгляд, бытовой диалог приобретает глубокий смысл, если учесть, что Авраам — пророк (нави), вестник Божественного откровения. Он не мог говорить неправду. Следовательно, его слова — выражение уверенности в том, что Исаак останется жив.
Также вызывает вопрос упоминание пути в три дня, хотя земля Мориа находилась недалеко от Бэр-Шевы. Этот временной интервал может быть символическим — временем, необходимым для внутренней подготовки перед испытанием.
Авраам знал, что Бог обещал Исааку великое потомство, а Исаак на тот момент не имел детей. Следовательно, оба — отец и сын — верили, что человек не будет принесён в жертву. Об этом свидетельствуют слова Бога:
«Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречёшь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него… в Ицхаке наречётся род тебе» (Берешит 17, 19; 21, 12)
После событий на горе в земле Мориа Бог сказал Аврааму:
«теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие 22:12).и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт.22:16-18).
Бог испытал Авраама на страх Божий, как Он испытал библейского Иова. Иов вынес испытание и произнес выстраданные слова:
«Страх Божий — есть мудрость» (Иов 28:28).
Таким образом, история на горе земли Мориа является демонстрацией испытания не глубины веры Авраама, а испытания самого Авраама на страх перед Богом.
Как можно понять из библейского текста, что Авраам имел страх перед Богом? Философ Бенедикт Спиноза утверждал, что
«все познание Писания должно заимствовать из него одного. <...> Общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории».
Изучим библейские тексты, для ясности изложения некоторые слова выделены цветом.
Первый текст.
«Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Бытие 22:8).
";;;;;;;;; ;;;;;;;;;, ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;"
(Берешит 22, 8).
Глагол «;;;;;;;» («йиръэ») — «усмотрит» — происходит от корня ;-;-; («видеть»), в будущем времени, 3-е лицо мужского рода.
Второй текст.
«И сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога» (Бытие 22:12).
«;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;» (Берешит 22, 12).
Глагол «боишься» на иврите — «;;;;;» — связан с прилагательным «;;;;», которое переводится как «боящийся, благоговеющий». Произношение слова — ярэй (Лексикон Стронга H3373).
Третий текст.
«И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Бытие 22:14).
;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; (Берешит 22, 14)
В тексте слово «йиръэ» (иврит «;;;;;;;») переведено как "усмотрится". Слово — глагол ;;;;;;;; ("лирот") в форме будущего времени, 3-е лицо (сайт-справочник по спряжению глаголов на языке иврит, https://www.pealim.com/ru/dict/1972-lirot/).
Слово библейского иврита: страх
Есть слово библейского иврита ";;;;;;;;" (йиръа) — существительное женского рода, означающее «страх, благоговение» (Лексикон Стронга H3374).
Приведём библейский текст со словом «страх».
«Страх Господень является началом мудрости» (Притчи 1:7).
Предложим догадку. Выражение, описывающее действия Авраама:
«И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Бытие 22:14).
«;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;» (Берешит 22, 14)
можно интерпретировать следующим образом: И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: гора Иеговы благоговение (страха).
Слова самого Авраам подтверждают, что он имел страх перед Богом и Бог на горе увидел у него этот страх.
5. Страх перед Богом
История на горе в земле Мориа раскрывает смысл веры — не только доверие к Божьей благости, но и благоговейный трепет перед Его непостижимыми замыслами. Этот страх — не паника или ужас, а осознание величия Бога и готовность следовать Ему даже в непонимании Его замыслов, при полной уверенности в исполнения Его указаний и заветов.
Библия отвечает на вопрос, что такое страх человека перед Богом и как он выражается.
Страх перед Богом — нравственное требование, которое Бог предъявляет к человеку. Библейские тексты выражают это требование ясно:
«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исход 20:20).
«И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Бытие 50:19).
«Бойся Бога твоего. Я Господь» (Левит 19:14).
«О том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10).
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись» (Второзаконие 6:13).
