Дети в вакууме

       Скажу сразу, рассуждения мои носят дилетантский характер, так как я не имею ни педагогического ни психологического образования, в активе у меня опыт общения со своими детьми и внуками, а также прочтение большого количества популярной литературы для родителей разных авторов разных стран. Кроме того, я отлично помню ощущения своего детства и просто люблю детей.

       Понимаю, что с изменением ситуации и люди ведут себя по-другому, но всё же.
Ещё, казалось бы, совсем недавно было самым естественным поведение, когда в транспорте случайные пассажиры заговаривали с детьми, и те им что-то рассказывали, присутствующие в салоне улыбались и прислушивались, мамы тоже участвовали в разговоре, и выглядело это очень мило.

       Сейчас дети ездят практически незаметными, не смотря на яркие наряды, не то, что раньше, а если кто-то скажет ребёнку или о ребёнке, видно, как сразу напрягается мама.         
       Что происходит и чем чревата такая ситуация?
       Думаю, вопрос из серии первенства курицы или яйца; с одной стороны, в наше время, когда родителей холодит ужас от информации о педофилах и изъятии органов, вполне естественно принимать повышенные меры защиты своего ребёнка, с другой стороны, в обществе тоже не стало такого обожания детей и ощущения, что все они наши.

       Вопрос – в какой мир приходят дети и что они видят вокруг себя? Одно дело расти в ощущении всеобщей любви, другое – быть всегда начеку. Действительно, зачем тогда рожать детей, если мир этот недружелюбен и опасен. В детских садах пытаются устанавливать видеокамеры, в школах при малейших конфликтах чаты просто разрывает, и это ещё в лучшем случае, без привлечения сотрудников правоохранительных органов и вышестоящих организаций. Что за ажиотаж вокруг детей?

       Ещё одна новация, запрещение родителей разговаривать с его ребёнком в присутствии родителя, но без его разрешения. Я слышала об этом, но как-то пришлось испытать на себе. Мы с мужем находились в супермаркете, когда я сделала замечание девочке лет пяти, которая прыгала на трубе, тянувшейся вдоль длинного прилавка; сказала я спокойно, дружелюбно, всегда боюсь ранить любого ребёнка, но мама, молодая и модная, вдруг взорвалась, возмущённая, как это я посмела заговорить с её ребёнком. Муж, не знакомый с таким новым запретом, просто поразился, вообще не понял смысла претензии.

       Я сухо ответила маме, что пусть тогда она сама следит за своим ребёнком, чтобы не пришлось это делать посторонним, а про себя вспомнила, как часто мне спасали здоровье, а может быть и жизнь, такие вмешательства. Я с восьми лет ездила одна в школу на трамвае, и не раз меня хватали за ранец на спине, когда я пыталась переходить на красный свет, просто задумавшись или слишком торопясь. В этом случае не было опасности для ребёнка, но трубу тоже жалко, зачем-то она проведена, да и поведение в общественном месте нужно регулировать.

       Случай быстро забылся, я подумала, что мама просто перечитала советов в женских журналов и модных блогеров, приняв их за догму, а не руководство к действию (с), но буквально на днях произошел аналогичный случай в скромном магазине с молодой мамой совсем простого вида, то есть веяние захватило все социальные слои населения. Я поехала в тот отдалённый район, зная, что в «Марьиной роще народ попроще», а цены пониже.
       Рассуждали с продавцом о размере перчаток, которые хотела выбрать для внука, и та предложила померить на девочку, стоящую рядом примерно того же возраста. Я обратилась к ней, но та дисциплинированно молчала, тогда я вспомнила новые запреты и спросила маму, можно ли попросить её дочку помочь нам сориентироваться в размере, мама недовольно, но кивнула, а я вспомнила вдруг один случай.

       Однажды в Праге, на шумном Гавельском рынке я выбирала в подарок перчатки для зятя, размер не знала и решила попросить мужчину с похожими руками, стоявшего рядом, примерить одни для ориентации, он сначала не мог понять, хотя и знал русский, видимо, с таким ещё не сталкивался, а, поняв, развеселился и начал предлагать ещё те и вон те… Народу было много, и рядом стоящие приняли наш разговор как игру, и давай намерять и показывать мне, мы здорово посмеялись и довольные разошлись, перчатки я купила.

