Содержать

— Отстань от моего сына! Он и так работал без отдыха, всё вас обеспечивал, дай хоть сейчас ему продыхнуть! Всё тебе денег мало!

— А что? Много? Нас пятеро! А работаю я одна! Это дело?

— Диме нужен отдых!

— А мне, по-вашему, нет?

Так они ни до чего и не договорились, только очередной раз поссорились. И это был уже не первый разговор на данную тему. В течение последних месяцев такие споры происходили регулярно.

— Твоя мать меня всегда ненавидела. А теперь ещё и дует в ту же дуду, что и ты! — сказала Алёна мужу Дмитрию. — Мы опять с ней поругались из-за тебя.

— Слышь, Алёнк, зачем ругаться? Всё образуется, утрясётся, вот увидишь, — миролюбиво сказал муж.

— Пока чего-то не вижу, — грустно сказала Алена, и отправилась помогать младшей дочери делать уроки.

…У Алёны и Дмитрия было трое детей. Старший, Иван уже школу оканчивал, две дочери погодки Леся и Оля были младше него, учились в четвертом и пятом классе. Жили они всем семейством в просторной трехкомнатной квартире.

Родители у Алёны погибли, когда она училась в институте. Бедная девушка едва пережила горе. Каким-то чудом она смогла окончить институт и вполне хорошо, на одни четвёрки. А потом вернулась в пустую квартиру, которая без родителей казалась просто огромной, где её захлестнул новый виток переживаний. Ей было очень трудно привыкать. Всё-таки живя в общежитии, вдали от дома, она не чувствовала такой всеобъемлющей тоски по родителям, дома же всё о них напоминало.

Вот папин стол, вот кресло, на котором он любил отдыхать. Вот мамина швейная машина, за которой она часто просиживала вечерами, создавая очередную красоту для себя или для дочери. Алена всегда ходила красиво и модно одетая: её обшивала мама. И мамино незаконченное вязание так и лежало в комнате на диване. Алена поклялась себе, что обязательно его закончит, в память о маме.

А папа любил читать, у них дома была хорошая библиотека. А еще он немного писал сам. Однажды папа предложил свою рукопись одному издательству, но ему отказали. С тех пор он перестал мечтать о том, что его книгу когда-нибудь напечатают, и стал писать «в стол». Но это его не расстраивало, он просто любил писать и без этого занятия обходиться ни дня не мог. Алена выдвигала ящик стола, а там лежала его рукопись. Он писал ручкой, по старинке. Хотя можно было печатать на компьютере, но ему так нравилось больше. Алена мечтала о том, что когда-нибудь обязательно попробует сходить в другое издательство, вдруг там не откажут и книга всё-таки увидит свет? Папа был бы очень рад…

Всё это так и стояло нетронутым, словно бы родители с минуту на минуту должны вернуться. Алёна первое время испытывала очень сильные эмоции. Ей чудилось, что они уже вернулись. И сидят за столом, пьют на кухне чай. Ей даже слышались их голоса…

Со временем стало легче, тем более что раскисать было некогда, нужно было искать работу. Алёне повезло, и она нашла удачную вакансию, отправилась на собеседование и её тут же взяли. Родительские сбережения, что Алёна нашла в шкатулке в серванте, быстро таяли, а за квартиру нужно было платить. Хоть она сама и питалась, словно птичка (так когда-то говорила мама), но есть ей всё же было нужно. Правда в кладовке Алёна обнаружила много запасов. Она никогда туда не заглядывала, и не знала, что там вообще хранится. Бытовыми вопросами заправляли родители, да так ловко, что Алене казалось, что все происходило само собой. Папа покупал продукты, мама готовила, она любила готовить. А Алёна очень любила родителей, которые её старательно оберегали от всех жизненных трудностей.

— Наготовишься ещё за свою жизнь, — говорила мама, надевая фартук. — Ты же умеешь всё? Умеешь. Видела же, как я делаю, сможешь сама, если что. Лучше занимайся, учись — это главное, от этого зависит твоё будущее. А мы поможем.

— Я пойду пыль тогда протру, — улыбаясь, говорила Алёна. — Я же хочу тебе помогать!

— Хорошо. Протри, доченька, а то мне некогда. А с готовкой я сама управлюсь, — говорила мама и обнимала дочь.

Папа очень гордился дочерью. Ему нравилось, что Алена хорошо знает математику и физику и часто побеждает на школьных олимпиадах.

— Умница дочка у нас выросла! — часто повторял он.

Потом Алёна поступила в институт и уехала жить в общежитие. Но по родителям очень скучала и всегда приезжала на выходные и каникулы. В те дни мама баловала её домашней выпечкой, а папа открывал свой любимый томик стихов и читал вслух. Они сидели с мамой, обнявшись, на диване и слушали. Дома Алёна отдыхала душой.