Бог после испытания страхом дает Аврааму божественное обетования о многочисленности и славе его потомства об единственном и исключительном семени, через которое имеют благословение народы земли:
«Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт.22:12).Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:16-18).
Таким образом, страх перед Богом — это не слабость, а духовная сила, ведущая к мудрости и выполнению заповедей. В случае Авраама — это ключ к благословению, которое стало основой истории еврейского народа.
2А. Авраам — возможный автор некоторых текстов Книги Бытие
Так, Авраам назван «Аврам hа-Иври» (Берешит 14, 13) — с определённым артиклем «hа», что указывает на известность термина «иври» уже в момент написания. Исходя из предположения, что Авраам мог быть автором некоторых текстов Книги Бытия, ряд описания эпизодов его жизни приобретает дополнительную логичность.
Почему отец Авраама Фарра со свом семейством, включая Авраама и его жену Сарру, отправляется в Ханаан. Почему он останавливается в Харране. Почему Авраам со своей семьёй, оставляя своего отца, продолжает путь в Ханаан? Почему Авраам и Сарра искали жену своему сыну именно в семье Фарры, в Месопотамии? Молчание текста может быть истолковано как косвенное свидетельство того, что сам Авраам был автором данных текстов — и сознательно не стал описывать себя.
Можно предположить, что тексты дают ответы, если принять авторство Авраама. Бог избрал семейство Фарры для перехода в Ханаан. По неясным причинам часть семьи осталась в Месопотамии, а Авраам ушёл от отца Фарры и переселился в Ханаан со своим домом. Он искал жену своему сыну не среди язычников Ханаана, а среди родственников — потомков Фарры. Из текста следует, что семья Фарры сохраняла верность месопотамским богам.
Форма изложения диалога Авраама с Богом о судьбе Содома (Берешит 18) напоминает скорее внутренние размышления Авраама, чем стороннее повествование, что усиливает аргумент в пользу авторства участника событий. Такой подход также помогает объяснить поведение Авраама в эпизодах: когда он просит жену Сарру назваться его сестрой, или когда он вместе с сыном Исааком идёт на гору в земле Мориа. Эти сцены, вызывающие вопросы при традиционном прочтении, можно понять, если предположить, что их описал человек, переживший их лично.
Показательной является история жертвоприношения Авраамом сына Исаака на горе в земле Мориа. В ней отсутствует объяснение, почему путь к горе занимает три дня и почему Авраам говорит слугам, что вернётся с горы с сыном. Лаконичность и отсутствие комментариев могут быть объяснены тем, что текст написан человеком, прошедшим через это испытание. Три дня пути — возможно, время, необходимое для преодоления сопротивлению нежеланию идти на гору. А слова Авраама слугам — выражение уверенности Авраама, что с сыном ничего страшного не случится. Авраам, как Пророк Бога, не мог говорить неправду.
Описание библейских событий, возможно, укрепляет аргументацию в пользу того, что автором некоторых текстов мог быть непосредственный участник событий. Возможно, Авраам создавал тексты так же, как это делали другие пророки, известные из Танаха.
3. Пророк Авраам
Авраам — первый человек после потопа, о котором сказано, что он говорил с Богом лицом к лицу. Это произошло в Ханаане, после перехода Авраама в указанное ему Богом место. Бог, как становится известно из текста, называет его «;;;;;;» (нави) — «пророк» (Бытие 20:7), то есть тот, кто передаёт людям Божественные откровения.
Эпитет «нави» позволяет глубже понять поведение Авраама в сложных обстоятельствах. В Египте (Берешит 12), а также в земле царя Авимелеха (Берешит 20) он просит свою жену Сарру назваться его сестрой. Эти семейные истории подчёркивают миролюбие Авраама, его стремление избежать конфликта, зная, что он и Сарра находятся под защитой Бога. Библия говорит о защите пророков:
«Они были тогда малочисленны и ничтожны, и пришельцы в ней, и переходили от народа к народу и из одного царства к другому народу; но Он никому не позволил обижать их, и обличал за них царей: «Не прикасайтеся к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (1-я книга Паралипоменон 16:22)
Действия Авраама можно рассматривать как проявление доверия к Божественной защите, а не как попытку обмана. Он действует как Пророк, уверенный в Божьем промысле.
