Мурад и самое звёздной небо. часть 2

Повесть

Его угнетало, что он не смог выполнить основную задачу своего пребывания в караване. Не по своей воле он попал в караван. Года за три до этого отец Мартика привел в дом чужеземца, по облачению похожего на монаха. Но по своему веселому поведению на монаха он не был похож. А по тому, как на нем сидела одежда, по его манерам даже Мартик понял, что это господин не из бедного сословия.

Он называл себя «феллахом[1]» по имени Акоп; прожив у них год, взялся за обучение Мартика грамоте. Мартик с восхищением читал «Историю Армении» – Мовсеса Хоренаци. Потом стал учиться языкам – тюркскому, арабскому, языку латинян и языку урусов. Лучше Мартику давался язык урусов. Когда Мартику было пять лет, в их селе жил бежавший от турок – во время Русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов – русский солдат со странным именем Фрол. Проживая в соседнем доме, все свободное время он игрался с детворой, обучая разным странно звучащим прибауткам. Одну Мартик запомнил – «За морем телушка – полушка, да рупь перевозу». Мартик к изучению языков относился прилежно. Правда, не совсем понимая, зачем ему, каменотесу, говорить на чужих языках. Через год Акоп исчез и появился незадолго перед тем, как Мартика отдали в караван.

Неподалеку, на расстоянии пяти танабов[2], у большого костра группа караванных погонщиков играла в кости. Среди них громче всех шумел хивинец Касык по кличке «Бармак» (за воровство ему в Мерве отрубили мизинец левой руки). Мартик считал, что у Касыка, наверное, патологическая предрасположенность к воровству. Сейчас ему не везло в игре, он проигрывал, а захвативший азарт, видно, не позволял выйти из игры. Игроков было пятеро; два огуза-туркмена Клыч и Берды и прибившийся недавно к каравану кипчак со старшего жуза Кавар; и еще с ними играл непонятный человек с провалившимся носом3 – его все называли Крык. Шесть других погонщиков сидели вокруг и просто наблюдали за игрой. Касыка из Хазараспа караванный купец выкупил за долги два года назад у местного бая. У Касыка не было выбора – или идти с караваном и когда-то выкупиться, а, скорее всего, сбежать, или он должен был сидеть в «зиндане» – долговой яме. Бай грозился посадить в яму и старуху – мать Касыка. Мартик в пути часто ловил на себе хитрые взгляды Касыка, видел, как тот таращился на его перстень. Перстень был недорогой, но, зная коварство Касыка, Мартик снял перстень с пальца и убрал в хурджин. Этим Мартик спас свою жизнь. В одну из ночей Касык украл перстень. После этого Касык успокоился. Но надолго ли? Недавно у Мартика екнуло сердце, он заметил: Касык разглядывает его башмаки. Неужели о чем-то догадывается. Рассказывали – бывали случаи, когда кто-то из погонщиков, приглядев днем что-то ценное, ночью душили жертву и забирали намеченное. Не останавливало их, что им грозила смерть. Караван баши Абдураим был строгим, а иногда свирепым. Расправлялся с ворами и другими нарушителями караванной жизни – жестоко. Мать у него была уйгуркой, а по отцу происходил в двенадцатом колене от согдийцев – потомственных купцов, о чем с гордостью рассказывал. Однако, уже за прошедшие столетия род его смешался со многими тюркскими племенами, что красноречиво подчеркивали его физиономия и облик. Несмотря на короткие ноги и большой живот, носился он по земле живо, при этом размахивая длиннющими руками. На плоском лице, с невидимым на первый взгляд ртом, крючковатый нос выглядел неестественно. Улыбался редко. Но если смеялся, то подолгу. Тогда его утроба с выхлопом, негромко клокотала и булькала, как закипающий казан. Он закрывал и без того узкие глаза, а клок бороды начинал колыхаться.