Так и жили. Очень дружно и счастливо.

…Едва начав работать, Алёна встретила Дмитрия. Стали общаться. Понравились они друг другу с первого взгляда, правда мама Димы сразу отчего-то Алену невзлюбила. Не играло роли даже то, что девушка имела своё жильё.

— Жалкая какая-то. Серенькая мышка. Не такую я себе невестку представляла, — говорила она сыну. — Тебе нужна девушка яркая, красивая. И детки тогда тоже родятся красивыми. И наш род…

— Мама, ты о чём? Какой род? Древности какие-то… Нормальная девушка, я её люблю. Она кстати, умная очень. И у неё в жизни произошла трагедия. Может поэтому она тебе кажется такой жалкой, я не знаю, но она до сих пор переживает… И она очень сильная. Не знаю, смог бы я, случись чего, такое пережить.

— Ну не нравится она мне… — качала головой мать.

— Ничего, — простодушно отвечал Дима, — Жить то с ней мне, а не тебе.

— Всё шутишь! — укоряла Ольга Васильевна. — А мне не до шуток. В нашем роду все невестки были…

— Мама! Опять ты за своё. Всё. Я женюсь на ней. Я решил.

Поженились, жить стали у Алёны. Первым у них родился сын Иван. Потом, когда ему уже нужно было идти в школу, Алёна снова ушла в декрет. Родилась Оля. А потом, не выходя из декрета, Алена родила Лесю. Девочки были спокойными, никаких проблем с ними не было и потому всё шло нормально. Дмитрий работал на хорошей работе, обеспечивал стабильный тыл. Алена всегда была за ним как за каменной стеной, а потом вдруг в один миг всё изменилось, когда Дмитрий заявил, что хочет уволиться.

— Достало всё, Аленка, — говорил Дима. — Хочу найти что-нибудь получше, а то эти придирки постоянные. Я устал. Был бы тот начальник, что раньше, вот тогда лафа была, а теперь, как этот Роман пришел, никому житья не даёт. Я больше него знаю и понимаю, а сделать ничего не могу. Он мне талдычет какую-то чушь, а я исполнять должен. Не хочу. Устал. С души воротит.

— Ннну…хорошо. Давай. Поищи что-нибудь другое, — Алене не очень понравились новости. Она с настороженностью относилась к смене работы. Но что поделаешь, если там, и правда, стало хуже? Однако зарплата, конечно, была хорошая, грех жаловаться…

Через месяц Дима нашёл хорошую (по его словам) работу. Устроился и, кажется, всем был доволен. Однако ещё через месяц он принес зарплату, вдвое меньше, чем давали на прежней работе.

— Дим… Это что? Как то мало совсем… — растерялась Алёна. — Девчонкам куртки надо покупать, Ване ботинки. И как это я на такие деньги куплю? Моих на всё не хватит. Едва на квартплату и еду хватает, а твои… Вот на той работе было…

— Зато не напряжно. Что ты хочешь от меня? Чтобы я здоровье потерял? Это вполне могло бы случиться! — ответил Дима. — На той работе уже ничего не светило. Я бы рано или поздно всё равно оттуда уволился.

— Но зарплата… — начала было Алена.

— Ты все измеряешь в деньгах? — прищурился Дима. — На меня тебе наплевать?

— Нет, конечно, не обобщай! Я просто сказала тебе, что этих денег мало, вот и всё. Не хватит нам, понимаешь?

— Я могу вообще не есть, — обиделся Дмитрий. — Может это из-за меня такие бешеные расходы на питание?

Поругались Алена и Дима. Три дня не разговаривали, а потом Дима нехотя сказал, что всё же уволится и оттуда, потому что ему самому там не нравится.

— Гайки начали закручивать! Это им не то, то ни это! За такие придирки я на прежней работе вдвое больше получал!

— Вот и я о том же, — тут же поддержала его Алена.

— А куда тогда?

— Надо снова искать, — со вздохом ответила Алена.

И Дима принялся искать. Искал-искал, но что-то ничего не попадалось. А потом Алене показалось, что он, вроде как, совсем перестал искать.

— Дим! На одну мою зарплату мы тем более не проживём. Шевелись уже! — возмутилась Алёна.

— Я шевелюсь. Только нельзя в спешке хвататься за первое, что попадётся! А то получится, как в прошлый раз. Ты же первая мне претензии тогда предъявила! А я, между прочим, не сижу просто так. Я сегодня убрался, приготовил обед. Помогаю тебе, а ты…

— Ну, прости. Я просто переживаю. Надо бы тебе на работу всё же.

— Знаю, знаю, — ворчал Дима, выключая на компьютере трансляцию фильма и открывая ненавистный сайт с вакансиями.

Свекровь была на стороне Димы.