Запись: Учение Пророка Авраама
Библейский текст свидетельствует о миссии Авраама:
«И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли, чтобы идти в землю Канаанскую…» (Берешит 12:5)
Слова РаМБаМа (Маймонида) из Книги Заповедей (Сефер а-Мицвот. Энциклопедия иудаизма на сайте Toldot.ru) раскрывают смысл этого стиха:
«Что означает: „души, которые они приобрели в Харане“? Из этого мы учим, что праотец наш Авраам совершал гиюр и собирал этих геров под крылом Всевышнего».
Эта миссия подтверждается словами царя Давида, который говорит о завете Бога с Авраамом и и обращается к народу Израиля:
«возвещайте в народах дела Его; <…> Помните вечно завет Его, слово, которое Он заповедал в тысячу родов, то, что завещал Аврааму, и в чем клялся Исааку, и что поставил Иакову в закон <…> Возвещайте язычникам славу Его <…>. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его» (1-я Книга Паралипоменон 16).
Авраам выступает не только как Пророк, но и как учитель, распространяющий веру в Единого Бога среди народов.
4. Авраам - Князь Божий
Народы Ханаана считали Авраама своим господином и называли его «Князем Божьим». Когда умерла Сарра,
«пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. И <…> сказал: я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба <…>. Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; <…> Авраам встал и поклонился народу, <…> и сказал: <…> попросите за меня Ефрона, <…> чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. <…> И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской» (Бытие 23:2-20).
Авраам называет себя «пришелец и поселенец» (Берешит 23, 4). Он даёт понимание народам Ханаана, что живёт в Ханаане, потому что Бог поселил его в там. Аврам живёт в своей стране. Он не хоронит жену на её родине, в Месопотамии. Он хоронит Сарру в стране, куда поселил их Бог. Хетты предлагают ему похоронить жену на любом участке своей земли, так как считают, что Авраам «господин наш» (Берешит 23, 4). Но Авраам выкупает участок высокую цену. Он не хочет быть должником перед местными народами.
5. Самоназвание потомков Авраама
Авраам в Ханаане назывался «Еврей» (Бытие 14:13).
Потомка Авраама, сына его внука Иакова (Израиля) Иосифа в Египте называли «еврей» (Бытие 39:17). Иосиф в Египте говорит о своей родине:
«Ибо я похищен, похищен был из земли иврим» (Берешит 40, 15). Синодальный перевод: «из земли Евреев» (Бытие 40:15).
Сыны Израиля в Египте называли свой народ «евреи» (Исход 1:19).
Сыны Израиля в египетском плену верили Богу евреев (Исход 5:3).
6. Слова Бога
В Библии приведены слова:
«так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исход 9:1).
7. Название потомков Израиля
Потомков Авраама, детей его внука Иакова (Израиля) египтяне называли евреями. Лживая жена вельможи фараона говорит мужу о Иосифе, сыне Израиля, с которой он отказался лечь в постель:
«пришел ко мне раб-иври, которого ты привел нам, насмеяться надо мною» (Берешит 39, 17).
Слова «раб-иври» на иврите «;;;;;;; ;;;;;;;;;» (Берешит 39, 17), звучит «hа-эвед hа-иври». Слово «иври» имеет определённый артикль «hа». Слова «раб-иври» переводится не как «какой-то раб», а как «раб из народа евреев».
Дочь фараона увидела младенца Моисея в реке:
«и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей» (Исход 2:6).
Запись: Бог евреев в египетском плену
Моисей и старейшины племён Израиля пришли к царю Египта и сказали:
«Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему» (Исход 5:3).
Текст Библии:
«И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исход 9:1).
В приведённом тексте выражение «Бог Евреев», на иврите «;;;;;;; ;;;;;;;;;;», звучит «элохей hа-иврим». Слово «иврим» с определённом артиклем «hа» определяет известное название народа.