Мартик перестал подбрасывать хворост в костер, который уже разгорелся. Подвинул туда валежник еще крепкого кривого ствола саксаула. Саксаул обычно разгорается медленно, но жар потом держится долго. К костру подошел табиб Шукур-ака. Караван-баши держал Шукур-ака за лекаря. Он определял качество питьевой воды, подлечивал захворавших погонщиков, следил за состоянием верблюдов и других животных. Шукур-ака был правоверным мусульманином, но отличался от других. Внешне: чалма по-иному повязана и халат не как у других погонщиков. Да и повадки предков – огнепоклонников – иногда проявлялись в нем; особенно когда он что-то рассказывал. К примеру, про две силы… «духа добра» и «духа зла». В его арсенале лекаря были порошки, травы и даже камни, в пользе которых разбирался только он. О камнях говорил так: у каждого камня своя сила – своя душа. Она не человеческая, другая, каменная, и связана с небом и звездами. Разница в возрасте и принадлежность разным религиям не мешала им общаться как равным. Он поджигал травы свои и в дымке грел камни, а потом прикладывал к груди больного. Потом снимал камни, опускал в специальный чан с водой. Использованные камни он собирал в отдельный мешочек, а избавлялся от них, выбрасывая в большие водоемы, при этом что-то приговаривая.

Вдруг в ночи кто-то громко и неистово заревел. Потом стало понятно – это верблюд. И тут же залаяли караванные собаки. Обычно по ночам верблюды и собаки каравана вели себя спокойно, а сейчас, видно, волки подобрались близко. Все игравшие в кости и тот, кто не спал, тут же, взяв в руки факелы, бросились туда, откуда доносился рев. Когда прибежали к месту, где ревели верблюды, все стихло. Обойдя вокруг, обнаружили в двадцати шагах волчьи следы. На обратном пути почти все игроки ворчали, что сорвали им игру и о потерянном куше. Мартик и Шукур-ака молча вернулись к своему костру.

 

3

Когда в очередной раз Мурад очнулся – голова болела меньше, но нога ныла. Чувствовалось, что она распухла. Значит, он терял сознание. Сколько же проспал? Глянул на часы, на календаре 27 число. Это значит – пошли третьи сутки. Надо же. Никогда столько не спал. Попробовал дотянуться до лодыжки, с первого раза не получилось, боль была, но не резкая – тупая. Попробовал согнуть ногу в колене – с болью удалось. Это уже хорошо. Значит, колено не повреждено. С трудом высвободил ногу из тряпичного сапога. Собрал под собой влажной вязкой глины и, приложив, крепко обмотал. Глина стянет и к утру опухоль частично сойдет, боль уменьшится. Наверху уже смеркалось, появились звезды. Из глубины колодца они казались крупнее. Бедуины, жившие в пустыне когда-то, считали, что боги – это звезды; вот сколько на небе звезд – столько богов, и каждый выбирал и молился своей звезде. Мурад не был бедуином-язычником. Он и неистово верующим мусульманином себя не считал, как некоторые из его знакомых, особенно в последние годы, просто не противился близким: отдавая дань уважения обычаям, присутствовал на некоторых ритуальных мероприятиях, традиционных для его народа. Кто он такой, чтоб утверждать – есть бог или нет. Тысячелетиями все религии призывали к вере. И люди верили – это было им опорой, так как в непонятных ситуациях считали – Бог разберется, Бог поможет. Вера в Бога и надежда помощи, или даже убеждение «что так угодно Богу», – помогали жить.

Были и у него такие тяжкие ситуации, такие минуты, когда мысленно обращался к богу за помощью, но было это на уровне «помоги боже». Потом ситуация менялась в ту или в другую сторону, или не менялась, а «время» шло. Шло время и что-то другое возникало в жизни, требовало внимания и сил. А если помощь в эти минуты оказал бы просто человек. Посчитал бы его богом Мурад? Что за мысли в голове? Неужели это – постшоковое состояние. Почему его потянуло на иррациональное? Верующий он, Мурад, да, верующий. Ведь когда обращался к богу, пусть банально, – «помоги, всевышний» – Мурад надеялся. Что же он считает, кроме надежды, основным стержнем, без чего считал бы свою жизнь пустой. Наверное, совесть и справедливость. Совесть тождественна справедливости. Теологи сказали бы – это основы религии. Может быть. Но в истории были и религиозные войны с большими жертвами. Они опять возразят; Бог не хотел этого. Да, но они воевали под его знаменами. И вообще, разве обязательно если человек неверующий – то бессовестный. Или наоборот. Мурада настораживало то, что под предлогом возвращения веры мир может дрейфовать к средневековому фанатизму. Только синтез из тысячелетней культуры человечества, в том числе из основ религий, ненасильственных способов убеждения и мирного общежития на земле даст гармоничное развитие цивилизации. Утопия? Да. Помечтать хочется. Ведь над головой такие звезды.