— Пусть Дима отдохнёт, он и так вас всех тянул все эти годы, устал, заработался, — заявила она по телефону. Потом приехала в гости и снова стала петь ту же песню. — Всё у вас хорошо будет. Не дергай мужика, дай хоть отоспится чуток, а то исхудал весь.

— С чего бы? — возмущалась Алёна. — Это на мне одежда болтается, а он ест, спит и мультики смотрит. Отчего коток гладок, оттого что поел и на бок!

— Во какая! Поедом ест! — возмутилась свекровь. — Говорила тебе, сын, не женись на ней.

— Ольга Васильевна! Вы чай пьёте? Вот и пейте! Мы сами разберемся.

— Разберутся они, — вставая из-за стола, сердито проговорила свекровь.

…Прошло еще два месяца. Ситуация с работой Димы не менялась. Он искал.

— Слушай! Молодой здоровый мужик три месяца на диване лежит, это как? — снова завела неприятный разговор Алёна.

— Да ищу я! Не попадается ничего.

— Да не видела ни разу, что ты ищешь. Только мультики смотришь!

Так слово за слово и поругались. Нервы у Алены были на пределе. Она постоянно думала о том, как сэкономить, что и где подешевле купить, как растянуть свою зарплату и не ущемить детей. Они росли и им многое было нужно.

Дима хлопнул дверью и ушёл. К маме.

Алена даже позлорадствовала немного. Пусть, мол, мама, которая считает, что «мальчику» надо отдохнуть, сама и кормит этого «мальчика». А то слишком шоколадно получается.

Но свекровь долго не выдержала. Через три недели она позвонила и стала гневно кричать.

— Совесть надо иметь! Он твой муж, вы семья! Вот ты и должна его кормить и содержать! Для чего, когда женились, клятвы давали «быть друг с другом и в горе, и в радости…»?! Или забыла уже? Он от тебя не сбегал, когда ты с детьми маленькими сидела! А у меня пенсия крохотная, не на что мне… И работать бы ему, да… Короче сама с ним разбирайся, он меня не слушает!

Алена от возмущения не нашла, что сказать, а свекровь уже повесила трубку. Выговорилась. А вечером явился Дима. Грустный, с сумкой вещей наперевес. Понурив голову, он прошёл на кухню, налил себе чаю и уселся на табурет.

— Никому я не нужен… Даже собственная мать не чаяла, как избавиться от меня… Выставила. Скомандовала: «С вещами на выход!» Как в тюрьме, — грустно сказал он.

— Ты мне нужен. Очень, — сказала Алёна и обняла мужа. — Ведь я тебя люблю. Мы с тобой почти двадцать лет вместе прожили. Стоит ли ссориться?

— Правда, любишь? — с подозрением спросил Дима.

— Очень. Как и прежде. Ничего не изменилось. Давай начнем всё сначала.

— Давай. Только объявления о работе вместе будем смотреть, а то меня от них уже, честно говоря, тошнит. А если ты будешь рядом сидеть, то ты будешь это тлетворное влияние нейтрализовывать…

Алена засмеялась и ещё крепче обняла мужа.

— Мам, пап а вы не ссоритесь больше? — в кухню аккуратно на цыпочках прошмыгнула Леся.

— А то мы волновались очень, — за ней уже смелее вошла Оля.

Повисла напряженная тишина.

— А у меня пятёрка по географии! Помнишь, папа, мы реки с тобой учили? — вдруг сказала Оля.

— А у меня экзамены на носу, — буркнул Иван, который тоже вошел вслед за сестрами в кухню, и налив чаю, уселся рядом с родителями.

— Вот видишь, сколько новостей! Все тебя любят и ждут, чтобы рассказать их, — с улыбкой сказала Алёна и смахнула непрошеные слёзы. «Подумать только, мы ведь едва не развелись!» — с ужасом пронеслось у неё в голове.

— Так вы не разведётесь? — в лоб спросила Оля.

— Вот ещё! Это вовсе не повод для развода. Всё это ерунда, мелочи жизни. Вот сейчас посмотрим с мамой очередной раз вакансии и обязательно что-нибудь отыщется. Наша мама — добрый ангел.

— Ага! — подтвердили все дети и бросились обнимать Алёну. Она шутливо отбивалась и пыталась отворачиваться, чтобы никто не увидел её слёз.

Через неделю Дима вышел на новую работу. Условия там были подходящие и зарплата хорошая. Всё нашлось и все получилось, потому что Алёна и Дима смогли договориться и правильно расставили жизненные приоритеты…

Ольга Васильевна радовалась за сына, однако немного ворчала, потому что продолжала не пойми с чего, сердиться на Алёну. Что поделаешь? Материнское сердце, оно такое. Беспокойное…

Жанна Шинелева


Рецензии