Из плена египетского сыны Израиля вышли как народ под названием «евреи». Бог дал указание племенам колен Иакова:
«Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу» (Второзаконие 15:12).
Потомки колен Израиля в государстве Иудея называли себя евреями. Слово Бога Иеремии для его пророчества евреям Иудеи:
«чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабу свою, Еврея и Евреянку, чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего» (Иеремия 34:9).
В тексте Танах выражение «Еврея и Евриянку» («;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;») звучит «hа-иври вэ hа-ивриhа» (еврейские женщина и мужчина). Выражение «Иудея» («;;;;;;;;;;») звучит «бэ-яхуди»; смысл: «человек из земли Иудея».
Запись: «еврей» и «иудей» в языках народов
Во многих языках народов разделяются понятия «еврей» и «иудей». Приведём библейский текст стиха (Иеремия 34:9) (языки русский, иврит, французский, немецкий, болгарский, латинский) со словами «еврей», «еврейка» и «иудей». Слова в тексте выделены автором этой записи.
«чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабу свою, Еврея и Евреянку, чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего»;
«;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;»;
«afin que chacun renvoy;t libres son esclave et sa servante, l’H;breu et la femme de l’H;breu, et que personne ne t;nt plus dans la servitude le Juif, son fr;re»;
«da; ein jeglicher seinen Knecht und ein jeglicher seine Magd, so Hebr;er und Hebr;erin w;ren, sollte freigeben, da; kein Jude den andern leibeigen hielte»;
«та всеки да пусне на свобода роба си и робинята си, евреин и еврейка, щото никой от тях да не държи в робство иудеина, своя брат»;
«ut dimitteret unusquisque servum suum et unusquisque ancillam suam, Hebraeum et Hebraeam, liberos et nequaquam dominarentur eis, id est in Iudaeo et fratre suo».
В приведённых библейских текстах: слово «еврей» и «еврейка» ; человек из еврейского народа, а слово «иудей» ; еврей из земли Иудея.
Запись: еврей в христианской стране
Единое царство евреев Израиль существовало при первых трех израильских царях Сауле, Давиде и Соломоне. В X веке до н. э. царство евреев распалось на две части — северное царство Израиль со столицей Самария, и южное царство Иудея со столицей Иерусалим. Ассирийская империя уничтожила Израильское царство. Вавилон разгромил еврейское царство «Иудея». Персия покорила Вавилонию. Александр Македонский завоевал Персию. Восстание Иуды Маккавея привело к образованию династии Хасмонеев, которые правили в Иудее более века.
Иудея потеряла свою независимость в первом веке до нашей эры. В 6 году н. э. Иудея перешла под прямое римское правление как южная часть провинции Иудея. В 66 г. н. э. евреи восстали против римского владычества, которое не увенчалось успехом. Иерусалим был осажден и в 70 г. н. э. Храм был разрушен.
В 132 году н. э. в Иудеи вспыхнуло восстание евреев против римского владычества. Лидер повстанцев Симеон Бар Кохба создал еврейское государство, которое просуществовало несколько лет. Римляне подавили восстание, большинство евреев в Иудее были убиты или переселены на римские земли, а значительное число пленников было продано в рабство. В четвертом веке христианство обрело статус государственной религии в Римской империи. В христианских странах Европы евреи стали называться «иудеи», а вера евреев получила название «иудаизм».
Источники
[1] Толковый словарь В. Даля, запись «жид»: «жидовин, жидюк, , жидова или жидовщина, жидовье. Скупой, скряга, корыстный».
[2] Ибнеева Г. В. Статья «Евреи в церемониале путешествий Екатерины II».
[3] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат. Глава VII. Об истолковании Писания»
[4] Словарь Стронга — H5674: ;;;;
[5] «;;;;;», зэра м.р., 1. семя; 2. потомство; 3. сперма (Словарь Д-ра Б. Подольского).
Свидетельство о публикации №223110200991