Что-то на сложные темы потянуло. Точно постшоковое одиночество. И все же на уровне подсознания Мурад считал себя в определенном смысле поклонником неба, точнее, «Звездопоклонником». А иначе почему он по ночам, в пустыне, часами не просто любовался звездами, а как будто жил там. Чувствовал, что от них к нему исходит какая-то сила. И где бы он ни был, его тянуло именно в пустыню, где небо нависало – протяни руки и дотянешься. Он торопился вернуться сюда, а вернувшись, ждал ночи. Это сильно развилось у него в последние годы. Вот теперь «смотри – не хочу»: и время есть, и звезды над ним. Мурад думал, сколько загадок скрывает звездное небо. Он не увлекался астрономией. Однако, по мере появляющейся информации, иногда успевал почитать. И знал, что вселенная расширяется. А с какой скоростью?

Как-то на глаза попалась брошюра, в ней писали о физико-математических исследованиях вселенной. Барионово вещество (это все, что взаимодействует с электромагнитным полем и относится к семейству элементарных частиц); противоположностью этому является темная материя (форма материи, которая не испускает электромагнитные излучения, не взаимодействует с ним. Прямое наблюдение этой материи невозможно, а только создаваемым ею гравитационным эффектом – определяется ее присутствие). Темная энергия (вид энергии, введенный в математическую модель вселенной для объяснения наблюдаемого ее расширения с ускорением). Эти три понятия – являются основными для изучения космологии и других законов движения многочисленных галактик во вселенной. А для изучения нашей галактики американцы лет пятнадцать назад запустили космические аппараты: «Вояджер-1» и «Вояджер-2». По заметкам в прессе знал, что задача «Вояджера» была – пролететь Солнечную систему и когда-нибудь выйти из неё. Мурад знал, что в космические аппараты заложены золотые пластины с данными о землянах. В том числе анатомическое строение животных, человека и биохимическое строение молекулы – ДНК. Звездное небо хранило и загадки прошлого. Мысли о золотой пластине напомнили Мураду историю о пудренице, которую он подарил Тане. После третьего курса Мурад на поезде возвращался в Ленинград с практики. И на какой-то станции странный пожилой мужчина предложил ему купить пудреницу со словами: «Прошу, недорого возьмите. Хороший подарок будет даме, не пожалеете». Мурад почему-то пожалел мужчину – купил, потом, приехав в Ленинград, убрал на полку и забыл про неё.

Так бы ей лежать на полке, если бы не Лева, забежавший узнать, как Мурад доехал и как там его, Левины друзья, в Ашхабаде. И в конце визита, увидев пудреницу, задал вопрос: «Откуда?» Мурад объяснил, что приобрел по случаю. Лева продолжал расспрашивать. У кого? За сколько? Где? Мурад, чтобы отвязаться, рассказал. Лева долго вертел в руках.

– Где-то ХIХ век, серебро 800 пробы, еще резьба инкрустированная перламутром – это вензель какой-то важной австрийской особы. – Промолвил он и собрался уходить.

Мурад успел спросить:

– А на подарок годится?

– Знатный будет подарок! – уже убегая, произнес Лева.

 

Даниль ГАЛИМУЛЛИН

 

Продолжение следует…

Часть первая

 

[1] феллах* – крестьянин(араб)

[2] танаб – персидская   мера  длины  равная -  длине аркана(7-8 метров)

*- провалившийся нос- признак болезни сифилисом.




© "Истоки" Все права защищены.


Рецензии