       Придя в весёлое настроение от воспоминаний, я подумала, что вот сейчас и маму развеселим, стала рассказывать девочке, что надо одному мальчику выбрать перчатки в подарок. Не успела я закончить фразу, как мама этой девочки вдруг раздраженно заявила, как вы разговариваете, причем тут какой-то мальчик?! Я вначале даже растерялась, а потом сдержанно извинилась и быстро ушла к другим витринам. Я до сих пор не понимаю, что не так, думаю, она изначально была негативно настроена и просто искала повод для оправдания своего раздражения.

       Для меня эти случаи, конечно, не стали большим разочарованием, но задуматься заставили. Получается, что в стремлении защитить своих детей, современные мамы просто стараются изолировать их от всякого рода общения, а значит, и позитивного. То есть, дети растут без ощущения, что они нужны не этому миру, а только маме-папе-и-ещё-мало-кому. Не получается ли, что вместе с водой выплёскивают и ребёнка, почти в прямом смысле известного выражения.

       Разумеется, необходимо адаптировать детей к сложному и опасному современному миру, объяснять, что нельзя разговаривать с незнакомцами, брать что-то из чужих рук, причём лучше бы это делали специально обученные люди, знающие подход к детям и понимающие их особенности восприятия по возрастам, но совсем зашоривать их, представляя окружающих только как потенциальную опасность, тоже узколобо.

       И если всё, чему научится ребёнок, это в присутствии матери замыкаться, когда к нему обращается взрослый, то как он поведёт себя без сопровождения, вообще непредсказуемо.

       В связи с этим возникает мысль, а как же отпрыски многодетных народов, гуляют всегда без взрослых, дотемна, смотрят бойко и никого не боятся, а ведь тоже разные люди им встречаются, конечно, но есть у них какой-то иммунитет, позволяющий не становиться жертвами.

       Думаю, дело тут в естественной прививке, как у кассиров крупных магазинов, которые не заболевали в пандемию.
Когда большой ореол общения, организм сам вырабатывает правильное поведение, как в медицинском, так и в социальном направлении. 
Так что желаю молодым мамам ума и мудрости, и может быть, стоит разрешить ребёнку общаться с чужими взрослыми в своём присутствии, чтобы и о нём получше узнать, спрогнозировать его поведение в сложной ситуации, от которой никто не застрахован.
       Ещё раз повторяю, что это моё частное мнение, я всегда на стороне детей, просто подумайте, ну и советуйтесь со специалистами, конечно.


Рецензии
Наталья, Вы затронули очень нужную и интересную тему. Злободневно! Я об этом часто думаю. Что-то не то делается, Неправильное, нехорошее. Дети и между собой-то разговаривают мало. Не понимаю, зачем такое запрещение. Учат ребенка видеть опасность во всем. Как же тогда жить? Мир стал таким опасным! Зачем, действительно, детей рожать?!

Татьяна Буйнова   10.02.2024 08:48     Заявить о нарушении
Да, мы видели, как дети воспринимались общими, сколько чадолюбивых старушек ездило в транспорте, а сейчас многое изменилось, конечно, и дети всё по персональным автомобилям). Конечно, мир не стоит на месте и не должен, но вот общую радость от прихода нового человека, малыша, не хотелось бы терять.
А мам этих тоже жалко, они и грубят-то от страха часто. Всем хочется быть хорошими, я в этом убеждена

Наталья Якимова   12.02.2024 10:06   Заявить о нарушении
Присоединяюсь. Вы каждый раз поднимаете очень важные темы. Не в бровь, а в глаз. Несколько раз перечитал.Над этой темой надо думать и думать... Успеха!

Александр Машковский   14.05.2024 06:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Чё вижу, то пою).

Наталья Якимова   15.05.2024 06:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.